double arrow

ВООБРАЖЕНИЕ. Наглядность – важная составляющая урока изобразительного искусства,ребенок не должен рисовать на основе чистого представления, без опоры на наглядность


Наглядность – важная составляющая урока изобразительного искусства,ребенок не должен рисовать на основе чистого представления, без опоры на наглядность. Результаты реальных зрительных наблюдений помогают ученикам в создании образа будущего рисунка.Чем шире и разнообразнее наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, реальные работы), тем больше развивается образное мышление ребенка, становится выразительнее рисунок.

Уроки рисования как средство развития воображения и творческого потенциала учащихся. Методика ведения композиционного поиска и приемы развития художественно-образного мышления детей на уроках рисования на темы.

ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ БАЛТИЙСК-ПИЛЛАУ версия web-11.1 PC-XP

Диск изготовлен и распространяется исключительно в ознакомительных целях

Системные требования: Windows 98\XP, 128 МБ ОЗУ или выше, DVD-ROM, звуковая карта.

ОТРЫВКИ ИЗ КНИГИ «Хроника штурма Пиллау» С. Якимов

ОТРЫВКИ ИЗ КНИГИ «Тайны Пиллау» Л. Довыденко

Neuhauser - Мечниково

Крест Святого Адальберта

Видеоклип

Фотографии Пиллау




Герб города

Содержание диска

ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ БАЛТИЙСК-ПИЛЛАУ версия web-11.1 PC-XP

8 771 296 20 61.

E-mail: mc_slab@mail.ru

Географическое положение (карты Пиллау, Балтийска,

| ВОСТОЧНОЙ ПРУCСИИ, КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ )

История города (фотографии Пиллау )

Фотоальбом (Балтийск)

Глядя на г. Пиллау (ВИДЕО)

| Пиллау (ВИДЕО)

Штурм г. Пиллау (ВИДЕО)

| Военно-морской парад 2006 год (ВИДЕО)

Виды Балтийска из космоса (ФОТО)

Калининградский канал от БАЛТИЙСКА ДО КАЛИНИНГРАДА (фото)

Другие источники в интернете ( необходим интернет )

Цитадель Пиллау (фотографии, схемы)

форт ВОСТОЧНЫЙ (СХЕМА, ФОТОГРАФИИ)

БАЛТИЙСКАЯ КОСА (ФОТОГРАФИИ С ВЕРТОЛЁТА И ДРУГОЕ)

ФОТОГРАФИИ – города Fischhausen ныне Приморск (ВИДЕО)

|

Тематическое рисование является очень важным разделом работы на уроках изобразительного искусства. Оно представляет собой композиционное повествование средствами рисунка и цвета на темы определенных событий и впечатлений из окружающей жизни, а так же на темы сказок, песен, произведений литературы, и т. д. Задачами тематического рисования являются:

1.Патриотическое, этическое, эстетическое воспитание.

2.Творческая переработка своих чувств и переживаний.

3.Понимание и оценка своих чувств, окружающей жизни, обогащение интеллекта.

4.Наблюдение природы и окружающего мира, которые служат неисчерпаемым источником красоты, обогащают эмоциональный мир ученика.

Тематическое рисование в школе это творческий процесс переживания и воспроизведение пережитого при помощи имеющихся зрительных представлений. Оно позволяет учителю выявить степень развития учащегося, так как в основе рисунка ребенка лежит подражательная способность изображать то, что видит вокруг себя и что себе представляет.



В развитии художественно-образного мышления важную роль играет воображение. Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда. По мнению Э.В.Ильенкова сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления.

Воображение детей имеет направленный характер, т.е. построение образа будущего рисунка вначале полностью или частично может осуществляться произвольно, как решение определенной задачи. Учитель определяет задачи, сообразуясь с возможностями учеников. Задача-замысел опережает и направляет действия рисующего.Способность сочинить замысел имеет у детей не только индивидуальные, но и возрастные особенности. Большинству первоклассников замыслом служит словесное перечисление того, что будет на рисунке. Замысел-задача и образ складываются не до, а в процессе изображения и могут изменяться или отклоняться от придуманного и названного словами. Развитию этой способности помогает такое обсуждение детских рисунков, в ходе которого, наряду с художественными достоинствами, особо оценивается оригинальность замысла.



Визуальное восприятие очень важно для развития художественно-образного мышления. Освоение способов построения художественной формы происходит в процессе обсуждения ряда произведений искусства. В результате учитель вместе с детьми строит условную модель нового способа художественного выражения. На примере произведений художников-мастеров дети видят, что применение этого способа многовариантно и что владение общим способом позволяет создать неповторимые художественные решения.

Методы и приемы формирования установки на восприятие художественного образа:

- опора на ассоциации ребенка, связанные с переживанием конкретных событий;

- стимулирование интереса к искусству, основанного на эмоциональной привлекательности информации, новизне, ее необычности;

- игровые ситуации, основанные на элементах драматизации, инсценирование произведения, чтобы ребенок мысленно очутился в роли героя работы;

- игра в художников определенной эпохи (импрессионисты, египтяне и т.п.);

- усиление восприятия музыкальными или литературными произведениями, комплексное воздействие разных видов искусства на переживания ребенка.

В целях обучения используется также анализ художественного произведения.

Схема анализа:

1.Что изображено? (сюжет).

2. Как изображено? (выразительные средства).

3. О чем изображено? (идея).

В процессе визуального восприятия важным является не историческая последовательность произведений искусства, а подбор примеров, которые позволят рассмотреть основные правила, приемы и средства композиции, особенности колористического решения картины. Приобретенные художественные знания, умения и навыки помогают учащимся самостоятельно ориентироваться в мире художественной культуры. Важным условием развития художественно-образного мышления учащихся на уроках изобразительного искусства является использование педагогами технических средств обучения, видео- и аудиоаппаратуры и специальных наглядных пособий.

Развитию художественно-образного мышления способствует использование на уроке различных техник и художественных материалов.С приобретением практического опыта работы с различными художественными материалами учащимся легче воспринимать произведения искусства, понимать замысел художника, использовать свой практический опыт для создания художественного образа.

Важное место в развитии художественно-образного мышления принадлежит композиции. Развитие воображения на уроках изобразительного искусства происходит через освоение учениками общего способа создания художественной формы - композиции. Введение детей в основы композиции происходит постепенно. Сначала они овладевают общими способами, имеющими аналоги в других видах искусства, затем способами, специфичными именно для искусства изобразительного. Ознакомление с этими способами на примерах произведений мастеров и применение их детьми в собственных рисунках происходит в такой последовательности, что каждый предыдущий становится условием освоения всех последующих.При этом в детскую изобразительную деятельность вводятся основные принципы построения красоты (мера, ритм, симметрия, равновесие, а также другие структурные характеристики гармонии и дисгармонии художественной формы). Главный из них - принцип меры - сначала выступает для детей как отношения мерности по величине, форме, цвету всего того, что изображается и чем изображается (краски, кисти, бумага и др.), и как различение простых отношений: величины (большая - средняя - маленькая), формы (округлая - угловатая - смешанная), цвета (светлый - темный - средней светлоты) и т.п.

Затем вводится способ построения ритма как основа достижения соразмерности в композиции. Его продолжает способ построения симметрии (не только всем знакомой зеркальной, но вращения и перемещения) при разных типах отношений между элементами (не только тождества, но и подобия, вариации, контраста). Это позволяет ученикам перейти к более сложному построению композиционного равновесия рисунков, от которого лежит прямой путь к динамическим отношениям композиции, к принципу согласования пропорций не только величин, но и форм, цветов, а главное - пространственных планов.

Освоение принципов строения красоты включает ещё две линии обучения, которые реализуются с первых и до последних уроков. Это гармонизация и выразительность цвета, и пластичность, выразительность формы очертаний изображений.

Таким образом, средство развития художественно-образного мышления:

1. Опора на реальные зрительные впечатления.

2. Разнообразная тематика и новизна.

3. Разнообразие художественных техник и материалов.

4. Интерес к индивидуальности каждого ученика (личностно-ориентированное обучение).

5. Обращение к эмоциям ребенка.

1. Пользуясь учебными пособиями из списка рекомендуемой литературы, самостоятельно изучите тему «Воображение». Подготовьте ответы на следующие вопросы:

è В чем отличие научного понятия воображения от его житейского понятия?

è В каких условиях актуализируется воображение?

è В чем состоит взаимосвязь воображения с другими познавательными процессами? Приведите примеры из житейских ситуаций, из трудовой и учебной деятельности.

è Какие функции выполняет воображение? Подберите примеры, иллюстрирующие каждую из функций.

è Назовите виды воображения и охарактеризуйте их.

è Перечислите и охарактеризуйте основные приемы создания творческих образов.

è Можно ли говорить о наличии воображения у животных?







Сейчас читают про: