Приведение в готовность и организация работы органов управления и сил ГО РФ

Как указывалось выше, перевод ГО на военное время при угрозе нападения противника и с началом военных действий осуществляется по соответствующим степеням боевой готовности ВС РФ и степеням готовности ГО.

Степени боевой готовности вводятся в органах управления ГОЧС, соединениях, частях, подразделениях Войск ГО и организациях МЧС России, укомплектованных военнослужащими. Для них установлены следующие степени боевой готовности: постоянная, повышенная, военной опасности,полная. Каждая из степеней боеготовности в ГО соответствует аналогичным степеням БГ вводимым в соединениях, частях, подраз­делениях и организациях ВС России и других силовых министерств и ведомств РФ.

Для ГО страны в целом, ГО федеральных органов исполнительной власти (не силовых министерств, ведомств и организаций РФ), ГО субъектов РФ (республик, краев, областей и автономных образований) установлены степени готовности ГО: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации. В органах управления ГОЧС, укомплектованных военнослужащими, вводятся и степе­ни боевой готовности и степени готовности ГО.

В ведомственных органах управления региональных, территориальных и местных структурных подразделений министерств и ведомств РФ, сельских районах, категорированных и не категорированных городах, районах (округах) городов с районным делением, поселениях и других населенных пунктах, объектах экономики и организациях, а также службах и формированиях ГО мероприятия ГО выполняются с введением аналогичных степеней готовности ГО, каждой из истинных наименований которых присвоены условные наимено­вания: повседневная; первоочередные мероприятия 1 и 2 группы (ПМ – 1 и ПМ – 2); общая готовность ГО (ОГГО).

Кроме степеней готовности вводимых в особый период, в целях обеспечения и поддержания готовности соединений, частей Войск ГО, а также организаций, ПСС и формирований МЧС России к ликвидации ЧС в мирное время вводят­ся степени готовности № 1(в штатах мирного или военного времени).

Готовность №1 (штат мирного времени) – это такое состояние соединений и воин­ских частей ГО, а также ПСС и формирований, когда в результате выполнения мероприятий они приводятся в готовность к применению в штатной структуре мирного времени.

Готовность №1 (штат военного времени) – это такое состояние соединений и воин­ских частей (подразделений) ГО, при котором они осуществляют отмобилизование и приво­дятся в готовность к применению в штатной структуре военного времени.

При этом перевод органов управленияГОЧС, Войск ГО, военных организаций и ПСС МЧСРоссии в установленные режимы функционирования РСЧС осуществляется в соответствии с Поста­новлением Правительства РФ от 27.05.2005 № 335и Федеральным планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Приведение их в готовность № 1может осуществляться при любом режиме функционирования РСЧС.

Приведение в различные виды готовности в зависимости от обстановки может осуществляться последовательно, от низших степеней готовности к высшим, либо сразу в высшие степени, минуя промежуточные, в соответствии с планами или распорядительным порядком, в установленные планами сроки или заблаговременно.

Степень готовности № 1в штатах мирного времени вводится министром МЧС РФ, в штатах военного времени – на основании решения Президента РФ. При внезапном возникновении (непосредственной угрозе) ЧС в мирное время право на приведение соединений и воинских частей ГО в готовность № 1предоставляется начальнику РЦ МЧС РФ, а также командирам воинских формирований ГО, на территории или в зоне ответственности которых возникла или возможна ЧС, с немедленным докладом по команде.

Введение каждой из степеней готовности предполагает выполнение ряда мероприятий, характерных для соответствующей периода.

Последовательность, очередность и содержание мероприятий по переводу ГО на воен­ное время определяется в Планах ГО и защиты населения заблаговременно, в мирное время. В условиях посте­пенного обострения ВПО и возрастания угрозы развязывания войны перевод ГО осуществляется путем ввода в действие Плана ГО и защиты населенияи планомерным проведением в полном объеме предусмотренных этим планом мероприятий, кроме рассредоточения и эвакуации населения, которые проводятся по особому решению Правительства РФ.

В целях обеспечения более организованного переводаГО и наращивания ее готовности отдельные, наиболее важные, мероприятия Плана ГО изащиты населениямогут проводиться распорядительным порядком еще до введения в действие Плана ГО и защиты населения в полном объеме. Такие мероприятия при­нято называть первоочередными (ПМ). Выполняться они могут только по особому распоря­жению Президентастраны.

К числу первоочередных мероприятий относятся:

- введение круглосуточного дежурства руководящего состава в пунктах постоянного размещения органов ГО;

- уточнение Планов ГО и защиты населенияв соответствии со складывающейся обстановкой;

- приведение в готовность системы управления, оповещения и связи;

- подготовка запасных и подвижных пунктов управления к работе;

- занятие запасных пунктов управления оперативными группами (сокращенными или полными расчетами органов управления);

- уточнение расчетов по укрытию и порядку занятия населением защитных сооружений;

- приведение в готовность имеющихся защитных сооружений и ускоренное строительство недостающего их количества, приспособление под укрытия заглубленных помещений, подвалов, горных выработок и станций метрополитена;

- подготовка запасов продовольствия и закладка их в запасные пунктыуправления (ЗПУ) и убежища;

- подготовка к выдаче СИЗ, приборов радиационной и химической разведки;

- приведение в готовность оперативных групп ОУ ГО, разведформирований, организаций и постов сетей наблюдения и лабораторного контроля ГО, других министерств и ведомств, а также мониторинга окружающей среды;

- приведение в готовность формирований ГО повышенной готовности;

- подготовка к развертыванию больничных баз в загородной зоне;

- уточнение укомплектованности остальных формированийГО личным составом, техникой и имуществом;

- уточнение плана-графика наращивания мероприятий по повышению и поддержанию устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики;

- подготовка к снижению запасов радиоактивных, аварийно химически опасных, сильнодействующих ядовитых, взрывопожароопасных и иных потенциально-опасных веществ на объектах экономики и в категорированных городах;

- подготовка животноводческих помещений для защиты скота и создание укрываемых запасов продовольствия, воды и кормов;

- подготовка к введению режима светомаскировки;

- меры по усилению охраны общественного порядка и важных объектов;

- ряд других мероприятий (по Планам ГО и защиты населения и решениям вышестоящих органов, а также в зависимости от конкретных условий и сложившейся обстановки).

Первоочередные мероприятия начинают выполняться с получением распоряжения НГО. Они могут проводиться по определенным группам или отдельными мероприятиями. Каждое мероприятие, отнесенное к числу первоочередных, может в зависимости от условий обстановки проводиться полностью (в соответствии с планом) или частично(с определен­ными ограничениями).

Одним из основных требований к проведению ПМ является обеспечение их скрытно­сти. Для этого рекомендуется проводить их под видом занятий, учений, проверок с соблюде­нием мер оперативной маскировки и противодействия разведкам вероятного или реального противника.

При проведении первоочередных мероприятий в отраслях, объединениях и на объектах экономики учитываются специфические условия их производственной деятельности, а также местные факторы тех территорий, на которых они располагаются и функционируют.

Основным содержанием перевода ГО на военное время при планомерном выполнении мероприятий ГО является:

- приведение в готовность системы управления, сил и средств ГО;

- последовательное наращивание мероприятий по защите населения и территории;

- повышение устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики и поддержание ее на необ­ходимом уровне.

С получением распоряжения на введение в действие ПлановГОи защитынаселения в полном объеме на­чальники, ОУ и службы ГО принимают меры к немедленному доведению этого распоряже­ния до всех исполнителей, руководят проведением предусмотренных планами мероприятий и осуществляют контроль за деятельностью подчиненных органов управления и сил ГО.

Доведение распоряжения о вводе ПлановГОи защиты населения в действие осуществляется установлен­ными сигналами по техническим средствам связи. Уточнение задач по переводу ГО на военное время может проводиться в зависимости от обстановки на совещаниях руководящего состава, письменными распоряжениями или путем направления на объекты и в организации представителей соответствующих органов ГО.

При вводе в действие ПлановГОи защиты населения в полном объеме главное внимание обращается на быстрейшее выполнение первоочередных мероприятий, которые рассмотрены выше. Если проведение ряда мероприятий было начато до ввода ПлановГОи защиты населения в действие, но выполнено не полностью, то принимаются меры к их завершению в кратчайшие сроки.

Важнейшей обязанностью начальников и всех органовГО (территориальных, ведомст­венных и военных) в этот период является приведение в полную готовность систем управле­ния, оповещения и связи. При этом особое внимание должно обращаться на приведение в кратчайшие сроки и скрытно в готовность ЗПУ, развертывание по полной схеме во всех звеньях систем оповещения и связи, на подготовку состава оператив­ных групп и расчетов ОУ и обеспечение своевременного занятия ими уста­новленным порядком пунктов управления. Одновременно должны быть приняты также меры по повышению готовности органов управления – дублеров.

Для обеспечения организованного выполнения всех мероприятий ГО предусматривает­ся первоочередное, опережающее приведение в готовность системы управления. С нараста­нием угрозы войны ОУ и узлы связи ГО переходят на штаты военного времени. Большое значение при переводе ГО на военное время имеет заблаговременная и тщательная подго­товка органов управления и отдельных исполнителей. Для этого в мирное время до подчи­ненных органов управления и отдельных исполнителей доводятся задачи, вытекающие из Планов ГОи защиты населения на военное время, устанавливаются объем и сроки проведения запланированных мероприятий, оформляются заявки на все виды обеспечения, наряды, ордера, накладные, проекты приказов, распоряжений и другие документы.

Разрабатывается календарный план основных мероприятий. Начальник ОУ ГОЧС, на­чальники и специалисты отделов ОУ ГОЧСи организаций ГО, начальники спасательных служб составляют личные планы-графики работ по периодам оперативной готовности, в их рабочих папках должны находиться проекты отдаваемых приказов, распоряжений, формализованные до­кументы и справочные материалы, необходимые для работы.

Главными задачами органов управления по делам ГОЧС(в первую очередь МЧС Рос­сии и РЦ МЧС России), командования соединений и частей (подразделений) Войск ГО, руково­дства организаций МЧС России, укомплектованных военнослужащими, при переводе ГО с мирного на военное время будут являться:

- обеспечение укомплектования в установленные сроки органов управления ГОЧС всех уровней, Войск ГО, организаций по штатам военного времени;

- приведение в полную боевую готовность Войск ГОи военных ОУ ГОЧС, в полную готовность ГО остальных ОУ ГО:

- осуществление постоянного контроля за переводом ГО на военное время.

Кроме того, ОУ ГОЧСсовместно с ОВК (управлениями и отделами местной обороны военных округов, флотов, гарнизонов) будут решать следующие задачи:

- уточнение состава воинских частей военного округа (флота), выделяемых по Планам взаимодействия для решения задач ГО;

- согласование и подготовку предложений по распределению воинских частей и порядку передачи их в оперативное подчинение соответствующих начальников ГОсубъектов РФ;

- уточнение согласованного плана разведки территории округа после нападения противника силами военного округа и ГО, проверка готовности привлекаемых к разведке сил.

В особо сложной обстановке будет осуществляться перевод ГО с мирного на военное время в условиях внезапного нападения противника. Характер деятель­ности начальниковГО, ОУ ГОЧСи служб ГО в этих условиях будет определяться временем, которым они будут располагать для подготовки к защите населения и территорий от ударов противника, атакже тем, проводились ли перед этим какие-либо заблаговременные меро­приятия по повышению готовности ГО и защите населения.

В том случае, когда начальники и органы ГОбудут располагать каким-то, хотя бы ми­нимальным временем до непосредственного нападения противника (до объявления " Воз­душной тревоги "), в первую очередь должны быть приняты меры по приведению в готов­ность систем оповещения о воздушной опасности, доведению до населения порядка укрытия с объявлением воздушной тревоги, по занятию городских ЗПУ хотя бы сокращенными рас­четами органов управления, а также по предотвращению крупных аварий на производстве, энергетических и коммунальных сетях. Если обстановка будет позволять, могут осуществ­ляться и другие первоочередные мероприятия.

