double arrow

КОМПЛЕКТОВКА УЗЛОВ И АГРЕГАТОВ МАШИН


Основная задача отделения комплектовки - из большого разнообра¬зия одноименных деталей, имеющих отклонения действительных размеров от номинальных, а также различия по показателям массы, выбрать необхо¬димые детали, скомплектовать их по чертежу и подать на линию или на участок сборки. Е связи с этим детали комплектуют по размерам для обес¬печения в сопряжениях требуемого зазора или натяга, а в некоторых слу¬чаях их комплектуют по массе. В процессе комплектования выполняют необходимые слесарно-пригоночные работы. Преjварительный подбор и комплектование деталей избавляют сборщиков от выполнения пригонки и подбора деталей, обеспечивая повышение качества работ.

В процессе комплектования для достижения необходимой точности сопряжения в отдельных случаях применяют сортировку деталей на раз¬мерные группы, используя метод групповой взаимозаменяемости. Напри¬мер, перед сборкой двигателя на размерные группы сортируют детали со¬пряжении цилиндр - поршень, поршневой палец - втулка поршня, палец ¬поршень, обеспечивая необходимую посадку. Число групп определяется величиной заданного группового допуска. Формирование групп деталей одного нанменования на отдельныйй агрегат должно быть обеспечено из деталей одной размерной группы ДJIЯ получения всех сопряжении с одина¬ковым запасом на износ.




В ряде случаев при комплектовании деталей необходимый зазор в сопряжении непосредственным измерением определить трудно. Тогда применяют практические способы подбора комплектующей пары. Напри¬мер, при подборе поршней по цилиндрам поршень без колец и пальца вставляют в цилиндр и между поршнем и поверхностью цилиндра протя¬гивают ленточный щуп, определяя усидие по динамометру. При подборе поршневого пальца по втулке головКи шатуна сопряжение с необходимым зазором будет получено в том случае, когда палец входит в отверстие втулки при нормальнОй температуре помещения от легкого усилия боль¬шого пальца руки. Поршни, кроме того, подбираются по массе. Допусти¬мая разница в массе поршней регламентируется техническими условиями.

Для обеспечения высокого качества сборки подбор и комплектовку деталей проводят при соблюдении следующих обязательных условий: де¬тали, поступающие на сборку, должны отвечать техническим условиям по точности геометрических размеров и форме; детали, работающие со зна¬копеременными нагрузками (шатунно-кривошипная группа), должны быть подобраны не только по геометрическим размерам и форме, но и по массе в соответствии с техническими условиями; для получения одинакового за¬паса на износ во всех одноименных сопряжениях все вращающиеся детали, прошедшие восстановление тем или иным способом, могут быть не урав¬новешены и перед подачей на сборку должны быть сбалансированы.



Различают статическую и динамическую балансировку. Статической балансировкой устраияют неуравновешенность, возникающую вследствие смещения центра тяжести системы относительно оси врашения. Неуравно¬вешенная величина центробежной силы, вызывающая во время работы вибрацию системы, определяется по формуле

Где

Р - масса вращающейся детали, кг;

g - ускорение силы тяжести, м/с2;

р - величшщ смещения центра тяжести, м;

п - частота вращения, рад/с.

Статической балансировке подвергаются все детали, у которых диа¬метральные размеры значительно превышают длину (маховики, диски, шкивы, рабочие колеса, гребные винты катеров и др.). Статическая балан¬сировка про изводится на специальных установках или на параллельных призмах. Устранение дисбаланса производится высверливанием или фрезе¬рованием соответствующего количества металла с утяжеленной стороны.

Динамической балансировке подвергают детали и узлы, длина кото¬рых значительно больше диаметра (коленчатые валы в сборе с маховиком и без него, карданные валы, шпиндели станков, роторы турбокомпрессо¬ров, блоки шестерен коробок передач и др.). Величина динамической не¬уравновешенности будет тем больше, чем больше длина плеча между не¬уравновешенными массами. Динамическая неуравновешенность, появ¬ляющаяся при вращении детали, является следствием образования момен¬та пары центробежных сил. Эта неуравновешенность может быть устране¬на приложением корректирующего момента от пары сил. Для создания корректирующего момента с противоположной стороны неуравновешен¬ной пары должны быть навешены грузы, а устранение дисбаланса достига¬ется удалением излишнего материала 1'ем или другим способом. Ди¬намическая балансировка производится на специальных балансировочных машинах, например станках 2468 ЦКБ.







Сейчас читают про: