Планы семинарских и практических занятий

ЛЕКЦИИ

ПРОГРАММА КУРСА

Принадлежность дисциплины «Демография» к учебному циклу.

Как учебная дисциплина «Демография» имеет междисциплинарные связи и основывается на знаниях студентов по таким дисциплинам, как: социология, психология, социальная психология, общая и социальная статистика, социология управления. Содержание курса соответствует стандарту, порядок и последовательность изложения материала строятся с учетом рекомендаций кафедры народонаселения МГУ им.М.В.Ломоносова.

1.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ДЕМОГРАФИЯ»

на 2011– 2012 учебный год.

для студентов потока УЗ-300 (400)

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ Количество часов (в акад. часах)
Лекции Семинары Самостоятельная работа Всего часов по теме
1. Введение в демографию   -    
2. Методы демографического анализа        
3. Теоретические концепции демографического развития - -    
4. Семья – объект демографии        
5. Основные демографические процессы и их влияние на воспроизводство населения -      
6. Миграция населения и ее социально-демографические проблемы        
7. Социально-демографические проблемы расселения населения и урбанизации - -    
8. Демографические аспекты социально-экономического развития        
9. Демографическое прогнозирование и демографическая политика - -    
10. Региональные аспекты демографического развития (на примере Волгоградской области) - -    
  ИТОГО:        

1.5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕМОГРАФИЯ»

Теоретический курс «Демография» представляет собой цикл проблемных лекций, в основу которых положены концепции различных зарубежных и отечественных ученых и специалистов по проблемам демографического развития, направленности и интенсивности демографических процессов, взаимосвязи и взаимовлиянию социально-экономических и демографических процессов, проблемам роста мирового населения, демографической ситуации и демографической политики в России, других странах и регионах мира..

Лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция является ведущей формой организации учебного процесса в вузе.

Лекция обеспечивает:

• творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;

• лекция – это экономный способ получения базовых знаний;

• лекция активизирует мысленную деятельность, развивает активное внимание студентов.

Изучение теоретического материала лекций позволяет студентам овладеть систематическими знаниями по основным теоретическим и практическим проблемам демографического развития, методикой проведения демографического анализа и прогнозирования, а также приемами научно-исследовательской работы, необходимой для будущего специалиста в области управления.

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ДЕМОГРАФИЮ (2 ЧАСА)

Периодизация истории возникновения и развития демографии как науки. Демография как общественная наука, ее объект. Предмет демографии – изучение и раскрытие закономерностей воспроизводства населения. Количественные и качественные характеристики населения, биологические и социальные факторы его развития

Основные понятия демографии: демографические отношения, основные демографические процессы, демографическое поведение и его виды, три вида движения населения: естественное, территориальное и социальное. Поколение и когорта населения, постоянное, наличное, юридическое население.

Народонаселение как объект комплексного изучения общественных и ряда естественных наук. Понятие, общая структура и содержание системы научных знаний о народонаселении, место в ней демографии. Взаимосвязь демографии с другими науками. Демография как система демографических наук, ее структура и содержание, взаимосвязь с другими научными дисциплинами. Задачи курса "Демография".

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: предмет и объект науки; население; народонаселение; воспроизводство населения; рождаемость; брачность; смертность; прекращение брака (разводимость и овдовение); миграция; поколение и когорта населения; постоянное и наличное население; демографические структуры; демографические процессы; система демографических наук.

ТЕМА 2. МЕТОДЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (2 ЧАСА)

Понятие и общие принципы демографического анализа, его этапы и основные методы. Виды источников информации о населении и демографических процессах. Переписи населения, основные принципы их проведения и информационные возможности. Текущий учет естественного движения населения. Анамнестический метод, выборочные социолого-демографические обследования, изучение общественного мнения как источники демографической информации.

Анализ динамики численности населения, основные показатели динамики. Виды демографических структур. Возрастно-половая пирамида.

Общие и частные (повозрастные) демографические коэффициенты: понятие, виды, методы расчета.

Показатели режима воспроизводства населения: виды и методы расчета, размерность и аналитические возможности.

Динамика показателей демографической статистики по нашей стране и отдельным регионам и странам мира.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: принципы демографического анализа; первичная и вторичная демографическая информация; перепись; текущий учет; списки; регистры; цензы; ревизии; анамнестический метод; показатели динамики численности населения; общие и частные демографические коэффициенты; режим воспроизводства; расширенное, суженное и простое воспроизводство; демографические структуры; возрастно-половая пирамида населения.

ТЕМА 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (тема изучается самостоятельно)

Историческая обусловленность воспроизводства населения. Социальные механизмы управления воспроизводством. Образ жизни и воспроизводство населения

Исторические типы воспроизводства населения архетип, традиционный и современный (рациональный). Режимы воспроизводства населения. Теория "демографического перехода" («демографическая революция» А.Ландри). Демографический взрыв и стабилизация. Численность населения Земли, отдельных регионов и государств.

Качественные особенности динамики и механизма развития демографических процессов в экономически развитых и развивающихся странах. Понятие и сущность демографической ситуации, ее социально-экономическая и демографическая обусловленность. Современная демографическая ситуация в России, экономически развитых и развивающихся странах мира. Глобальные демографические проблемы.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: биологические и социальные механизмы управления воспроизводством населения; исторический тип воспроизводства; режим воспроизводства; теория демографического перехода; демографический взрыв; демографический оптимум; демографическая ситуация.

ТЕМА 4. СЕМЬЯ - ОБЪЕКТ ДЕМОГРАФИИ (2 ЧАСА)

Понятие семьи и домохозяйства. Особенности демографического подхода к изучению семьи. Семья как социальная ячейка воспроизводства новых поколений. Социальные нормы и установки, определяющие демографическое поведение, реализуемое в семье. Социальные и демографические факторы рождения детей в семье. Календарь рождений. Прото- и интергенетические интервалы.

Семья как фактор демографических процессов, протекающих на уровне населения в целом. Влияние жизни в семье, состава и типа семьи на интенсивность деторождения, на уровень смертности.

Семья как социальный институт. Функции семьи. Традиционный и современный типы семьи. Семья как малая группа. Структура семьи. Типология семейных структур.

Понятие жизненного цикла семьи. Стадии жизненного цикла семьи. Семейный состав населения (семейная структура населения). Особенности статистики семейного состава населения.

Современные тенденции развития брачно-семейных отношений в России и за рубежом: снижение рождаемости, рост частоты разводов, рост числа одиноких людей, увеличение числа неполных семей, сокращение среднего размера семьи как в городе, так и в деревне.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: семья; домохозяйство; факторы рождения детей в семье; календарь рождений; прото – и интергенетический интервал; состав семьи; типы семей; функции семьи; ролевое поведение членов семьи; моногамия и полигамия; нуклеарная семья; жизненный цикл семьи; семейный состав (семейная структура) населения.

ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ (теоретические вопросы темы изучаются самостоятельно и обсуждаются на семинарском занятии)

Взаимосвязь и инерционность демографических процессов. Влияние правовых норм, уровня образования, традиций, религии на демографические процессы и демографическое поведение людей.

Рождаемость: исторические типы репродуктивного поведения, факторы, основные показатели, современные тенденции и проблемы. Историческая эволюция рождаемости. Причины и механизм снижения рождаемости как долговременного исторического процесса. Демографический переход и рождаемость. Малодетность семей и ее последствия. Уровень занятости женщин и рождаемость.

Современные тенденции и проблемы смертности населения. Причины и факторы (экзогенные и эндогенные) смертности. Основные показатели смертности. Самосохранительное поведение. Динамика смертности и средней продолжительности жизни в России и других странах. Младенческая и детская смертность. Смертность населения, мужчин и женщин в трудоспособном и пожилом возрасте. Перспективы снижения смертности в нашей стране.

Старение населения: сущность, причины, характер и показатели интенсивности процесса. Зависимость возрастной структуры от режима рождаемости и смертности. Возрастные контингенты и их виды. Показатели экономической нагрузки населения. Социально-экономические последствия старения.

Брачность, овдовение и разводимость как демографические процессы: сущность, уровни и динамика, влияние на воспроизводство населения. Брачная структура населения и факторы, на нее влияющие. Виды брака и их распространенность в России. Тенденции изменения брачно-семейной структуры населения в России, других странах мира.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: исторические типы репродуктивного поведения; факторы рождаемости; экзогенные и эндогенные факторы смертности; показатели средней продолжительности жизни при рождении; младенческая смертность; демографическое старение; показатели демографической и экономической нагрузки населения; брачная структура населения.

ТЕМА 6. МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (2 ЧАСА)

Понятие и сущность миграции населения. Исторический характер миграционных процессов. Миграция: основные виды и формы, концепции, влияние на демографические процессы. Функции миграции. Миграционные процессы и миграционная подвижность населения. Основные фазы миграционного процесса. Характер миграционных процессов в развитых и развивающихся странах.

Экономические и внеэкономические факторы миграции. Понятие фактора и мотива миграции. Структурные факторы. Методы исследования факторов миграции населения.

Влияние миграции на воспроизводство населения Воздействие миграции на развитие производительных сил, культуру и экономику страны и региона. Экономические, социальные и демографические последствия миграции. Структура миграционных потоков. Трудовая внутренняя и внешняя миграция. Влияние трудовой миграции на формирование рынка труда. Международная миграция населения и рабочей силы.

Основные экономические и демографические проблемы миграции населения в России на современном этапе. Нормативно-правовая база миграционной политики государства (федеральный и региональный аспекты). Цели, задачи и приоритеты миграционной политики в России. Международный опыт проведения миграционной политики.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: возвратная (эпизодическая, маятниковая и сезонная) и безвозвратная миграция; организованная и неорганизованная миграция; вынужденная и добровольная миграция; беженцы и вынужденные переселенцы; трудовая миграция; фазы миграционного процесса; приживаемость новоселов; факторы миграции; миграционная политика.

ТЕМА 7. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАССЕЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И УРБАНИЗАЦИИ (тема изучается самостоятельно)

Понятие о расселении населения. Характер расселения в СССР и нынешней России. Специфика демографического подхода к изучению расселения. Исторические закономерности расселения населения. Соответствие форм расселения уровню развития экономики. Особенности урбанизированного расселения населения Факторы расселения: социально-экономические, природные и демографические.

Распределение населения по крупным регионам земного шара. Рисунок расселения в нашей стране, изменения в нем за годы перестройки. Методы изучения расселения населения.

Типы поселений. Городские и сельские поселения. Система расселения. Опорные центры расселения, периферийные пригороды и города-спутники. Агломерации и мегалополисы. Демографические проблемы больших и малых городов.

Понятие и сущность урбанизации. Историческая обусловленность урбанизации. Усиление урбанизации с развитием индустриального общества. Факторы урбанизации: особенности формирования городского населения и рост городов. Положительные и отрицательные черты и последствия урбанизации.

Числовые показатели оценки процесса урбанизации. Динамика численности городского населения регионов мира и Российской Федерации. Особенности процесса урбанизации в различных регионах и странах мира. Влияние урбанизации на демографические процессы.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: расселение населения; факторы расселения; рисунок расселения; система расселения; урбанизация; факторы урбанизации; агломерация; мегалополис; города-миллионеры; субурбанизация; рурбанизация; урбанистический взрыв.

ТЕМА 8. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (тема изучается самостоятельно)

Постановка проблемы о взаимозависимости демографического и экономического развития. Политико-экономический подход к оценке соотношения роста населения и общественного развития (А.Смит, Д.Рикардо, Т.Р.Мальтус и др). Теория демографического перехода.

Демографические факторы экономического роста. Колебания в численности населения и их последствия. Механизм взаимосвязи экономических и демографических процессов в обществе. Уровень и тип занятости населения и интенсивность демографических процессов. Влияние темпов роста населения на величину национального дохода и его структуру. Население и трудовые ресурсы как факторы развития народного хозяйства и общества в целом.

Качественные показатели воспроизводства населения и состояния генофонда. Качество населения как составляющая развития общества, экономики.

Экономические последствия различных типов воспроизводства населения и разных темпов роста населения. Современные экономико-демографические проблемы России и ее отдельных регионов. Влияние демографических процессов на эффективность развития отдельных отраслей народного хозяйства.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: политико-экономический подход; популяционизм; качество населения; демографические факторы экономического роста.

ТЕМА 9. ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (2 ЧАСА)

Понятие демографического прогноза. Перспективное исчисление населения как форма демографического прогноза. Источники исходной информации и методы демографических прогнозов. Использование демографических прогнозов при планировании трудовых ресурсов и занятости, их роль в разработке стратегии развития общества при возрастании социальной ориентации экономики в России. Перспективные оценки направления и интенсивности миграций. Проблемы регионального демографического прогнозирования. Прогнозы под эгидой ООН (численности населения Земли, рождаемости и т.д.)

Демографическая политика - составная часть социально-экономической политики государства, часть социального управления. Связь демографической политики с конкретной демографической ситуацией. Объекты, основные цели и направления, меры демографической политики. Сложности реализации демографической политики. Эффективность демографической политики и условия для этого: комплексность проведения, ориентация на длительную перспективу, устойчивость проводимых мероприятий. Концепция демографического развития РФ на период до 2015 года: основные задачи и механизмы.

Региональные аспекты демографической политики в России. Тенденции, направления, опыт и особенности демографической политики в различных странах мира.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: демографический прогноз; метод экстраполяции; метод исторических аналогий; экспертные оценки; компьютерное моделирование; составление различных вероятных сценариев будущего; расчет будущего числа рождений; демографическая политика; меры демографической политики; эффективность демографической политики.

ТЕМА 10. РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ) (тема изучается самостоятельно)

Региональная дифференциация общих демографических показателей и структуры населения. Региональная специфика демографической ситуации в России. Тенденции развития и перспективы изменения демографической ситуации в регионах. Порайонные особенности демографического развития. Миграционные процессы в регионах. Региональные типы геодемографической ситуации и тенденции ее изменения.

Особенности демографической ситуации в Южном и Северо-Кавказском территориальных округах, в Волгоградской области (рождаемость и смертность, миграционные потоки, региональная демографическая политика).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: региональная дифференциация; геодемографическая ситуация; типы демографической ситуации в регионах.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ «ДЕМОГРАФИЯ»

Цель семинарских занятий по курсу «Демография» - более глубокое усвоение теоретических концепций демографии и овладение технологиями, позволяющими собирать и анализировать информацию о демографической ситуации, численности и составе населения территории, интенсивности демографических процессов, взаимосвязи социальных, экономических и демографических процессов. При этом ставятся следующие дидактические задачи:

· обозначить круг ключевых проблем, отражающих демографическую ситуацию;

· помочь студентам освоить основные понятия, категории;

· научить студентов использовать полученные знания при анализе демографических процессов и закономерностей в современном обществе;

· научить студентов проведению демографического анализа и расчету основных демографических показателей.

Соответственно этим задачам строится методика проведения семинарских занятий. Их тематика, не дублируя лекции, углубляет и дополняет лекционный курс. Это позволяет на конкретном материале выявить специфику демографической ситуации в стране и регионе.

В ходе семинарских занятий реализуется синтез репродуктивной и проблемной технологии обучения. Репродуктивное обучение включает фронтальные блиц-опросы (тесты) и индивидуальные опросы. Проблемная технология обучения реализуется через диалоговую форму семинарских занятий, специальные задания по формулированию проблемных вопросов, дискуссионное обсуждение этих вопросов, взаимное оппонирование в ходе дискуссий.

Тематический план предоставляет преподавателю возможность вариативного проведения цикла семинарских занятий, адаптированного к особенностям содержания различных форм обучения и специфике конкретной студенческой аудитории.

СЕМИНАР №1. МЕТОДЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (2 часа)

1. Источники данных о населении

1.1. Переписи населения.

1.2. Текущий учет естественного движения населения.

1.3. Выборочные демографические обследования.

1.4. Организация текущего учета миграции в Российской Федерации

1.5. Регистры населения

2. Основные демографические показатели и методы их расчета

2.1. Измерение динамики численности населения.

2.2. Расчеты общих и повозрастных демографических коэффициентов.

2.3. Показатели режима воспроизводства населения.

2.3. Построение и анализ возрастно-половой пирамиды.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ

1. Из истории переписей в нашей стране.

2. Всероссийская перепись 2002 года: цели, проблемы, особенности, результаты.

3. История проведения переписей в странах мира. Всемирные переписи населения.

4. Возрастно-половые пирамиды: способ построения, аналитические возможности

5. Демографические таблицы смертности – история создания, особенности расчета, аналитические возможности.

6. Использование демографических методов для анализа движения населения (сетка Лексиса, продольный (передвижки по возрастам) и поперечный (когортный) анализ).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Каковы главные источники первичной информации о демографии?

2. Почему переписи населения считаются основным источником данных о населении?

3. Каковы критерии выбора критического момента переписи населения?

4. Чем современные переписи населения отличаются от его традиционных учетов?

5. В чем Вы видите необходимость проведения Всемирных переписей населения и Всемирных обследований населения?

6. Назовите года проведения всех переписей в нашей стране.

7. Что такое микроперепись населения?

8. Что такое текущий учет численности населения?

9. Зачем проводятся выборочные социально-демографические обследования населения в нашей стране?

10. Назовите основные принципы ведения регистров населения.

11. Каково Ваше представление о целесообразности введения регистров населения?

12. Приведите примеры, какие демографические события в вашей жизни и каким образом фикс Назовите основные принципы демографического анализа

13. Каковы критерии отнесения населения к наличному, постоянному и юридическому населению?

14. Какими методами рассчитывается среднегодовая численность населения?

15. Назовите основные показатели динамики численности населения.

16. Каковы общие принципы расчета общих демографических коэффициентов?

17. Каков критерий различия демографических и недемографических структур населения? Какие структуры относятся к демографическим?

18. Поясните особенности построения и аналитические возможности возрастно-половых пирамид.

19. Какое значение в современных условиях имеют различные источники данных о населении?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: