Труд детей

Элементарные опыты

Опыт - это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений. Позволяют более отчётливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, их жизнедеятельность. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, развивают наблюдательность, восприятие и мышление. Чаще всего опыты применяются с детьми старшего дошкольного возраста. В младшей и средней группах воспитатель использует отдельные поисковые действия.

Интересные опыты проводятся с детьми при выращивании зелени из репчатого лука. Дети наблюдают влияние разных условий на рост луковиц: без воды, без света, без тепла, в нормальных условиях. Важно иметь в виду - в каждом конкретном случае опыт проводится только с одним отклонением от нормальных условий. Это создаёт чистоту (убеждаются в значении каждого из условий и всего комплекса условий для роста растений) и простоту опыта (дети видят то, что им легко понять). Наблюдение результатов опытнической ситуации должно проходить по одной и той же логической схеме, которая включает следующие моменты: определение состояния объекта, меняющихся внешних условий (т.е. причин), которые вызвали изменения, сравнение разных объектов. Опыт может проходить и как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение. Поскольку в длительном сравнительном наблюдении результаты отсрочены, необходима фиксация отдельных наиболее характерных этапов опыта в рисунках-схемах. Моделирование роста и развития растений осуществляется с помощью рисунков. Модель в виде календаря наблюдений за растущим луком может быть создана как с детьми младшего, так и с детьми старшего дошкольного возраста, её можно рассматривать как на специальных занятиях, так и в свободное время.

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе. Воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети овладеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда. Поэтому, показывая на практических занятиях посев семян, посадку черенков, совершенно необходимо сопровождать их пояснениями. Любой новый трудовой приём воспитатель должен объяснить и показать сам. Постоянное применение одних и тех же приёмов ведёт к образованию трудового навыка.

В младших группах можно провести практические занятия: «Посадка лука» (февраль), «Посадка свёклы» (май). Воспитатель показывает каждый этап трудовой операции, сочетает показ с объяснением. Сначала работу организуют как «труд рядом». Во второй младшей подгруппе возможна организация труда подгруппами. Каждая подгруппа выполняет одну трудовую операцию. В средней группе - «Посадка лука» (февраль), «Высадка рассады на грядки» (май).

Дети средней группы в труде более самостоятельны. Воспитатель показывает и объясняет всё задание, а затем делит его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землёй, полить), следит за выполнением каждого этапа.

В старшей группе в связи с общим более высоким развитием детей становится возможным показать сразу весь трудовой процесс, всё задание, которое надо выполнить. На занятии «Высадка рассады на огород» воспитатель учит детей самостоятельно сажать на грядку рассаду.

Словесные методы

Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей, с помощью словесных методов систематизируются и обобщаются знания детей о природе, формируются природоведческие понятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: