Тема 3. Регулирование рынка труда и политика обеспечения занятости населения

В современное время занятость стала одной из острых социально- экономических проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. Чем больше людей занято общественной полезной работой, тем больше в стране валовой внутренний продукт. Но наличие высокой безработицы не позволяет произвести потенциально возможный ВВП (выпуск продукции при полной и эффективной занятости), что создает значительные трудности для государства в решении социальных проблем. В особенно тяжелом положении оказываются лица, длительное время не работающие и не имеющие источников существования, кроме пособий, выделяемых в соответствии с теми или иными государственными программами. Это толкает их на поиск жизненных средств незаконным способом, усиливает криминальную ситуацию и другие негативные явления в обществе.

Обеспечение занятости всего трудоспособного населения является одной из важнейших задач любого государства и Правительства. Для решения этой задачи государство принимает соответствующий закон о занятости и разрабатывает комплекс мер, соответствующих его реализации, т.е. проводит определенную политику занятости.

Занятость- это понятие, которое имеет много значений, включает разные виды деятельности. Под занятостью понимают занятие полезным делом, учебой, работой, уходом за детьми, военную службу и т.д. Как экономическая категория она представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающая меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, личных интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода.

В обеспечении полной, продуктивной и эффективной занятости, дающей возможность получать достойную заработную плату, достаточную для жизни и развития работника и членов его семьи, заключается суть политики занятости. А достижение и поддержание такой занятости является целью политики занятости. Но целю такой политики является не только сохранение общего уровня полной занятости, но и решение экономических и социальных задач, прежде всего повышение уровня жизни, создание условий для развития человека, включая создание и совершенствование системы непрерывного образования (начиная с подготовки детей и подростков и кончая переподготовкой, повышение квалификации работников в течении всей жизни через определенные промежутки времени).

Управляющее воздействие на сферу занятости и рынок труда оказывают три основных субъекта: государство (прежде всего через законодательную и исполнительскую власть), работодатели (предприниматели, администрация предприятий и организаций), государственная служба занятости.

Государство реализует стратегическое управление занятостью, т.е. формирует общую политику занятости, под которой понимается совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Существует два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Активная политика занятости - это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Он предусматривает мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнения работников для сохранения рабочих мест; обучение, переобучение и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор новых рабочих мест. Пассивная политика занятости предусматривает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости.

Работодатели, как второй субъект управления занятостью осуществляют меры по сохранению и повышению уровня и качества занятости на предприятиях и организациях через формирование спроса на рабочую силу посредством создания и предложения рабочих мест на рынке труда.

Служба занятости – действует в установленных законом рамках, осуществляет комплексное регулирование занятости населения.

Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», является организационно самостоятельной службой на территории РФ, до этого в стране существовали государственные структуры занятости (ГСЗ), которые были ориентированы лишь на оказание социальной поддержки безработным гражданам.

В августе 1996 года на базе трех социальных ведомств – Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты населения РФ и Федеральной службы занятости населения образовано Министерство труда и социального развития РФ.

В РФ административная структура занятости населения имеет три уровня: Министерство труда и социального развития (управленческий уровень – общегосударственный), региональные службы занятости (управленческий уровень- республики, края), районные службы занятости (административно- территориальные единицы нижнего уровня).

Органы занятости совместно с органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления разрабатывают и осуществляют государственную политику занятости населения, проводят всю необходимую работу по ее реализации.

Министерство труда и социального развития отвечает в первую очередь за общее руководство, выработку политики занятости и управление системой служб занятости, действуя через ее региональные отделения. В его основные функции входят разработка и финансирование государственных программ, постановка задач и разработка стандартов совместно с региональными отделениями, контроль работы системы службы занятости.

Региональные службы занятости населения руководят реализацией программ и работой местных служб занятости, также финансирование, инструктирование и предоставление экспертной помощи местным службам, и контроль за их деятельностью.

Местные службы занятости реализуют меры, предусмотренные в законе РФ «О занятости населения в российской Федерации», в ст.15, непосредственно работая с населением. Целью деятельности службы занятости населения является обеспечение реализации государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей определенного региона.

Т.О. задачи СЗН включают в себя: трудоустройство, предоставление консультаций и информации о рынке труда гражданам, ищущим работу, а также оказание и других услуг: осуществление социальных выплат безработным гражданам в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению СЗН, оказание психологической, материальной поддержки гражданам и членам их семей, находящимся на их содержании.

Гарантии государства в реализации права граждан на труд

Основным гарантом реализации права на труд в Российской Федерации является государство.

Государство гарантирует гражданам Российской Федерации:

1 свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда;

2 охрану труда, правовую защиту от необоснованного уволь­нения или необоснованного отказа в приеме на работу в соот­ветствии с законодательством РФ о труде;

3 бесплатное содействие в подборе подходящей работы и тру­доустройстве при посредничестве органов службы занятости.

Государство гарантирует безработным гражданам:

1 бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

2 обеспечение социальной поддержки;

3 компенсацию, в соответствии с законодательством РФ, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению ор­ганов службы занятости;

4 бесплатные медицинское обслуживание и медицинское ос­видетельствование при приеме на работу и направлении на обу­чение;

5 возможность заключения срочных трудовых договоров (кон­трактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

Дополнительные гарантии занятости для от­дельных категорий населения:

1) Граж­данам, особо нуждающимся в социальной защите и испытываю­щим трудности в поиске работы:

1 разработка и реализация целевых программ содействия занятости;

2 создание дополнитель­ных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов);

3 установление квоты для при­ема на работу инвалидов (Квота для приема на работу инвалидов установлена в пределах от 2% до 4% среднесписочной численности работников, составляющей более 100 человек в организации (ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»);

4 предоставление услуг по профессиональной ориентации;

5 организация обучения по специальным программам.

2) Гражданам, высвобождаемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) после увольнения гарантируются:

1 сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы;

2 возможность пользоваться ведомственными лечебными учреждениями;

3 де­тям сохраняется возможность пользоваться детскими дошкольными учреждениями на равных услови­ях с гражданами, работающими в данной организации.

3) Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В целях содействия полной, продуктивной и свободно из­бранной занятости населения государство осуществляет:

1 разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размеще­ние производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;

2 правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответству­ющих государственных гарантий;

3 разработку и реализацию федеральной и территориальных программ содействия занятости населения;

4 создание федеральной государственной службы занятости населения.

Федеральная государственная служба занятости насе­ления является организационно самостоятельной службой на территории Российской Федерации, деятельность которой на­правлена на:

1) оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

2) разработку и реализацию федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости населения, включая програм­мы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социаль­ной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

3) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а ра­ботодателям в подборе необходимых работников;

4) организацию профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

5) осуществление социальных выплат в виде:

1 пособия по без­работице,

2 стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости,

3 оказания материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.

Территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а лишь координируют свою деятельность с деятель­ностью соответствующих органов исполнительной власти, ор­ганов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.

Для объективной оценки состояния рынка труда и положе­ния в области занятости населения в Российской Федерации устанавливается государственная статистическая отчетность. Органы службы занятости обмениваются на безвозмезд­ной основе с органами государственной статистики, налоговы­ми органами, органами миграционной службы и другими заин­тересованными государственными органами отчетной докумен­тацией и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций.

Деятельность по оказанию гражданам услуг в содействии тру­доустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения осуще­ствляется юридическими лицами на основании лицензий, выда­ваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии заключения органов службы занятости.

В целях выработки согласованных решений по опреде­лению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, территориальных уровнях в рамках социаль­ного партнерства создаются координационные комитеты со­действия занятости населения из:

1 представителей объеди­нений профессиональных союзов,

2 представительных органов работодателей,

3 представителей органов службы заня­тости,

4 других заинтересованных государственных органов или общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в комитетах сторонами.

Основные права профессиональных союзов в содействии занятости населения:

1 вносить в органы местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации ме­роприятий, связанных с массовым высвобождением работников;

2 содействовать обеспечению социальных гарантий трудящих­ся в вопросах организации занятости, приема на работу (служ­бу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соот­ветствии с законодательством РФ;

3 предлагать органам исполнительной власти, работодателям проведение взаимных консультаций и выработку мероприятий по про­блемам занятости населения;

4 требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости;

5 массовое высвобождение работников, связанное с рационализацией производства, совершенствованием организации труда, ликвидацией, перепрофилированием организации или ее структурных подразделений, полной или частичной приостановкой про­изводства по инициативе работодателя, может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме соответствующих профсо­юзных органов и иных представительных органов работников.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение опла­чиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, или по договорам - в других организациях.

Общественная работа - это общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направ­ленность и организуемая в качестве дополнительной социаль­ной поддержки граждан, ищущих работу.

К общественным работам не относится:

1 деятельность, связан­ная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

2 деятельность, требующая специальной подготовки работников, а также их ква­лифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

Граждане, зарегистрирован­ные в органах службы занятости, имеют право на учас­тие в общественных работах. С лицами, желающими участвовать в общественных ра­ботах, заключается срочный трудовой договор. Преимуществен­ным правом на заключение такого договора пользуются:

1 безработные граждане, не получающие пособия по безработице;

2 безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.

Участие граждан в общественных работах допускается толь­ко с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональ­ные и другие индивидуальные особенности граждан. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных ра­ботах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.

Оплата труда граждан, занятых на общественных рабо­тах, производится в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации. На граждан, занятых на общественных работах, распро­страняется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.

Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых организуются эти работы, и привлечения при необходимости средств субъектов Российской Федерации.

Участие работодателей в обеспечении занятости населения

Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:

1 соблюдения условий договоров (контрактов), регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством РФ;

2 реализации мер, предусмотренных законодательством РФ о труде, коллективными, договорами и со­глашениями по защите трудящихся в случае приостановки про­изводства или высвобождения работников;

3 оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законода­тельством РФ дополнительной материаль­ной помощи высвобождаемым работникам за счет средств орга­низаций;

4 создания условий для профессиональной подготовки, по­вышения квалификации и переподготовки работающих;

5 разработки и реализации социального плана организации, предусматривающего сохранение и рациональное использова­ние профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;

6 соблюдения установленной квоты для трудоустройства ин­валидов;

7 трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в соци­альной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

Основные обязанности работодателей:

1) Не менее чем за три месяца и в полном объеме представлять органам службы занятости и профсоюзному органу или иному представительному орга­ну работников информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, числе и категориях работников, которых они могут коснуться, и сроке, в течение которого их намечено осуществить.

2) Ежемесячно представлять органам службы занятости:

1 сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве);

2 информа­цию, необходимую для осуществления деятельности по профес­сиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

3 информацию о наличии вакантных рабочих мест (должнос­тей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

3) Полностью возмещать затраты органов службы занятости на создание специальных рабочих мест и профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в связи с трудоустройством работников, получивших професси­ональное заболевание или инвалидность в данной организации.

4) Производить целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника определенной категории за год в случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений профессионального образования.

5) При приеме на работу гражданина, направленного служ­бой занятости, в пятидневный срок возвращать в службу занятости направление с указанием дня приема граж­данина на работу. (В случае отказа в приеме на работу гражданина, направлен­ного службой занятости, работодатель делает в направлении служ­бы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину).

Основные права работодателей:

1) Принимать на работу граж­дан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов служ­бы занятости.

2) Иметь налоговые льготы в случае трудоустройства на работу сверх ус­тановленной минимальной численности:

1 выпускников профессиональных или общеобразовательных учреждений;

2 лиц, освобож­денных из мест лишения свободы;

3 граждан, особо нуж­дающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

3) Получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда.

4) Получать полную или частичную компенсацию от органов службы занятости затрат на опережающее обучение граждан, высвобождаемых из организации, в целях обеспечения их дальнейшей занятости, а также на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобожденных из других организаций.

5) Обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: