double arrow

Достоинства и недостатки разных способов опроса экспертов

Способы и разновидности опроса Достоинства Недостатки
Индивидуальный способ: Разновидности по техническим приёмам: Интервью Интервью-анкеты Анкетирование Смешанное анкетирование Возможность: выявить все ли большинство неясных вопросов, уточнить недостаточно сформулированные; использовать технические приёмы Высокие затраты времени и критерий трудоёмкости. При первичном опросе эксперт может задавать нечётко сформулированные вопросы, увеличивающие трудозатраты. Возможно снижение объективности
Групповой способ   Сокращение затрат времени экспертов и рабочей группы, снижение критерия трудоёмкости Невозможность использования технических приёмов.

Метод Дельфы (в некоторых источниках — Дельфи) - метод опроса экспертов, основанный на последовательно осуществляемых процедурах, которые направлены на формирование группового мнения по процедурам с недостаточной информацией. Этот метод заключается в том, что сбор мнений экспертов о возможных объ­емах сбыта определенного товара осуществляется путем письмен­ного анкетного опроса в несколько туров. При этом каждый экс­перт свой прогноз дает независимо от других. Количество туров (до четырех) зависит от того, насколько быстро удается добиться сближения оценок экспертов в группе.

Проведение опроса в несколько туров с информированием экспертов о результатах предыдущих этапов работы, после которых каждый эксперт должен обосновать свое мнение, позволяет уменьшить колебания в индивидуальных и групповых ответах. Это дает неоспоримые преимущества по сравнению с обычным усреднением индивидуальных оценок.

Достоинством метода является повышение критерия объективности за счет анонимности ответов экспертов, благодаря чему мнение эксперта не искажается вследствие внушения или приспособления к мнениям других экспертов. Выявление преобладающих мнений позволяет сблизить точки зрения разных экспертов, сформировать групповое, но не единое, мнение.

Недостатки метода, проявившиеся на начальном этапе его применения, -нестабильность состава экспертных групп, значительные разрывы во времени между турами, недоучет разной компетентности экспертов, необоснованность выбранного метода усреднения экспертных оценок - были частично устранены путем разработки модификаций этого метода (метод СИИР, Дельфы - Перт и др.). При использовании этого метода для целей экспертной оценки качества потребительских товаров проявляются следующие его недостатки: сложность опроса экспертов и заполнения анкет, трудоемкость оценки в связи с большим количеством показателей качества (иногда до 20-40) и заполнением нескольких анкет (3-10), громоздкость пояснительных записок из-за отсутствия прямого контакта организатора с экспертами.

Метод ПАТТЕРН - метод опроса экспертов, основанный на построении иерархической структуры и вынесении решения этих целей после открытого обсуждения.

Метод ПАТТЕРН предусматривает несколько этапов.

1 этап - постановка основной проблемы, требующей решения, и разделение
ее на ряд вторичных проблем первого, второго и т.д. порядка, которые затем
делятся на более узкие задачи. Деление продолжается до тех пор, пока не будут
получены простые элементы, которые могут быть оценены экспертами.

В результате такого деления получается иерархическая структура связанных друг с другом основных, вторичных проблем и задач, называемая деревом целей.

2 этап — определение с помощью экспертов коэффициентов весомости (или значимости) каждой задачи относительно основной цели, при этом эксперты выносят решения после открытого обсуждения в экспертной группе.

3 этап - применение ЭВМ для обработки полученных данных и их анализа. Достоинством метода ПАТТЕРН по сравнению с методом Дельфы является упрощение процедуры экспертного опроса. Однако наряду с достоинствами метод имеет и ряд недостатков: отсутствие обоснований оптимального числа членов экспертной группы, а также методики отбора в экспертную группу компетентных специалистов; обработка результатов опроса без учета различий в качестве отдельных экспертов; отсутствие барьеров для проявления конформизма экспертов.

Математико-статистические методы обработки экспертных оценок:

ـ ранжирование;

ـ метод непосредственной оценки;

ـ метод последовательных предпочтений;

ـ метод парных сравнений.

Методы экспертной оценки показателей качества товаров – определение действительных значений единичных и комплексных показателей качества.

Предназначены для определения значений показателей качества расчетным или эвристическим путем в случаях, когда применение измерительных методов невозможно или неэкономично из-за чрезмерных расходов на их применение илидлительного времени испытаний. Например, при определении вкуса и запаха пищевых продуктов используются только органолептические методы. Измерительные методы не дают точной и надежной оценки, несмотря на повышенные затраты.

Экспертная процедура определения допустимых значений показателей качества состоит из ряда операций:

-выдачи экспертам анкет и пояснительных записок, в которых перечислены
показатели качества и описаны принципы выбора допустимых значений
показателей;

-заполнения экспертами анкет и указания конкретных моделей продукции, значения которых они считают предельно допустимыми;

-ознакомление каждого эксперта с оценками, назначенным другими экспертами, и их обсуждение;

-проведение второго (иногда третьего и четвертого) тура анкетирования;

-усреднение результатов оценки. При значительном разбросе мнений проводится дополнительный тур голосования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: