Общественные помещения

Детские сады. Здесь идет учет функционального назначения помещений, их ориентация по сторонам света и возраст детей.

Стены в детских садах окрашивают в пастельные цвета, которые будут прекрасным фоном для небольших пятен, любимых в этом возрасте, теплых насыщенных цветов на шторах и мебели. Светлый и теплый зеленый цвет будет успокаивающим для подвижных малышей старших групп, а также объединяющим фоном для пестрой одежды и игрушек. Если окна основных помещений, где находятся дети (игровые и спальные комнаты) выходят на север, северо-запад или северо-восток, то необходимо «утеплить» эти помещения теплыми цветами.

Учебные заведения. Вестибюль, коридоры, лестничные клетки, рекреации советуют красить в холодные тона (голубой, бирюзовый, зеленый). Эти оттенки способствуют релаксации и дают отдых глазам, стабилизируют дыхание и сердцебиение. В вестибюле и рекреациях, чтобы избежать чрезмерной строгости и холодности, в цветовую схему можно ввести яркие теплые акценты: роспись стен, информационные стенды и др.

Спортзал – сочетание светлых оттенков оранжевого и зеленого. Оранжевый будет стимулировать активность и согревать детей в легкой спортивной форме. А зеленый будет ненавязчиво снимать напряжение, укреплять мышцы и облегчать боль от падений.

Столовая должна быть выполнена в теплых аппетитных цветах (красный, оранжевый, желтый), стимулирующие работу желудка. А буфет лучше выполнить в холодных цветах, т.к. чаще буфетчица не успевает обслужить весь еле сдерживаемый поток детей.

Для актового зала приемлемы разнообразные цветовые решения.

Для библиотеки – сочетания светлых тонов желтого и зеленого цветов.

Классы. Для стен младших классов – бежевые, кремовые светло-охристые, персиковые цвета. Эти цвета создают теплую и уютную домашнюю атмосферу, стимулирующую умственную деятельность. Мебель не должна сильно контрастировать со стенами, чтобы не отвлекать от доски. Контрастные со светлыми стенами черные и коричневые доски утомляют глаза и усыпляют. Самая комфортная для глаз – зеленая доска.

Для детей среднего возраста – зелено-желтые, светло-зеленые.

Для старшеклассников – стены окрашивать в прохладные светлые цвета, а колористические акценты выделять теплыми, насыщенными цветами, так как преимущество только малонасыщенных холодных цветов дадут ощущение уныния и скуки.

В классе школы зеленая передняя стена при желтых боковых стенах создает благоприятные условия для работы, так как глаза не утомляются ярким цветом, и от соответствующей окраски боковых стен ощущается теплота.

Голубой цвет рекомендуется в комнатах детского труда.

Музеи. Цвет в музеях, прежде всего, не должен мешать восприятию экспозиции и спорить с ней. Цвет стен для экспонирования живописных работ лучше делать нейтрально-серым. Для экспонирования других предметов могут быть различные вариации с учетом собственных свойств цветов.

Для освещения музеев принято применять рассеянный свет теплого тона.

Больницы и санатории. Теплые и активные цвета радуют и поддерживают у пациентов жажду жизни. Холодные и пассивные цвета – успокаивают. Большое значение имеет психофизиологическое влияние цвета на врачей, особенно хирургов, которые иногда проводят по 6-10 часов в операционных. Поэтому правильный выбор цвета помогает их глазам не сильно уставать.

В больницах учитывается гигиеническо-эстетическое воздействие цвета. Гладкие светлые поверхности без рисунка делают интерьеры больниц более опрятными.

Палаты больниц должны быть светлыми, жизнерадостными. При выборе цветового решения больничных палат основным является диагноз болезни. Н-р, для палат кардиобольных не рекомендуется применять красные и оранжевые цвета, для почечных больных – синие оттенки. Для нервнобольных с повышенной раздражительностью рекомендуют стены палат красить в успокаивающие синие цвета, а для депрессивных больных, потерявших «вкус к жизни» - в солнечные желтые цвета.

Самый благотворный и медицинский цвет в интерьерах больниц – зеленый. Именно этот цвет и его оттенки (зелено-голубой, светло-зеленый) стараются повсеместно вводить в больницы (постельное белье, одежду врачей, шторы, стены). Аптеки всего мира (кроме стран СНГ) имеют символический знак – зеленый крест.

В операционных именно зелено-голубой цвет одежды врачей, прикрытия больного, особенно рядом с оперируемой раной, способствует зрительному успокоению глаз хирургов, а также антисептическому воздействию на саму рану. Врачи, благодаря цветотерапии, признали, что не белый цвет (символ чистоты) надо использовать в операционной. Контраст между операционным полем и всем белым окружением был очень велик и это отрицательно сказывалось на зрение оперирующих врачей.

Итак, в больничной палате должны господствовать веселые тона. Конечно, их следует подбирать соответственно специфике больницы. Правильный подбор цветов способствует устранению страха, который часто угнетает больного. Цветовые комбинации, приглушающие страх, - это комбинации теплых тонов стен со светло-зеленым или голубым цветом потолка.

Магазины. В цветовой отделке торговых залов магазинов учитывается цвет основной продаваемой продукции. Н-р, в булочных, учитывая, что там в самих хлебобулочных продуктах представлена вся шкала теплых цветов, рекомендуется применять холодные цвета (синий, зеленый, голубой).

Для продуктов мясных лавок зеленовато-синие цвета подчеркнут сочность мяса и придадут им свежий вид.

В рыбных магазинах целесообразно синими цветами создавать атмосферу прохлады и влажности.

В ювелирных магазинах должен царствовать жемчужно-серый цвет, чтобы не изменялись истинные цвета драгоценностей.

Магазины по продаже тканей, обоев должны быть очень сдержаны и лаконичны по цвету, быть фоном для радужного разноцветья продукции.

Для парфюмерных магазинов характерны розовая, фиолетовая, голубая гаммы, что очень соответствует воздушному характеру товаров.

Освещение цветных предметов также имеет значение. При этом важны цвет освещения, его интенсивность и характер поверхности предметов.
При оформлении товаров и помещений следует учитывать, что надписи, символы и формы предметов должны привлекать внимание. Определенную роль играет здесь контрастное и раздражающее размещение предметов. Контрастные размещения вызывают у человека состояние напряжения, пробуждающее интерес к предмету. Однако длительное воздействие контрастов может вызвать состояние стойкого напряжения, что вредно отражается на здоровье.

Офисы. Лучшим цветом для стимуляции умственной деятельности является желтый. Но активные возбуждающие желтые оттенки лучше всего использовать в отдельных предметах (органайзеры, фото, папки, ручки, цветы и т.д.), а для стен самого офиса подойдут приглушенные желтые оттенки.

Однообразная работа спорится в красных комнатах, а вот для релаксации и усидчивости лучше синие комнаты, зеленый цвет, который успокаивает глаза и психику. Н-р, в виде растений на подоконниках.

Голубой цвет способствует лучшему усвоению информации и установлению дружеских взаимоотношений, поэтому его рекомендуется использовать в помещениях для переговоров. А, казалось бы, близкий к нему синий, наоборот, рассеивает внимание и снижает работоспособность персонала. Так что многие руководители даже не догадываются, что причиной резкого снижения коммерческой прибыли их фирмы вполне может стать ремонт в офисе.

Столовые, кафе, рестораны. Поддержать аппетит посетителей можно так называемой «пищевой» колористической гаммой теплых цветов (оранжевый, красный, желтый). Приятное же времяпрепровождение зависит от ряда факторов: типа предприятия общественного питания, возрастного и национального состава посетителей, названия и др.

В зависимости от предприятия общественного питания изменяется форма отдыха посетителей. Н-р, отдых в рабочих столовых носит краткосрочный, профилактический характер. Здесь надо создавать цветовой климат, радикально отличающийся от цветового климата производственных помещений. Это будет способствовать лучшему отдыху во время обеденного перерыва. Н-р, если работники трудятся в освещенном и шумном цехе, в обеденный перерыв им необходима спокойная обстановка. Интерьер столовой должен иметь нейтральный колорит без резких цветовых акцентов.

В интерьере столовых, обслуживающих, н-р, шахтеров, следует использовать цвета, которые бы создавали радостное праздничное настроение, подчеркивали яркость и красочность жизни.

В кафе или ресторане отдых носит развлекательный и более разнообразный характер (организация концертных программ, танцев и т.д.). Существенно увеличивается и продолжительность этого отдыха. Здесь цветовое решение кафе, ресторанов должно служить фоном для приятного общения посетителей во время еды. Здесь широчайший выбор художественных средств выразительности, включая формы, отделочные материалы, свет и цвет, для создания оригинального художественного образа интерьера. Но все же надо помнить о психофизиологическом воздействии цвета на человека. Н-р, спокойная, пастельная цветовая гамма будет создавать уютную атмосферу, располагающую к неторопливому общению. Для респектабельной публики можно создать атмосферу благородной роскоши благодаря темным тонам дерева и мебели, теплым цветам стен и тканей, позолоте или серебру аксессуаров.

Совсем по другому решаются кафе для молодежного контингента, особенно ночные клубы: яркие, стильные, современные. Главное здесь – музыка и танцы, а не задушевные беседы за чашкой кофе. Здесь часто цветовые эффекты достигаются за счет разнообразного освещения и цветомузыки. Важно, при активном употреблении «кричащих» красок не опуститься до вульгарности.

Выбор колористического решения кафе или ресторана зависит также от его названия, национальной кухни. В ресторанах с национальной кухней цвет является одним из главных декоративно-художественных средств, поддерживающих национальный колорит данного заведения.

Главное – при создании интерьера кафе или ресторана (для студентов или бизнесменов, для детей или пенсионеров) самая важная функция применяемого колористического решения – вызывать положительные эмоции.

Производственные предприятия. Разные люди, работающие в одинаковых условиях, чувствуют себя в солнечный день радостнее, чем в пасмурный. И несмотря на это, на многих предприятиях потолки необдуманно окрашены в серовато-белый цвет, а стены – в так называемый цвет слоновой кости. Такое помещение выглядит серым. В нем чувствуешь себя как в безутешный туманный день. В производственных помещениях надо применять такие цвета, которые напоминают солнце и лес, например, сочетание желтой охры и светлой зелени, оранжевый и желто-зеленый цвета. Для окраски цеха (прежде всего для его стен), где господствует высокая температура, следует брать более холодные тона. Светлый лимонно-желтый цвет на потолке будет действовать как слабый теплый тон; более теплым будет оранжево-желтый цвет. Оранжевые цвета действуют возбуждающе и всегда приятны. Желтый цвет создает душевный подъем. Красный цвет подчеркивает материальность, вещественность и его хорошо применять для покрытия больших поверхностей. Красный цвет, применяемый без меры, вместо того, чтобы создавать настроение приподнятости, начинает слишком возбуждать и в итоге вызывает отрицательные эмоции. Проведенные эксперименты показали, что желтый цвет способствует мускульной деятельности, синий – тормозит возбуждение, зеленый цвет успокаивает нервную систему.

Относительно подбора красок для цветового оформления рабочего места желательно помнить следующее. У рабочего вызывает отрицательные эмоции рабочее место, окрашенное в серый мрачный цвет, и наоборот, окрашенное в веселые цвета, повышает его настроение.

Сосредоточенность в работе, помимо всего прочего, достигается также и тем, что ничто не раздражает и не утомляет глаза работающего. Зеленый станок на фоне светло-зеленой или коричневатой стены заставляет напрягать глаза, увеличивает утомляемость, приводит к снижению производительности труда.

Возбуждающее влияние определенных цветов или сочетания цветов не может быть основанием для рекомендации этих цветов в целях поднятия производительности труда. За первоначальным возбуждением неизменно последует депрессия, и в конечном итоге результат будет отрицательный. При оформлении производственных помещений надо исходить из того, что каждый рабочий процесс требует особого подбора цветов в соответствии со спецификой данного труда. Монотонность рабочего процесса в одном цехе и оживленность в другом можно уравновесить соответствующей окраской. Таким образом, подход к цветовому оформлению танцевального класса, административной комнаты, рабочих кабинетов должен быть различным.

Цвет черпает свою значимость из реальной действительности, и его воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека. Следовательно, рекомендуется окрашивать в синий цвет и голубые тона помещения и оборудование, где есть значительное выделение тепла и где много шума. Красные и желтые цвета оказывают возбуждающее влияние, поэтому их нужно использовать ограниченно, т.е. в помещениях, где работающие могут находиться лишь небольшой промежуток времени, или там, где это возбуждение необходимо, например, в спортивном зале. Однако при окраске помещений и оборудования следует избегать одноцветности, так как однообразие надоедает, вызывая торможение.

Предупреждает развитие утомления рациональное освещение залов и рабочих мест (достаточная освещенность, благоприятный спектр, равномерность), художественное оформление интерьера зала, красивая и удобная форма (если она введена в учебном заведении). Рациональная окраска учебных помещений и оборудования может обеспечить рост производительности труда и эффективность учебной деятельности. Несомненно, что окраска стен в помещении не должна носить гнетущий, казенный вид, способный усилить тревогу и волнение. Вестибюли, холлы, залы, кабинеты становятся приветливыми и уютными, когда их оживляют произведения изобразительного искусства. Художественно выполненные и умело подобранные по тематике картины способны поднять настроение, сделать его оптимистичным, снизить внутреннее напряжение, снять утомление и т. д. При подборе картин необходимо проявлять максимум требовательности к их художественному совершенству и учитывать соответствие их содержания тем или иным условиям помещения. Так, например, удачно подобранные и развешанные в столовой натюрморты могут возбуждать аппетит. Однако если обилием и качеством съестного они будут значительно превышать то, что предлагает меню столовой, то это ведет к снижению аппетита. Такое же отрицательное влияние оказывают помещенные в кабинетах и приемных администрации организации картины, изображающие кровавые битвы, тоскующих узников в темницах, драматические бытовые сцены. Это необходимо иметь в виду, если требуется, чтобы убранство интерьера отвечало своему назначению.

Подмечено также, что в общественных местах, где окраска ограничивается белым, черным и серым, люди без слишком большой необходимости не задерживаются. По розовому полу ходят с опаской, по коричневому — уверенно.

Французский врач Ферре исследовал взаимосвязь производительности труда и цвета. Он установил, что при работе, рассчитанной на короткий срок, производительность труда увеличивается при красном свете, а при синем – снижается. При длительной работе повышению производительности труда способствует зеленый свет, а индиго (среднее между темно-синим и фиолетовым) и фиолетовый снижают ее. Эти исследования относятся, прежде всего, к физическому труду, к мышечной работе, но их результаты следует учитывать и при умственном труде.
Стальные опоры должны быть окрашены в светлые цвета, низкие помещения могут стать "выше", если окрасить потолки в светло-зеленый или светло-голубой цвет. Контрастные цвета (желтый и черный) особенно подходят для маркировки опасных участков на предприятии.

Каждый из цветов несет свою эмоциональную нагрузку, которую необходимо учитывать при стимулировании трудовой деятельности. Так, сочетание красного и сине-зеленого цветов стимулирует общую работоспособность. Желтый или желто-зеленый с оранжевым снимают умственное утомление, а желтый цвет отдельно способствует умственной деятельности. В целом, во время работы наиболее оптимальны желто-зеленые тона в различных сочетаниях и оттенках. Во время еды предпочтительны оранжево-красные тона, а в часы отдыха важен не столько тон, сколько динамика красок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: