Обслуживание машин
При эксплуатации машин постепенно изнашиваются отдельные-детали, нарушается правильное взаимодействие между ними, что может привести к снижению производительности, надежности, качества работы, а также к поломкам деталей и сборочных единиц. Износ и поломки могут быть связаны с трением, усталостью металла, коррозией, неправильным использованием.
Учитывая величину износа деталей, машины снимают с эксплуатации и направляют в ремонт. Правильное обслуживание машин обеспечивает возможно более длительную бесперебойную работу и снижение затраты времени и средств на ремонт. Важнейшим условием правильной организации обслуживания является обучение производственного персонала, чтобы рабочий хорошо знал устройство машины, правила ее технической эксплуатации, возможные неполадки и способы их устранения, правила техники безопасности.
Перед допуском к работе рабочий сдает экзамен в объеме технического минимума, а для допуска к работе на кранах сдает государственный технический экзамен. Ежесменное техническое обслуживание машины предусматривает регулярное наблюдение за работой всех сборочных единиц и механизмов и своевременное устранение замеченных неисправностей, подтяжку ослабленных винтов и гаек, заправку и регулировку смазочных устройств.
При обслуживании машин особое внимание следует уделять смазке, которая резко уменьшает действие сил трения, предохраняет детали от истирания и исключает чрезмерное нагревание трущихся поверхностей. Смазку осуществляют в строгом соответствии с картой и схемой смазки, которые для каждой машины определяют периодичность смазки, количество и марки применяемых смазочных материалов. Для смазки трущихся поверхностей применяют жидкие смазочные масла, получаемые из нефти, и консистентные смазки (мази), представляющие собой смесь минеральных и растительных масел с мылами. Смазочные материалы характеризуются вязкостью и температурой вспышки. Подача смазочных материалов к трущимся поверхностям может осуществляться самотеком, с помощью вспомогательных устройств (колец, ковшей) или под давлением от масляных насосов. Смазочные материалы хранят в специальных помещениях, в закрытой посуде, не допускающей смешивания или загрязнения их. Отработанные масла необходимо собирать и направлять на регенерацию для повторного использования.
Поступившее на предприятие оборудование до его установки, а также снятое с эксплуатации и демонтированное оборудование хранят в соответствии с инструкциями консервации, с соблюдением специальных правил и требований, обеспечивающих сохранность машин, исключающих их повреждение и разукомплектование.
Г Л А В А 29 РЕМОНТ МАШИН
Постепенно возрастающая степень износа деталей может быть причиной поломок и аварий машин. Аварийный ремонт сопряжен с длительными простоями оборудования, большими затратами труда и средств. Система ремонта должна иметь профилактический характер, обеспечивать бесперебойную и надежную работу оборудования.
Из существующих систем ремонта оборудования наиболее распространена система планово-предупредительного ремонта (ППР),' представляющая собой комплекс организационно-технических мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту машин, проводимых в определенной последовательности, по заранее разработанному графику, учитывающему время работы оборудования в часах. В системе ППР можно применять метод послеосмотровых ремонтов, когда планируют лишь сроки осмотров, а вид и объем ремонта определяют по результатам осмотра; метод стандартного (принудительного) ремонта, предусматривающий принудительную остановку машины на ремонт в заранее установленные сроки с обязательной заменой запланированных деталей и сборочных единиц независимо от состояния машины, и метод периодического ремонта. На заводах промышленности строительных материалов применяют метод периодического ремонта, при котором план проведения ремонта машин предусматривает объем ремонтных работ и сроки их проведения (через определенное количество рабочих часов). Особенностью метода периодического ремонта является использование осмотров для корректировки плана в случае, когда устанавливают, что машина может проработать до следующего очередного ремонта или что предстоящий ремонт можно заменить меньшим по объему. При этом удлинение периода между техническими обслу-живаниями за машиной не допускается. Для сокращения времени нахождения машины в ремонте и повышения качества ремонтных работ применяют поузловой способ ремонта, при котором заблаговременно подготавливают узлы, подлежащие замене. При массовом ремонте однотипных машин на специализированных ремонтных предприятиях применяют весьма эффективный поточный способ ремонта с конвейерным перемещением оборудования и обезличенным ремонтом деталей и сборочных единиц.
Виды обслуживания и ремонта машин в системе ППР предусматривают ежесменное текущее и техническое обслуживание, текущие и капитальный ремонты. Ежесменное текущее обслуживание не планируют, а осуществляют в соответствии с инструкцией по эксплуатации, которая предусматривает систематическое наблюдение за состоянием оборудования, его очистку, смазку, регулировку, подтяжку крепежных деталей и устранение мелких неисправностей. Техническое обслуживание планируемое осуществляют по графику ППР. Наряду с ежесменным обслуживанием это является важнейшим профилактическим мероприятием, предотвращающим преждевременный износ или поломку деталей и сборочных единиц машины. При необходимости техническое обслуживание включает также периодические проверки на точность.
Ремонтом машин и оборудования называют производственный процесс, включающий замену изношенных деталей и сборочных единиц отремонтированными или новыми при сохранении их взаимного расположения с целью восстановления работоспособности и технической характеристики ремонтируемой машины.

По виду ремонт подразделяют на текущий и капитальный. Количество часов работы машины между двумя капитальными ремонтами или от начала эксплуатации до первого капитального ремонта называют ремонтным
циклом, а между двумя смежными ремонтами — межремонтным периодом. Сочетание очередных ремонтов с соблюдением постоянной величины межремонтного периода образует структуру ремонтного цикла (рис. 29.1).
Текущим называют ремонт, при котором ремонтируют или заменяют группу наиболее быстроизнашивающихся деталей, имеющих срок службы, равный или несколько больший межремонтного периода. Капитальным называют ремонт, при котором производят полную разборку машины и ремонтируют или заменяют все изношенные детали, ремонтировавшиеся при текущих ремонтах, а также базовые и крупногабаритные детали, срок службы которых определяет длительность ремонтного цикла. Капитальный ремонт предусматривает сборку машины с наладкой, регулировкой, испытанием и полной окраской. Отремонтированное оборудование сдают по акту с указанием гарантийного срока нормальной работы после ремонта. Объем ремонтных работ определяют по ремонтосложности оборудования.






