double arrow

Младшая группа


Особенности ознакомления детей с растениями в повседневной жизни.

Рассказ воспитателя

Решая определённые образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учётом опыта и интересов школьников, адресует его детям конкретной возрастной группы. Рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых растениях, для ознакомления с новыми растениями, формирования знаний об охране дикорастущих растений и др. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом -фотографиями, картинами, без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть 10-15 мин.

Для рассказа воспитатель использует разнообразный материал: собственные наблюдения из жизни растений, деловые очерки о растениях, научные материалы. Беседы

Беседа состоит из вопросов воспитателя и ответов на них детей. Это ценный метод уточнения и расширения уже имеющихся знаний. В беседе воспитатель руководит мышлением ребёнка при помощи вопросов. Беседа как метод ознакомления детей с природой используется с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Беседа может быть вводной, итоговой или связанной с наблюдениями и приобретением новых знаний.




Вводная беседа должна быть короткой, она ставит своей целью связать имеющиеся знания детей с получением новых, создать интерес к ним. Такие беседы проводят в средней и старшей группах.

Самой распространённой и применяемой во всех группах является беседа, которая сопровождается наблюдениями и или рассматриванием картин. Она входит как элемент почти вовсе занятия, дидактические игры. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Беседа строится на знакомом детям материале. Воспитатель должен отчётливо представлять дидактическую цель беседы: какое содержание надо уточнить и конкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы.

Чтение художественной литературы

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Она воздействует не только на сознание ребёнка, но и на его чувства. Детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей. С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать представления детей о предметах и явлениях. Детская природоведческая литература полезна в работе с детьми всех возрастных групп. Важно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. Природоведческую книгу используют в работе с детьми дошкольного возраста с разными целями. Чтение небольшого рассказа, сказки может предшествовать наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определённые качества предмета, усилить эстетическое восприятие предмета. Природоведческую книгу воспитатель читает детям и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.



В процессе ознакомления младших детей с растениями в повседневной жизни важно заложить первые ориентиры в мире растений как живых организмов, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни, бережного отношения к растениям. Основное содержание знаний о растениях малыши усваивают через систематические встречи с природой в процессе наблюдения в уголке природы и на участке детского сада. Ведущими видами деятельности в работе с младшим с детьми являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов растительного мира и практическое манипулирование с ними. Всё, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят, осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат (листья), т. е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним. Важную роль играют моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, длинную морковку, большой арбуз. Просит детей руками сделать тоже самое - движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом.



Работа по ознакомлению младших дошкольников с растениями включает следующие компоненты:

-разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (осенними цветущими растениями, елью на участке в зимнее время, весенними первоцветами). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;

-совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для растений;

-проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;

-рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;

-проведение экологических занятий, целевых прогулок.

-проведение экологических досугов.







Сейчас читают про: