Тампонирование под давлением с применением покера
Способ применяется:
- для защиты обсадных колонн при давлениях нагнетания, величина которых превышает допустимые для опрессовки;
- для защиты продуктивных пластов от загрязнения при нагнетании тампонирующей смеси в изолируемый интервал, ниже зоны перфорации;
- для направленной подачи тампонирующей смеси под давлением в изолируемый объект, выше которого имеются негерметические отверстия в колонне.
Тампонирование под давлением по затрубному пространству при установленном пакере запрещается, кроме случаев применения геле-образующих ПТМ или использования легкоразбуриваемых НКТ.
Процесс тампонирования:
- спустить НКТ с пакером, который расположить под зоной ввода тампонирующей смеси за колонну. Рекомендуется низ пакера оборудовать алюминиевым хвостовиком длиной не менее 3 м, башмак которого установить над зоной работ на расстоянии до 3 м;
- проверить чистоту спущенных труб, прокачав в НКТ промывочную жидкость в количестве, равном их внутреннему объему от устья;
|
|
- установить пакер;
- определить приемистость;
- закачать тампонирующую смесь в НКТ;
- продавить расчетным объемом промывочной жидкости;
- если надпакерное затрубное пространство герметично, то для уменьшения осевой нагрузки на пакер рекомендуется в кольцевое пространство закачать промывочную жидкость и создать давление, допускаемое при опрессовке колонны;
- задавить тампонирующую смесь в пласт;
- стравить давление в трубном и затрубном пространстве;
- освободить пакер, контролируя распакировку расхаживанием колонны НК15
- при наличии циркуляции излишки тампонирующей смеси вымыть из скважины;
- поднять 100—150 м НКТ, заполнить скважину промывочной жидкостью и оставить в покое на ОЗЦ;
- если подпакерное пространство не герметично, то оставить скважину под давлением.
Устранение аварий — наиболее сложный по техническому и инженерному исполнению комплекс работ, который требует высокого уровня исполнения, глубокого понимания ситуации, как правило, сопряжен с риском. Основная задача - не усугубить аварию!
Проведение работ по устранению аварий является не очень популярной в бригадах капитального ремонта скважин. Это связано с тем, что работы достаточно трудоемки, при этом оплата их осуществляется по факту. Каких-либо механизмов стимулирования не применяется. Следует учесть, что аварийные работы требуют каждый раз изготовления эксклюзивного специального инструмента, тратится много времени на его подготовку и доставку, при этом ожидание бригаде оплачивается по тарифу.
|
|
Следует учитывать, что аварийные работы сопряжены с большими нагрузками на инструмент и оборудование, требует их специальной скрупулезной подготовки, а также приводит к быстрому износу инструмента и оборудования и выходу его из строя. Необходимо прибавить к сказанному выше большие материальные затраты, работу транспорта — это все те ситуации, где бригада хочет сэкономить.
Аварии, допущенные в процессе эксплуатации скважин, делятся на несколько категорий:
- аварии с трубами (полеты), расчленение труб может происходить по телу или по резьбе, аварийные трубы могут быть прихвачены забойными осадками; цементным раствором (козел); посторонними предметами (как правило, плашками); дифференциальный прихват;
- аварии с кабелем, канатом и проволокой;
- аварии со скважинным оборудованием;
- аварии, связанные с попаданием в скважину посторонних предметов.
Все работы производятся по плану работ, утвержденному главным инженером. В плане предусматривают меры, предупреждающие возникновение проявлений и открытых фонтанов, а также меры по охране недр и окружающей среды.
План ликвидации аварии, с учетом возможности возникновения проявлений и открытых фонтанов, согласуют с противофонтанной службой и его утверждает главный инженер предприятия.
Работы по ликвидации аварии, в соответствии с утвержденным планом, производят под руководством мастера по сложным работам при участии мастера по ремонту скважин.
Работы сопряжены с большими разнопеременными нагрузками, поэтому следует внимательно проверить исправность оборудования, инструмента (элеваторы), подъемного агрегата (талевую систему, мачту, ротор и т.д.) и контрольно-измерительных приборов (в первую очередь индикатора веса). Необходимо разъяснить персоналу бригады опасность работ и определить безопасные зоны.