Паспорта комнатных растений кабинета теории методики обучения биологии.
Создание коллекций комнатных растений, которые можно использовать для озеленения кабинетов, для иллюстрации у учащихся биологических, экологических понятий - идея не новая, но весьма актуальная.
Многообразие цветочно-декоративных культур дает прекрасную возможность создать неповторимый облик «зеленого» кабинета, благоприятно влияющий на эмоциональное состояние и чувство комфорта.
- Для большинства растений наилучшим фоном является простая, без узора, стена любого светлого пастельного тона.
- Пёстрые или цветущие растения на светлом фоне будут плохо видны; им подходит тёмный фон.
- На подоконнике лучше использовать одиночное растение - низкое и кустистое, если оно располагается посередине окна, или высокое и узкое при асимметричном размещении.
- Крупные растения в больших горшках на столе будут выглядеть громоздко - их место на полу.
- На стенах размещают декоративно-цветущие (чтобы оживить цветом гладкую светлую стену) растения и лианы.
- Растения с длинными дуговидными стеблями устанавливают на специальную высокую подставку или помещают в подвесную корзину.
- При подборе растений следует учитывать микроклимат кабинета (температуру, важность, освещённость) и его площадь.
- 1.13.Сингониум ножколистный - Syngonium podophyllum
- Семейство: Ароидные.
- Родина: Центральная и Южная Америка.
- Биологические особенности: П редставляет собой вечнозеленую лиану, у которой по мере роста изменяется форма листовой пластинки. Есть сорта с оригинальной окраской и рисунком на листьях. Растение ядовито.
- Уход: Тенелюбив, теплолюбив. Полив регулярный, обильный чистой водой без извести. Во время активного роста подкармливают удобрениями. Пересаживают весной.
- Использование в школе: При изучении темы «вегетативное размножение»-размножение черенками или побегами.
2. Аспарагус густоцветный - Asparagus densiflorus
Семейство: Аспарагусовые (Спаржевые).
Родина: Южная Африка
Биологические особенности: Многолетнее травянистое кустообразное растение. Листья очень тонкие, похожие на иголки, или овальные, нежно-зеленого цвета. Цветки белые с розоватым отливом, иногда превращаются в красноватые ягоды. Особенности культивирования:
почва перед поливом должна пересохнуть. Летом поливать 2-3 раза в неделю, зимой полив ограничивают. Во время роста подкармливают удобрениями. Зимой не подкармливают. Необходимо защищать от прямых солнечных лучей. Размножение семенами Использование в школе: При изучении темы «Строение листа» – пример редуцированных листьев. При изучении темы «Вегетативное размножение». Также можно использовать для проведения опытов по размножению делением куста. При изучении темы «Организм и среда» или «Основные экологические факторы и их влияние на рост».
51. Нефролепсис – Nephrolepis
Семейство: Даваллиевые.
Родина: тропики и субтропики.
Биологические особенности: быстрорастущее растение. Листья -ланцентные, светло- зеленые, короткочерешковые. На нижней стороне сегментов, располагаются округлые сорусы- в два ряда по обе стороны средней жилки. На корневище образуется наземные безлистные, покрытые чешуйками укореняющиеся побеги (плети), дающие начало новым растениям.
Особенности культивирования: Освещение должно быть достаточно светлым, но с притенением.Полив только отстоянной водой, не содержащей извести. Подкормки жидким удобрением. Плохо переносит сухой воздух, и поэтому требует частого опрыскивания. Размножение преимущественно делением или отводками.
Использование в школе: Для озеленения кабинета.
3.30 Роициссус ромбический – Ryjicissus rhomboides
Семейство: Виноградовые
Родина: Южная Африка
Биологические особенности: Вьющееся растение, требующие ажурной малозаметной опоры. Листья сложные на удлиненных черенках, имеют очередное расположение, состоит из трех ромбической формы нежно-зеленых листочков, нижняя сторона которых светло-матово-зеленая с красноватым оттенком. Жилки выступают четко и заканчиваются на краю листовой пластинки зубцом. При хорошем уходе все растение покрыто ворсистым опушением красноватого тона.
