Историко-этнографическии музей и социокультурные проблемы 32 страница

В Музей Израиля посетители приходят зачастую для того, чтобы

побыть в окружении произведений искусства, а не только для знакомства с ними Поэтому в парке можно присесть на скамью которая

является скульптурным шедевром знаменитого мастера Сам Исам\

Ногучи категорически отверг все просьбы поставить в парке традиционные скамейки для отдыха;

В Музей поднимаются по лестнице, по краям которой растут прекрасные иерусалимские сосны и великолепные оливковые деревья

Пятна оливкового масла от упавших плодов расплываются на бетонных плитах тестницы На площадках, усыпанных гравием стоят бронзовые отливки работ Родена, Бурдена, Маиоля Здесь же и прекрасная

абстрактная скульптурная композиция Генри Мура с ее плавными

контурами, прозеленью на темно-полированной бронзе и гулом когіа

по ней изо всех сил ударишь кулаком Почти всегда по этой скульп

туре ползают дети, но на бронзе не остается ни малейшей царапинки

Чуть более тридцати лет назад хайфский архитектор Альфред Ман^фельд (выходец ич России) взялся за проектирование этого Музея,

но и сегодня Музеи не рассматриваегся как нечто завершенное v него

многое еще впереди Архитектор создал гибкую систему связанных

друг с другом зданий-модулей, к которым можно пристраивать множество других модулей Такие ответвления могут идти от центрального зала по нескольким направлениям

Как и многие другие музеи, основанные в XX веке, Музей Израиля

скорее университет чем сокровищница произведений искусства Ему

чужда специализация ПОЭТОМУ собрание барабанов, щитов и оружия

жителей с островов Папуа может соседствовать с залом импрессионистов,

где висят полотна Ренуара, Утрилло и Пикассо

Коллекции произведений доколумбовой Америки, поразительные

по своему богатству, собрал в наши дни и с царской щедростью

подарил Музею один частный коллекционер Но основу музейной

экспозиции составляют Археологический отдел и Отдел еврейского

искусства в странах диаспоры

Археологический отдел (как и подобные ему в других музеях мира)

начинается с коллекции, найденной в одном из первобытных захоронений Каменные ножи, бронзовые рукояти мечей - чистенькие и

как будто только вчера отполированные для царей Ханаана Перед

посетителями проходят экспонаты, свидетельствующие о жизни и

быте царей израильских, а также царей римского и эллинистического

периодов

Несколько лет назад Археологический отдел приобрел коллекцию

собранную выдающимся политическим и военным деятелем Израиля

Моше Дояном Археология была его великим увлечением его страстью, порой небезопасной Однажды во время археологических раскопок он был даже серьезно ранен сводом свалившегося на него древнего здания Не раз Моше Дояна упрекали в том, что он использует свое

положение и даже армейское оборудование для пополнения собственной коллекции Но известность и обаяние его личности были таковы,

что ему многое прощали Впоследствии наследники продали богатейшую коллекцию Музею по цене во много раз ниже ее рыночной

стоимости Так сокровища Моше Дояна попали туда, где им и предполагалось быть с самого начала

Археологическое хобби позволило ЭТОМУ известному человеку написать интереснейшую книгу «Жить с Библией» Вот, например, всего

лишь небольшой отрывок из нее - о каменной маске с Хевронских

гор «Мне удалось приобрести культовый предмет из этих мест -

поразительную маску. Французский археолог Жан Перо считает, что

ей 9000 лет. Маска сделана из камня, и по краям ее просверлены

дырочки, чтобы привязывать к голове Помимо почтенного возраста.

замечательно в ней выражение физиономии Круглые глаза, маленький нос и торчащие, оскаленные зубы. Лицо человеческое, но выражающее трепет. Если есть на свете сила, отвращающая духов и чертей,

то это, безо всякого сомнения, такая маска

Эта редкостная вещь была найдена случайно Араб-поденщик, который пахал поле на тракторе, задел ее своим плугом. Торговец древностями Ибрагим аль-Маслем из деревни Идна купил маску и перепродал мне».

В основу Отдела еврейского искусства диаспоры легло собрание

Академии художеств и прикладного искусства «Бецалель» В начале

нашего века профессор Борис Шац создал в Иерусалиме Школу искусств и ремесел и сразу же стал налаживать связи с художесгвенным

еврейским наследием - с тем, что было сделано талантливыми еврейскими мастерами в течение многих веков в Германии, Йемене, Марокко и других странах. К этому времени в Европе уже появились

крупные коллекции иудаики.

К бесценным сокровищам Музея относятся свитки Мертвого моря,

для которых был построен специальный подземный зал - «Храм

Книги» А в залах Музея можно увидеть миниатюры рукописных

книг, а также превосходные коллекции ханукальных светильников

(их зажигают во время праздника Хануки), коробочки для благовоний, употреблявшихся при обряде «авдалы» - расставание с субботой, а также подсвечники, вырезки из бумаги, пасхальные блюда,

украшения для свитков Торы. Мотивы рисунков, может быть, не

очень многообразны, но посетителей поражает разнообразие материалов, из которых они сделаны, и стилей, а также понимание самой сути предмета.

Мастеров разделяют не только века, но и страны и даже континенты. Вот, например, коллекция Иосифа Штиглица, история которой

похожа на увлекательный детектив.

Свою коллекцию краковский антиквар Иосиф Штиглиц начал

собирать еще до Второй мировой войны. Себе он оставлял самое

лучшее, а так как он в своем деле был толковым специалистом, то в его

коллекции нет вещей второразрядных.

Когда в 1939 году немцы напали на Польшу, Штиглицу и его

семье пришлось бежать. Бесценное собрание спрятали его друзья -

польский профессор Кульчицкий и сотрудники музея в Вавельском

замке Иосиф Штиглиц и его семья добрались до Львова, занятого

Красной Армией Но переезд во Львов не спас Штиглица от высылки

в Сибирь

В годы войны он был перевезен в Среднюю Азию Время было

тяжелое, и многие люди продавали семейные реликвии, чтобы купить

хлеб. Кто-то их приобретал, кто-то должен был и определить подлинность вещи и ее ценность. Занимаясь экспертизой, Штиглиц познакомился с писателем Алексеем Толстым и кинорежиссером Сергеем

Эйзенштейном.

После войны Иосиф Штиглиц переехал в Израиль и вскоре открыл в Тель-Авиве антикварный магазинчик. В биографии антиквара

есть просто-таки поразительные эпизоды. Однажды в Нью-Йорке

ему сказали, что в одной из местных синагог есть старинные деревянные резные двери для «арон-кадеш» - шкафа, в котором хранятся

свитки Пятикнижия, Штиглиц приехал посмотреть и... узнал двери из

синагоги своего родного Кракова. Ему удалось купить их только при

условии, что он закажет за свой счет новые двери у хорошего мастера.

Разраставшаяся коллекция переполняла не слишком просторную

квартиру антиквара Штиглица. Но она не была домашним музеем.

Родственники и друзья, приходя в гости, пили вино из старинных

кубков, а во время пасхальных трапез читали традиционные рассказы

по рукописи XVI века. На склоне лет знаменитый антиквар решил

расстаться со своими сокровищами, и, конечно, самым лучшим местом для них стал Музей Израиля в Иерусалиме.

В Отделе еврейского искусства диаспоры находятся две старинные

синагоги, которые в разобранном виде были перевезены в Иерусалим

и здесь вновь собраны в специально построенных для них залах Одна

синагога была перевезена из города Хорб, из суровой страны Ашкеназ

Чудом пережившая нацистский погром, она является теперь единственной синагогой с расписными сводами. Орнамент из листьев.

вьющихся по деревянным стенам и потолку, просто прекрасен!

Вторая синагога была привезена из Венецианской области. Она

невелика, ведь само назначение синагоги - дом молитвы для небольшой группы евреев, живущих поблизости. А это делало бессмысленным архитектурную манию величия. В Музее позаботились, чтобы

одна из стен этой синагоги стала настоящей внешней стеной, и потому

за матовыми стеклами ее окон бушует иерусалимское солнце

В Зале современного искусства Израиля в 1979 году была устроена

выставка живописи художника Ефима Ладыженского, уроженца города Одессы. Она вся, или почти вся, была посвящена его родному

городу - Одессе 20-30-х годов Одесские улицы, площади, трамваи

и кафе заполняют его бесчисленные холсты, но только сам художник

знает все о своих персонажах

В 1990 году, к 25-летию Музея, открылось еще одно отделение

современного искусства - 12 первоклассных залов Здесь есть что

посмотреть полотна Пикассо, Матисса, Хоана Миро, акварели Бакста,

ранние работы Василия Кандинского

Приобретать произведения старых мастеров сейчас становится все

труднее Кто, например, продаст полотна Рафаэля, Гойи, Рубенса9 А

меж тем сами израильтяне очень переживают, что их Музей беден

работами старых мастеров Но вот кто-то (пожелавший остаться неизвестным) дарит Музею прекрасный пейзаж Яна Ван-Гойена, кто-то

дал в экспозицию (не оговаривая срока) подлинного Рембрандта И

собрались постепенно пейзажи Ван Гога и Левитана, полотна Коро,

Курбе Писарро, Ренуара, Пикассо, Марка Шагала

Несколько лет назад в Музее Израиля была устроена выставка

«Библия в голландской живописи» Все без исключения картины

были уникальны, но смысл выставке придавали несколько привезенных работ Рембрандта, и среди них - «Моисей со скрижалями завета» (из Берлинского музея) Тут-то и повалила в Музей публика Все

хотели узнать, как читал великую Книгу этот сын лейденского мельника, который знал евреев, как, может быть, они сами себя никогда не знали Многие уходили тогда с выставки с ощущением, что тот, кто

хочет понять этот великий народ, должен читать Библию и смотреть Рембрандта.

Есть в Музее и филиал для детей, который занимает несколько

больших павильонов И, конечно же, здесь есть кружки лепки и

рисования, керамики и эстампа, проводятся выставки Например,

одна из таких выставок была посвящена гигиене и парфюмерии далеких предков На ней выставлялась мраморная ванна из дворца Ирода

Великого, очень глубокая и удобная

А еще здесь показывали духи, составленные даже не по древним

рецептам, а на основе каких-то таинственных намеков в одной из

старинных книг Назвали духи «Ависаг» - по имени красавицы,

которую нашли для состарившегося царя Давида Желающим такие

духи продают в крохотных флакончиках в музейной лавке

ИРАКСКИЙ МУЗЕЙ ДРЕВНОСТЕЙ В БАГДАДЕ

Двуречье - по-арабски Рафидейн - один из древнейших очагов

человеческой цивилизации Много тысячелетий назад на землях, орошаемых Тигром и Евфратом, возникло земледелие, здесь же был

изобретен первоначальный вид письма - клинопись Двуречье дало

и самый первый из дошедших до нас сводов законов - законы царя

Хаммурапи

В исламскую эпоху Двуречье становится политическим центром

огромного арабского государства В 762 году халиф аль-Мансур из

династии Аббасидов заложил на берегах Тигра столицу своего халифата - город Мадинат-ас-Салям На вопрос «Почему именно в этом

месте он основал свою столицу9» - халиф впоследствии отвечал

«Оно прекрасно, как военный лагерь Кроме того, здесь Тигр, который свяжет нас с дальними странами вплоть до Китая Он доставит

нам все, что дают моря, а также продовольствие из Двуречья, Армении

и соседних районов Затем здесь же и Евфрат, который принесет нам

все, что могут предложить Сирия и Ракка и прилегающие к ним

земли» И действительно, на протяжении веков город разросся и стал

центром одного из могущественных государств древнего мира Первоначально город в плане представлял круг опоясанный тремя рядами

стен В центре города находился дворец халифа и его сыновей, а также

главная мечеть и помещение для охранников К четырем городским

воротам подходили дороги, вдоль которых позже разрослись обширные пригороды

Название «Мадинат-ал-Салям» означает «Город мира», но были у

него и другие названия Слово «Багдад», по предположениям некоторых историков, происходит от древней вавилонской деревушки Ьакда-ду, которая когда-то располагалась поблизости

Выгодное географическое положение на перекрестке караванных

путей предопределило будущее города С приходом мусульманства,

объединившего местные народы под сенью одной религии, начала

развиваться торговля, тем более что сам Магомет считал ее делом

святым В возникавших все новых и новых караван-сараях коротали

вечера купцы не только из различных уголков арабского мира, но и из

далеких Африки, Индии, Китая. За пиалой с горячим чаем шла неторопливая беседа о дальних странах, о диковинках невиданных и приключениях самых невероятных Под звездными ночами оживали сказки

великой книги «Тысяча и одна ночь».

Оживают эти сказки и в Иракском музее древностей, хотя он

располагается в одном из самых современных по архитектуре зданий

Багдада - на просторной магистрали 14 июля, названной так в честь

дня национальной революции 1958 года Еще в 1924 году в стране был

издан Закон об охране национальных древностей, и по нему иностранные археологические экспедиции, которые вели раскопки на территории Ирака, должны были отдавать часть находок музею Это

было очень своевременное решение, потому что до принятия Закона

все. что выкапывалось из древней земли Ирака, увозилось в музеи

Парижа, Лондона, Берлина, Нью-Йорка и Филадельфии

В 1932 году Ирак был провозглашен независимым государством, и

Департамент древностей страны рассмотрел вопрос о возведении в

столице здания музея, потому что великолепные памятники древнеиракской культуры и искусства хранились тогда в других помещениях В это время иракские архитекторы имели еще небольшой опыт

строительства таких зданий, и потому они обратились за консультацией к немецкому архитектору Вернеру Маршу С его помощью был

разработан проект нового здания Музея, которое наметили соорудить

в квартале Салхия - западной части Багдада Однако прошло почти

четверть столетия, пока проект этот был осуществлен Иракский музей древностей был открыт для посетителей в декабре 1966 года

Сейчас перед зданием Музея высится копия ворот богини Иштар в

Вавилоне, а у входа стоит огромная каменная статуя ассирийского бога

Набу из Нимруда

Экспозиция Музея разделена по хронологическому принципу, а

памятники и экспонаты - по шести периодам в истории Ирака

Наиболее известными из шумерских городов были Урук, Лагош,

Ур, Эшнунна и некоторые другие. Центральное место в каждом городе

занимал храм, возведенный из кирпича-сырца. Вокруг него располагались хижины жителей, а все поселение ограждалось крепостной

стеной. В городе Уруке было два храма - Белый и Красный, названные археологами по цвету их стен

Красный храм стоял на искусственной платформе, под которую

было подведено каменное основание. Стены храма имели полукруглые выступы, которые сплошь были покрыты мозаиками из глиняных

конусов в форме гвоздя с яркой шляпкой. В Иракском музее выставлено сейчас два фрагмента такой стены общей площадью в несколько

квадратных метров. На одном фрагменте посетители Музея знакомятся с мозаичным узором в виде вставленных друг в друга черных,

белых и красных треугольников; на другом узор состоит из ромбов,

треугольников и зигзагов. Такой орнамент ведет свое происхождение

от пестрого узора плетеных циновок, украшавших глиняные стены

древних сооружений.

Из Урука дошли до нас древние письменные памятники со знаками

в виде рисунков Из числа археологических находок представлены в

Музее и произведения изобразительного искусства, а также изделия

художественного ремесла (например, каменные сосуды с рельефными

изображениями животных)

В Уруке была открыта и базальтовая стела с изображением охоты

на львов. Охотник на ней приземист и коренаст, его широкое лицо с

длинным, слегка горбатым носом обрамлено распущенными волосами

и пышной бородой. Согласно древневосточной традиции, фигура изображена в профиль, а глаз показан в фас.

На мужчине длинное, доходящее до колен одеяние, перепоясанное

в талии. Один и тот же мужчина изображен на стеле дважды' вверху

он мечет копье в прыгнувшего на него льва, внизу - натянул тетиву

лука и нацелил стрелу в морду зверя

В третьем тысячелетии до нашей эры важную роль в Двуречье

стал играть город Ур При его раскопках археологи сделали открытие, не уступающее по своей значимости открытию гробницы Тутанхамона Древний город Ур был открыт английским археологом Леонардом Вулли в 1922 году. Под культурными пластами ученые обнаружили ряды ремесленных мастерских, жилые кварталы горожан,

дома знатных жителей, дворцы правителей. Улицы города вели от

ворот к центру, где находилось Нонна - главное святилище бога

Луны.

В 1950 году в Уре были раскрыты царские гробницы с богатейшими погребальными принадлежностями Изделия из золота, серебра,

электра (сплав золота с серебром), драгоценные и полудрагоценные

камни буквально усыпали подземелья.

Сравнительно небольшие по размерам могилы (из кирпича и

камня) имели внутри от одной до четырех комнат. В могилах, кроме

останков самого владельца, были найдены останки других людей - его слуг, рабов и вооруженных воинов в медных шлемах...

Число человеческих жертв в каждом захоронении колебалось Qfi

З до 74. I

В одной из могил археологи нашли останки женщины, лежащей на

носилках. Она была одета в платье, расшитое золотыми бусами, на

голове ее был венок из золотых цветов и листьев бука. Может быть,

5000 лет назад эта женщина была царицей или верховной жрицей

храма Луны. Вместе с ней похоронены женщины в алых шерстяных

платьях, тоже отделанных золотыми и серебряными бусинами. Рядом|

с ними лежали музыкальные инструменты. Хорошо сохранившуюся)

деревянную арфу с золотой головой быка украшал узор из перламут-|

ровых пластинок, положенных поверх лазуритовой основы инстру-|

мента. Пальцы одной из арфисток так и остались лежать застывшими|

на струнах. |

Всего в этом захоронении было обнаружено свыше шестидесяти)

человек, которые сопровождали женщину в последний путь. Останки)

воинов личной стражи, возниц, слуг располагались вокруг серебряно-)

го стола, на котором стояли блюда, золотые кубки, чаши и кувшины.)

Позы людей совершенно спокойны. В те времена, видимо, близкие)

люди и слуги добровольно сопровождали господ в загробный мир.|

Ученые предполагают, что они уснули вечным сном, вероятно, при-|

няв какое-то снадобье, подмешанное в вино. |

Грешный город Вавилон возвысился в Двуречье в первой поло-|

вине второго тысячелетия до нашей эры. Особенно важную роль он|

играл при царе Хаммурапи. который подчинил своему влиянинд)

много городов и стал правителем огромной территории. Составлен-^

ный им свод законов был высечен на двухметровом базальтовом

столбе, вершина которого украшена изображением бога Шамаша,

передающего царю законы. Сам памятник находится сейчас в Лувре,

а в Багдаде выставлен его гипсовый слепок. Но Иракский музей

древностей обладает большим количеством клинописных табличек,

тексты которых дали ученым много ценных сведений о вавилонской

культуре.

У входа в Ассирийский зал стоят фигуры фантастических животных - существ с телом быка, крыльями птицы и лицом человека Это

шеду - демоны-охранители. Некогда эти огромные статуи стояли у

дверей дворца царя Ашшурнарсирпала в Калахе (современный НимРУД).

Из Нимруда происходит и статуя бога Набу, сделанная из желтого

песчаника. Бог мудрости изображен в виде бородатого мужчины с

высокой тиарой на голове. Как и все ассирийские статуи, она стояла

у стены и не была рассчитана на круговой обход.

Значительная часть рельефов Ассирийского зала происходит из

дворца аккадского царя Саргона 1 в Дур-Шаррукане. Главный вход во

дворец обрамляли две башни, фланкированные статуями крылатых

быков Эти статуи сейчас находятся в Иракском музее. Их прислонили к декоративным щитам, искусно введенным в экспозицию Музея,

что создает иллюзию входа, к которому прислоняются шеду. У них

пять ног, поэтому при рассмотрении с разных точек шеду кажутся то

идущими, то стоящими.

Гордостью Иракского музея является выставленная в специальном

зале коллекция рельефов, вырезанных из слоновой кости и представляющих обшивку для парадной мебели. Часть их была изготовлена

ассирийскими резчиками, другие привезены из Сирии. Палестины и

Финикии. Тематику рельефов составляют мифологические сюжеты,

изображения бытовых сценок, людей, животных, птиц и растений.

Вот олень вытянул шею и повернул голову, прислушиваясь к шороху... Вот корова лижет теленка, а здесь бык пробирается сквозь густые

заросли тростника...

Три зала Музея отведены исламскому периоду в истории Ирака.

который начался в 637 году после завоевания страны арабами. Широко распространенное представление, что Коран категорически запрещает изображение живых существ, несколько преувеличено. В Коране

можно найти запрещение использовать живые существа в качестве

идолов, но не более. В пятой суре Корана «Трапеза» говорится: «..и

вот ты Иса делал из глины подобие птиц с моего дозволения и дул на

них. и становились они птицами с моего дозволения».

В ранний период мусульманства никаких запретов на изображение

живых существ не существовало. В Медине и Дамаске многие богатые

арабы украшали свои дома росписью и скульптурой. В Иракском

музее хранится уникальная монета с изображением халифа аль-Мук

434 100 ВЕЛИКИХ МУЗЕЕВ

тадира верхом на коне Изображения живых существ не допускались

только в росписях и мозаиках мечетей, чтобы не превратить их в

предмет поклонения

Изображать живые существа разрешалось и в рукописях светского

содержания Во многих музеях мира хранятся арабские рукописи с

миниатюрами, на которых часто встречаются отдельные человеческие

фигуры и многофигурные композиции

При Багдадском музее есть библиотека, которая по богатству своих

фондов занимает одно из первых мест в Ираке В основном это

рукописные списки Корана - священной книги мусульман В Рукописном отделе библиотеки хранится более 40 000 манускриптов, некоторые из которых демонстрируются в Музее

ЛИВАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ В БЕЙРУТЕ

Это произошло в апреле 1980 года Когда взломали массивные

двери второго этажа Национального музея в Бейруте, где хранились

древние сокровища, - там ничего не оказалось Драгоценные камни

золотые, серебряные и бронзовые украшения богатейшие коллекции

финикийских, персидских и греческих монет, статуэтки из ценных

металлов, камня и глины, предметы домашнею обихода относящиеся

к третьему тысячелетию до нашей эры Все, что можно было унести

кем-то уже было унесено

Этим «кем-то» был эмир Морис Шехаб, директор Департамента

древностей Ливана Район Бейрута, в котором находится Музеи, считается одним из самых опасных в ливанской столице, разделенной со

времен гражданской войны на западный и восточный секторы конт

ролирующиеся соответственно левыми и правыми силами Бейрут

пережил не одну трагедию, горел под бомбами и снарядами по его

улицам грохотали танки Когда на улицах города шли ожесточенные

бои, никто не интересовался богатейшими коллекциями Музея, нахосованию с властями, все ценные экспонаты, которые только была в

силах вынести. Сам эмир к тому времени уже постоянно жил в

Музее - под артиллерийским обстрелом, без электричества и воды,

часто без продовольствия. На первом этаже Музея находились ценнейшие древние скульптуры, а в подвальном помещении - знаменитые саркофаги царей Библоса, в том числе легендарного царя Ахирама.

Их нельзя было вынести и укрыть в надежном месте, и Морис Шехаб

решил сам охранять их, рискуя жизнью. Ведь на саркофаге царя

Ахирама, найденном при раскопках в богато украшенной гробнице на

холме царских погребений в Библосе, были обнаружены надписи с

ранними формами финикийского алфавита.

Первые большие раскопки в Библосе начали проводить археологи

парижского Лувра еще в 1920-х годах. Тогда было принято, что

иностранные археологи ведут работы за свой счет, а за это получают

часть находок. Так, французы хотели «официально» увезти в Лувр три

финикийские надписи, выбитые на камне, семьдесят древних статуэток, золотую корону и два кольца. А сколько еще было «неофициального»?

Эмир Шехаб решительно возражал против вывоза финикийских

надписей, заявляя, что они уникальны и не могут быть предметом

сделок. На передачу статуэток, короны и колец Ливану пришлось

согласиться. Французы пришли в ярость оттого, что не заполучили

финикийские тексты, и прекратили раскопки. Однако Морису Шехабу удалось уговорить Мориса Дунана (члена французской археологической экспедиции) продолжить раскопки за счет ливанской стороны.

Именно Морис Дунан, этот «великий старец Библоса», более сорока

лет вел археологические поиски и сделал много открытий. Настолько

ценнейших, что они поставили Национальный музей Ливана на один

уровень со знаменитым Египетским музеем в Каире (до того, как

каирцы обогатились сокровищами Тутанхамона).

В Национальном музее Бейрута хранились (и только поэтому сохранились) историко-археологические ценности, найденные при раскопках знаменитых городов Сидон (Сайда) и Сур (Тир). В историю

Сидон вошел как столица древних мореходов, один из старейших

городов прославленной Финикии. Славу и могущество он делил только со столь же знаменитым городом-государством Угаритом.

Один из каменных саркофагов, найденных в захоронениях древних сидонцев, донес до нас изображение одномачтовой круто грудой

ладьи, нос которой украшен гордо вскинутой деревянной головой

лошади. Трапециевидные паруса наполнены ветром, рядом пенятся

волны. Сохранились и изображения таких ладей, идущих на веслах

и под парусами, везущих товары или буксирующих стволы деревьев.

Славился Сидон и производством пурпурной краски, настолько

ценной, что ею окрашивались лишь мантии царственных особ Из

морских моллюсков «мюрекс трункулус» сидонцы добывали крохотные капельки пурпура. До наших дней в городе сохранился холм,

образовавшийся из разбитых раковин. Высота холма - почти

50 метров, а его длина - около 100 метров.

Существует легенда, что верховный бог города Тира Мелкарт както прогуливался на побережье с нимфой Тирус, в которую был страстно влюблен. Его белый пес нашел на песке диковинную раковину,

разгрыз ее-и белая шерсть пса окрасилась необычайно красивыми

пурпурными пятнами. Мелкарт набрал раковин и окрасил кровью

моллюсков одеяния Тирус. Так появился на свет пурпур - «краска

королей». Один грамм пурпура в те времена ценился в 20 граммов

золота.

Большую ценность, по мнению ученых и искусствоведов, представляет храм бога Эшмуна, обнаруженный в северном предместье

Сидона. Эшмун был любимым божеством сидонцев, которые считали

его сыном богов и богом-врачевателем Легенды об Эшмуне очень

напоминают сказания о других богах Трагически погибший и воскрешенный любовью богини Астарты, Эшмун (как божество) олицетворяет собой бессмертие природы - умирание осенью и возрождение

весной.

Неподалеку от руин храма во время раскопок была найдена пластинка с изображением Эшмуна и богини Гигиеи (отсюда слово «гигиена»). Эшмун держит в правой руке посох, обвитый змеей, а Гигиея

поит другую змею из кубка. В храм было принято приносить статуэтки с изображениями тех, кто хочет исцелиться. Таких статуэток


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: