МЕДИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ.
СЛАЙД 45. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных геополитических, социально-экономических и военно-стратегических условиях проблемы защиты населения и территорий от опасностей и угроз как мирного, так и военного времени, являются весьма актуальными, ибо ЧС природного, техногенного и террористического характера – это повседневные реалии, а военные опасности – потенциально возможны. Это требует постоянного внимания кдальнейшему совершенствованию и развитию организации защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени, уточнения государственной политики в этой области, основной целью которой является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.
В настоящее время в Российской Федерации действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике как в мирное, так и на военное время, основные элементы которого были представлены вашему вниманию в этой лекции.
Профессор кафедры безопасности жизнедеятельности
и медицины катастроф
доктор фармацевтических наук А.Б.Горячев
Учебно-методические указания для самостоятельной внеаудиторной работы
студентов медицинского вуза
Уфа 2009
УДК 614.1:312.1 – 003,12
Медико-демографические показатели. Методика их изучения: Учебно-методические указания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов медицинского вуза / Составители: Н.Х. Шарафутдинова, Р.М. Мустафин, М.Ю. Павлова, Киреева Э.Ф., Р.Р. Ибатуллина. - Уфа: Изд-во Башгосмедуниверситета, 2009. – 24 с.
Излагаются методы изучения и оценки демографических показателей. Учебно-методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальностям: 060101(65) – Лечебное дело, 060103(65) – Педиатрия, 060104(65) – Медико-профилактическое дело, 060105(65) – Стоматология.
Рецензенты:
Г.Х. Мустафина – начальник Республиканского бюро медицинской статистики
Т.Р. Зулькарнаев – зав. кафедрой общей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин медико-профилактического факультета БГМУ, д.м.н., профессор
Рекомендовано в печать Координационным научно-методическим советом по оптимизации учебного процесса и утверждено решением редакционно-издательского совета Башгосмедуниверситета.
© ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет», 2009.
1. Актуальность темы. К индикаторам общественного здоровья относятся медико-демографические показатели, которые в нашей стране характеризуются неблагоприятной тенденцией, требующие к себе пристального внимания всех министерств и ведомств и Правительства. Все это нашло отражение в «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной Указом президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351.
Демографические показатели широко используются для целей планирования здравоохранения и оценки качества работы медицинских учреждений. Они интересуют медицинских работников, прежде всего, с позиций характеристики здоровья населения в связи с проводимыми или планируемыми социальными и медицинскими мероприятиями. Кроме того, данные о демографии необходимы для планомерной и успешной деятельности органов и учреждений здравоохранения, для планирования оздоровительных мероприятий, мощности и размещения сети лечебно-профилактических учреждений и подготовки медицинских кадров.
2. Цель учебно-методических указаний: Научить анализировать и оценивать медико-демографические показатели. Для чего необходимо знать:
- определение медицинской демографии, методов ее изучения, основные показатели, их значение и применение;
- методику вычисления и оценки общих и специальных показателей естественного движения населения;
- методику вычисления и оценки младенческой, ранней неонатальной, неонатальной и перинатальной смертности;
- источники медико-демографической информации и роль врачей в ее изучении и анализе, основные тенденции медико-демографических процессов и факторы, их определяющие.
уметь:
- рассчитывать общие и специальные демографические показатели;
- оценивать и интерпретировать медико-демографические показатели;
- использовать полученную информацию при анализе показателей здоровья населения, оценке деятельности учреждений здравоохранения, планировании медицинской помощи.
3. Продолжительность занятия: 4 часа.
4. Оснащение: таблицы, схемы, задания, тесты, диаграммы, калькуляторы, компьютеры. Учетные формы: «Медицинское свидетельство о рождении», «Медицинское свидетельство о смерти», «Медицинское свидетельство о перинатальной смерти», переписные листы Всероссийской переписи 2002 года.