Готовность автомобильной техники к боевому использованию и система ее обеспечения

ГОТОВНОСТЬ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ К БОЕВОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ЕЕ НАРУШЕНИЕ

Г л а в а 1

Поддержание и восстановление готовности автомобильной техники к боевому использованию являются целью автотехнического обеспечения, важное место в котором занимает ремонт машин.

Учитывая значимость автомобильной техники в обеспечении боевой го­товности частей и соединений, необходимо, чтобы она находилась всегда в исправном состоянии и могла быть в короткие сроки приведена в готовность к использованию. Для этого военная автомобильная техника должна сохра­нять свои качества при хранении, а при использовании безотказно рабо­тать, т.е. быть достаточно надежной. Части и подразделения должны быть укомплектованы подготовленными специалистами, без которых машины не мо­гут эффективно использоваться.

Следовательно, готовность машин к боевому использованию определяет­ся их исправностью (работоспособностью), продолжительностью приведения в режим использования (работы), надежностью, а также наличием подготовлен­ных специалистов, предназначенных для управления машиной (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Составляющие готовности машин к боевому использованию

Исправной считается машина, находящаяся в состоя­нии, при котором она соответствует всем требованиям, установленным нор­мативно-технической документацией.

К основным нормативно-техническим документам относятся: паспорт или формуляр машины, техническое описание, инструкция по эксплуатации,

инс­трукция по техническому обслуживанию, ведомости ЗИП и другие документы (каталоги, нормы расхода запасных частей и материалов на техническое обслуживание и ремонт и др.).

К исправной машине предъявляются следующие требования:

· комплектность всех механизмов, агрегатов и машины в целом;

· соответствие технических и эксплуатационных характеристик машины, ее агрегатов и механизмов требованиям нормативно-технической документа­ции;

· машина, ее агрегаты и механизмы должны быть заправлены и смазаны соответствующими ГСМ и рабочими жидкостями;

· двигатель и агрегаты трансмиссии должны работать бесшумно;

· рулевое управление должно обеспечивать плавное изменение направле­ния движения машины;

· трубопроводы не должны иметь утечки воздуха и жидкостей;

· системы электрооборудования должны быть отрегулированы и настроены, согласно инструкции по эксплуатации, и эффективно работать;

· машина должна быть окрашенной, чистой и иметь номерные и опознава­тельные знаки.

Работоспособной считается машина, если ее состояние позволяет

вы­полнять заданные функции при сохранении значения заданных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией. Понятие "исправность" шире понятия "работоспособность". Так, машина, имеющая незначительные повреждения крыльев, кабины и т.д., является неисправной, но работоспособной.

Исправность (работоспособность) машин части, подразделений

оценива­ется по величине коэффициента технической готовности – Ктг:

где Nu - число исправных (работоспособных) в рассматриваемый момент времени машин;

Nc - списочное количество машин;

Nср и Nкр - число машин, находящихся в плановых средних и капи­тальных ремонтах.

Коэффициент технической готовности для механизированных и мобильных бригад, войск ПВО, баз хранения, складов и арсеналов, соединений и частей родов войск устанавливается в преде­лах 0,95...0,98. Для подразделений и частей тылового и технического обеспечения, войсковых частей предприятий и организаций военно-строительного комплекса, железнодорожных и авиационных частей - 0,85…0,90.

Под надежностью машины понимается ее свойство выполнять заданные функции, при сохранении во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.

Надежность - свойство комплексное, обусловливаемое безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемоcтью (рис. 1.2).

Важнейшим свойством, которым должны обладать армейские машины, особенно несущие на себе ракетное, зенитно-ракетное и другое вооружение, яв­ляется безотказность.

Безотказность   Живучесть Ремонтопригодность
Надежность

Долговечность   Сохраняемость

Рис. 1.2. Составляющие надежности

Безотказность - свойство машины непрерывно сохранять работоспособ­ность в течение некоторого времени или некоторой наработки.

Высокие требования безотказности предъявляются также к составным частям машины, обеспечивающим безопасность их использования, рулевому управлению, тормозным системам и т.д.

Долговечность - свойство сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслужива­ния и ремонта.

Предельное состояние машины - такое ее состояние, при котором дальнейшая эксплуатация ее должна быть прекращена из-за неустранимого нарушения требований безопасности, ухода заданных параметров за установлен­ные пределы, снижения эффективности использования ниже допустимой.

Сохраняемость - свойство машин непрерывно сохранять исправное и

ра­ботоспособное состояние в течение хранения или транспортирования и после него.

Ремонтопригодность - свойство машины, заключающееся в приспособлен­ности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, пов­реждений и устранения их последствий путем проведения ремонтов и техни­ческого обслуживания.

Ремонт - комплекс операций по восстановлению исп­равности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.

Живучесть машин - способность их противостоять поражающим факторам современного оружия и сохранять работоспособность при выполнении частями и подразделениями задач с использованием машин.

Живучесть машин достигается конструктивными и производственными мероприятиями, например применением округленных, обтекаемых форм с гладкими поверхностями; повышением поперечной устойчивости; предупреждения вытекания горючего и жидкостейпри опрокидывании, размещение в машине фильтровентиляционной установки и средств индивидуальной защиты водителя и экипажа, приборов радиационного контроля и т.д.

Надежность машин формируется и достигается в процессе конструирования и производства. Однако при эксплуатации машин в результате воздействия различных внешних и внутренних факторов показатели надежности снижаются и машина переходит в неисправное или неработоспособное состояние. Неисправности могут быть незначительными, при которых сохраняется работоспособность машины, и значительные, сопровождающиеся отказом машины, нарушением ее работоспособности. Многие незначительные повреждения с течением времени могут переходить в значительные.

Понятие "неисправность" неразрывно связано с понятием "повреждение", "отказ", "дефект".

Повреждение - событие, заключающееся в нарушении исправности объекта или его составных частей вследствие влияния внешних воздействий, превышающих уровни, установленные нормативно-технической документацией на объект.

Отказ - событие, заключающееся в нарушении работоспособности объекта. Классификация отказов машины представлена на рис. 1.3.

Дефект - каждое отдельное несоответствие продукции требованиям, установленным нормативно-технической документацией.

Термин "дефект" отличается от термина "отказ" тем, что отказ может возникнуть в результате одного или нескольких дефектов, но появление де­фектов может не вызвать отказа объекта.

Для устранения неисправностей и отказов машин возникает необходи­мость проведения мероприятий по поддержанию и восстановлению их исправ­ности (или работоспособности) и надежности, обеспечения готовности к бо­евому использованию.

Таким образом, понятие "обеспечение готовности машин к боевому ис­пользованию" включает комплекс организационно-технических и научно-мето­дических мероприятий" направленных на достижение, поддержание и восста­новление их исправности (или работоспособности), надежности, сокращение сроков проведения в режим использования (работы) машин.

Структуру системы обеспечения готовности машин к боевому использованию и место ремонта в ней можно представить в виде схемы (рис. 1.4).

Сокращение сроков приведения машин в режим использования достигает­ся созданием необходимой производственной базы для технического обслужи­вания и хранения машин, оптимальной расстановкой и высокой практической выучкой водителей экипажей, расчетов, подразделений.

Устранение отказов, восстановление исправности или работоспособнос­ти и надежности машин, а, следовательно, и их готовности к использованию осуществляется в процессе ремонта.

Конструкционные - ошибка конструктора     Производственные - нарушение процесса ремонта или изготовления   Эксплуатационные - нарушение эксплуатации или естественный износ   Боевые повреж- дения

 
 


Полные – нарушается работоспособность (выход из строя масляного насоса)       КЛАССИФИКАЦИЯ ОТКАЗОВ       Частичные – машина может использоваться по назначению (отказ стеклоочистителя)

           
   
 
 
 
   


Независимые - (обрыв провода системы зажигания)   Зависимые - (выход из строя двигателя в результате отказа масляного насоса)   Внезапные – (обрыв клапана, поломка рессоры)   Постепенные – (старение резино -технических изделий, вызывающее течь масла)

Рис. 1.3. Классификация отказов

1.2. Факторы, обуславливающие нарушение готовности машин к боевому использованию

Нарушение готовности машин к боевому использованию может быть выз­вано следующими факторами: износом деталей, усталостным разрушением ме­талла, старением резинотехнических изделий, боевыми повреждениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: