Предмет и метод налогового права

Особенности организации ТС машин и оборудования заводами-изготовителями.

Отдельные заводы создают сеть предприятий по фирменному обслуживанию своей техники.

Однако не все заводы обладают такой возможностью из-за отсутствия материальных и трудовых ресурсов. Около 90% компаний изготовителей продают, проводят ТО, гарантийный ремонт, поставляют запасные части через сеть независимых дилерских пунктов, которые при работе с заказчиками руководствуются следующими основными принципами: 1. Клиент еще до начала ремонта получает точную оценку повреждений и перечень предстоящих работ; 2. Работы проводят только с согласия заказчика, который оплачивает лишь заказанные им виды работ; 3. Ремонт проводят специалисты высокой квалификации; 4. Клиент получает формуляр с указанием всех видов выполняемых работ и времени, затраченного на каждую из них; 5. Стоимость работ оплачивают по твердым расценкам, с которыми дилер знакомит заказчика. Организация фирмами-изготовителями собственных предприятий для ТО обходится дорого. Поэтому в последнее время наблюдается тенденция к сокращению числа дилеров – представителей промышленных фирм и увеличению числа независимых дилеров, которые в некоторых случаях распространяют технику нескольких поставщиков. Предприятия дилеров – это в основном семейные предприятия, которые по лицензии какой-нибудь крупной компании реализуют машины и осуществляют их сервис. При организации дилерской службы следует учитывать, во - первых, наличие уже сложившейся ремонтно-обслуживающей базы, во – вторых, климатические условия, которые оказывают влияние на эксплуатацию и хранение техники.

Налоговое право – это совокупность финансово–правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения, взимания налогов и сборов, при этом круг отношений регулируется законом (Ч.1 ст. 2 НК). Это предмет налоговогоправа. Эти отношения делятся на 2 группы:
1. Связанные
с установлением, введением и взиманием налогов и сборов (имущ-ный хар-р).

2. Возникающие в процессе осуществления налогового контроля (неимущественный хар-р), обжалования актов налоговых органов, а также действие или бездействие их должностных лиц и привлечение к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Постановление Пленума ВАС от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах прим. ч. 1 НК РФ» ч.1 НК.

Представляется, что на сегодняшний день предмет налогового права четко определен ст. 2 НК РФ и включает в себя следующие группы отношений, которые характеризуются своей публично-правовой природой:

- по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;

- отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;

- отношения, возникающие при обжаловании актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

- отношения, возникающие при привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Метод правового регулирования в сфере налогового обложения – это способы правового воздействия на поведение участников налоговых отношений, а также на характер взаимосвязи между ними. Налоговое право является подотраслью финансового права, основной метод – императивный. Имеет особенности:

1. Преобладание в правовом регулировании позитивного обязывания участников налоговых отношений.

2. Ограничение правовой инициативы участников налоговых отношений.

3. Юридическое неравенство участников налоговых отношений (выражается в различном содержании правоспособности участников налоговых отношений).

Дискуссионной в юридической литературе является проблематика метода налогового права. Проблематика данного вопроса обусловлена тем, что в литературе обосновывается наличие в налоговом праве своего собственного метода регулирования и использования в регулировании налоговых отношений диспозитивного метода регулирования. Представляется, что главный метод регулирования в сфере налогообложения предопределен самой природой налоговых отношений - императивный метод регулирования. Представляется, что императивный метод свойственен всем публично-правовым отраслям права, и проявляется в каждом их институте или подотрасли, и проявляется единообразно. Соответственно и в налоговом праве, как подотрасли финансового права, для регулирования налоговых отношений используется императивный метод регулирования. Существующие в научных работах суждения, обосновывающие наличие диспозитивного метода в налоговом праве обусловлены тем, что законодатель для обеспечения регулирования налоговых отношений использует традиционные гражданско-правовые институты, такие как поручительство, залог, банковская гарантия и др. Соответственно это влечет появление в научных работах суждений о том, что налоговому праву свойственен диспозитивный метод регулирования. Тем не менее, использование институтов гражданского права само по себе не свидетельствует о безусловном использовании диспозитивного метода регулирования в налоговом праве. Представляется заслуживающим внимания мнение В. Д. Сорокина «о реальном существовании единого предмета правового регулирования целостной системы тех общественных прав, которым система прав должна соответствовать и на которые она в свою очередь активно воздействует с помощью соответствующих социальных управленческих и регулятивных систем российского государства».

В качестве единого предмета правового регулирования выступает «социально-правовая среда», состоящая из следующих элементов:

- система многообразных конкретных связей между людьми;

- статус субъектов права, определяемый на уровне системы права в целом безотносительно к его отраслевой принадлежности;

- конкретные связи между людьми, принимающие под воздействием правового регулирования форму правового отношения - материального и процессуального и др.

Весьма интересной является позиция, высказанная указанным автором о том, что наряду с единым предметом правового регулирования существует и единый метод правового регулирования, который выражается в трех способах воздействия на поведение субъектов права и субъектов правоотношений, а именно: дозволения, предписание и запрет. В зависимости от соотношения дозволения, предписания и запрета имеются основания различать три варианта проявления единого метода правового регулирования, т. е. «три типа правового регулирования соответствующих связей и явлений, складывающихся в социально-правой среде». Таким образом, выделяются гражданско-правовой тип регулирования, административно-правовой тип регулирования и уголовно-правовой тип регулирования.

Соответственно, можно говорить о том, что в правовом механизме регулирования тех или иных общественных отношений используются не конкретные самостоятельные методы регулирования, а типы регулирования, обусловленные сочетанием способов воздействия на субъекты права, а именно: дозволение, предписание и запрет.

Исходя из предмета и метода налогового права, учитывая, что налоговое право выполняет функцию мобилизации финансовых ресурсов публичных субъектов, можно определить, что налоговые отношения являются разновидностью финансово-правовых отношений, а налоговое право является подотраслью финансового права.

Налоговое право достаточно широко взаимодействует с другими отраслями права. Связь налогового и конституционного права прослеживается через установление конституционно-правовых принципов, которые находят свое дальнейшее развитие в налоговом законодательстве. Налоговое и административное право сближает сходство метода правового регулирования. Более того, в ряде случаев нормы административного права выступают в качестве общих по отношению к налогово-правовым нормам. Это обусловлено тем, что налогообложение представляет собой часть системы государственного управления. Налоговое право, как и гражданское, регулирует имущественные отношения, связанные с институтом собственности.

При отграничении налогового права от смежных отраслей права необходимо учитывать природу его предмета, особенности метода правового регулирования и наличие системы финансового права.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: