double arrow

Трансляция в планетарном масштабе образа и стиля жизни разных стран и цивилизаций и их влияние друг на друга

3.1. Этапы демографической глобализации

Предпосылки возникновения демографической глобализации

Появление Homo Sapiens до сих пор окутано тайной и представ­ляет собой одну из самых слабоизученных областей человеческого знания. Часть исследователей считают, что современный человек появился где-то в самом конце неолита, примерно в диапазоне от 10 до 50 тыс. лет назад. Другие исследователи называют цифру 100 тыс. лет назад. В конце 90-х годов появились статьи, главным образом в научно-популярной литературе, отодвигающие дату рож­дения современного человека примерно на 1-5 млн лет назад1.

Если вокруг даты появления современного человека до сих пор идут острейшие споры, то в вопросе о предшествующей этому собы­тию фазе развития, напротив, имеется почти полное единодушие. Общепризнано, что современный человек появился в результате эволюции человека кроманьонского2. Именно поэтому коллектив-

1 Капица СП. Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле. М., 1999.

2 До середины 60-х годов XX в. считалось, что кроманьонской стадии развития чело­века предшествовала неандертальская стадия, т.е. неандерталец эволюционировал и превратился в кроманьонца. С 1970-х годов под влиянием новых технологий ге­нетического анализа антропологи отказались от этой точки зрения. Согласно но­вой точке зрения, кроманьонец вовсе не происходил от неандертальца, а в доисто­рическую эпоху на Земле существовало два параллельных человечества: неандер­тальское и кроманьонское. Между ними произошла смертельная схватка за ре­сурс - Земной шар. В ходе этой битвы неандертальцы были полностью уничтоже­ны кроманьонцами, т.е. имел место чистый пример абсолютного геноцида, когда уничтожались все особи неандертальской популяции.

ная память, зафиксированная в мифах и преданиях, хранит в себе знание о некоем едином общечеловеческом прошлом. У всех наро­дов есть мифы вроде библейской Вавилонской башни, о том време­ни, когда все люди "были одной семьей, одним народом и говорили на одном языке". Насколько адекватна эта коллективная память ре­альным событиям - этот вопрос кажется неразрешимым. Любопыт­но лишь отметить, что разделение людей на народы ("...и смешал Бог языки их") оценивается как наказание, нечто безусловно отри­цательное. Можно утверждать, что в исторический период своего развития человечество пришло сегментированным и деглобализи-рованным, т.е. одни популяции человечества ничего не знали о су­ществовании других. Между ними, естественно, не было никаких, даже очень опосредованных контактов.

Интеграционные стремления в жизни человечества имели место всегда. Наиболее крупными событиями в период, предшествующий демографической глобализации, следует считать, по-видимому, два периода.

Первый период - это смешение уже существовавших этносов, рождение новых этносов, суб- и суперэтнических групп в период им­перии Александра Великого и в Римскую эпоху. Попытка насильст­венного механического конструирования нового этноса, предприня­тая самим Александром, оказалась неудачной. Но в целом эллини­стический мир оказался в состоянии генерировать этногенез на про­странстве от Северной Африки до Гималаев.

Эстафету интенсивнейшего межэтнического обмена и гигант­ских миграционных потоков приняла Римская империя. Именно об этом периоде можно говорить как о пике интеграционных процес­сов в тогдашней Ойкумене. Нельзя не отметить, что именно тогда миграция и образование мощных и влиятельных диаспор приобрели формы, характерные и для современного мира.

Тогда же произошло важнейшее событие - появление христианства. Его заповеди, особенно "не убий", с демографической точки зре­ния, можно истолковать как абсолютный запрет на любые формы ге­ноцида. И действительно, в рамках христианского мира геноцид, хотя и имел место, но никогда не принимал столь жестких и последователь­ных форм, которые он имел за его пределами. Римская империя вела многочисленные завоевательные войны, подчас отличавшиеся чрез­вычайной свирепостью и жестокостью (Галлия и Тир, например),. Но все же последовательного уничтожения того или иного населения1 ри­мляне не проводили (в отличие, например, от Мидии, которая провела один из самых жестоких геноцидов в человеческой истории - тоталь­ное уничтожение Ассирии и Вавилонии, в свою очередь отличивших­ся акциями тотального этноцида на окружающих территориях - вме­сте со всем населением, культурой и материальными ценностями).

Второй период действия мощнейших интеграционных импуль­сов - это эпоха Великого переселения народов. Тогда на развалинах

Римского мира возникла этническая картина, ставшая основой сов­ременной европейской расы и западно-европейского суперэтноса3. Отметим, что к началу IX в. нашей эры население Земного шара ед­ва ли превышало 200 млн человек.

Как складывалась в тот период демографическая ситуация? Ис­полнение заповеди "плодитесь и размножайтесь" приводило пусть к медленному, но все же росту населения. Популяции отличались вы­соким уровнем рождаемости, который компенсировал как высокий уровень смертности, последствия жесточайших эпидемий4, так и во­енные потери.

Роль демографических факторов в глобализационных процессах

Датой начала глобализации населения, по нашему мнению, мож­но считать 12 октября 1492 г. - тот самый день и час, когда Христо­фор Колумб открыл Америку: человечество, т.е. население плане­ты Земля, преодолев многотысячелетнюю раздробленность, стало превращатья в единое целое (по оценкам общее число людей на пла­нете колебалось тогда в пределах от 450 до 500 млн человек).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: