Характеристика национальных стандартов

Сложившаяся ситуация в области правового регулирования стандартизации, характеризующаяся отсутствием четких целей, инструментов и механизмов стандартизации, приводит к серьезным социально-экономическим проблемам и наносит ущерб интересам РФ.

Общая характеристика системы и направления ее реформирования

Система стандартизации в РФ.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Организационная структура МЭК

Организационная структура ИСО

Высшим органом управления является Генеральная ассамблея. В период между сессиями генеральной ассамблеи работой организации руководит Совет ИСО, в который входят представители национальных организаций по стандартизации.

Совету ИСО подчиняются семь комитетов: СТАКО, ПЛАКО, КАСКО, ДЕФКО, КОПОЛКО и РЕМКО.

СТАКО оказывает методическую и информационную помощь совету ИСО по принципам и методике разработки международных стандартов. Он проводит изучение основополагающих принципов стандартизации и подготовку рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной области. СТАКО занимается также терминологией и организацией семинара по применению международных стандартов для развития торговли.

ПЛАКО подготавливает предложения по планированию работы ИСО организации и координации технических сторон работы.

КАСКО занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг, процессов и систем качества требованиям стандартов, компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО - содействие взаимному признанию и принятию национальных и межрегиональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия.

ДЕВКО изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и раз­рабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области.

КОПОЛКО изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможно­сти содействия этому через стандартизацию, а также доведения до них необходи­мой информации о международных стандартах. Большую роль в этом играют издаваемые им руководства: «Сравнительные испытания потребительских то­варов», «Информация о товарах для потребителей», «Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров» и др.

РЕМКО занимается разработкой руководств по вопросам, касающимся стан­дартных образцов (эталонов). Кроме того, РЕМКО является координатором деятельности ИСО по стандартным образцам с международными метрологиче­скими организациями, в частности с МОЗМ - Международной организацией законодательной метрологии.

Проекты международных стандартов разрабатываются в технических комитетах. Технические комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические и комитеты, работающие в конкретных областях техники. В рамках ТК работают подкомите­ты (ПК) и рабочие ГРУППЫ (РГ).

Значительными достижениями ИСО являются:

- разработка международной сис­темы единиц измерения;

- принятие метрической системы резьбы;

- принятие сис­темы стандартных размеров и конструкций контейнеров для перевозки грузов всеми видами транспорта.

Очень актуальна в настоящее время работа ТК 176 «Системы обеспечения качества», к ним относятся стандарты серии ИСО 9000.

Международные стандарты ИСО не являются обязательными, то есть каждая страна вправе применять их целиком, частично или вообще не применять. Одна­ко страны, стремящиеся поддерживать конкурентоспособность своей продукции на мировом рынке, вынуждены применять эти стандарты. Поэтому некоторые страны стремятся не создавать свои национальные стандарты на объекты стан­дартизации, на которые действуют соответствующие международные стандарты.

Международная электротехническая комиссия (МЭК)

В 1881 г. состоялся первый Международный конгресс по электричеству, а уже в 1904 г. правительственными делегациями конгресса было решено создать спе­циальную организацию по стандартизации этой области. Эта организация полу­чила название «Международная электротехническая комиссия» (МЭК) и начала работать в 1906 г.

Советский Союз входил в МЭК с 1922 г., Россия стала правопреемником СССР и представлена в МЭК Госстандартом РФ. Российская сторона принимает уча­стие более чем в 190 технических комитетах и подкомитетах МЭК. Штаб-квар­тира находится в Женеве, рабочие языки - английский, французский, русский.

Основными объектами стандартизации являются: материалы для электротехни­ческой промышленности (жидкие, твердые, газообразные диэлектрики, медь, алю­миний, их сплавы, магнитные материалы); электротехническое оборудование производственного назначения (сварочные аппараты, двигатели, светотехниче­ское оборудование, реле, низковольтные аппараты, кабель и др.); электроэнерге­тическое оборудование (паровые и гидравлические турбины, линии электропе­редач, генераторы, трансформаторы); изделия электронной промышленности (интегральные схемы, микропроцессоры, печатные платы и т. д.); электронное оборудование бытового и производственного назначения; электроинструменты; оборудование для спутников связи; терминология.

Высшим руководя­щим органом МЭК является Совет. Основным координационным органом являет­ся Комитет действий, в подчинении которого работают комитеты по направлени­ям и консультативные группы:

АКОС - консультативный комитет по вопросам электробезопасности электробытовых приборов, радиоэлектронной аппаратуры, высоковольтного оборудования и др.;

АСЕТ - консультативный комитет по во­просам электроники и связи занимается, так же как и АКОС, вопросами элек­тробезопасности;

КГЭМС - координационная группа по электромагнитной совместимости;

КГИТ - координационная группа по технике информации; ра­бочая групп по координации размеров.

Группы могут быть постоянно действующими или создаваться по необходи­мости.

Структура технических органов МЭК, непосредственно разрабатывающих меж­дународные стандарты, аналогична структуре ИСО: это технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).

МЭК сотрудничает с ИСО, совместно разрабатывая руководства ИСО. МЭК и директивы ИСО. МЭК по актуальным вопросам стандартизации, сертификации, аккредитации испытательных лабораторий и методическим аспектам.

Самостоятельный статус в МЭК имеет Международный специальный комитет по радиопомехам (СИСПР), так как является совместным комитетом участвую­щих в нем заинтересованных международных организаций (создан в 1934 г.).

Стандартизация измерения радиопомех, излучаемых от электрической и элек­тронной аппаратуры, имеет большое значение в связи с тем, что почти во всех развитых странах на уровне законодательств регламентируются допустимые уровни радиопомех и методы их измерения. Поэтому любая аппаратура, которая может излучать радиопомехи, до пуска в эксплуатацию подвергается обязатель­ным испытаниям на соответствие международным стандартам СИСПР. Так как СИСПР является комитетом МЭК, то в его работе принимают участие все национальные комитеты, а также ряд заинтересованных международных ор­ганизаций.

Государственная система стандартизации (ГСС)

ГСС устанавливает общие организационно-технические правила системы стан­дартизации в Российской Федерации.

Положения стандартов ГСС применяют государственные органы управления, субъекты хозяйственной деятельности, научно-технические, инженерные обще­ства и другие общественные объединения, в том числе технические комитеты (ТК) по стандартизации.

ГСС изложена в следующих нормативных документах:

- ГОСТ Р 1.0-92. Государственная система стандартизации Российской Феде­рации. Основные положения;

- ГОСТ Р 1.2-92. Государственная система стандартизации Российской Феде­рации. Порядок разработки государственных стандартов;

- ГОСТ Р 1.4-93. Государственная система стандартизации Российской Феде­рации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-тех­нических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения;

- ГОСТ Р 1.5-92. Государственная система стандартизации Российской Феде­рации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содер­жанию стандартов;

- ГОСТ Р 1.8-95. Государственная система стандартизации Российской Феде­рации. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов;

- ГОСТ Р 1.9-95. Государственная система стандартизации Российской Феде­рации. Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия госу­дарственным стандартам;

- ГОСТ Р 1.10-95. Государственная система стандартизации Российской Фе­дерации. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекоменда­ций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и инфор­мации о них;

- ИСО/МЭК 2. Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности;

- ПР 50-688-92. Временное типовое положение о техническом комитете по стандартизации;

- Р 50-605-79-93. Рекомендации по разработке положения о службе стандар­тизации предприятия;

- ПР 50-734-93. Порядок разработки общероссийских классификаторов тех­нико-экономической и социальной информации;

- ПР 50-718-94. Правила заполнения и представления каталожных листов продукции;

- Р 50.1.004-95. Порядок подготовки в Госстандарте России межгосударствен­ных стандартов для принятия в Российской Федерации;

- Положение об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечении единства измерений и обяза­тельной сертификации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2003 г. №287;

- Правила по стандартизации. Порядок проведения Государственным комите­том РФ по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзо­ра. Утверждены Постановлением Госстандарта России от 23 сентября 2002 г. №91.

Правовые основы стандартизации в Российской Федерации устанавливает За­кон РФ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ. Он обязателен для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений. В нем отражены меры госу­дарственной защиты интересов потребителей и государства путем разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

Задачи стандартизации

Основными задачами стандартизации являются:

- обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, про­давцами и потребителями (заказчиками);

- установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продук­ции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимоза­меняемости продукции;

- согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

- унификация на основе установления и применения параметрических и типо-размерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частей изделий; установление метрологиче­ских норм, правил, положений и требований;

- нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измере­ний), сертификации и оценки качества продукции;

- установление требований к технологическим процессам, в том числе для сни­жения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, для обеспечения применения малоотходных технологий;

Научная база стандартизации

Стандартизация развивается с учетом достижений науки, техники, отечествен­ного и зарубежного опыта в этой области и определяет основу не только настоя­щего, но и будущего развития общества. Научной базой стандартизации следует считать, принципы и методы применяемы при разработке и применении стандартов.

Принципы стандартизации:

Стандартизация осуществляется в соответствии с принци­пами:

- добровольного применения стандартов;

- максимального учета при разработке стандартов законных

интересов заинтересованных лиц;

- применения международного стандарта как основы разра­ботки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответ­ствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техниче­ским и (или) технологическим особенностям или по иным осно­ваниям либо Российская Федерация в соответствии с установ­ленными процедурами выступала против принятия междуна­родного стандарта или отдельного его положения;

- недопустимости создания препятствий производству и обра­щению продукции, Выполнению работ и оказанию услуг в боль­шей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных Федерального законе;

- недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

- обеспечения условий для единообразного применения стан­дартов.

Методы Стандартизации

В зависимости от поставленных задач различают несколько методов стандартизации.

Симплификация - форма стандартизации, заключающаяся в простом сокращении числа применяемых при разработке изделия или при его про­изводстве марок и сортаментов материалов, полуфабрикатов, комплек­тующих изделий и т.п. до количества, технически и экономически целесо­образного, достаточного для выпуска изделий с требуемыми показателями качества. Как правило, при симплификации в объекты стандартизации не вносят каких-либо существенных технических усовершенствований. Явля­ясь простейшей формой и начальной стадией более сложных форм стан­дартизации, симплификация оказывается экономически выгодной, так как приводит к упрощению производства, облегчает материально-техническое снабжение, складирование, отчетность.

Унификация - рациональное уменьшение числа типов, видов и раз­меров объектов одинакового функционального назначения. Объектами унификации наиболее часто являются отдельные изделия, их составные части, детали, комплектующие изделия, марки материалов и т.п. Прово­дится унификация на основе анализа и изучения конструктивных вариантов изделий, их применяемости, путем сведения близких по на­значению, конструкции и размерам изделий, их составных частей и дета­лей к единой типовой (унифицированной) конструкции. При необходи­мости в конструкцию унифицируемых изделий и их элементов вносят технические усовершенствования и доработки. Таким образом, устанав­ливается минимально необходимое для практики число типов, видов и типоразмеров изделий, обладающих высокими показателями качества и полной взаимозаменяемостью.

Унификация (от лат. unio - единство и facare - делать, то есть приведение чего-­либо к единообразию, к единой форме или системе).

Унификация - это приведение объектов одинакового функционального назначения к единообразию по установленному признаку и рациональное сокращение числа этих объектов на основе данных об их эффективной применяемости (например, к опти­мальной конструкции).

В основе унификации рядов деталей, узлов, агрегатов, машин и приборов лежит их конструктивное подобие, которое определяется общностью рабочего процес­са, условий работы изделий, то есть общностью эксплуатационных требований.

Различают следующие виды унификации:

· типоразмерную;

· внутриразмерную;

· межтиповую.

Типоразмерная унификация применяется в изделиях одинакового функциональ­ного назначения, отличающихся друг от друга числовым значением главного па­раметра.

Внутритиповая унификация осуществляется в изделиях одного и того же функ­ционального назначения, имеющих одинаковое числовое значение главного па­раметра, но отличающихся конструктивным исполнением составных частей.

Межтиповая унификация проводится в изделиях различного типа и различного конструктивного исполнения (например, унификация продольно-фрезерных, строгальных, шлифовальных станков между собой).

Работы по унификации могут проводиться на следующих уровнях:

· заводском;

· отраслевом;

· межотраслевом;

· международном.

Уровень унификации изделий или их составных частей определяется с помо­щью системы показателей, из которых обязательным является коэффициент применяемости на уровне типоразмеров, рассчитываемый в процентах:

,

где: - общее количество типоразмеров изделий;

- количество оригинальных типоразмеров.

Применение унификации позволяет заметно уменьшить объем конструкторских работ и сократить сроки проектирования; уменьшить время на подготовку про­изводства и освоения выпуска новой продукции; повысить объем выпуска про­дукции за счет специализации, а также качество выпускаемой продукции.

Однако проведение унификации, сопровождающейся определенными затратами, требует экономического обоснования. Неоправданно осуществленная унифика­ция может дать отрицательный эффект, в частности, когда приходится использо­вать ближайшие большие унифицированные детали, вызывающие неоправданное эксплуатационными условиями увеличение массы, габаритов и трудоёмкости изготовления машин.

Оптимизировать унификацию - это значит стандартизировать такие конструк­ции и их размерные ряды, при которых суммарная эффективность в сфере про­изводства и эксплуатации была бы наибольшей.

В настоящее время унификация является наиболее распространенной и эффективной формой стандартизации. Конструирование аппаратуры, машин и механизмов с применением унифицированных элементов по­зволяет не только сократить сроки разработки и уменьшить стоимость изделий, но и повысить их надежность, сократить сроки техноло­гической подготовки и освоения производства.

Типизация - это разновидность стандартизации, заключающаяся в разработке и установлении типовых решений (конструктивных, техно­логических, организационных и т.п.) на основе наиболее прогрессивных методов и режимов работы. Применительно к конструкциям типизация состоит в том, что некоторое конструктивное решение (существующее или специально разработанное) принимается за основное - базовое для нескольких одинаковых или близких по функциональному назначению изделий. Требуемая же номенклатура и варианты изделий строятся на основе базовой конструкции путем внесения в нее ряда второстепенных изменений и дополнений.

Типизация технологических процессов включает в себя создание ти­повых процессов изготовления деталей, выполнения сборочных опера­ций, методов измерения и контроля и т.п. Типовой технологический процесс создается на основе тщательного анализа технологии производ­ства соответствующих изделий.

Агрегатирование - метод создания новых машин, приборов и дру­гого оборудования путем компоновки конечного изделия из огра­ниченного набора стандартных и унифицированных узлов и агрегатов, обладающих геометрической и функциональной взаимозаменяемо­стью.

Агрегатирование обширно используется в машиностроении, в радиоэлектронике, в измерительной технике. Расчленение изделий на функционально законченные конструкции стало первой и основной предпосылкой метода агрегатирования. В настоящее время существует направление формирования более крупных агрегатов—модулей.

Эти агрегаты должны обладать взаимозаменяемостью по всем эксплуатационным показателям и присоединительным величинам в полной мере. Выделение агрегатов осуществляют на базе кинематического рассмотрения машин, механизмов и их составных элементов с учетом использования их в других машинах и устройствах. При этом стремятся, чтобы из минимального количества типоразмеров и разновидностей автономных агрегатов, узлов и приборов можно было создать наибольшее, предельное количество компоновок конструктивного оборудования.

Существенным преимуществом сформированных на базе агрегатирования машин, устройств и другого технологического оборудования является их конструктивная обратимость. Агрегатирование дает возможность использовать стандартные, типичные агрегаты и приборы в новых компоновках при изменении конструкций и устройства объектов производства.

Агрегатирование является наиболее прогрессивным и передовым способом конструирования, обеспечивающим ускорение технического прогресса и экономическую эффективную результативность, как показывает отечественный и зарубежный опыт. Создавая конструктивно новые машины или другие изделия, невозможно обойтись без проектирования функционально новых составных элементов этих изделий. Но они должны проектироваться из автономных агрегатов (составных элементов), которые при дальнейшем развитии изделий можно было бы унифицировать.

Возможность многократного применения элементов набора в раз­личных модификациях машин и приборов одного класса или близких по назначению обеспечивает конструктивную преемственность при созда­нии новых изделий, позволяет использовать освоенные в производстве узлы и агрегаты, значительно сокращает трудоемкость проектирования, изготовления и ремонта изделий, повышает уровень взаимозаменяемо­сти продукции, способствует специализации предприятий, механизации и автоматизации производственных процессов, улучшает качество про­дукции, а также облегчает перестройку производства при переходе предприятий на освоение новой продукции.

Методические основы стандартизации

Теоретической базой современной стандартизации является система предпочти­тельных чисел. Предпочтительными называются числа, которые рекомендуется выбирать преимущественно перед всеми другими при назначении величин пара­метров для вновь создаваемых изделий.

В науке и технике широко применяются ряды предпочтительных чисел, на осно­ве которых выбирают предпочтительные размеры. Ряды предпочтительных чи­сел нормированы ГОСТ 8032-84, который разработан на основе рекомендаций ИСО. По этому стандарту установлено четыре основных десятичных ряда пред­почтительных чисел (R5, R10, R20, R40) и два дополнительных (R80, R160), при­менение которых допускается только в отдельных, технически обоснованных случаях. Эти ряды построены в геометрической прогрессии со знаменателем , равным:

=1,6 для ряда R5 (1,00; 1,60; 2,50; 4,00...),

= 1,25 для ряда R10 (1,00; 1,25; 1,60; 2,00…),

=1,12 для ряда R20 (1,00; 1,12; 1,25; 140; …),

= 1,06 для ряда R40 (1,00; 1,06; 1,12; 1,18 …),

= 1,03 для ряда R80 (1,00; 1,03; 1.06; 1,09 …),

= 1,015 для ряда R160 (1,00; 1,015; 1,03; 1,045...).

Они являются бесконечными как в сторону малых, так и в сторону больших зна­чений, то есть допускают неограниченное развитие параметров или размеров в направлении увеличения или уменьшения.

Номер ряда предпочтительных чисел указывает на количество членов ряда в де­сятичном интервале (от 1 до 10). При этом число 1,00 не входит в десятичный интервал как завершающее число предыдущего десятичного интервала (от 0,10 до 1,00).

Допускается образование специальных рядов путем отбора каждого второго, третьего или n-го числа из существующего ряда. Так образуется ряд R10/3, со­стоящий из каждого третьего значения основного ряда, причем начинаться он может с первого, второго или третьего значения, например:

R10 1,00; 1,25; 1,60; 2,00; 2,50; 3,15; 4,00; 5,00; 6,30; 8,00; 10,00; 12,50;

R10/3 1,00; 2,00; 4,00; 8,00;

R10/3 1,25; 2,50; 5,00; 10,00;

R10/3 1,60; 3,15; 6,30; 12,50.

Можно составлять специальные ряды с разными знаменателями геометрической прогрессии в различных интервалах ряда. Геометрическая прогрессия имеет ряд полезных свойств, используемых в стандартизации.

Относительная разность между любыми соседними членами ряда постоянна.

Это свойство вытекает из самой природы геометрической прогрессии. Напри­мер, в ряде 1-2-4-8-16-32-64 -... с = 2 любой член прогрессии больше предыдущего на 100%.

Произведение или частное любых членов прогрессии является членом той же прогрессии. Это свойство используется при увязке между собой стандар­тизованных параметров в пределах одного ряда предпочтительных чисел. Согласованность параметров является важным критерием качественной раз­работки стандартов. Геометрические прогрессии позволяют согласовывать между собой параметры, связанные не только линейной, но также квадратич­ной, кубичной и другими зависимостями.

В радиоэлектронике часто применяют предпочтительные числа, построенные по рядам Е.

Эти ряды установлены Международной электротехнической комиссией (МЭК) и имеют следующие значения знаменателя геометрической прогрессии:

для ряда Е3 = 2,2; для ряда Е6 = 1,5;

для ряда Е12 = 1,2; для ряда Е24 = 1,1.

Иногда при стандартизации применяют ряды предпочтительных чисел, постро­енные по арифметической прогрессии. Арифметическая прогрессия положена в основу образования рядов размеров в строительных стандартах, при установле­нии размеров изделий в обувной и швейной промышленности и т. п. Иногда используют ступенчато-арифметические прогрессии с неодинаковыми разностя­ми прогрессии. Такую прогрессию образуют, например, монеты достоинством 1-2-З-5-10-15-20 коп.

Для выбора номинальных линейных размеров изделий (диаметров, длин, высот и т. п.) на основе рядов предпочтительных чисел разработан ГОСТ 6636-69 «Нормальные линейные размеры» для размеров от 0,001 до 100000 мм. Ряды в этом стандарте обозначены как Ra5, Ra10, Ra20, Ra40 и Ra80.

Государственный стандарт на предпочтительные числа имеет общепромышлен­ное значение, и его необходимо применять во всех отраслях народного хозяйства при установлении параметров, числовых характеристик и количественных пока­зателей всех видов продукции. Использование предпочтительных чисел способ­ствует ускорению процесса разработки новых изделий, так как упрощает расче­ты и облегчает выбор рациональных параметров и числовых характеристик в процессе проектирования.

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов

Государственный контроль и надзор проводится в целях предупреждения, выяв­ления и пресечения нарушений обязательных требований в области стандарти­зации, подтверждения соответствия (сертификации), качества и безопасности продукции (товаров), работ и услуг.

Государственный контроль и надзор проводится:

- у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, изготовление, реализацию (поставку, продажу), использование (эксплуатацию), транспортирование, хранение и утилизацию продукции; выполняющих работы и оказывающих услуги;

- в органах по сертификации, осуществляющих деятельность по подтвержде­нию соответствия;

- в испытательных лабораториях (центрах), осуществляющих испытания продукции, работ и услуг для целей подтверждения соответствия.

По содержанию контроль и надзор идентичны. Различие заключается в полно­мочиях субъектов, их осуществляющих. В отличие от контроля надзор осущест­вляется в отношении объектов, не находящихся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют. Например, должностные лица Госстандарта могут осуществлять в пределах своей компетенции надзор на любом промыш­ленном предприятии или предприятии сферы услуг. Это же касается других го­сударственных органов, которым дано право административного надзора в опре­деленной области деятельности, - комитетов, федеральных служб, инспекций в области экологии, противопожарной безопасности, охраны труда, лекарствен­ных веществ, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, горно­го дела и промышленности, воздушных, морских и речных судов, архитектуры и строительства, торговли, ветеринарии и др.

В современных условиях государственный контроль приобретает социально­-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоро­вья и имущества людей и среды обитания. Одной из его основных задач следует считать предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований го­сударственных стандартов, правил обязательной сертификации.

Правовой основой Государственного контроля и надзора за соблюдением требо­ваний государственных стандартов (далее - Госнадзор) являются законы Рос­сийской Федерации: «О техническом регулировании», «Об обеспечении единст­ва измерений, «О защите прав потребителей», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контро­ля и надзора.

Государственный контроль и надзор в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации включает в себя:

- Государственный контроль и надзор за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований государ­ственных стандартов к продукции (товарам), работам и услугам;

- Государственный контроль и надзор за соблюдением проверяемыми субъекта­ми правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией;

- Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Фе­дерации при аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответст­вия продукции, производственных процессов и услуг установленным требо­ваниям качества и безопасности;

- Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и приме­нением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измере­ний, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил 11 норм, количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых опера­ций, количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их рас·фасовке и продаже;

- Государственный метрологический контроль, включающий утверждение средств измерений, поверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений.

При проведении государственного контроля и надзора проверке подлежат:

- продукция или товары (далее - продукция), выполняемые работы и оказываемые услуги;

- техническая (конструкторская, технологическая, эксплуатационная, ремонтная и пр.) документация на продукцию, работы и услуги;

- системы управления качеством;

- работы по подтверждению соответствия (сертификации) продукции, работ и услуг органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами).

Государственный контроль и надзор осуществляется за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

- обязательных требований на стадиях разработки, подготовки продукции производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг;

- правил обязательной сертификации;

- правил подтверждения соответствия продукции, работ и услуг обязательны требованиям путем принятия декларации о соответствии.

Государственный контроль и надзор осуществляется в порядке, определяемом Госстандартом России с учетом положений Федерального закона «O защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», следующими органами и организациями, составляющими систему государственного контроля:

- Госстандартом России в лице структурного подразделения, в сферу ведения которого входят вопросы организации и проведения государственного кон­троля и надзора.

- Федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Госстандарта России (центры стандартизации, метрологии и сертификации).

- Организациями со статусом государственного научного метрологического центра, находящимися в ведении Госстандарта России, и осуществляющими государственный метрологический контроль (государственные научные метрологические центры).

- Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный кон­троль и надзор от имени органов стандартизации, метрологии и сертификации являются:

Председатель Госстандарта России - главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обес­печению единства измерений.

Заместитель председателя Госстандарта России и руководитель структур от подразделения, в обязанности которых входят вопросы организации и осуществления государственного контроля и надзора (заместители главного госу­дарственного инспектора Российской Федерации).

Руководители центров стандартизации, метрологии и сертификации - глав­ные государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федера­ции и их заместители, назначаемые и освобождаемые от должности председа­телем Госстандарта России.

Работники указанного структурного подразделения Госстандарта России ­государственные инспекторы.

Работники структурных подразделений центров стандартизации, мелогии и сертификации - государственные инспекторы субъектов (регионов) Рос­сийской Федерации.

Госнадзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляют Государственный ин­спектор или комиссия, им возглавляемая. Госнадзор за соблюдением правил обя­зательной сертификации осуществляет комиссия, состав которой определяет председатель Госстандарта.

Госстандарт России координирует деятельность федеральных органов исполни­тельной власти, осуществляющих в соответствии с Законом Российской Феде­рации «O защите прав потребителей!» контроль и надзор за качеством и безопас­ностью товаров (работ, услуг). К таким органам относятся, например:

§ Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав по­требителей (Госторгинспекция) проводит контроль за качеством и безопасно­стью потребительских товаров;

§ Государственный комитет РФ по охране окружающей среды осуществляет государственный экологический контроль;

§ Государственная санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет над­зор за соблюдением санитарного законодательства при разработке, производ­стве, применении всех видов продукции, в том числе и импортируемой.

Государственный контроль и надзор осуществляется в соответствии с планами, утверждаемыми главным государственным инспектором Российской Федера­ции, главными государственными инспекторами субъектов (регионов) Россий­ской Федерации.

Государственный контроль и надзор проводится посредством выборочных про­верок. Плановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся не более чем один раз в два года в отношении одного юридического лица или инди­видуального предпринимателя.

Внеплановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводят­ся в случаях:

§ проверки исполнения выданных юридическим лицам и индивидуальным пред­принимателям предписаний по результатам государственного контроля и надзора;

§ получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринима­телей, органов государственной власти о несоблюдении обязательных требо­ваний, предъявляемых к продукции, работам и услугам, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

§ возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных това­ров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных пред­принимателей;

§ обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав, связанные с невыполнением обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой докумен­тами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Обращения, не позволяющие установить обратившееся с жалобой лицо, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Государственные инспектора имеют право:

- доступа в служебные и производственные помещения юридического лица или индивидуального предпринимателя с соблюдением установленного зако­нодательством порядка;

- получать от юридического лица или индивидуального предпринимателя до­кументы, необходимые для проведения государственного контроля и надзора;

- использовать технические средства и привлекать специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя при проведении государствен­ного контроля и надзора;

- проводить в соответствии с нормативными документами по стандартизации отбор проб (образцов) продукции, работ и услуг для контроля соответствия их обязательным требованиям;

- получать копии документов, необходимых для проведения государственного контроля и надзора и оформления его результатов.

Руководитель (иное должностное лицо) юридического лица или индивидуаль­ный предприниматель обеспечивает государственным инспекторам необходи­мые условия для проведения государственного контроля и надзора в соответст­вии с действующим законодательством.

При проведении государственного контроля и надзора проводятся:

- отбор образцов (проб) продукции и (или) документов; технический осмотр продукции, работ и услуг;

- исследования (испытания), экспертизы и другие виды контроля продукции, работ и услуг, обеспечивающие достоверность и объективность результатов проверки;

- проверка наличия системы качества и данные о сертификации этой системы; оценка соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям;

- проверка наличия каталожных листов на продукцию, прошедших учетную регистрацию.

Отбор образцов (проб) из партии продукции, предназначенной для мероприя­тий по контролю и надзору, осуществляет государственный инспектор в присут­ствии представителей юридического лица или индивидуального предпринимате­ля и участников проверки и оформляет акт отбора образцов.

Технический осмотр продукции, работ и услуг проводится непосредственно государственным инспектором с привлечением специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя. Результаты технического осмотра оформляют протоколом установленной формы.

Необходимость проведения испытаний определяет государственный инспектор (руководитель проверки). Испытания проводятся на испытательной базе юриди­ческого лица или индивидуального предпринимателя в присутствии государст­венного инспектора либо в аккредитованной испытательной лаборатории. Испы­тания продукции проводятся в соответствии с установленными в стандартах и других нормативных документах требованиями на методы контроля и испыта­ний продукции. Испытания образцов (проб) продукции оформляются протоко­лом по форме, принятой в испытательной лаборатории (центре). Результаты ис­пытаний отобранных образцов (проб) распространяют на проверяемую партию продукции.

По результатам проверки главные государственные инспектора и государствен­ные инспектора в пределах предоставленной им законодательством компетен­ции выдают обязательные для исполнения юридическими лицами и индивиду­альными предпринимателями предписания.

В случае выявления нарушений обязательных требований, правил обязательной сертификации государственным инспектором составляется протокол об админи­стративном правонарушении на юридическое лицо, руководителя юридического лица, иное должностное лицо юридического лица или индивидуального пред­принимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федера­ции об административных правонарушениях.

Нормализационный контроль технической документации

Нормализационный контроль технической документации (нормоконтроль) про­водится c целью повышение качества нормативно-технической документации и обеспечения внедрения требований стандартов на предприятии. Порядок про­ведения нормализационного контроля установлен ГОСТ 2.111-68, 3.1116-79 и 21.002-81. Нормоконтролю подлежит комплексная нормативно-техническая документация на изделия основного и вспомогательного производств, разраба­тываемая самим предприятием и получаемая со стороны. Нормоконтроль осу­ществляется специалистами-нормоконтролерами, имеющими большой опыт ра­боты в соответствующей области.

Задачей нормоконтроля является проверка:

· комплектности представленной на контроль документации;

· соблюдения конструктивной и технологической преемственности;

· необходимости разработки специальных чертежей и технологий;

· соответствия разработанной документации требованиям Единой системы кон­структорской документации (ЕСКД), Единой системы технологической до­кументации (ЕСТД) и Системы проектной документации для строительства (СПДС);

· использования стандартных и унифицированных элементов конструкций, из­готовляемых специализированными заводами;

· соблюдения в разрабатываемых изделиях норм, правил, установленных госу­дарственными, отраслевыми стандартами, стандартами предприятий и другой нормативно-технической документации (НТД);

· соответствия оформления технической документации· требованиям, установ­ленным стандартами;

· использования установленных ограничительных номенклатур стандартизо­ванных изделий (крепежных деталей, винтов, болтов, гаек, шайб, типов резьбы, шлицевых соединений, допусков и посадок), марок материалов, профилей проката, вспомогательных материалов;

· соблюдения действующей системы классификации и кодирования.

Таким образом, стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.

Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуг), процессов их функциональному назначению, устранению технических барьеров в международном товарообмене, содействия научно-техническому прогрессу и сотрудничество в различных областях.

Действующая система стандартизации смещает приоритеты к оценке качества объектов стандартизации и методам их испытаний, что также согласуется с мировым опытом стандартизации и необходимы для обеспечения взаимопонимания между партнёрами как в сфере техники и технологий, так и в конечном итоге в торгово-экономических связях.

(ФЗ 184, ГОСТ 1.1, ГОСТ Р 1.12)

Условные обозначения: IDT – идентичный термин, курсив – дополнительные уточняющие слова, MOD – модифицированный термин.

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг – ФЗ 184.

Стандартизация – деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач – ГОСТ 1.1 (IDT ИСО/МЭК 2).

Российская национальная стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг – ГОСТ Р 1.12

Нормативный документ – документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов – ГОСТ 1.1 (IDT ИСО/МЭК 2).

Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления, и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения – ФЗ 184.

Стандартнормативный документ, который разработан на основе консенсуса, принят признанным на соответствующем уровне органом и устанавливает для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области – ГОСТ 1.1 (IDT ИСО/МЭК 2).

Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией – ФЗ 184.

Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей – ГОСТ 1.1 (IDT ИСО/МЭК 2).

Региональный стандарт – стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей ГОСТ 1.1 (IDT ИСО/МЭК 2). Примером являются европейские стандарты – EN.

Межгосударственный стандарт – региональный стандарт, принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации и доступный широкому кругу пользователей – ГОСТ 1.1

Национальный стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации – ФЗ 184

Национальный стандарт – стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей ГОСТ 1.1 (IDT ИСО/МЭК 2)

Национальный стандарт (Российской Федерации) – утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации стандарт, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг – ГОСТ Р 1.12

Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации – нормативный документ, распределяющий технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющийся обязательным для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией – ФЗ 184

Классификатор (технико-экономической и социальной информации) – нормативный документ, устанавливающий систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и/или классификационных группировок и принятый на соответствующем уровне стандартизации – ГОСТ 1.1

Общероссийский классификатор (технико-экономической и социальной информации) – разработанный и принятый в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» нормативный документ, устанавливающий систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и/или классификационных группировок и принятый на соответствующем уровне стандартизации – ГОСТ Р 1.12

Государственный стандарт – национальный стандарт страны, национальный орган по стандартизации которой входит в Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС) – ГОСТ 1.1

Стандарт организации – стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок – ГОСТ Р 1.12

Правило – положение нормативного документа, описывающее действие, которое должно быть выполнено – ГОСТ 1.1 (MOD ИСО/МЭК 2)

Правила (нормы) стандартизации – нормативный документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации – ГОСТ Р 1.12

Рекомендации – положение нормативного документа, содержащее совет – ГОСТ 1.1 (IDT ИСО/МЭК 2)

Рекомендации по стандартизации – документ, содержащий советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте – ГОСТ Р 1.12

Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти – ГОСТ 1.1 (IDT ИСО/МЭК 2)

Технический регламент – регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт или технические условия (имеется ввиду «стандарт общих технических условий», либо путем включения в себя содержания этих документов – ГОСТ 1.1 (IDT ИСО/МЭК 2)

Технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством РФ или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) – ФЗ 184

Технические условия – документ, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция или услуга, а также процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования – ГОСТ 1.1 (IDT ИСО/МЭК). В РФ ТУ не являются документом по стандартизации, входят в ЕСКД.

Вид стандарта – характеристика стандарта, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации – ГОСТ 1.1

Основополагающий стандарт – стандарт, имеющий широкую область распространения и /или содержащий общие положения для определенной области деятельности – ГОСТ 1.1 (IDT ИСО/МЭК 2)

Стандарт на термины и определения – стандарт, устанавливающий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия – ГОСТ 1.1 (MOD ИСО/МЭК 2)

Стандарт на продукцию – стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции, с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению – ГОСТ 1.1 (IDT ИСО/МЭК 2). Примечания:

1. Стандарт на продукцию может включать, кроме требований соответствия назначению, непосредственно или с помощью ссылки такие аспекты, как термины и определения, классификация, безопасность, экологичность, порядок приемки, методы контроля, требования к маркировке, упаковке, транспортированию и хранению, а иногда технологические или эксплуатационные требования.

2. Стандарт на продукцию может содержать полную номенклатуру требований к ней или устанавливать только часть требований к продукции, например, только конструктивные требования (см. ст.7, п.4 ФЗ –184), типы, основные параметры и/или размеры.

Стандарт на процесс – стандарт, устанавливающий требования, которым должен удовлетворять процесс, с тем чтобы обеспечить соответствие процесса его назначению – ГОСТ 1.1 (IDT (ИСО/МЭК 2)

Стандарт на услугу – стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга или группа однородных услуг, с тем чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению – ГОСТ 1.1 (IDT ИСО/МЭК)

Стандарт на методы контроля – стандарт, устанавливающий методы, способы, приемы, методики проведения испытаний, измерений и/или анализа – ГОСТ 1.1 (MOD ИСО/МЭК 2)

Свод правил - документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или)

описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа,

наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется

на добровольной основе (ФЗ 184, абзац дополнительно включен с 22 мая 2007 года #M12293 14 902040629 6 419630764 3988796404 1114213564 2606118535 2347580776 2563956783 658433211Федеральным законом

от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ#S).

Система стандартизации РФ - это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением национального органа по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и го­сударства.

С принятием ФЗ о техническом регулировании началось реформирование системы, в котором можно выделить три этапа:

1 этап - начальный (2002 г.) - состояние Государственной систе­мы стандартизации (ГСС), функционирующей с 1992 г., к моменту при­нятия названного закона;

2 этап - переходный (2003-2010 гг.) - преобразование государственной системы стандартизации (ГСС) в национальную систему стандартизации (НСС) с изменением правового статуса системы с государ­ственного на добровольный.

3 этап - окончание формирования национальной системы стандар­тизации - системы, возглавляемой негосударственной организацией и базирующейся на национальных стандартах только добровольного при­менения.

1. Начальный этап. ГСС начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России.

Государственное управление стандартизацией осуществлялось Гос­стандартом России, который выполнял свои функции непосредственно н через созданные им территориальные органы - Центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых было более 90.

Основой ГСС являлся фонд законов, подзаконных актов, норматив­ных документов по стандартизации. Указанный фонд представлял четы­рехуровневую систему, включавшую:

1) техническое законодательство (ядром технического законодательства был Закон РФ «О стандарти­зации», который утратил силу со дня вступления в силу ФЗ о техничес­ком регулировании);

2) государственные стандарты (государственными стандартами Российской Федерации (ГОСТ Р), межгосударственные стандартами (ГОСТы), введенными в дей­ствие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в каче­стве государственных стандартов РФ; государственными стандартами бывшего СССР (ГОСТы); правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации) и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

3) стандарты отрасли (ОСТы) и стандарты общественных организаций (СТО);

4) стандарты предприятий (СТП) и технические условия (ТУ).

2. Переходный этап. Начало его ознаменовалось тем, что Госстандарт России, получив (в соответствии с постановлением Правительства РФ) функции национального органа по стандартизации, принял постановление от 27.07.2003 № 63 «О национальных стандартах Российское Федерации», в соответствии с которым:

- с 1 июля 2003 г. - дня вступления в силу ФЗ о техническом ре­гулировании признаны национальными действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г. для применения в РФ;

- впредь до вступления в силу соответствующих технических рег­ламентов действующие государственные и межгосударственные стан­дарты рекомендовано применять в добровольном порядке, за исключе­нием обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании.

Указанный акт не следует рассматривать как формальное переиме­нование государственных стандартов в национальные. Действующие ГОСТы в соответствии со ст. 46 гл. 10 ФЗ имеют сокращенный набор обязательных требований.

С принятием ТР перейдут в разряд добровольных документов нор­мы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетен­цию которых в соответствии с законодательством входило установление обязательных требований. Речь идет, например, о СанПиНах бывшего Минздрава России, СНиПах бывшего Госстроя России и т.д.

В ФЗ о техническом регулировании не предусмотрена такая категория, как стандарты отрасли. Это связано с двумя причинами: ликвидацией боль­шинства отраслевых министерств и отсутствием этой категории документа в зарубежной практике. В перспективе ОСТы будут трансформированы в национальные стандарты, а также стандарты ассоциаций, союзов и объе­динений предпринимателей, общественных организаций. Учитывая чис­ленность фонда ОСТ, указанное преобразование займет продолжительный период времени, и на 2-м этапе эта категория не потеряет практического значения.

Постановлением Правительства РФ от 17.06.04 № 294 утверждено Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, которое определено национальным органом по стандарти­зации (вместо Госстандарта России). Федеральное агентство по техничес­кому регулированию (Ростехрегулирование) находится в ведении Мини­стерства промышленности и энергетики РФ (Минпромэнерго России).

3. Заключительный этап. К 2010 г. действующая национальная си­стема окончательно приобретет форму и содержание, соответствующие идее, заложенной в ее организацию, и зарубежной практике. Она будет возглавляться негосударственной организацией. В свя­зи с окончанием формирования фонда ТР, запланированного на переход­ный период, национальные стандарты будут документами сугубо доб­ровольного применения.

Изменение статуса системы не означает, что государство не будет участвовать в деятельности национальной системы. Его регулирующая роль заложена в ст. 11-17 ФЗ о техническом регулировании. В частно­сти, она проявляется в регламентировании целей и принципов стандар­тизации, задач национального органа РФ по стандартизации, правил разработки и утверждения национальных стандартов.

Установление двух категорий стандартов - «национальных стандар­тов» и «стандартов организаций» - определит сосуществование двух систем исходя из сферы деятельности: национальной системы, действующей в общероссийском масштабе; локальной, действующей в рамках организации.

Национальная система стандартизации включает:

- национальные стандарты:

- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

- общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

Локальная система стандартизации базируется на стандартах организаций, которые по существу начинают заменять стандарты предприятий (СТП), стандарты научно-технических, инженерных обществ щш других общественных объединений (СТО), установленных в свое время Законом РФ «О стандартизации».

Текущее состояние реформы.

• Хотя подготовлено около 300 проектов технических регламентов, принято только 6 (постановления Правительства), еще 5 приняты Государственной Думой в 3-х чтениях

• Список товаров, подлежащих обязательной сертификации сокращается

• Фонд национальных стандартов обновляется, но уровень гармонизации с международными стандартами составляет менее 40%

• До сих пор не создана национальная система аккредитации

• В 2009 (30 декабря) году приняты очередные поправки в закон «О техническом регулировании»

• Изменений в системе государственного контроля (надзора) не произошло

• 20 января 2010 г. Ростехрегулирование переименовано в Росстандарт

Технические регламенты, принятые Госдумой РФ:

1. Технический регламент на молоко и молочную продукцию (федеральный закон от 12 июня 2008г.№ 88-ФЗ) - инициативный

2. Технический регламент на масложировую продукцию (федеральный закон от 24 июня 2008г. № 90-ФЗ) - инициативный

3. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (федеральный закон от 22 июля 2008г. № 123-ФЗ) – программный

4. Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей (федеральный закон от 27 октября 2008г. № 178-ФЗ) - инициативный

5. Технический регламент на табачную продукцию (федеральный закон от 22 декабря 20


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: