Подготовка труб
Очень важное значение при проведении РИР имеют состояние труб и их глубина спуска. Поэтому к подготовке труб следует уделить особое внимание.
Подготовка насосно-компрессорных труб (НКТ) и бурильных труб (БТ) осуществляется в соответствии с РД 39-2-132-78 и "Инструкцией по эксплуатации, ремонту и учету бурильных труб" (ВНИИТнефть, Куйбышев, 1979), РД 39Р-05753520-001-95 "Положение по приемке, хранению, отбраковке, учету движения и по порядку перевода в другие области назначения НКТ и глубинно-насосных штанг в ОАО".
На трубной базе производятся гидравлические испытания, шабло-нировка, маркировка и сортировка труб, а также калибровка резьб.
Непосредственно на скважине осуществляется наружный осмотр, повторное шаблонирование, укладка труб в порядке спуска в скважину и замер их длины.
Транспортировка труб на скважину должна производиться специальным транспортом. При погрузке между рядами труб необходимо прокладывать деревянные прокладки, предохраняющие трубы от ударов. При этом концы труб не должны свешиваться или выступать за габариты транспортного средства более чем на 1 м. Транспортировка труб без предохранительных колец и ниппелей запрещается.
При разгрузке и укладке труб у скважины необходимо, чтобы муфтовые концы были обращены к устью скважины. При этом не допускается сбрасывание труб, ударение друг о друга, перетаскивание волоком.
При работе с трубами необходимо иметь запас, из расчета на каждые 1000-50 м дополнительного резерва.
При визуальном осмотре труб на скважине определяется состояние наружной поверхности трубы, муфты и их резьбовых частей. Обнаруженные небольшие забоины на поверхности трубы допускается удалять с помощью напильника.
Шаблонирование труб необходимо производить специальным шаблоном, при подъеме труб с мостков для спуска в скважину. При непрохождении шаблона в трубе — ее отбраковывают. На трубах, забракованных при проверке, необходимо сделать пометку "БРАК" устойчивой к климатическим условиям краской. Выбракованные тру-
бы складировать отдельно от основных труб.
Подготовленные трубы необходимо уложить штабелями на стеллажи в порядке очередности спуска в скважину, а между рядами поместить деревянные прокладки. Торцы муфт каждого ряда труб должны находиться на одной общей прямой линии, а последующие вышележащие ряды - ступенчато отступать от каждого уложенного ряда на длину муфты.
При использовании труб разных диаметров и конструкций необходимо группировать их по типам и размерам. Переводник для свинчивания их между собой рекомендуется навернуть заранее в муфту последней трубы спускаемой секции.
Измерение длины трубы необходимо производить от свободного торца муфты до конца резьбовой части трубы с помощью проверенной стальной рулетки. Порядковый номер и измеренную длину рекомендуется наносить выделяющейся устойчивой краской на поверхности трубы.
Измерение длины труб должна производиться под руководством мастера, который является ответственным за проведение данной операции.
Все сведения о подготовленных к работе трубах должны быть занесены в журнал "Мера труб".
Составление колонны НКТ для различных операций при РИР производится согласно РД 39-1-306-79.
После спуска труб в скважину проверить, не остались ли трубы на стеллажах.
Независимо от целей РИР, необходимо выяснить техническое состояние обсадной колонны и глубину фактического забоя скважины путем спуска в скважину печати на НКТ или бурильных трубах.
Если инструмент в скважину спускается впервые, обследование состояния колонны необходимо производить полномерной конусной печатью, имеющий диаметр на 6-7 мм меньше, чем внутренний диаметр обсадных труб.
Без предварительного обследования ствола находившейся в эксплуатации скважины печатями, определение глубины забоя шаблонами, спускаемыми на металлической проволоке или каротажном кабеле, - запрещается.
При необходимости в скважине могут проводиться специальные работы, например для очистки стенок скважины, обеспечение про-
![]() |
![]() |
ходимости инструмента, достижение проектного забоя и проч.