При нападении противника главной задачей органов управления ГО всех уровней явля­ется обеспечение немедленного доведения сигнала "Воздушная тревога" до населения и ор­ганизация его укрытия в имеющихся защитных сооружениях, подземных пространствах, подвалах и других заглубленных помещениях в соответствии с заблаговременно разработан­ными планами. Одновременно принимаются меры по безаварийной остановке (переводу на безопасный режим работы) производственной деятельности предприятий с непрерывным циклом производства, прекращению движения всех видов транспорта.

Личный состав органов управления ГОЧС, если ему не удалось заблаговременно занять соответствующие ЗПУ, укрывается по месту нахождения его при объявлении сигнала " Воздушная тревога ".

Ряд мероприятий по переводу ГО на военное время может прово­диться после нападения противника (после сигнала " Отбой воздушной тревоги ") и осущест­вляться в соответствии со сложившейся обстановкой.

Руководители и органы ГО отраслей и объектов экономики при внезапном нападении противника обязаны организовать укрытие рабочих и служащих по месту работы и принять немедленные меры по безаварийной остановке производства и движения всех видов транс­порта. Работники центральных аппаратов министерств (ведомств) по сигналу " Воздушная тревога " занимают укрытия в пунктах постоянного их расположения. При наличии времени принимаются меры по отправке оперативных групп на ближние (дальние) ЗПУ, а также по приведению в готовность соответствующих ПУ – дублеров.

РЦ МЧС России совместно с ОУместной обороны военных округов при внезапном нападении принимают меры по немедленному выводу воинских частей ГО из военных городков и пунктов, которые могут оказаться в очагах поражения, в заблаговременно назначенные районы сосредоточения или исходные районы.

После воздействия средств поражения противника ОУ ГОЧС и командиры соединений и частей ГО принимают меры по восстановлению своей боеспособности и продолжают выполнение мероприятий в соответствии с Мобилизационными планами и Пла­нами ГО и защиты населения.

Планирование мероприятий гражданской обороны на объекте экономики

Основная часть наиболее затратных и сложных в техническом от­ношении мероприятий ГО осуществляется в мирное и военное время на предприятиях, в учреждениях и организациях (да­лее – организациях).

Организации в мирное время в пределах своих полномочий и в по­рядке, установленном федеральными законами и иными нормативны­ми правовыми актами выполняют следующие задачи:

- планируют и организуют проведение мероприятий по ГО;

- проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функ­ционирования в военное время;

- осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

- создают и содержат в целях ГО запасы матери­ально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- создают объекты ГО, обеспечивают их со­хранность;

- ведут учет существующих и создаваемых объектов ГО, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;

- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности нештатные АСФ;

- осуществляют другие мероприятия по выполнению организацион­ных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпиде­мических и других требований ГО.

Указанные ме­роприятия осуществляются на основании ежегодно разрабатываемого в каждой крупной организации плана ГО и защиты населения и плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. В этих планах, утверждаемых руководителями организаций, указываются наи­менования спланированных мероприятий, сроки и объемы их выполне­ния, ответственные исполнители мероприятий и соисполнители по ним, а также другие необходимые сведения.

Изготовление на производственных мощностях организации техники, оборудования и имущества, предназначенных для ис­пользования в целях ГО, планируется иосу­ществляется по государственному оборонному заказу.

Кроме того, выполнение мероприятий и нормативно-техничес­ких требований ГО предусматривается в биз­нес-плане организации, планах и программах технического пе­ревооружения и реконструкции организации, в ее планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР) и планах освоения новой техники, а также в градост­роительной, строительной и проектно-сметной документации, других организационно-плановых и проектно-планировочных материалах.

В военное время в организациях осуществляются мероприятия по повышению устойчивости их функционирования в условиях воздействия противника, по защите гражданского персонала, зданий, сооружений и произведенной продукции от поражающих факторов современных средств поражения, а также, в случае необходимости, по проведению АСДНР. Основным документом, определяющим сроки, объемы и мес­та осуществления указанных мероприятий, является План граж­данской обороны и защиты населения организации.

Кроме того, в созданных в организациях спасательных службах, разрабатываются планы обеспечения мероприятий ГО. Организации, переносящие в военное время свою деятельность в загородную зону с территорий городов, отнесенных к группам по ГО, разрабатывают расчет на проведение мероприятий по эвакуации.

Организации, продолжающие в военное время свою деятельность на территориях городов, отнесенных к группам по ГО, разрабатывают планы рассредоточения своего персонала в заго­родной зоне.

Изготовление в угрожаемый период и в военное время на производ­ственных мощностях организации техники, оборудования и имущества, а также строительство объектов, предназначенных для использования в целях ГО, осуществляются на основании мобили­зационного плана организации по мероприятиям ГО и других документов, определяющих порядок хозяйственной деятель­ности организации в это время.

Аналогичные перечисленные выше организационно-плановые и проектно-планировочные документы разрабатываются в структурных под­разделениях (дочерних и зависимых хозяйственных обществах) орга­низаций.

Организации при планировании проведения и осуществлении мероприятий ГО руководствуются также орга­низационно-плановыми и методическими документами вышесто­ящих организации, объединений организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.

Кроме того, руководители организаций и предприятий вправе разрабатывать организационно-методические указания по подготовке органов управ­ления и сил ГО организации на очередной учеб­ный год, а также издавать приказы по итогам работы за отчет­ный период и по другим вопросам ГО.

Рекомендации по структуре, содержанию, порядку разработ­ки, согласования и утверждения плана основных мероприятий организации по вопросам ГО, предупрежде­ния и ликвидации ЧС, плана ГО и защиты населения организации, плана обеспечения мероприятий ГО спасательных службы организации, рас­чета на проведение мероприятий по эвакуации в организации, плана рассредоточения гражданского персонала организации в загородной зоне, раздела «Инженерно-технические мероприятиягражданской обороны» в составе градостроительной и проектно-сметной документации на строительство, техническое пере­вооружение и реконструкцию организации, других организаци­онно-плановых и проектно-планировочных материалов по вопросам ГО разрабатываются МЧС России. Указанные рекомендации доводятся до организаций федераль­ными органами исполнительной власти, органами исполнитель­ной власти субъектов РФ, органами местно­го самоуправления и объединениями организаций, в ведомственном подчинении (сфере ведения) которых они находятся.

Методические рекомендации по структуре, содержанию, порядку разработки, согласования и утверждения мобилизационного плана орга­низации по мероприятиям ГО и других документов, определяющих порядок хозяйственной деятельности организации в во­енное время, разрабатываются Минэкономразвития России с участием МЧС России и доводятся до организаций федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и объеди­нениями организаций, в ведомственном подчинении (сфере ведения) которых они находятся. Также МинэкономразвитияРоссии определяет порядок формирования и доведения до организаций ежегодного, госу­дарственного оборонного заказа на изготовление техники, оборудова­ния и имущества, предназначенных для использования в целях ГО. Планирование и проведение мероприятий ГО в организациях осуществляется структурными подразделе­ниями (работниками), уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, которые создаются (на­значаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления ГО в этих организациях и обеспечения выполнения этими организаци­ями приведенных выше полномочий в области ГО, возложенных на них Федеральным законом «О гражданской обороне».

Одной из главных задач работников структурных подразде­лений (работников) по ГО в организациях является разработка для представления на утверждение соответ­ствующим руководителям организаций и корректировка перечисленных выше организационно-плановых документов, включая планы ГО и защиты населения организации.

Контрольные вопросы

1. Гражданская оборона и полномочия органов государственной власти в области гражданской обороны.

2. Руководство гражданской обороной.

3. Силы гражданской обороны.

4. Планирование мероприятий гражданской обороны.

5. Военное положение и его характерные черты.

6. Мероприятия перевода экономики страны по планам особого периода.

Задание для самостоятельной работы:

изучить основные типы защитных сооружений гражданской обороны.

Литература:

1. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. − К.: «Облиздат», 2001. − С. 349 − 360.

2. Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

3. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: