Хозяйственная и общественная жизнь минских татар

Ассирийцы гомельские и жлобинские.

Социокультурная характеристика городского населения малых диаспор.

ГОРОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ МАЛЫХ ДИАСПОР

БАЛАНС ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

Таблица 3

№ строки Наименование показателя Тыс. человек
Формирование трудовых ресурсов
  Численность трудовых ресурсов — всего  
  В том числе:  
  трудоспособное население в трудоспособном возрасте¹  
  из него работающие граждане других государств  
  лица старше трудоспособного возраста, занятые в экономике  
  подростки, занятые в экономике  
Распределение трудовых ресурсов  
  I. Среднегодовая численность занятых в экономике на основной работе — всего  
  В том числе по формам собственности:  
  государственная  
  муниципальная  
  собственность общественных и религиозных организаций  
  смешанная российская  
  иностранная, совместная российская и иностранная  
  частная  
  из нее:  
  крестьянские (фермерские) хозяйства  
  частные организации  
  лица, занятые индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан  
  лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации  
  II. Население, не занятое в экономике  
  Учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от работы  
  Трудоспособное население в трудоспособном возрасте, не занятое в экономике и обучением с отрывом от работы  

¹ За минусом инвалидов I и II групп.

Особенности этнокультуры и социокультурной адаптации сельского и городского населения малых диаспор. Латыши – крестьяне-колонисты и городские «интернационалисты».

Ассирийцы гомельские и жлобинские. Хозяйственный уклад. Членство в ассирийских национально-культурных обществ: Всероссийский союз «Хаядт-Атур» (1924-28 гг.), Всероссийское общество земледельческого и ремесленного труда среди ассирийцев «Хаядта» (1928-34 гг.), Всесоюзное общество содействия трудящимся ассирийцам «Хаядта» (1934-37 гг.). Национальный клуб иранцев в Гомеле.

Хозяйственная и общественная жизнь минских татар.

В феврале 1930 г. была проведена всесторонняя перепись фабрично-заводских рабочих. В цензовой промышленности насчитывалось 44514 рабочих. Из них: 45,9% белорусов, 36% евреев, 10,7% русских, 4,4% поляков, 1,1% украинцев, 0,3% литовцев, 0,6% латышей и 1% других национальностей (Л. и Ю.Майзель, с.33).

Ассирийцы.

В комплексе национально-религиозных праздников выделялся праздник Мар-Геваргис (Святой Георгий) – первый понедельник ноября по старому стилю. Этот праздник отмечался ассирийцами наряду с праздником Геогия Победоносца (апрель месяц), общим для всех христиан. Так, Георгий Семенович Битиев родился 24 апреля 1926 г. в Гомеле. “В честь Георгия меня назвали Мардивардис [Мар-Геваргис] (по-русски - Георгий) ”.

В традиционном быту выделяется устойчивость традиционной выпечки хлеба-лепешек (лаваш, ляваши) и приготовления блюд праздничной пищи. Приведем некоторые рецепты. Г(х)ариса (Подваренную и очищенную пшеницу толкли, добавляли мясо (предпочтительнее - баранину или свинину), варили до готовности). Бюшалет-давве (В кипяченное молоко добавляли сметану, много зелени (травы: мяту, чабрец и др.), подваренный рис. Доводили до готовности). Мерцуха (В кастрюле стопить сливочное масло. Добавить муку высшего сорта, сахар, молоко. Довести до готовности. Блюдо получается густое как мед. Пить с чаем). Бурани (Толченый вареный картофель смешать с кислым молоком (ма)ста). Добавить в тарелку сливочное масло и толченый чеснок).

Национальная одежда практически не сохранилась. По информации Г.С.Битиева, “в Гомеле своей церкви не было, ходили в обычную церковь”. По следственным материалам гомельских ассирийцев, арестованных в 1938 г., у общины имелся свой “ассирийский поп Никола Петрус”. По восточной традиции практиковался калым, как важный институт сватовства во всем свадебном комплексе.

Отметим участие или причастность местных ассирийцев к общественной жизни вообще и города в частности. Не исключено участие гомельских ассирийцев в работе ассирийских национально-культурных обществ: Всероссийский союз “Хаядт-Атур” (1924-28 гг.), Всероссийское общество земледельческого и ремесленного труда среди ассирийцев “Хаядта” (1928-34 гг.), Всесоюзное общество содействия трудящимся ассирийцам “Хаядта” (1934-37 гг.). Во всяком случае, при арестах в 1938 г. у Мишо Григория был изъят членский билет “Хаядта”, у Хнанышева Качу – “членский билет общества ассирийцев за №56”, у Битиева Давида – 23 бланка членских билетов Всесоюзного общества содействия трудящимся ассирийцам.

В Гомеле работал так называемый “национальный клуб иранцев” с драматическим и музыкальным кружками. Информаторы отмечают, что на городских демонстрациях в связи с различными советскими праздниками (1 мая и др.) ассирийцы шли отдельной колонной с танцами и песнями. Гомельчане приходили посмотреть. Весьма показателен в плане интереса к чужой, незнакомой этнокультуре следующий факт. Когда кочующие цыгане останавливались на Мельниковом лугу, ассирийцы вместе с другими горожанами “ходили смотреть”.

Наряду с традиционной национально-религиозной элитой (тот же священник Никола Петрус) формировалась прослойка официальной элиты из этнических ассирийцев. До войны в Гомеле было несколько ассирийцев-коммунистов. Так, в партийной группе артели “Труд ассирийцев” в 1935 г. насчитывалось 3 коммуниста: 2 еврея и ассириец Уршанов Михаил Бабичев. В биографии этого человека прослеживаются некоторые “характерные точки” в общем контексте жизни ассирийской диаспоры СССР. Батрак по социальному происхождению, он с января 1930 г. по август 1931 г. был председателем правления сельскохозяйственной артели “Национальный труд” на хут. Урмия Курганского района Северо-Кавказского края. С августа 1931 г. по 1 мая 1933 г. – заместителем председателя Пираевского национального ассирийского сельсовета в том же Курганском районе. В 1933 г. окончил 10-ти месячные курсы при Ленинградском институте национальных меньшинств Советского Востока. Потом работал в Киеве на мебельной фабрике, одновременно был вожатым ассирийской группы (класса? – Авт.) при 59-й школе. В июле 1935 г. получил направление в Коммунистический Университет народов Востока, но поступление туда не состоялось и он оказался в Гомеле. В апреле 1941 г. в партию был принят Битиев Илья Иванович, “из крестьян-батраков, уроженец села Шабано Урмейского уезда, Иран”, мастер-вулканизатор. На вопрос о причине переезда из Ирана в СССР, заданный на бюро Гомельского РК КП(б)Б, он ответил: “Во время войны турки делали погромы над ассирийцами и мы приехали, как беженцы в СССР в 1917 г.”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: