double arrow

III. ИНВАЛИДНОСТЬ КАК МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ИНВАЛИДНОСТИ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ.

Задача 1. Численность населения на участке обслуживания поли­клиники составляет 40000 человек, из них работающих - 13000 человек. В течение года в поликлинике заполнено 420 талонов амбулаторного пациента по поводу ИБС, в т.ч. 50 со знаком "+". Число дней утраты трудоспособности у работающих по поводу ОРЗ составило 27500, число случаев утраты трудоспособности по данному поводу - 3850. В течение года было госпитализировано 3500 жителей участка. После проведения профилактических медицинских осмотров у работающих было выявле­но 2 случая профессиональных заболеваний.

Вычислить: первичную заболеваемость и распространенность ИБС на участке обслуживания поликлиники, число случаев ОРЗ на 100 рабо­тающих, среднюю длительность утраты трудоспособности по поводу ОРЗ, госпитализированную заболеваемость, частоту выявляемости профессиональных заболеваний по данным медицинских осмотров.

Задача 2. Численность населения на участке обслуживания участ­ковой больницы составляет 6000 человек, из них работающих - 1200. В течение года в амбулатории участковой больницы заполнено 15 талонов амбулаторного пациента по поводу панкреатита, из них 7 со знаком "+". Число дней утраты трудоспособности у работающих по поводу болез­ней костно-мышечной системы составило 565, число случаев утраты трудоспособности по данному поводу - 34. В течение года было госпи­тализировано 850 жителей участка. После проведения профилактиче­ских медицинских осмотров у работающих было выявлено 18 случаев понижения остроты слуха.

Вычислить: первичную заболеваемость и распространенность пан­креатита на участке обслуживания данной больницы, заболеваемость болезнями КМС на 100 работающих, число случаев болезней КМС на 100 работающих, среднюю длительность утраты трудоспособности по поводу болезней КМС, госпитализированную заболеваемость, частоту выявления понижения остроты слуха по данным медицинских осмот­ров.

1. Как используются данные о заболеваемости населения?

2. Какие источники информации обеспечивают наиболее полные и достоверные сведения о заболеваемости?

3. В чем особенности данных о заболеваемости, получаемых при медицин­ских осмотрах?

4. Какие виды заболеваемости изучаются по обращаемости?

5. Назовите виды медицинских осмотров?

6. Какие учетные документы заполняются при обращении больного в поликлинику в связи с острым заболеванием?

7. В чем различия понятий «первичная заболеваемость» и «общая заболе­ваемость»?

8. Какой учетный документ позволяет получить данные о госпитализиро­ванной заболеваемости?

9. Какие статистические документы заполняются в случае выявления ин­фекционных и неэпидемических заболеваний?

10. Какой учетно-отчетный документ обобщает данные о заболеваемости с
временной утратой трудоспособности?

11. Что означает термин «распространенность» заболевания?

12. Как рассчитывается показатель первичной заболеваемости и распростра­ненности?

13. Как рассчитать показатель структуры общей заболеваемости?

14. Какие показатели характеризуют заболеваемость с временной утратой
трудоспособности?

15. Как могут быть использованы для оценки заболеваемости данные, полу­ченные при анализе врачебных свидетельств о смерти?

16. Значение использования международной статистической классификации
болезней, травм и причин смерти в работе врача?

Показатели инвалидности, являясь важным - медико-социальным критерием общественного здоровья, характеризуют уро­вень социально-экономического развития общества, экологическое со­стояние территории, качество проводимых профилактических меро­приятий.

Слово «инвалид» происходит от латинского invalidus - слабый, немощный. Инвалидом принято считать человека, который имеет на­рушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обу­словленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при­водящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходи­мость его социальной защиты.

Под инвалидностью понимают социальную недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойки расстройством функций ор­ганизма, приводящего к ограничению жизнедеятельности и вызываю­щего необходимость его социальной защиты.

Таким образом, инвалидность - это социальная недостаточность. Что же такое социальная недостаточность? Социальная недостаточ­ность - это социальные последствия нарушения здоровья, приводящего к ограничению жизнедеятельности, невозможности (полностью или частично) выполнять обычную для человека роль в социальной жизни и обусловливающие необходимость социальной защиты.

Причиной инвалидности является нарушение здоровья со стой­ким расстройством функций организма, т.е. нарушение физического, душевного и социального благополучия вследствие потери, расстрой­ства, аномалии физической, психической или анатомической структуры или функции организма человека.

3.1. Основные причины инвалидности:

1. Инвалидность вследствие общего заболевания является наиболее частой причиной инвалидности за исключением случаев, не­посредственно связанных с профессиональными заболеваниями, трудо­вым увечьем, военной травмой и др.

2. Инвалидность в связи с трудовым увечьем устанавливается
гражданам, инвалидность которых наступила вследствие повреждения
здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве.

3. Инвалидность вследствие профессионального заболевания
устанавливается гражданам, инвалидность которых наступила вследствие острых и хронических профессиональных заболеваний.

4. Инвалидность с детства: лицу в возрасте до 18 лет, признан­
ному инвалидом, устанавливается статус «ребенок-инвалид»; при достижении возраста 18 лет и старше этим лицам устанавливается «инвалидность с детства».

5. Инвалидность у бывших военнослужащих устанавливается
при заболеваниях и травмах, связанных с выполнением военных обя­занностей.

6. Инвалидность вследствие радиационных катастроф устанавливается гражданам, инвалидность которых наступила вследствие
ликвидации аварий на Чернобыльской АЭС, ПО «Маяк» и др.

3.2. Степени нарушений функций организма.

Степень нарушения функций организма характеризуется раз­личными показателями и зависит от вида функциональных нарушений, методов их определения, способности измерения и оценки результатов. Выделяют следующие нарушения функций организма:

· нарушения высших психических функций (умственные нару­шения, другие психологические нарушения, речевые, языковые нару­шения);

· нарушение органов чувств (зрительные нарушения, слуховые и
вестибулярные нарушения, расстройства обоняния, осязания);

· двигательные нарушения;

· висцеральные и метаболические нарушения, расстройства пи­тания;

· уродующие нарушения;

· нарушения, связанные с причинами общего характера.

На основе комплексной оценки различных параметров с учетом
их качественных и количественных значений выделяют три степени на­рушений функций организма:

1-я степень - незначительно выраженные нарушения функций;

2-я степень - умеренно выраженные нарушения функций;

3 степень - выраженные и значительно выраженные нарушения функций.

Как следует из определения, инвалидность приводит к ограни­чению жизнедеятельности, т.е. к полной, либо частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, само­стоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Таким образом, основными критериями жизнедеятельности, которые ограни­чивает инвалидность являются:

· способность к самообслуживанию, т.е. способность справлять­ся с основными физиологическими потребностями, пользоваться об­щими жилищно-бытовыми предметами;

· способность к передвижению, т.е. способность ходить, бегать, перемещаться, преодолевать препятствия, управлять положением тела;

· способность к обучению, т.е. способность к восприятию знаний
(общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками
(социальными, культурными и бытовыми);

· способность к ориентации, т.е. способность самостоятельно
ориентироваться в окружающей среде посредством зрения, слуха, обоняния, осязания, мышления и адекватно оценивать ситуацию с помощью интеллекта;

· способность к общению, т.е. способность к установлению и развитию контактов между людьми благодаря восприятию, пониманию другого человека, возможности обмена информацией;

· способность контроля за своим поведением, т.е. способность ощущения себя и правильного поведения в повседневной обстановке.

В зависимости от степени отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья определяется степень ограни­чения жизнедеятельности. В свою очередь в зависимости от степени ог­раничения жизнедеятельности и степени нарушения функций организма лицу, признанному инвалидом, устанавливают степень инвалидности.

3.3. Группы инвалидности. Медицинские показания для определе­ния инвалидности.

В Российской Федерации различают три группы инвалидности. У граждан, полностью утративших способность к регулярному профес­сиональному труду в обычных условиях и нуждающихся в постоянном постороннем уходе (помощи, надзору), устанавливается инвалидность I группы. II группа устанавливается в случае наступления постоянной или длительной нетрудоспособности без необходимости постороннего ухо­да. Поводом для определения III группы инвалидности является утрата способности к профессиональному труду. Обычно она устанавливается при значительном снижении трудоспособности, наступившей вследст­вие нарушений функций организма, обусловленных хроническими за­болеваниями или анатомическими дефектами. Эта группа инвалидности устанавливается, в частности, при необходимости перевода работника по состоянию здоровья на другую, более легкую работу, требующую меньшего напряжения и, как правило, не такой высокой, как прежде, квалификации.

При определенных анатомических дефектах соответствующая группа инвалидности устанавливается независимо от характера вы­полняемой работы. С учетом тяжести (степени) инвалидности опреде­ляются размер пенсии, объем других видов обеспечения и обслужива­ния.

Экспертиза детской инвалидности построена на современной концепции ВОЗ, полагающей, что поводом для назначения инвалидно­сти является не сама болезнь или травма, а степень тяжести их послед­ствий, которые проявляются в виде нарушений той или иной психоло­гической, физиологической или анатомической структуры или функции, приводящих к ограничению жизнедеятельности и социальной недоста­точности.

Показаниями для установления инвалидности у детей являются патологические состояния, возникающие при врожденных, наследст­венных или приобретенных заболеваниях и после травм. Медицинские показания для определения инвалидности включают в себя три раздела:

в раздел 1 входит перечень патологических состояний, приво­дящих к временному ограничению жизнедеятельности и социальной де­задаптации ребенка при тяжелых, но обратимых расстройствах функций органов и систем и дающих право на установление инвалидности на срок от 6 мес. до 2 лет;

к разделу 2 относятся патологические состояния, приводящие к частичному ограничению жизнедеятельности и социальной дезадапта­ции ребенка при прогнозируемой возможности полного или частичного восстановления нарушенных функций органов и систем. Различают две группы патологических состояний:

· - с правом установления инва­лидности сроком от 2 до 5 лет, т.е. переосвидетельствование проводится каждые 2-5 лет;

· - с правом установления инвалидности сроком до 5 лет и более, т.е. переосвидетельствование проводится не чаще чем че­рез 5 лет;

в раздел 3 включены патологические состояния, приводящие к значительному ограничению жизнедеятельности к социальной дезадап­тации ребенка при резко выраженных необратимых нарушениях функ­ций органов и систем. Медицинское заключение по патологическим со­стояниям, регламентируемым разделом 3, оформляются однократно до 16-ти летнего возраста.

Юридическое оформление инвалидности означает не только приобретение законного права на получение социальных пособий и льгот, но и предоставление ребенку-инвалиду и его семье медицинской, образовательной, социальной и профориентационной помощи от госу­дарства. При этом учитываются характер заболевания, возраст, степень нарушения функций, состояние компенсаторных механизмов, прогноз течения заболевания, возможность социальной адаптации и удовлетво­рение потребности в различных видах и формах социального обеспече­ния.

В соответствии с адаптированным вариантом «Международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социаль­ной недостаточности» с 1996 г. к категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие значительное ограничение жизнедеятельно­сти, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля за своим поведением, спо­собности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

При этом учитываются характер и прогноз течения основного заболевания, последствия которого явились причиной инвалидности ре­бенка, характер и степень тяжести ограничений жизнедеятельности, свойственной возрасту ребенка, состояние компенсаторных механиз­мов, направленных на восстановление нарушенных функций, возможность социальной адаптации и удовлетворение потребности в различ­ных видах и формах медико-социальной помощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: