Мобильность

Тема 7. Социальная общность. Социальная стратификация и

Социальная общность – это такое объединение людей (природное или социальное), которое характеризуется общим признаком, более или менее прочными социальными связями, общим типом поведения, умозрения, умонастроения и целеполагания. Каждая общность имеет свою культуру, свой «социальный дух» и традиции, определяющие модели личного (этнического, религиозного, служебного и т. д.) поведения.

Этничность – понятие очень широкое, под него подпадают различные этнические группы: племя, народность, этнос, нация.

Племя – это такая природно-социальная общность людей, которая характерна для первобытно-общинного строя (архаичного общества), объединена кровно-родственными связями, представляет совокупность нескольких родов и отличается от других племен своей территорией, языком, культурой, религиозными верованиями. Например, на территории Беларуси в IX–X вв. н. э. проживали восточнославянские племена кривичей, родимичей и дриговичей.

Народность – это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и социокультурная общность людей, следующая в процессе этнической эволюции за племем и предшествующая нации.

Этнос – это природно-социальная и антропологическая общность людей, характеризующихся наличием устойчивого самосознания и самоназвания. Самосознание этноса развивается через антитезу «мы – они». Поэтому для этноса характерна комплиментарность, т. е. наличие симпатии или антипатии к другим этносам.

Нация это исторически сложившаяся полиэтническая социальная общность людей, для которой характерно наличие единой территории, экономических связей, языка, особенностей культуры и менталитета.

Процессы этнонационального развития, т. е. развития, охватившего собой и этнос и нацию, дифференцируется на два основных типа. К первому из них относятся объединяющие этнонациональные процессы: а) консолидация – сплочение нескольких самостоятельных, родственных по языку, культуре, образу жизни этнических групп в единый, более крупный этнос (нацию), например, слияние нескольких восточно-славянских племен в единую древнерусскую народность в X–XII вв.; б) ассимиляция – растворение одного этноса или его части в другом, обычно более многочисленном, в результате чего утрачиваются некоторые исконно этнические особенности (языковые, культурные и др.) и приобретаются новые, свойственные более мощному этносу; в) кооперация – сотрудничество двух близких по культуре, языку, образу жизни этносов, которые сосуществуют друг с другом, но сохраняют свое качественное своеобразие, не сливаются друг с другом. Такие процессы протекают в польско-белорусском и литовско-белорусском пограничье.

Ко второму типу процессов этнонационального развития относят процессы разделяющего типа, включающие в себя следующие разновидности: а) этническое доминирование, проявляющееся в стремлении возвысить свой этнос (нацию) при одновременном ущемлении интересов и прав других этнических групп; б) этнодискриминация, т. е. ограничение или лишение прав определенных групп граждан по принципу национальной принадлежности; в) этноприоритетный национализм, ориентированный на превознесение своего этноса (нации), своих языка, культуры, традиций и принижение значимости языка, культуры других этнических групп; г) этнический геноцид, выражающийся в преднамеренном создании жизненных условий, рассчитанных на частичное или полное уничтожение определенных этнических групп.

Общество как целостная система представляет собой структурированное образование. Одним из важнейших срезов структуры общества является социально-стратификационная структура, которая представляет собой совокупность различных по социальному положению относительно устойчивых социальных групп, общностей, слоев (страт). Социальная стратификация – это дифференциация людей или групп на социальные слои (страты) и классы, которая характеризуется неравенством по уровню доходов, образования, престижа профессии, властных полномочий и т. д.

Концепция стратификации, например П. Сорокина, отличается от концепции классов К. Маркса тем, что не настаивает на социальном равенстве, а рассматривает неравенство как естественное состояние общества. Это, в свою очередь, приводит не только к различию страт по вышеперечисленным критериям, но и к размещению страт в жесткой системе подчинения одних слоев другим. Если в концепции К. Маркса революция рассматривалась как единственная возможность стирания границы между классами, то в концепции стратификации П. Сорокина в результате революции может быть только «перетасовка» индивидов в общества, а сама стратификационная лестница останется.

В социологии представлено несколько концепций стратификации. Так, основоположник статусного подхода Л. Уорнер предложил первую типологию классов на основе высказываний членов поселенческой общины друг о друге. Уорнер определял классовую принадлежность людей исходя из оценки их статуса другими члена­ми общности, т. е. их репутации, и выделил шесть различных классов:

1. Верхний слой высшего класса: богатые люди знатного происхождения.

2. Нижний слой высшего класса: люди высокого достатка, не являющиеся выходцами из аристократических семей (нувориши).

3. Верхний слой среднего класса: бизнесмены и высокообразованные лю­ди, занятые интеллектуальным трудом, имеющие высокие доходы (врачи, юри­сты, владельцы капитала).

4. Нижний слой среднего класса: «белые воротнички» – канцелярские слу­жащие, работники торговли и сферы обслуживания, мелкие предприниматели.

5. Верхний слой низшего класса: «синие воротнички» – заводские и другие рабочие.

6. Нижний слой низшего класса: самые бедные и отверженные члены об­щества.

Социальные слои и классы находятся в процессе постоянных изменений, совокупность которых П. Сорокин назвал социальной мобильностью, т. е. подвижностью слоев и классов. Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой места в социальной структуре общества, перемещение из одного социального положения в другое.

Социальная мобильность реализуется в обществе в различных типах и видах. По пространственным характеристикам она подразделяется на горизонтальную (перемещение индивида или группы из одной социальной позиции в другую на том же стратификационном уровне) и вертикальную (перемещение индивида или группы из одного социального пласта в другой, расположенный в стратификационной иерархии выше или ниже первого). Вертикальная мобильность бывает двух видов: восходящая (социальный подъем из одного слоя в другой, более высокий) и нисходящая (социальное нисхождение в более низкий социальный слой).

По скорости протекания стратификационные перемещения бывают медленные и быстрые; по плотности изменений они делятся на индивидуальные и групповые.

Само понятие социальной мобильности становится важной социальной характеристикой общества. По его критериям можно вводить понятие открытого или закрытого общества, демократического или тоталитарного режима и т. д.

В рыночных обществах все основные критерии стратификации: доход, престиж, власть, профессия и образование – тесно взаимодействуют друг с дру­гом. Не так обстоит дело в постсоциалистических социальных системах. В ус­ловиях трансформации общества четкость социальных расслоений исчезает, а единственной основой стратификации в наших условиях может выступить профессионально-должностное положение индивидов.

Доступ к знаниям и социально значимой информации становится основным ресурсом социальной динамики постиндустриального общества и, следовательно, критерием социальной дифференциации, а также показателем социального положения людей. Экономический капитал и материальные ресурсы в таком обществе уже не в состоянии быть ключевыми факторами развития, уступая место информации, помноженной на знания и технологии. Следовательно, значимость прежнего классового деления – собственники – несобственники – также снижается, заменяясь социальным разделением на тех, кто владеет информацией, и тех, кто ею не владеет.

П. Бурдье в связи с указанными тенденциями разработал концепцию «символического (или культурного) капитала» и «культурной индентичности», в которой классовая иерархия заменяется статусной иерархией, обусловленной ценностными ориентациями и образовательным потенциалом социальных групп.

Тема 8. Организационная структура общества: понятия «социальная организация» и «социальный институт»

В качестве состав­ных элементов социальной структуры общества могут рассматриваться социальные организации и соци­альные институты.

Социальная организация – это целостная формализованная подсистема, включающая определенное число исполнителей, нацеленных на выполнение определенных социальных функций, на достижение социально значимых целей.

Основным стержнем организационной структуры являются властно-управленческие отношения (разделение труда). В любой организации отношения строятся по вертикали (субординация) и по горизонтали (координация), что придает ее деятельности цельный организованный характер. При выполнении своей основной социальной функции каждая организация осуществляет и социализирующую роль. Через организации и разделение их функций определяется целостное строение и функционирование государства и общества в целом. Социальная система предстает как иерархия организаций.

Выделяют следующие типологические характеристики организаций: административные (отличаются жестко заданной структурой, высокой степенью формализации отношений, директивно установленными целями, например, организации силовых структур); общественные (добровольные объединения людей, менее формализованые и более демократичные, например, союзы, фонды); ассоциативные (отличаются подвижной структурой, нет жесткой формализации отношений, цели определяются спонтанно, например, общества филателистов, болельщиков).

Различают следующие типы организаций: формальные, представляющие собой основу административной структуры общества с жестким распределением функций, прав и обязанностей; неформальные, характеризующиеся стихийным образованием без жесткой регламентации поведения членов организации, отсутствием четко обозначенных целей.

Социальные институты (от лат. institutum – установление, учреждение) – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации общественных от­ношений, которые регулируют деятельность людей и удовлетворяют опреде­ленные социальные потребности. Социальный ин­ститут внешне выглядит как совокупность учреждений, организаций, обла­дающих определенными средствами и осуществляющих конкретную деятель­ность по реализации их целей. С внутренней (содержательной) стороны это система социальных статусов и ролей. Например, если смотреть на юстицию как социальный институт, то внешне это учреждения (суд, прокуратура) с их материальными, финансовыми средствами, кадрами, а внутренне (содержа­тельно) – это социальные роли (судьи, прокуроры, адвокаты).

Все социальные институты выполняют определенные социальные функ­ции, которые подчинены задаче обеспечения целостности общества. В зависимости от содержания и направленности деятельности социальные институты подразделяются на следующие типы: политические, целью которых выступает завоевание, удержание власти (государство, партии и т. д.); экономические, имеющих целью своей деятельности производство и распределение товаров и услуг, необходимых для жизнедеятельности членов общества (рынок, производственные объединения и т. д.); социально-культурные, целью которых является создание и распространение ценностей культуры (театры, союзы писателей и т. д.); образование, обеспечивающее передачу знаний, культурных ценностей в процессе социализации индивидов (школа, институт и т.д.); религия, ориентированная на распространение и укрепление религиозной веры (церковь, монастырь т. д.); здравоохранение и социальное обеспечение, имеющих целью своей деятельности сохранение и укрепление здоровья людей, социальную поддержку (больницы, объединения врачей и т. д.); семья, обеспечивающая воспроизводство населения и его социализацию; наука, генерирующая новое научное знание, распространяющая научную информацию (исследовательские центры, лаборатории и др.) и т. д.

По характеру функционирования институты делятся на формальные и не­формальные. Формальные институты – это институты, деятельность которых основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции) и санкциях (награды, официальные звания, повышение в должности или админи­стративное и уголовное наказание). Такими институтами являются государство, суд, армия, школа и т. д. Формальные институты чаще всего являются бюрокра­тическими организациями. Неформальные институты – это институты, деятельность которых основана на неофициальных нормах и санкциях (одобрение, осуждение, негодование и др.). Например, институт общественного мнения.

Каждый социальный институт включает в себя следующие элементы: цель, определенная сфера деятельности, набор статусов и ролей в рамках определенного социального института, система правил и норм поведения, система санкций, средства и учреждения.

Процесс возникновения, формирования и развития социальных институтов называется институциализацией, который начинается с возникновения в обществе определенных потребностей в новых видах социальной деятельности, проходит этап создания новой системы статусов и ролей и заканчивается усвоением индивидами новых социальных норм и ценностей, стандартов поведения, свойственных данному социальному институту.

Рассмотрим подробнее государство как социальный институт. Государство характеризуется рядом устойчивых общеисторических признаков: территория, суверенитет, система суверенной политической власти, население (граждане), монополия на легальное применение силы, физического принуждения, собственная финансовая система и право взимания налогов с населения, государственный язык.

Различают государства:

1) по форме правления: монархия (абсолютная, конституционная), республика (парламентская, президентская, смешанная (полупрезидентская);

2) по форме государственного устройства: унитарное, федерация, конфедерация;

3) по форме политического режима: демократическое, тоталитарное, авторитарное.

Государство как основной социальный институт политической системы общества выполняет две главные функции: посредническую и управленческую. Обе они находят свое выражение в деятельности государства по регулированию как своих внутренних, так и внешних проблем. Эти функции также можно расчленить на ряд еще более узких по своему характеру и содержанию.

К внутренним функциям государства относятся: защита существующего способа производства, обеспечение экономического развития страны, регулирование социальных отношений, защита конституционного строя, обеспечение охраны общественного порядка, защита окружающей природной среды и др. Внешние функции составляют: обеспечение целостности, безопасности и суверенитета страны, защита интересов государства на международной арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и др.

Тема 9. Сущность социального взаимодействия:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: