Средняя группа.
Дети среднего дошкольного возраста задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами, им доступно понимание простейших связей в наблюдаемых объектах. При ознакомлении детей с растениями воспитатель учит детей видеть и выделять их характерные свойства, сравнивать и группировать по этим свойствам, формирует первые
элементарные обобщения о растениях, подводит к установлению простейших связей между некоторыми явлениями в природе.
Основным методом ознакомления детей с растениями остаются наблюдения. Они осуществляются на ежедневных и целевых прогулках. Проводятся циклы наблюдений за объектами растительного мира. Каждый цикл включает 4-6 наблюдений, позволяет на сенсорной основе формировать конкретные представления детей о растениях, с которыми они находятся в постоянном контакте. Дети средней группы учатся фиксировать свои наблюдения - это могут быть гербарии, рисунки. В процессе наблюдения, а потом и при составлении гербария или зарисовке воспитатель ставит вопросы, подводя детей к сравнению: «Что было? Что стало теперь? Что появилось нового?
|
|
Дети средней группы могут самостоятельно поливать растения в уголке природы и на участке, определяя необходимость поливки по состоянию почвы, рыхлить почву комнатных растений по краям горшка и на огороде между рядами растений. Воспитатель приобщает детей к выращиванию растений: учит сеять семена крупной и средней величины (бобы, фасоль, тыкву, горох, редис, овёс, свёклу, настурцию), раскладывая их в бороздки, самостоятельно сажать луковицы репчатого лука; с помощью воспитателя сажать луковицы тюльпанов, нарциссов; принимают участие в посадке картофеля, раскладывая клубни и засыпая их землёй. Совместно с воспитателем дети собирают урожай.
В средней группе детей знакомят с изменениями в природе. Воспитатель с детьми организуют «огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста. Наблюдения не должны превышать 1-2 месяцев, более длительные наблюдения трудны для детей среднего возраста.
Воспитатель проводит экологические занятия, на которых дети закрепляют и углубляют представления детей о растениях, полученные в повседневной жизни, или приобретают новые. На занятиях воспитатель использует игровые обучающие ситуации, которые облегчают усвоение знаний и игровых навыков, дидактические игры способствуют закреплению, уточнению и систематизации полученных знаний. В средней группе проводятся экскурсии. Лучше всего их организовать тогда, когда сезонные изменения проявляются наиболее ярко.
|
|
Должное место в работе с детьми по ознакомлению с растениями занимает рассматривание иллюстраций, картин. Это могут быть отдельные растения, а также картины леса, поля, живописные картины времён года.
У детей старшего дошкольного возраста развивается способность к аналитико-синтетической деятельности, они стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений, начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения. Ознакомления с растениями осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни - в уголке природы и на участке. Особое место занимают
экскурсии, походы, они дают много эмоциональных впечатлений, дети приобретают навыки правильного поведения на природе, культурного отдыха. С детьми старшего возраста проводятся циклы наблюдений за комнатными растениями, растениями огорода и клумбы. Прослеживаются особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Для большей убедительности проводятся элементарные опыты (растения выращивают при наличии всех необходимых условий, в темноте, в холоде). Воспитатель включает в циклы наблюдения эстетического характера: дети учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях. Дети начинают понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение-это здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его потребностям.
Дети ведут календари наблюдений за ростом и развитием растений в уголке природы, на участке, огороде, клумбе, которые помогают подвести детей к простейшим формам обобщения. Организуя труд детей в природе, воспитатель учит:
-самостоятельно поливать растения в уголке природы и на участке, определяя частоту поливки в зависимости от условий, происхождения и потребности растений;
-рыхлить землю комнатных растений, а также растений огорода и цветника, определяя глубину рыхления ив зависимости от состояния почвы и расположения корневой системы;
-пересаживать комнатные растения, принимать участие в размножении растений закрытого и открытого грунта, используя 3-4 вегетативных способа;
-сажать и пересаживать многолетние растения цветника, саженцы деревьев и кустов, самостоятельно определяя расстояние между растениями;
-сеять семена разными способами, самостоятельно определяя глубину и расстояние между растениями в зависимости от их строения;
-выращивать рассаду капусты, томатов, астр, пикировать и высаживать рассаду в грунт;
-самостоятельно перекапывать почву в огороде и цветнике, совместно с воспитателем перекапывать почву вокруг деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений, регулируя глубину перекопки в зависимости от расположения корневой системы.
-принимать участие в подкормке растений, используя органические и неорганические удобрения с учётом стадии роста и развития растений;
-принимать участие в сборе урожая овощей, фруктов, собирать семена овощных и цветочно-декоративных растений для будущего посева
Результативность работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с растениями в повседневной жизни будет зависеть от знания воспитателем возрастных особенностей детей, их возможностей, знания содержания программы, опыта воспитателя, использование им эффективных форм, методов в своей работе, от оснащенности материально-технической базы.