Особенности культивирования: Растение легко и быстро укореняется весной и летом. Растет в смеси с глинистой, дерновой перегнойной земли с добавлением песка. Светолюбиво, не переносит пересушивания. В период активного роста, вносить удобрения и проводить опрыскивание растения. Требует частого обмывания листьев от пыли.
Использование в школе: При изучении темы «Вегетативное размножение» - размножение черенками и побегами.
4. Бальзамин султановидный – I. Sultanii
Семейство: Бальзаминовые.
Родина: Южная Африка и Америка
Биологические особенности: декораивноцветущий кустарник. Стебли очень сочные и ломкие, сильноветвистые. Листья сердцевидной формы. Цвет обычно светло – или темно – зеленый. Края листовой пластинки зубчатые, листья расположены супротивно, крепятся к стеблю при помощи тонкого хрупкого черешка. Цветки имеют красную, оранжевую, розовую, белую окраску.
Особенности культивирования: Светолюбив, уход общий. Размножение семенами и верхушечными черенками.
Использование в школе: При изучении тем: «Движение воды и питательных веществ в стебле растения»,»Способы размножения растений», «Цветок», «Соцветие», «Строение листа».
•
• 5. Шеффлера древовидная – Schefflera arboricola
Семейство: Аралиевые.
Родина: Австралия и новая Гвинея.
Биологические особенности: Листья очередные непарноперисто – сложные размером с ладонь, находятся на зеленых ветвях. Цвет ветвей с течением времени меняется на светло – коричневый.
Особенности культивирования: Любит свет, тепло и влажность, в течении года необходимо опрыскивание. Подкормку необходимо производить с весны до осени каждые две недели. Растение ядовито. Размножают верхушечными черенками весной и летом.
Использование в школе: Для озеленения кабинета.
18. Циперус очереднолистный Cyperus alternifolius.
Семейство: Осоковые.
Родина: о.Мадагаскар, о. Маврикий.
Биологические особенности: Листья линейные, собраны на концах стеблей в розетки. Цветки расположены в пазухах листьев, собраны в соцветия – колоски, невзрачные. Он образует розетки довольно тонких светло – зеленых злаковидных листьев, расположенных на верхушке стебля и расходящихся наподобие зонта.
Особенности культивирования: Светолюбиво, требует обильного полива в течении всего года. Размножают черенками, семенами и делением куста.
Использование в школе: Используется в помещениях для увлажнения воздуха. При изучении темы «Внешнее строение листа».
14.Колеус Блюме – Coleus Blumei
Семейство: Губоцветные
Родина: Тропическая Африка или Азия.
Биологические особенности: Кустистое растение с четырехгранными стеблями и бархатистыми листьями, цветки мелкие, двугубые, собраны в верхушечные соцветия, обычно лиловые.
Особенности культивирования: Размножение семенами весной или черенками в любое время года. Светолюбив. Полив обильный. Время от времени опрыскивать.
Использование в школе: Используется для декорирования и озеленения кабинета.
12. Сансевиерия Трехполосая – Sansevieria trifasciata
Семейство: Лилейные
Родина: тропики Западной Африки.
Биологические особенности: Типичная форма этого вида имеет розетки из 6-8 жестких мечевидных листьев длиной до 120 см, шириной до 7 см, почти вертикально стоячих, верхушка образует небольшой колпачок с неколючим острием. На темно – зеленом фоне видны светлые поперечные волнистые полосы, наиболее яркие у молодых листьев. Цветки длиной до 4 см, душистые, зеленовато – белые, в кистевидных соцветиях.
Особенности культивирования: Размножать делением корневищ, светолюбиво, полив умеренный. Удобрения вносить ежемесячно.
Использование в школе: При изучении темы «Внешнее строение листа». Для озеленения кабинетов
15′2.28 Сансевьерия Хана – Sansevieria hahnii
Семейство: Лилейные.
Родина: Тропическая Азия и Африка.
Биологические особенности: Неприхотливое комнатное растение, приземистое с более широкими, но короткими листьями.
Особенности культивирования: Пересаживают только тогда, когда горшок станет тесен. Полив умеренный, стараться чтобы вода не попадала в сердечко розетки. Хороший дренаж обязателен. Светолюбивое растение. Опрыскивание не требуется. Размножается боковыми побегами и размножение листом.
Использование в школе: При изучении темы «Внешнее строение листа». Для озеленения кабинетов.
9. Гибискус Китайская роза – Hibiscus rosa – sinensis
Семейство: Мальвовые.
Родина: Юг Китая и север Индокитая, островах Гаити, Фиджи, Суматра, Ява, Шри – Ланка.
Биологические особенности: Вечнозеленый кустарник высотой до 3 м с блестящими гладкими темно – зелеными листьями и цветками в диаметре до 16 см. Куст прямостоячими ветками и раскидистой пышной кроной.
Особенности культивирования: Размножают черенками, но можно и посевом семян. Поливать теплой водой, Светолюбиво.
Использование в школе: При изучении темы «Цветок». Для озеленения кабинетов.
15. Хризалидокарпус желтоватый – Chrysalidocarpus lutescens.
Семейство: Арековые или пальмовые.
Родина: о. Мадагаскар.
Биологические особенности: Листья перистые, сначала растут вертикально вверх, позже эти листья дуговидно поникают. Желто – зеленые листья (вайи) сидят на желтоватых или оранжево – желтых стеблях. Листья этой интересной пальмы перистые. Каждый лист может вырасти до 1 м в длину.
Особенности культивирования: светолюбив, но необходимо небольшое притенение от солнечных лучей. Полив равномерный, зимой умеренный. Горшок с растением ставят на поддон с водой, т.к расходует много влаги. Удобрительные поливки вводят с марта по сентябрь через каждые 2 недели. Очень любит влажный воздух. Необходимо опрыскивать. Размножение семенами.
Использование в школе: При изучении тем«Основные экологические факторы и их влияние на рост». Для озеленения кабинетов
6. Фикус каучуконосный – Ficus elastica decora
Семейство: Тутовые.
Родина: Индия
Биологические особенности: В естественных условиях достигает в высоту 30-50 м., с воздушными корнями при достаточной влажности воздуха. Кора серовато зеленая, шероховатая с горизонтальными канавками. Листья продолговато – овальные или эллиптические, с маленьким заостренным кончиком, отогнутым вниз, до 30 см в длину, до 15 см в ширину, жесткие, кожистые, глянцевые, расположены по спирали. Плоды появляются на 20 и более летнем растении при достаточной влажности воздуха.
Особенности культивирования: Оптимальная температура содержания – 18 25 градусов. Избегать сквозняков и переохлаждения. Освещение – светлое с защитой от прямых солнечных лучей. Полив теплой отстоянной водой. Не допускать переувлажнения почвы. Внесение удобрений с преобладанием азота. Регулярное опрыскивание и протирание листьев. Пересадка весной или летом. Размножение черенками и воздушными отводками.
Использование в школе: При изучении темы«Лист». Для озеленения кабинетов
7. Бегония люцерна - Begonia lucerna
Семейство: Бегониевые.
Родина: Южная Америка.
Биологические особенности: Листья довольно крупные, до 20 см длиной, удлиненно – овальные, слегка зазубренные по краям, сверху темно – зеленые с множеством серебристых пятен, снизу красноватые. Цветки крупные, до 1,5 см в диаметре, ярко – розовые, собраны в соцветие – кисть. Цветет обильно и продолжительно.
Особенности культивирования: любит обильный полив. Размножение семенами, черенками, листьями. Светолюбив.
Использование в школе: При изучении темы«Клетка». Для озеленения кабинетов
8.10.41. Каланхоэ Федченко – kalanchoe Fedtschencoi
Семейство: Толстянковые.
Родина: Мадагаскар.
Биологические особенности: Листья довольно крупные, яйцевидные, голые, по краям горбатые, зеленые с красной каймой. Цветет начиная с февраля несколько месяцев мелкими красноватыми цветами, собранными в сложные соцветия.
Особенности культивирования: Размножение семенами или стеблевыми и листовыми черенками. Светолюбиво. Хорошо переносит сухой воздух. Полив умеренный.
Использование в школе: При изучении тем«Способы размножения растений», «Вегетативное размножение». Для озеленения кабинетов
16.26‛2. Молочай гребенчатый - Euphorbia lophogona
Семейство: Молочайные.
Родина: на юго – востоке острова Мадагаскар.
Биологические особенности: Вечнозеленый или полуопадающий скукулентеый кустарник, высотой до 120 см. стебель без ветвей, иногда спирально закручен, к вершине заужен, с продольными рядами шипов, диаметром 3 см. Ветви пятиугольные, к вершине расширяются, с серыми рубцами от опавших листьев, от темно-зеленого до оливково-коричневого цвета. Листья глянцевитые, ярко – зеленые или с красноватым оттенком, снизу - почти белые, овальные, цельные, от мясистых до почти кожистых. Черенки 1111.5 см длиной и довольно толстые, красные.
Особенности культивирования: Полив умеренный. Подкормка в период вегетации. Пересадка весной. Размножение черенками, делением куста, семенами.
Использование в школе: При изучении темы «Семя». Для озеленения кабинетов.
11.42.Спатифиллум Уоллиса –spathiphyllum wallisii Семейство: Ароидные.
Родина: Восточная Азия, Южная Америка, Полинезия.
Биологические особенности: Листья шириной 5 см и длиной 15 – 20 см. На листьях этого вида хорошо видны прожилки. Покрывало початка достигает лишь 4 см в длину, изначально белого цвета, а затем становится зеленым. Цветет до весны.
Особенности культивирования: Лучше растет при ярком свете, беречь от прямых солнечных лучей. Влажность воздуха не менее 50%. От сухого воздуха желтеют листья. Опрыскивать 3-4 раза в неделю. Полив каждые 3-5 дней. Способ размножения- разделение корневого кома.
Использование в школе: При изучении тем «Внешнее строение листа», «Внешнее и внутреннее строение корневой системы».Для озеленения кабинетов.
17. Бриофиллум Дегремона – Bryophillum Daigremontiana
Семейство: Толстянковые
Родина: о. Мадагаскар.
Биологические особенности: Листья темно – зеленые, блестящие, с пильчатыми краями. Нижняя сторона листьев мотово – зеленая, испещрена бурыми штрихами. Детки формируются в выемках листа и образуют по его краю ажурную оторочку. Цветет крупными розово – фиолетовыми цветками.
Особенности культивирования: Для нормального развития растению необходимо светлое, теплое место. Необходим умеренный полив, зимой почти не поливают. Размножение листовыми почками или черенками.
Использование в школе: При изучении темы «Способы размножения растения». В качестве объекта для демонстрации листа, образующего выводковые почки. Для озеленения кабинетов.
19. Дримиопсис пятнистый – Drimiopsis maculata
Семейство: Лилейные
Родина: Тропическая Африка.
Биологические особенности: Небольшой листопадный куст с продолговатыми луковицами, сердцевидно-овальными листьями суженными на конце, оливково-зеленого цвета и темными яркими пятнами и точками на них. Листья длиной до 15 см со слегка волнистым краем.. Соцветия кистевидные с мелкими цветками белого, серого или кремневого цвета с легким сладковатым ароматом. Характерная особенность этого растения – изменение окраски листьев, темные пятнышки обычно появляются в начале весны и летом, а с наступлением осени постепенно пропадают.
Особенности культивирования: Полив обильный. Весной и летом вводят подкормку. Время от времени листья необходимо обмывать губкой и периодически опрыскивают. Размножение делением луковиц весной при пересадке и листом.
Использование в школе: При изучении тем «Основные экологические факторы и их влияние на рост», «Характеристика основных экологических групп растений» – пример светолюбивых растений.