Базирование, всестороннее обеспечение боевых действий и основы управления авиационными частями 7 страница

13) повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения служебных обязанностей.

На государственную службу не может быть принято лицо:

1) признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

2) лишенное судом права занимать государственные должности в течение определенного срока;

3) в соответствии с заключением медицинского учреждения имеющее заболевание, препятствующее выполнению должностных полномочий, в случаях, когда специальные требования к состоянию здоровья для занятия соответствующих должностей установлены в квалификационных требованиях;

4) отказавшееся принять на себя ограничения, установленные законом, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию их статусам основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных неслужебных интересах;

5) которое в течение года перед поступлением на государственную службу привлекалось к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения;

6) на которое в течение года перед поступлением на государственную службу налагалось в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение;

7) имеющее судимость, которая ко времени поступления на государственную службу не погашена или не снята в установленном законом порядке.

Существенную роль в регулировании деятельности государственных служащих играют Правила служебной этики.

В своей деятельности государственные служащие должны:

1) быть приверженными принципам государственной службы и высшим нравственным принципам;

2) соблюдать присягу государственного служащего.

Долгом и обязанностью государственного служащего, как представителя государства, является:

1) неукоснительное следование Конституции и законам Республики;

2) защита интересов государства;

3) содействие укреплению единства народа Казахстана и межнационального согласия в стране;

4) беспристрастное и честное исполнение своих служебных обязанностей;

5) соблюдение принятых на себя ограничений, установленных законом;

6) неразглашение государственных секретов и иной охраняемой законом тайны, которые стали известными ему при исполнении служебных обязанностей;

7) невмешательство в деятельность лиц, ответственных за принятие решений в вопросах, лично касающихся государственного служащего;

8) непринятие обязательств и недопущение действий, выступлений и высказываний, способных дискредитировать Республику, а также препятствующих нормальному функционированию государственных органов и выполнению служебных обязанностей;

9) бережное хранение служебного удостоверения и других документов.

В отношениях с гражданами и юридическими лицами государственные служащие обязаны:

уважать честь и достоинство других лиц;

не допускать проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении их обращений, в установленные законом сроки принимать по ним необходимые меры;

поддерживать авторитет государства;

обеспечивать соблюдение и защиту гарантированных Конституцией прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц;

уважительно относиться к государственному и другим языкам народа Казахстана, многообразию его обычаев и традиций;

проявлять скромность, не подчеркивать своего должностного положения.

Государственные служащие, имеющие подчиненных, обязаны:

точно определять задачи и объем служебных полномочий своих подчиненных в соответствии с занимаемыми ими должностями;

не понуждать подчиненных к совершению противоправных поступков или поступков, не совместимых с общепринятыми нормами этики.

К числу первоочередных практических задач по совершенствованию государственной службы следует отнести внедрение конкурсного отбора при приеме и продвижении на государственной службе. Как было сказано, с этого года конкурсы проводятся самими государственными органами. Агентство государственной службы Казахстана и его территориальные органы осуществляют тестирование кандидатов на вакантные должности. В настоящее время для отбора кандидатов разработаны тесты на знание законодательства Республики Казахстан. В ходе тестирования конкурсанты должны показать знание Конституции, Закона «О борьбе с коррупцией», Закона «О государственной службе», Гражданского кодекса (общей части), кроме этого, для конкурсантов, претендующих на руководящие должности, предусмотрена сдача невербально - логического теста. Для каждой категории должностей установлены пороговые значения, что предполагает отбор наиболее достойных кандидатов. Таким образом, обязательное тестирование кандидатов является еще одним барьером на пути попадания на госслужбу неподготовленных людей.

В дальнейшем программы тестирования будут совершенствоваться за счет разработки тестов по ряду законодательных актов. При этом, привязку каждой программы предполагается осуществлять уже не к категориям, а к административным государственным должностям определенных государственных органов (к примеру: Закон «О бюджетной системе» для работников Министерства финансов, Закон «О государственных закупках» для работников Агентства по государственным закупкам и т.д.).

Говоря о повышении эффективности государственной службы, необходимо отметить ряд мер, выходящих за рамки Закона «О государственной службе». Прежде всего, было бы целесообразным принять Закон «Об административных процедурах». Необходимо, чтобы этот Закон предусмотрел обязательность регламентации процедур принятия решений государственными органами, доведение их до граждан и установление личной ответственности чиновников за соблюдение данных процедур. Установление процедур и их строгое соблюдение будет способствовать снижению коррупции и укреплению законности как основного принципа демократии. Не зря говорят, что демократия - это процедуры.

Следующим фактором, повышающим профессионализм государственной службы, является внедрение новых методов менеджмента, и в частности методов управления персоналом, как важнейшей составной части менеджмента. При этом ключевым моментом является то, что эффективное управление персоналом должно быть направлено на улучшение качества предоставляемых услуг населению. Это тем более важно, так как государственные органы, в отличие от субъектов рынка, работают в условиях отсутствия конкуренции. Эффективность их деятельности должна обеспечиваться законодательством, высоким профессионализмом кадров госаппарата и эффективными методами управления.

К методам эффективного управления персоналом можно отнести и ведение мониторинга кадров государственной службы. В этой связи ведется работа по внедрению глобальной информационной системы управления кадрами.

Государственная служба в Грузии[13] носит наименование публичной – это деятельность в государственных и казенных (бюджетных) учреждениях, учреждениях местного самоуправления – органах публичной власти.

Казенным (бюджетным) учреждением признается созданное на средства государственного бюджета или бюджета местного самоуправления и находящееся на бюджетном финансировании учреждение, основная задача которого состоит в осуществлении публичной власти. Государственными учреждениями, деятельность в которых считается публичной службой, являются: Парламент Грузии; правительственные и государственные подведомственные учреждения Грузии; Конституционный Суд и общие суды Грузии; Национальный банк Грузии; Палата контроля Грузии; аппарат Народного защитника Грузии и агентства Грузии; государственный уполномоченный Президента Грузии и его аппарат. В состав Грузии входят Абхазская и Аджарская автономные республики, поэтому в органах последних (высшие представительные органы; учреждения исполнительной власти) также осуществляется публичная служба. Вместе с тем, сегодня Абхазия, объявив о независимости, фактически не имеет никаких взаимосвязей с Тбилиси. Деятельность в учреждениях местного самоуправления (Собрание; управа, мэрия; муниципалитет) также признается публичной службой.

Единая публичная служба в Грузии подразделяется на государственную службу и службу в местном самоуправлении.

Публичным служащим является гражданин Грузии, который в порядке, установленном законом о публичной службе, и в соответствии с занимаемой должностью осуществляет оплачиваемую деятельность в государственном учреждении или учреждении местного самоуправления. Публичную службу осуществляют:

государственно-политическое должностное лицо – лицо, замещающее государственно-политическую должность – государственную должность, предусмотренную Конституцией Грузии, Конституциями Абхазской и Аджарской автономных республик (Президент Грузии; член Парламента Грузии; член Правительства Грузии; член высших представительных органов, руководитель представительных учреждений Абхазской и Аджарской автономных республик);

чиновник – лицо, назначаемое или избираемое на штатную (предусмотренную штатом) должность казенного учреждения;

подсобный служащий – технический работник, принимаемый по трудовому договору на предусмотренную штатом учреждения должность подсобного работника;

внештатный служащий – лицо, принимаемое на службу по назначению или трудовому договору на определенный срок для выполнения непостоянных задач.

Основными принципами публичной службы в Грузии являются:

а) верность государству Грузии и народу Грузии;

б) соблюдение верховенства Конституции Грузии и законов Грузии при реализации служащими должностных прав и выполнение обязанностей;

в) уважение прав, свобод и достоинства человека и гражданина;

г) равная доступность публичной службы для граждан Грузии в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

д) профессионализм и компетентность служащих;

е) гласность;

ж) беспартийность и светский характер публичной службы;

з) стабильность кадров служащих;

и) экономическая, социальная и правовая защита служащих.

Государственным чиновником может быть принят дееспособный гражданин Грузии, обладающий соответствующими знаниями и опытом, достигший 21 года и владеющий государственным языком Грузии (государственным языком в Грузии признается грузинский, в Абхазии – грузинский и абхазский).

На должность чиновника местного самоуправления может быть принят дееспособный гражданин Грузии, достигший 18-летнего возраста, имеющий образование не ниже среднего и владеющий государственным языком Грузии.

Чиновник на службу принимается путем назначения или избрания на должность. Правом назначения лица на должность обладает руководитель соответствующего учреждения или уполномоченный им на то чиновник. Чиновник принимается на вакантную должность на неопределенный срок, кроме случаев, предусмотренных законом о публичной службе (в частности, на определенный срок принимаются на должности помощников, советников, внештатных служащих).

Лицо, желающее быть принятым на публичную службу, лицу, обладающему правом на эту должность, должно представить:

а) письменное заявление;

б) автобиографию;

в) расписку о соответствии установленным законом требованиям;

г) свидетельство об образовании или соответствующей квалификации;

д) документ, удостоверяющий личность;

е) ранее выданную трудовую книжку;

ж) справку из налоговой службы о представлении имущественной декларации;

з) справку о медико-наркологическом обследовании;

и) медицинское заключение о состоянии здоровья;

к) иные документы, предусмотренные законодательством.

Назначение на должность оформляется приказом, распоряжением или постановлением.

Лицо, впервые принимаемое на службу, назначающему его чиновнику представляет присягу. Содержание присяги: «Сознавая огромную ответственность, возлагаемую на меня публичной службой, заявляю, что буду преданно служить Государству Грузии и его народу, соблюдать Конституцию Грузии и законы Грузии, уважать государственные интересы и авторитет, права и свободы граждан, добросовестно исполнять свои обязанности».

Лицо может быть назначено на должность с учетом результатов конкурса. Публичный конкурс на занятие вакантной должности чиновника по предложению лица, обладающего правом назначения на эту должность, объявляет через газету «Сакартвелос Республика» (Грузинская республика) или иной официальный печатный орган начальник бюро государственной службы или руководитель исполнительного органа местного самоуправления. Заседание конкурсно-аттестационной комиссии проводится не ранее чем через три недели после опубликования сообщения о конкурсе.

Конкурсно-аттестационная комиссия оценивает соответствие кандидата требованиям, установленным для занятя вакантной должности, в случае необходимости выслушивает мнение лица, обладающего правом назначения на указанную должность, выдвигает одного из кандидатов или отказывается от выдвижения кандидата. Выдвинутый комиссией кандидат назначается на должность в течение 2 недель после принятия комиссией решения.

Среди прав публичных служащих выделяется право на вознаграждение за труд (заработная плата): служащий вправе со дня приема на службу до дня освобождения от службы получать вознаграждение за труд, а также надбавку за выслугу лет, которая достигает от 10% (до 5 лет стажа публичной службы) до 30% должностного оклада (15 и более лет стажа).

У публичного служащего строго нормировано рабочее время и время отдыха. Служащий работает в режиме 5-дневной рабочей недели, продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю. Установлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью в 30 календарных дней. Служащему, имеющему стаж публичной службы не менее 3 лет, может быть предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск (один день за год стажа), но не более 10 дней. В период действия дисциплинарной ответственности дополнительный отпуск сокращается или не предоставляется вообще.

Предельный возраст пребывания на публичной службе определяется для мужчин 65, для женщин 60 лет. Пенсия публичному служащему выплачивается за счет государственного или местного бюджетов и повышается с учетом выслуги лет (до 50% при стаже свыше 30 лет).

Служащий обязан:

а) исполнять свои обязанности, а также единовременные непосредственные распоряжения личного начальника или руководителя учреждения, задания руководителя учреждения, связанные с предотвращением стихийного бедствия, несчастного случая, спасания имущества от гибели или порчи;

б) передать до ухода в отпуск, а также при освобождении от должности доверенное ему в связи со службой имущество назначенному для этого лицу;

в) соблюдать государственную, коммерческую тайны, не разглашать информацию, связанную с семейной и личной жизнью других лиц, а также иную информацию, которая стала ему известна в связи с исполнением служебных обязанностей.

Служащий не должен быть постоянно действующим руководителем, членом контрольного, наблюдательного и ревизионного органа субъекта предпринимательской деятельности, не имеет права на предпринимательскую деятельность (за исключением собственности на акции и доли в организациях, которые должны быть переданы в доверительное управление государства).

Освобожденный государственный служащий в течение 3 лет со дня освобождения не может поступить на службу в то учреждение или заниматься деятельностью на том предприятии, за которым он в течение последних 3 лет систематически осуществлял надзор в служебном порядке.

Рассмотрим государственную службу в государствах Средней Азии на примере республики Таджикистан, так как регулирование вопросов организации государственной службы, правового статуса государственного служащего и прохождения государственной службы в целом одинаковы в Узбекистане, Таджикистане, Киргизии и Туркмении[14].

Право на равный доступ к государственной службе установлено ст. 27 Конституции Таджикистана 1994 г. Закон о государственной службе Республики Таджикистан принят 13 ноября 1998 г. В соответствии с законом государственная служба республики Таджикистан – профессиональная деятельность лиц, замещающих государственные должности государственной службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Государственная служба осуществляется в: 1) комитетах и аппарате Маджлиси Оли Республики Таджикистан; 2) исполнительном аппарате Президента Республики Таджикистан; 3) аппаратах судов и органов прокуратуры; 4) государственных органах, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Таджикистан; 5) министерствах, государственных комитетах; 6) государственных органах, образуемых Правительством Республики Таджикистан; 7) учрежденных Правительством Республики Таджикистан организациях подведомственных министерствам и государственным комитетам; 8) органах исполнительной государственной власти на местах и их структурных подразделениях, аппарата председателей Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городов и районов;

Для проведения единой государственной политики и функционального управления государственной службой образовано управление государственной службы при Президенте республики Таджикистан. Управление государственной службы:

прогнозирует потребность государственных органов и их аппаратов в кадрах;

разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Таджикистан и Правительства Республики Таджикистан проекты нормативных актов по вопросам государственной службы;

осуществляет методическое руководство проведением конкурсного отбора и аттестации государственных служащих;

организует обучение и профессиональную подготовку государственных служащих;

разрабатывает предложения по реестрам государственных должностей и государственных служащих и внесено в них изменений;

разрабатывает квалификационные требования, предъявляемые к государственным должностям государственной службы, перечень специализаций государственных должностей государственной службы, принимает решения о приватизации образования равноценным и контролирует их соблюдение;

разрабатывает, координирует и контролирует мероприятия по повышению эффективности государственной службы, осуществляемые в государственных органах;

осуществляет другие полномочия, определяемые законодательными и нормативно-правовыми актами Республики Таджикистан.

Непосредственное руководство кадрами государственной службы осуществляется администрацией соответствующего государственного органа через его кадровую службу на основании единого Положения о кадровой службе, утверждаемого Президентом республики Таджикистан.

Государственные должности государственной службы подразделяются на следующие категории:

высшая категория - высшие государственные должности государственной службы в Республике Таджикистан;

первая категория - главные государственные должности государственной службы;

вторая категория - ведущие государственные должности государственной службы;

третья категория - старшие государственные должности государственной службы;

четвертая категория - младшие государственные должности государственной службы.

Отнесение государственных должностей государственной службы к категориям государственных должностей государственной службы, изменение либо их исключение из категорий государственных должностей государственной службы производится Президентом республики Таджикистан. Перечни государственных должностей государственной власти и государственных должностей государственной службы составляют Реестр государственных должностей республики Таджикистан, который утверждается Президентом республики Таджикистан.

К государственным служащим не относятся лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечивающие функционирование государственных органов и их аппаратов.

На государственную службу принимаются граждане республики Таджикистан не моложе 18 лет, имеющие соответствующее образование и отвечающие требованиям настоящего Закона для государственных служащих. При поступлении на государственную службу граждане представляют следующие документы:

личное заявление;

документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку;

документы об образовании;

справку из соответствующих налоговых органов о представлении сведений об имущественном положении;

медицинское заключение о состоянии здоровья;

другие документы, предусмотренные законами республики Таджикистан.

Гражданин поступает на государственную службу на основании трудового договора (контракта), заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом республики Таджикистан. Поступление гражданина на государственную службу оформляется, в установленном порядке, решением соответствующего государственного органа (должностного лица) о назначении гражданина на государственную должность государственной службы.

Законодательством Таджикистана предусмотрено проведение конкурсов на замещение вакантной государственной должности государственной службы. Конкурс может проводиться в форме конкурса документов (на замещение вакантных государственных должностей государственной службы высшей, первой, второй категории) или конкурса-испытания (на замещение вакантных государственных должностей государственной службы третьей, четвертой категорий). Конкурс проводится по решению государственного органа или должностного лица, в компетенцию которого входит назначение на данную государственную должность, государственной службы. Для проведения конкурса образуется конкурсная комиссия.

Конкурс документов организуется конкурсной комиссией, которая оценивает участников конкурса на основании документов об образовании, о прохождении государственной службы и другой трудовой деятельности, а также рекомендаций, результатов тестирования и других документов, представляемых по решению соответствующих государственных органов.

Конкурс испытание проводится конкурсной комиссией. Конкурс-испытание может включить в себя прохождение испытания, стажировки на соответствующей государственной должности государственной службы.

Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения гражданина на соответствующую государственную должность государственной службы либо отказа в таком назначении. Каждому участнику конкурса сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения. Решение конкурсной комиссии может быть обжаловано в суде.

Для гражданина, впервые принятого на государственную должность государственной службы, или для государственного служащего при переводе на государственную должность государственной службы иной категории и иной специализации может устанавливаться испытание на срок до шести месяцев. При неудовлетворительном результате испытания государственный служащий может быть переведен с его согласия на прежнюю или другую государственную должность государственной службы, а при отказе от перевода - уволен. Если срок испытания истек, а государственный служащий продолжает исполнять свои должностные обязанности, он считается выдержавшим испытание, и последующее увольнение допускается только по основаниям предусмотренным законом.

Для государственных служащих создаются условия для обучения, переподготовки и повышения квалификации в соответствующих учебных заведениях, а также путем стажировки. Порядок и условия обучения, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, а также прохождения ими стажировки, определяется Управлением государственной службы при Президенте республики Таджикистан на основе предложений соответствующих государственных органов.

В целях совершенствования деятельности государственной службы, улучшения подготовки, подбора и расстановки кадров, обеспечения их соответствия занимаемой должности, стимулирования роста профессионального уровня, повышения качества и эффективности работы периодически проводится аттестация государственных служащих, за исключением замещающих должности высшей и первой категории.

Государственным служащим республики Таджикистан могут быть присвоены следующие квалификационные чины:

действительный государственный советник Республики Таджикистан – государственным служащим, замещающим государственные должности государственной службы высшей категории;

государственный советник Республики Таджикистан - государственным служащим, замещающим государственные должности государственной службы высшей и первой категории;

государственный советник 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим государственные должности государственной службы первой и второй категорий;

советник государственной службы 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим государственные должности государственной службы второй и третьей категорий;

референт государственной службы 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим государственные должности государственной службы четвертой категории.

Государственному служащему присваивается очередной квалификационный чин: референта государственной службы 1, 2, 3 класса - через 1,5 года; советника государственной службы 1, 2, 3 класса - через 2,0 года; государственного советника 1, 2, 3 класса - через 3,0 года; действительного советника Республики Таджикистан и государственного советника Республики Таджикистан в индивидуальном порядке по представлению Управления государственной службы при Президенте республики Таджикистан на основании мотивированного ходатайства государственного органа, в котором работает государственный служащий. За выполнение особо ответственных заданий, государственному служащему, в пределах соответствующей категории должностей, очередной квалификационный чин может быть присвоен досрочно. Квалификационные чины присваиваются пожизненно. Лишение чина возможно по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом в отставку или на пенсию. Увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случаях: 1) достижения им предельного возраста пребывания на государственной службе; 2) прекращения гражданства Республики Таджикистан; 3) истечения срока полномочий в государственной должности государственной службы и срока трудового договора (контракта); 4) несоблюдения обязанностей и ограничений, предусмотренных настоящим Законом; 5) разглашения сведений, составляющих государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну; 6) возникновения других обстоятельств, предусмотренных настоящим Законом.

Увольнение государственного служащего производится соответствующим государственным органом (должностным лицом), наделенным правом назначения на государственную должность государственной службы. В случае незаконного увольнения государственный служащий имеет право на судебную защиту своих прав.

Предельный возраст пребывания на государственной службе составляет 60 лет. В случае необходимости руководитель государственного органа по согласованию с руководителем Управления государственной службы при Президенте республики Таджикистан может продлить срок пребывания на государственной службе, но не более чем на пять лет. После достижения указанного возраста они могут продолжать работать в государственных органах на условиях срочного трудового договора (контракта).

Государственный служащий обязан: 1) поддерживать конституционный строй, соблюдать и обеспечивать исполнение Конституции Республики Таджикистан, законов и нормативно-правовых актов, а также международно-правовых актов, признанных Республикой Таджикистан; 2) добросовестно выполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законами и нормативно-правовыми актами Республики Таджикистан; 3) исполнять приказы и распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции, за исключением противоречащих закону; 4) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; 5) уважительно относиться к гражданам, руководителям и сотрудникам, соблюдать культуру общения; 6) не допускать действий и поступков, которые могут подорвать интересы государственной службы либо отрицательно повлиять на репутацию государственного служащего; 7) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией; 8) в пределах своих должностных полномочий своевременно и объективно рассматривать обращения юридических и физических лиц, запросы народных депутатов в государственные органы либо к должностным лицам и разрешать их в порядке, установленном законом Республики Таджикистан; 9) сохранять государственную, служебную и иную охраняемую законом Республики Таджикистан тайну, в том числе и после прекращения службы в государственном органе. Гражданин при оформлении на государственную службу, по роду деятельности которой ему необходимо иметь доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, проходит процедуру оформления допуска; 10) сохранять в тайне полученные при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законом; 11) поддерживать уровень квалификации, достаточный для эффективного исполнения своих должностных обязанностей.

Государственный служащий имеет право: 1) требовать от должностного лица, наделенного правом приема и увольнения государственного служащего, письменного закрепления своих служебных обязанностей и создания надлежащих условий для их исполнения; 2) на повышение в должности или увеличение размера заработной платы, надбавок к ней с учетом квалификации и отношения к исполнению служебных обязанностей; 3) знакомиться со своим личным делом и другими документами перед внесением их в личное дело, а также требовать приобщения к нему своих объяснений; 4) посещать в установленном порядке, для исполнения должностных обязанностей предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности; 5) запрашивать и получать, в установленном порядке, от государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций информацию, необходимую для исполнения служебных обязанностей; 6) на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета; 7) на пенсионное обеспечение стажа государственной службы; 8) на проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; 9) на объединение в профессиональные союзы и другие объединения для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией и законами Республики Таджикистан; 10) на внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции; 11) отказаться от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству Республики Таджикистан; 12) на отставку в установленном законом порядке и увольнение по собственному желанию; 13) на охрану труда, здоровья, безопасные и надлежащие для высокопроизводительной работы условия труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: