Особенности приграничных районов России

После распада СССР и образования на месте бывших союзных республик независимых государств геополитическое положение России существенно изменилось. Особенно наглядно это прояви­лось в том, что многие регионы, ранее находившиеся в глубине страны (Челябинская, Омская, Саратовская области и др.), ныне оказались приграничными. В настоящее время протяженность сухопутных границ России составляет 14,3 тыс. км. Эти границы можно дифференцировать по следующим признакам:

· совпадающие с рубежами бывшего СССР — границы с Нор­вегией, Финляндией, Польшей, Монголией, Китаем и КНДР;

· границы с государствами Балтии — Эстонией, Латвией и Лит­вой;

· административные границы со странами СНГ — Беларусью, Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном.

Таким образом, вместе с ранее существовавшими границами в Карелии, Мурманской, Ленинградской, Калининградской об­ластях, республиках Алтай, Тыва, Бурятия, Читинской и Амур­ской областях, Еврейской АО, Хабаровском и Приморском краях приграничными оказались еще 24 субъекта Федерации (Псков­ская, Смоленская, Брянская, Курская, Белгородская, Воронеж­ская и Ростовская области, Краснодарский край, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская республики, Северная Осетия—Алания, Ингушетия, Чеченская республика, Дагестан, Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Оренбургская, Че­лябинская, Курганская, Тюменская, Омская и Новосибирская области, Алтайский край). В результате ранее глубоко интегри­рованные в экономическом, социально-демографическом и культурно-этническом отношении сопредельные территории оказались разобщенными. Коснулось это и непосредственно населения приграничных областей. Многие, даже самые близ­кие, родственники (родители и дети, братья и сестры) стали гражданами разных государств, затруднилось общение между ними.

В приграничных районах в настоящее время сложилась не­простая ситуация. Все они (за исключением Санкт-Петербурга и Ленинградской области) имеют низкий уровень производст­ва валового регионального продукта (ВРП) на душу населения. Например, в субъектах Федерации Юга России он в 1,5—2,7 раза ниже, чем в среднем по стране, а денежные доходы населения составляют лишь 43,8% среднероссийского уровня. Почти пол­ностью прекращена инвестиционная деятельность. Высок уро­вень безработицы, значительно отстает от среднероссийских показателей доля малых и средних предприятий. Аналогичная картина наблюдается и в других приграничных районах.

Между тем все более широкое включение России в междуна­родное разделение труда, мировые хозяйственные связи создают благоприятные возможности для активизации развития пригра­ничных районов. Однако с учетом несомненных преимуществ географического положения России как евро-азиатской страны в осуществлении торгово-экономических связей между государ­ствами Европы и Азиатско-тихоокеанского региона возможно­сти эти недоиспользуются. Такое положение во многом обуслов­лено несоответствием технико-эксплуатационных параметров морских портов, оставшихся в России после распада СССР, для принятия грузопотоков, ранее проходивших через порты Украи­ны и Балтии. Отметим также, что с переходом под юрисдикцию других государств крупных морских портов с нефтяными терми­налами (Вентспилс — Латвия, Клайпеда — Литва, Ильичевск и Одесса — Украина) существенно осложнилась транспортировка на зарубежные рынки нефти и нефтепродуктов — главного источ­ника валютных поступлений в экономику России.

Все это ставит в ряд первостепенных задач реконструкцию и техническую модернизацию действующих, а также сооружение новых современных портовых комплексов. В частности, три но­вых порта должны быть построены в Ленинградской области на побережье Финского залива уже в ближайшее время: в Усть-Луге (многопрофильный), в Приморске (со специализацией на пере­возках сырой нефти и нефтепродуктов, сжиженного природно­го газа и жидких химических продуктов) и в бухте Батарейной (по перевозкам нефтепродуктов). Кроме упрочения позиций Рос­сии в мировых хозяйственных связях осуществление этих меро­приятий позволит создать большое число дополнительных рабо­чих мест, привлечь значительные инвестиции (в том числе и иностранные), поднять уровень социально-экономического раз­вития приграничных регионов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: