double arrow

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Содержание дисциплины по темам

Учебно-тематический план дисциплины

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  № п/п   Название темы Форма обучения
очная заочная (сокращенная программа) заочная
всего лекции практич. работа самост. работа всего лекции практич. работа самост. работа всего лекции практич. работа самост. работа
Предмет и задачи курса демографии        
История формирования и развития демографической науки          
Законы и закономерности развития народонаселения
Система источников данных о населении и демографических процессах
Численность и структура населения
Естественное движение населения: смертность и рождаемость
Миграция населения и урбанизация
Воспроизводство населения и его моделирование        
Методы демографического прогнозирования          
Демографические проблемы и экономическая структура общества
Демографическая политика        
  Всего:

Учебно-тематический план дисциплины
по очно-заочной (вечерней) форме обучения




№ п/п Наименование темы Всего Лекции Практ. занятия Самост. подготовка
Предмет и задачи курса демографии    
История формирования и развития демографической науки    
Законы и закономерности развития народонаселения
Система источников данных о населении и демографических процессах
Численность и структура населения
Естественное движение населения: смертность и рождаемость
Миграция населения и урбанизация
Воспроизводство населения и его моделирование    
Методы демографического прогнозирования    
Демографические проблемы и экономическая структура общества
Демографическая политика    
  Всего:

Тема 1. Предмет и задачи курса

Демография как наука, ее актуальность. Современные демографические проблемы и их значение в обществе. Роль демографического фактора в социально-экономическом развитии страны.



Предмет демографии, различные подходы к его оп­ределению. Роль и задачи демографии как общественной науки, учебной дисциплины, отрасли реализации демографической информации.

Основные понятия науки: население, народонаселение, естественное движение населения, воспроизводство населения. Закономерности демографических процессов.

Тема 2. История формирования и развития
демографической науки

История формирования науки и системы знаний о народонаселении, появление статистических методов. Основоположники демографии и ее становление в ХVII-ХIХ веках. Взаимосвязь демографии с другими науками о народонаселении. Развитие демографии в России. Основные на­правления современной демографии (теоретическая демография, историческая демография, экономическая демография, военная демография, этниче­ская демография, прикладная демография, демографика и др.).

Естественное движение населения, его статистика. Демографическое событие, демографический процесс и его закономерности. Демо­графия в системе экономического образования, соотношение демографии с экономическими науками.

Тема 3. Законы и закономерности развития народонаселения

Научные воззрения и основные закономерности развития народонаселения и эко­номики в первобытно-общинной, рабовладельческой и феодаль­ной общественно-экономических формациях. Классификация законов народонаселения. Закон народонаселения Т. Мальтуса. Капиталистический закон народонаселения К. Маркса.



Современная демография: широкий и узкий подходы к воспроизводству населения. Соотношение социального и биологического в развитии народонаселения. На­родонаселение и глобальные проблемы современности. Концеп­ция демографического перехода.

Тема 4. Система источников данных о населении и демографических процессах

Понятие и виды демографических процессов и явлений. Основные требования к демографической информации. Качество, полнота и точность собираемой информации о населении и демо­графических процессах, особенности ее использования. Текущий учет демографических собы­тий.

Статистика естественного и миграционного движения населения. Демографические методы наблюдения (учета), правила группировки данных, методы измерения и сравнения интенсивности демографических процессов. Оценка факторов, влияющих на демографические процессы. Демографические коэффициенты (общий, специальный, интегральный), демографические таблицы.

Источники данных о населении: текущий учет, переписи, регистры, выборочные социально-демографические обследования на­селения.

Переписи населения – один из основных источников данных о населении. Главные отличия переписи населения от других форм учета. История переписей населения в нашей стране и за рубежом. Микроперепись 1994 года в России. Перепись населения 2002 года в Российской Федерации. Публикации демографических данных (на национальном и международном уровнях). Перепись населения 2010 года: что нас ожидает?

Тема 5. Численность и структура населения

Численность населения, компоненты ее изменения. Уравне­ние демографического баланса. Темпы роста численности насе­ления.

Понятие структуры населения. Показатели структуры населения. Виды структур. Структуры населения по полу и возрасту. Половозрастные пирамиды: типы, построение и анализ.

Тенден­ции изменений половозрастной структуры в регионах мира, в России и СНГ. Демографическое старение населения.

Структуры населения по брачному и семейному состоянию. Семья и домохозяйство. Го­родское и сельское население. Этническая структура. Социально-профессиональная и образовательная структуры.

Тема 6. Естественное движение населения: смертность и рождаемость

Демографическое понятие смертности. Два типа смертности. Общие и спе­циальные показатели смертности. Возрастные коэффициенты смертности. Коэффициент младенческой смертности. Вероятностные таблицы смертности. Социальный прогресс и изменение структуры смертности по причинам смерти. Основные причины смерти населения, в том числе в трудоспособном возрасте. Тенденции смертно­сти в России и странах мира. Уровень средней продолжительности жизни. Факторы и перспективы даль­нейшего роста продолжительности жизни.

Рождаемость и репродуктивное поведение. Общие и специальные коэффициенты рождаемости. Рождаемость и плодовитость. Естественная рождаемость и ее уровень. Брачная и внебрачная рождаемость. Динамика уровня рождаемости в мире, СССР и в России. Современ­ные тенденции, проблемы и перспективы рождаемости. Развитие концепции рождаемости.

Тема 7. Миграция населения и урбанизация

Понятие миграционного движения. Современная классифи­кация миграционных процессов. Внутренняя и внешняя миграция, структура основных миграционных потоков. Миграция и экономическое раз­витие. Масштабы миграции. Виды миграции. Добровольная и вынужденная формы миграции. Нелегаль­ная иммиграция. Основные направления миграция населения в России.

Понятие урбанизации. Динамика численности городского населения. Факторы урбанизации. Последствия «сверхурбаниза­ции» и экономическое развитие.

Тема 8. Воспроизводство населения
и его моделирование

Общее понятие воспроизводства населения. Типы воспроиз­водства населения. Связь возрастной структуры с режимом воспроизводства населения. Понятие режима естественного воспроизвод­ства населения, его показатели.

Модели стационарного, стабиль­ного и квазистабильного населения. Миграция и воспроизводство населения. Использование моделей населения в демографических и экономических исследованиях.

Демографические группы. Поколения: реальное, условное и гипотетическое.

Тема 9. Методы демографического
прогнозирования

История демографических прогнозов. Виды прогнозов: прогноз-предостережение, нормативный прогноз. Типы демо­графических прогнозов. Цели и задачи демографических прогнозов. Прогнозирование общей численности населения. Прогнозирование половозрастной структуры населения. Продольный и поперечный методы в демографическом анализе. Проблема точности прогнозов.

Методы прогнозов: кривые тенденций, передвижки возрастов, сценарный. Метод удвоения численности населения. Методы экстраполяции и оцен­ки на будущее общей численности населения. Информационная база прогнозов. Горизонты прогнозирования: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный. Основные компо­ненты демографического прогноза.

Тема 10. Демографические проблемы
и экономическая структура общества

Оценка интенсивности и структурных факторов демографи­ческого и экономического развития. Демографические структуры и их взаимосвязь с экономическим развитием. Демографический взрыв. Рост населения и экономическое развитие. Демографиче­ский кризис. Старение населения и его экономические последст­вия.

Демографические аспекты формирования рынка труда. Теория «человеческого капитала». Демографическая характеристика основных элементов раз­вития рынка труда: рабочая сила, трудовые ресурсы, население трудоспособного возраста. Трудовой потенциал населения. Демо­графические аспекты спроса и предложения на рынке труда. Влияние миграции на формирование и развитие национальных, региональных, международных и мирового рынков труда. Выход России на мировой рынок труда.

Тема 11. Демографическая политика

Демографическая политика: определение, история, методы, эффективность. Динамика изменений численности населения России (за 100 лет, за последние 10 лет и прогноз на 2025 г.). Естественная убыль населения с 1992 года. Источник роста (компенсация) – миграционный прирост населения. Методы и формы проведения демографической политики. Семейная политика. Региональная демографиче­ская политика.

Необходимость проведения демографической экспертизы в реализации программ социально-экономического развития. Основные направления регулирования демографиче­ских процессов в России. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2025 года.

1.3. Методические указания (рекомендации)
по изучению дисциплины

Предметом курса “Демография” является теоретико-методологические основы и закономерности воспроизводства населения, его численность и плотность, особенности территориального распределения и жизненной динамики во времени и пространстве во всех сферах общества (динамика таких процессов как рождаемость, брачность, разводимость, смертность, миграция).

Целью курса “Демография” является изучение теоретических и практических основ демографических процессов, понимание их взаимосвязи, а также их социальная обусловленность.

Основными задачами курса являются:

· изучение студентами теории и предметной области демографии, освоение категориального аппарата науки, ее структуры и базовых показателей;

· изучение принципов и методологии демографических процессов народонаселения, а также умение студентов ориентироваться в современных тенденциях его изменений;

· понятие демографических прогнозов, структуры прогнозирования в социально-экономической сфере;

· усвоение студентами комплекса специальных знаний и навыков самостоятельной работы;

· понимание статистико-демографической информации, умение ее «читать», а также выработка навыка у студентов использовать полученную информацию в качестве одного из методов для анализа социально-демографических или иных социальных процессов;

· формирование способностей у студентов принимать управленческие решения на основе полученной информации.

В процессе учебных занятий необходимо раскрыть особенности формирования науки, ее взаимосвязи с другими науками о народонаселении, ее соотношение с экономическими науками. Необходимо освоить принципы, законы и закономерности развития народонаселения. Следует показать различные современные подходы в области демографии, раскрыть глобальные проблемы развития народонаселения.

Необходимо раскрыть сущность процесса рождаемости, подчеркнув важность данной проблемы со стороны государства, осуществляемого институтами гражданского общества. Следует также дать студенту представление о существующих проектах и подходах к оценке рождаемости, оценить эффективность демографической политики, проводимой в современной России, выявить приоритеты с учетом всех сегодняшних тенденций. В этой теме студенту важно понять, что же представляет собой демографическое поведение, как индивида, так и всего населения.

Особое внимание студентам рекомендуется уделить рассмотрению принципов миграционных процессов, их экономической и демографической важности. Как влияет миграция на все страны, ее особенность в России, ее виды и формы. В данной теме важно раскрыть основные тенденции развития российского рынка труда с учетом миграции, выявить ее социальные последствия.

Специальная тема посвящена прогнозам в демографии и социальному моделированию воспроизводства населения, использованию модели населения в современных демографических и экономических исследованиях на сегодняшний день.

В заключительной теме следует объяснить, что понимается под демографической политикой, какова ответственность государства за ее проведение. Необходимо раскрыть существующие на сегодняшний день направления регулирования демографических процессов, как в России, так и в других государствах. Студентам важно ознакомиться с Концепцией демографического развития в Российской Федерации, а также рассмотреть и попытаться оценить с учетом полученных знаний по курсу, как проходит реализация приоритетных национальных проектов и каковы перспективы развития.

Успешное овладение знаниями по дисциплине предполагает систематическую работу студентов на лекциях, самостоятельное изучение материала, а также закрепление полученных знаний на семинарских занятиях, где они смогут не только показать свой уровень подготовки и степень усвоения учебного материала, но и научиться решать поставленные задачи, ясно излагать свои мысли по заданной проблематике.

С учетом развития высоких технологий и доступности к ресурсам системы Интернет у студентов есть возможность в режиме реального времени получать информацию о демографических процессах. Таким официальным носителем информации выступает Федеральная служба государственной статистики. Студенты всегда смогут на ее официальном сайте найти базовую статистическую информацию, комментарии к статьям о демографических процессах, графики и диаграммы по разным темам.

Кроме того, по каждой теме дисциплины рекомендована основная и дополнительная литература, а также даются Интернет-ссылки. Все это поможет студентам более широко изучать и оценивать происходящие демографические процессы в наши дни.

Завершающим этапом изучения дисциплины является выполнение и защита контрольной работы в соответствии с методическими указаниями по ее выполнению и сдача итогового экзамена.

Тема 1. Демография как наука
и история ее формирования

1. Предмет демографии, ее основные понятия.

2. История демографии, основоположники науки, ее становление и развитие.

3. Система демографических наук и место демографии в системе знаний о народонаселении.

4. Демография и экономические науки.

Литература по теме:

Основная; дополнительная: 25, 29, 38, 52, 78, 84.

Интернет-ссылки: 1, 5, 7, 24.

Тема 2. Народонаселение и его роль в развитии общества

1. Основные закономерности развития народонаселения.

2. Народонаселение и глобальные проблемы современности.

3. Законы народонаселения Т. Мальтуса и К. Маркса.

4. Концепции демографического перехода.

Литература по теме:

Основная; дополнительная: 24, 31, 45, 50, 51, 62, 63, 64.

Интернет-ссылки: 12, 17, 18, 20, 34, 35, 36, 48.

Тема 3. Демографическая статистика и источники данных о населении

1. История переписей населения в России и бывшего СССР.

2. Программы переписей и их сравнительный анализ.

3. Демографические коэффициенты (показатели) и демографические таблицы.

4. Категории населения в переписях населения. Решение конкретных задач.

5. Переписи в современной России: микроперепись в 1994 году и перепись населения 2002 года.

6. Организация Всероссийской переписи населения 2010 года: цели, задачи, программа.

Литература по теме:

Основная; дополнительная: 18, 24, 36, 41, 56, 68.

Интернет-ссылки: 11, 12, 43, 59.

Тема 4. Общее понятие численности и структуры населения

1. Темы роста численности населения в мире и в России.

2. Понятие структуры населения, ее показатели, виды и тенденции изменения.

3. Половозрастные пирамиды – графическое отображение структуры населения. Демографические таблицы.

4. Брачная и семейная структуры населения. Семья и домохозяйство.

Литература по теме:

Основная; дополнительная: 12, 24, 36, 68, 70, 83.

Интернет-ссылки: 12, 14, 18, 47, 50, 51, 62.

Тема 5. Рождаемость и смертность, брачность
и репродуктивное поведение населения

1. Понятие смертности и ее структура.

2. Демографические показатели (коэффициенты) смертности.

3. Основные причины смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте.

4. Рождаемость и плодовитость. Измерение уровня рождаемости.

5. Репродуктивное поведение населения. Динамика уровня рождаемости.

6. Рождаемость: перспективы сегодня и развитие концепции на будущее.

Литература по теме:

Основная; дополнительная: 1-3, 5-9, 11, 13, 14, 19-21, 29, 33, 39, 47, 52, 53, 57, 82, 83, 88.

Интернет-ссылки: 3, 8, 10, 12, 13, 15, 23, 33, 38, 49, 53, 55.

Тема 6. Миграция населения и урбанизация

1. Понятие миграции населения, ее виды и формы.

2. Причины и факторы миграции населения.

3. Процесс миграции населения в России: анализ, показатели эффективности и прогнозирование миграционных потоков.

4. Миграция и развитие урбанизации.

Литература по теме:

Основная; дополнительная: 23, 38, 40, 43, 44, 54, 55, 58-60, 66, 71, 73, 75-77, 85, 89.

Интернет-ссылки: 6, 12, 29-32, 37, 41, 44, 57, 58, 60.

Тема 7. Естественный рост и воспроизводство населения: понятия, модели

1. Процесс естественного воспроизводства населения.

2. Теория стабильного населения: основные модели и их свойства.

3. Демографические группы и понятие поколения.

Литература по теме:

Основная; дополнительная: 7, 12, 25, 28, 51.

Интернет-ссылки: 27, 39, 45, 52, 56, 62.

Тема 8. Методы демографического
прогнозирования

1. История демографических прогнозов.

2. Виды и типы прогнозов населения.

3. Демографические и функциональные прогнозы населения.

4. Основные методы демографического прогнозирования и проблемы их точности.

Литература по теме:

Основная; дополнительная: 10, 27, 31, 36-38, 90.

Интернет-ссылки: 12, 25, 32.

Тема 9. Демографическая политика и проблемы современного развития населения

1. Демографические показатели как индикатор общественного развития (индекс «физического качества жизни», индекс «развития человеческого потенциала», индекс «человеческого развития»).

2. Глобальные проблемы народонаселения: демографический взрыв, демографический кризис, старение населения и т.д.

3. Демографическая политика, основные направления, методы и формы.

4. Концепция демографического развития Российской Федерации до 2025.

Литература по теме:

Основная; дополнительная: 4, 15, 34, 37, 50, 51, 86.

Интернет-ссылки: 21, 22, 54, 61, 64.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Выполнение письменных работ, в том числе и контрольной, является составной частью учебного процесса.
Во-первых, студенты вырабатывают навык самостоятельной работы, учатся систематизировать полученные знания, нарабатывают опыт работы с информацией и ее научного анализа;
во-вторых, такая работа позволяет осуществить проверку усвоения студентами учебного материала по данному курсу.

Требования к структуре контрольной работы:

1. Титульный лист, оформленный по образцу (см. приложение 4).

2. План работы: план обычно включает 3-4 пункта (вопроса) рассматриваемой проблематики, введение и список использованной литературы.

3. Введение: во введении формулируются актуальность, цель и задачи работы.

4. Основная часть: в тексте контрольной работы в соответствии с планом должны быть проанализированы и структурно изложены как теоретические, так и демографические показатели в динамике и в сравнении с уровнем этих показателей по РФ (в целом и по регионам), а также их практическая реализация в наши дни. Желательно использование графического изображения: демографические таблицы, диаграммы, графики.

5. Заключение (выводы): в конце работы необходимо подвести основные итоги, сделать выводы и предложения.

6. Список использованной литературы: контрольная работа всегда завершается списком использованной литературы (любые источники, включая ссылки на Интернет) с указанием фамилий и инициалов авторов, названия книг, брошюр, других материалов (если есть), места издания, наименования издательства, года выпуска, для периодической печати – название журнала, газеты (год, номер, название статьи) или газеты (год, номер, число).

Объем текста контрольной работы, включая титульный лист не должен превышать 20 страниц машинописного текста, который при этом должен быть грамотно отформатирован
(см. приложение 5).

Задачи студента при написании контрольной работы заключаются в следующем: логично и по существу изложить вопросы плана; четко, ясно и последовательно изложить материал; уметь использовать статистическую информацию; правильно использовать демографические термины и понятия; показать знание материала, рекомендованного по теме.

Студент может выбрать для анализа любую понравившуюся тему из списка или предложить свою, предварительно согласовав ее с преподавателем.

Контрольную работу студент представляет на рецензирование в установленный графиком срок.

Контрольная работа оценивается преподавателем, который оформляет допуск к сдаче экзамена по изучаемому курсу.







Сейчас читают про: