Введение. В результате проведенных исследований эксперт-бухгалтер составляет письменное заключение, служащее источником доказательств. Под заключением эксперта как в

Содержание.

ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТА-БУХГАЛТЕРА

Лекция 6

В результате проведенных исследований эксперт-бухгалтер составляет письменное заключение, служащее источником доказательств. Под заключением эксперта как в уголовном, так и в гражданском процессе понимается письменный мотивированный ответ эксперта на поставленные вопросы, к которому он пришел на основе своих специальных знаний в результате всестороннего, полного и объективного исследования представленных материалов.

Заключение эксперта-бухгалтера, как любой процессуальный документ, должен отвечать общим требованиям: законность, обоснованность, убедительность, логичность, краткость, ясность и последовательность изложения материала, грамотность (рис.1).

Законность – в тех случаях, когда в законе указаны реквизиты процессуального документа, их включение в составляемый документ обязательно. Соответствие процессуального документа закону предполагает также необходимые ссылки на правовые нормы, предусматривающие составление данного документа.

Обоснованность – заключение эксперта-бухгалтера должно основываться на фактах, установленных в ходе производства судебно-бухгалтерской экспертизы; важно, чтобы эти факты соответствовали материалам дела. Обоснованность заключения эксперта-бухгалтера неотделима от его законности.

Убедительность заключения эксперта-бухгалтера – это следствие его обоснованности и законности. Означает соответствие сформулированного в нем решения тому, что имело место в действительности.

Логичность, краткость, ясность и последовательность изложения материала означает, что заключение эксперта-бухгалтера в целом и отдельные его части должны быть изложены в стройной логической последовательности.

Грамотность заключения эксперта-бухгалтера предполагает, что оно должно быть написано грамотно не только в общепринятом смысле, с соблюдением правил грамматики и синтаксиса, но и экономически и юридически грамотным, соответствующим современному уровню экономических и правовых знаний.

В соответствии с законодательством заключение эксперта-бухгалтера должно состоять из трех частей: вводной, исследовательской и заключительной (выводов).

Во вводной части заключения содержится информация об организационной стадии процесса судебно-бухгалтерской экспертизы. В этой части заключения эксперт-бухгалтер излагает обстоятельства дела в соответствии с постановлением следователя или определением суда о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы. Во вводной части заключения указывается, кем была проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности, период и время ее проведения, состав ревизионной комиссии и фамилии ее членов, по приказу какой организации проводилась ревизия, ее результаты.

Вопросы экспертом приводятся в той формулировке, в какой они даны в постановлении (определении) о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы. Изменение формулировок не допускается. При необходимости их уточнения эксперт должен изложить вопрос следователя (суда), а затем указать, как он понимает задание в соответствии со своей компетенцией. Если эксперт считает некоторые из вопросов выходящими (полностью или частично) за пределы его специальных познаний, он отмечает это в заключении. Эксперт вправе также сгруппировать вопросы, изложить их в той последовательности, которая обеспечивает наиболее целесообразный порядок исследования. Если вопрос ставится по инициативе эксперта, он излагает его также во вводной части.

Исследовательская часть заключения излагается в следующем порядке: процесс экспертного исследования, его результаты, научное объяснение установленных фактов.

В исследовательской части заключения описываются процесс исследования и его результаты, а также дается научное объяснение установленным фактам.

Процесс исследования излагается по каждому вопросу отдельно.

Если дело состоит из нескольких эпизодов, а на разрешение эксперта поставлен один вопрос, факты, обстоятельства и их анализ описываются по эпизодам.

При составлении данного раздела заключения должны соблюдаться требования объективности изложения, краткости и ясности формулировок, логической и хронологической последовательности в изложении материала. Все приведенные факты должны быть документально обоснованы со ссылкой на листы дела, номера и даты документов. При установлении нарушений закона, инструкции, положения и т.п. делается ссылка на эти документы, при этом указываются наименование, кем и когда они утверждены, какие пункты нарушены.

Исследовательская часть заключения должна быть изложена понятно для лиц, не обладающих бухгалтерскими познаниями, поэтому специальные термины должны быть разъяснены.

В последней части заключения излагаются выводы эксперта-бухгалтера, в которой в лаконичной форме повторяются приведенные в предыдущем разделе ответы на поставленные вопросы.

Выводы эксперта-бухгалтера должны быть четкими, краткими, не допускающими различных толкований, ясными, расположенными в той же последовательности, что и в предыдущем разделе. Они должны логически вытекать из анализа исследованных материалов.

Гражданский процессуальный и уголовно-процессуальный законы предоставляют эксперту-бухгалтеру право указать в заключении на те имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы. Однако, проявляя такую инициативу, эксперт должен соблюдать требования процессуального закона и использовать в этих целях лишь такие материалы, которые ему предоставлены в установленном порядке.

В заключении эксперта-бухгалтера не должно быть юридических терминов, таких, как «хищение», «присвоение», «растрата», «виновность». Следует применять экономическую терминологию: «недостача», «излишки», «материальный ущерб», поскольку квалифицировать деяния могут только судебно-следственные органы.

Заключение подписывается экспертом-бухгалтером с указанием даты составления, фамилии, имени и отчества эксперта, его адреса и телефона. В случае проведения комиссионной экспертизы заключение подписывается всеми ее участниками. Если эксперты не пришли к общему выводу, каждый эксперт дает свое заключение отдельно.


Содержание.....................................................................4ВВЕДЕНИЕ.......................................................................5Глава 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ(ОВОС)...................................................................................................................................................................... 11Тема № 1. ПРАВОВАЯ И НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ИОВОС ВРОССИИ.................................................................................................................................................................................................................................11Тема № 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОВОС................16Тема № 3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ (ПРОЦЕДУРА) ЭКОЛОГИЧЕСКОЙЭКСПЕРТИЗЫ И ОВОС....... 26Тема № 4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ИОВОС..................................................................................................................................................................................................................... 36Глава 2. ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НАОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.. 47 (ОВОС).................................................................47Тема № 5. ОВОС КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТНЫХ МАТЕРИАЛОВ.......................47Тема № 6. СТРУКТУРА ОВОС И МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛА.......................48Тема № 7. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АТМОСФЕРУ.....................................49Тема № 8. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОВЕРХНОСТНЫЕ ВОДЫ............................54Тема № 9. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИТОСФЕРУ.....................................58Тема № 10. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОЧВЕННЫЙ ПОКРОВ.............................65Тема № 11. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАСТИТЕЛЬНЫЙ ПОКРОВ..........................69Тема № 12. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЖИВОТНЫЙ МИР.................................75Тема № 13. ОЦЕНКА И ПРОГНОЗ АНТРОПОЭКОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ.....................77ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................81РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА......................................................82 Предметом изучения курса "Экологическая экспертиза и ОВОС" является один из информационых методов управления природопользованием и охранойокружающей среды ("экологического менеджмента"), принадлежащий сфереобщественных отношений экологического характера, являющийся одновременноспособом изучения и прогноза изменений состояния окружающей среды и здоровьянаселения. Данная прикладная область экологической науки и соответствующей социально-экологической практики получила у нас в последние десятилетия обобщенноеназвание "Экологическая экспертиза", именно таким образом закрепленное вроссийском законодательстве. Относительная молодость этого направления иотсутствие устоявшейся в России терминологии, имеющей к тому же расхождения сзарубежной, требует прежде всего ясности в определении основных понятийизучаемой области и используемых в учебном курсе: экологическая экспертиза(ЭЭ), оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), экологическоеобоснование (ЭО), экологический аудит (ЭА), экологическое сопровождениехозяйственной деятельности (ЭСХД), экологическое регламентирование (ЭР) идр. Понятие экологической экспертизы. Закон Российской Федерации “Обэкологической экспертизе” определяет экологическую экспертизу (ЭЭ) как “ установление соответствия намечаемой хозяйственной и инойдеятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализацииобъекта экологической экспертизы”. При этом в действующем российскомзаконодательстве существует определение понятия “государственная экологическаяэкспертиза” (ГЭЭ), содержащееся в ст. 35 и 36 Закона “Об охране окружающейприродной среды”: " государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, которая проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельностиэкологической безопасности общества, предшествующей принятию хозяйственногорешения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие наокружающую природную среду". Комментарий к данному закону определяет экологическую экспертизу как “ организационно- правовую формупредупредительного контроля и... самостоятельный вид управленческойдеятельности”, а эколого-правовой словарь, прилагаемый к Комментарию,добавляет к определению "... предварительную проверку соответствияхозяйственных проектов, предпроектной документации, программ, изделий,материалов, сырья, продукции, стандартов и иных веществ... решений требованиямэкологической безопасности и охраны окружающей среды (ОС)". Понятие оценки воздействия на окружающую среду. Пока единственныйдействующий российский нормативный документ, регламентирующий ОВОС ‑Положение "Об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации"

(утв. приказом Минприроды России от 18.07.94 г. № 222)

, определил оценкувоздействия на окружающую среду как "процедуру учета экологическихтребований законодательства РФ при подготовке и принятии решений осоциально-экономическом развитии общества... с целью выявления и принятиянобходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых дляобщества экологических и связанных с ними социальных, экономических и другихпоследствий реализации хозяйственной или иной деятельности". На первый взгляд похожие друг на друга понятия имеют и некоторые смысловыеразличия.1. ОВОС ‑ это " процедура учета" экологических требований (или обоснование ‑ информационная мера) при подготовке оптимального решения(в ходе проектирования), то ЭЭ ‑ " установление соответствия" этимтребовниям уже готового проекта... и " определение допустимости" принятиярешения о его реализации (т.е. разрешение ‑ административнаямера).2. ОВОС по своей сути является процессом исследования воздействияпроектируемой деятельности и прогноза его последствий для окружающейсреды и здоровья человека, в то время как экологическая экспертиза (преждевсего, государственная ЭЭ) является процессом предварительной контрольнойпроверки принимаемых хозяйственных решений на соответствие требованиямэкологического зконодательства.3. Целью ОВОС является "выявление и принятие" (т.е. разработка) необходимых природоохраных мер, в то время как цель ЭЭ ‑ " предупреждение" (т.е. запрет) неблагоприятных воздействий, несмотря на принятые (или нет) в результате ОВОС профилактические меры. Понятие экологического обоснования. Не имющее поканормативно-правового закрепления, понятие " экологическое обоснование " (ЭО) определяется специалистами Госкомэкологии (Минприроды) РФ как совокупность доводов (доказательств) и научных прогнозов, поволяющих оценитьэкологическую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности дляэкосистем и человека (вариант: " доказать допустимость вероятноговоздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду"). Оченьпохожее на ОВОС, экологическое обоснование в ещё большей степени, чемэкологическая оценка, нацелено на проектную деятельность, фактически являющеесяего составной частью (часто даже предшествуюет ей).Рассматривая организационный ряд ("жизненный цикл проекта"): обоснование‑ проектирование ‑ экспертизарешение ореализации, можно довольно точно указать место каждого из вышеопределяемых мероприятий. Так, экологическое обоснование ‑ предваряетпроектирование, являясь его начальной стадией; ОВОС (экологическая оценка)‑ или входит как составная часть в проект, или проводится параллельнопроектированию, подготавливая материалы для экспертизы; экологическаяэкспертиза, в свою очередь, завершает проектную стадию, подготавливая решение овозможности (или невозможности) реализации проекта. Существует и ещё одномероприятие, выходящее за рамки проектной стадии жизененного циклахозяйственной деятельности, относящееся уже к его реализации, т.е. действующемуобъекту. Речь идет об экологическом аудировании. Понятие экологического аудирования (аудита). Стремительновторгающееся в российскую практику, новое для нас экспертное мероприятие,выходит за рамки не только проектной стадии, но и меры чисто экологическойнаправленности. Также не имея нормативно-правового закрепления в российскомэкологическом законодательстве, " экологическое аудирование " (ЭА)по-разному определяется отечественными специалистами, в частности:как объективный независимый анализ, оценка разработка соответствующихрекомендаций и предложений по фактическим результатам любойэкологически значимой деятельности;как предпринимательская деятельность..., заключающаяся в сборе и оценкеинформации об эколого-экономическом положении аудируемого предпрития.... Устоявшегося определения ЭА не существует и за рубежом. Используется целыйряд терминов, обозначающих сходные с экологическим аудитом процедуры: оценкаэксплуатации, обзорная оценка, экологическая ревизия, проверка соответствяэктологическим требованиям и т.д. (audit, review, survey, surveillance,assessement). Наиболее часто приводят два определения ЭА: инструмент управления, охватывающий систематическую, документированную,периодическую и объективную оценку того, насколько соответствуеторганизационная система... и функционирование оборудования экологическим целям,что предполагает усиление контроля..., а также оценку соответствия деятельностипроизводства экологической политике компании, включая и соответствиенормативным требованиям...; систематическая, документированная, периодическая и объективная оценкарегулируемых субъ-ектами эксплуатации объектов и деятельности в соответствии сэкологическми требованиями. По своей сути ЭА является ни чем иным, как эколого-экономической экспертизойпослепроектной стадии жизненного цикла действующего объекта (хозяйственнойдеятельности). В дальнейшем ему будет посвящена специальная лекция, котораявойдет в один из тематических выпусков-приложений к данному учебному пособию.В самое последнее время в России появился ещё один термин, в рамках которогоделается попытка объединить все выше перечисленные эколого-экспертныемероприятия, учитывающие экологический фактор на всех этапах хозяйственнойдеятельности. Это предложено называть " экологическим сопровождениемхозяйственной деятельности " (ЭСХД). По другому, на наш взгляд, болееточным будет не "экологическое сопровождение". а " экологическоерегламентирование хозяйственной деятельности " (ЭРХД).Из всего многообразия представленных понятий в рамках данного учебногопособия обсуждаются первые два ‑ ЭЭ и ОВОС, так как именно ониюридически закреплены в российских нормативно-правовых документах. Именно этидва ключевых понятия, вынесенные в название курса, всё ещё частовоспринимаются как синонимы, т.к. отражают процедуру получения и совокупностьколичественных (а часто и только качественных) оценок, основанных на одних итех же научно-методических подходах, использующих достижения одних и тех жефундаментальных и прикладных наук. Однако практика и соответствующеезаконотворчество в области экологического сопровождения или регламентированияхозяйственной деятельности (ЭСХД или ЭРХД) постепенно "разводят" эти терминыпо различным этапам ЭСХД и заставляют задумываться над их иерархическойсоподчиненностью в системе эколого-ориентированных информационно-управленческих социальных отношений.Обычно в процессе ЭСХД выделяют два (иногда 3-4) основных этапа:‑ комплексная оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), разрабатываемая, как правило, в рамках проекта (иногда ‑ как отдельныйпараллельный этап, обычно, при отсутствии в проекте глубокого и всестороннего экологического обоснования предлагаемых решений), состоящая из совокупностипокомпонентных оценок (частных ‑ по видам объектов воздействия наатмосферу, воды, почвы, биоту, человека и т.д.), сводимых к итоговой обобщеннойоценке;‑ экологическая экспертиза (ЭЭ), также комплексная, обычнопонимаемая как контрольная процедура, нацеленная на проверку и возможнуюдополнительную оценку изложенной в ОВОС или другом виде экологическогообоснования достаточности аргументации экологической безопасности(экологическую обоснованность) проекта, а также иного вида предполагаемой илиуже осуществляемой деятельности. Экологическая экспертиза бывает двух видов: государственная (ГЭЭ) и общественная (ОЭЭ). Иногда ещё одним видом коммерческой экологической экспертизы (КЭЭ) действующих объектов илитерриторий считают их экологический аудит (ЭА), осуществляемый в Россиипока в рамках экологического контроля (всё чаще ‑ монторинга), ине имеющий достаточной нормативно-правовой определенности (см. далее).На первом этапе ‑ ОВОС, несущей в себе прежде всего элементыисследования, выбора альтернатив предлагаемого решения и его экологическогообоснования, а также научного прогноза предлагаемой деятельности,осуществляется работа, во многом довольно похожая на западные процедуры саналогичным названием. Традиционно она относится к начальному этапу ЭСХД, хотяеё методология в дальнейшем используется и при более поздних проектных ипослепроектных стадиях экологической экспертизы, аудита и экологическогоконтроля.На втором этапе ‑ экологической экспертизе необходимо остановитьсяболее подробно. Традиционно для СССР и России она понималась только какконтрольная проверка обоснованности намерений и предлагаемых решений, т.е.предпроектных и проектных стадий развития народного хозяйства. При этомпослепроектная стадия проверок действующих хозяйственных объектов обычно неотносится к экологической экспертизе и рассматривается уже как экологическийконтроль, которому предписывается не только чисто "мониторинговые" (сборинформации) или управленческие (принятие санкций на основе полученнойинформации) функции, но и экспертные (анализ собранной информации иподготовка управленческого решения). Поэтому органам экологического контроля(инспекциям, надзорным подразделениям и т.д.), реже ‑ службам мониторингаОС приходится кроме своих прямых функций выполнять и несколько несвойственные‑ экспертные. В результате возникло множество всяких "экспертиз", необеспеченных ни требуемой информацией, ни кадрами соответствующей квалификации.Это не могло не сказаться отрицательно на качестве принимаемых управленческихрешений по перестройке хозяйства, их экологической обоснованности.В западной, более успешно реализуемой управленческой природоохранной практике,эта стадия послепроектного экологического анализа (экологический аудит) специализирована не на контрольные, а на аналитическиеслужбы и отнесена ко второму этапу ЭСХД ‑ ко все той же экологическойэкспертизе (в нашей терминологии), хотя и называется оценкой воздействия наокружающую среду. Путаница в России возникла т.к. соответствующий термин‑ "environmental impact assessment" (иногда с добавкой‑ "...decision analisis"), слишком дословно переведенный санглийского, был воспринят нашими специалистами как понятная им ОВОС,касающаяся только проектной стадии. Эта терминологическая путаница была вдальнейшем перенесена и в нормативно-правовые документы. В результате процедурыОВОС и экологической экспертизы закрепились в соответствующей документации какдве последовательные стадии предпроектного и проектного анализа, фактически незатрагивающие стадию анализа послепроектного.На самом деле это, практически одно и то же, т.к. опирается на общуюнормативно-правовую документацию и отличается лишь в организационно-процедурномотношении. Каждый из этих терминов может рассматриваться как обобщающий ивключающий в себя второй из них. Учитывая конкретную законодательнуюзакрепленность термина "экологическая экспертиза" и наше тяготение ксобственной терминологии, целесообразно в качестве общего (широкого) и болеевысокого по смысловой иерархии термина считать экологическую экспертизу.Соответственно, в ней могут выделяться свои виды и стадии: в качестве предварительной экспертизы, выполняемой на коммерческой основе, можетрассматриваться ОВОС; в качестве параллельной государственнойэкспертизе или ОВОС может выступать общественная ЭЭ; завершающей проектныйцикл является государственная ЭЭ ‑ как контрольная проверка стадиинамерений. При этом послепроектная стадия (экологический аудит,экологическая ревизия и т.д.) также оказывается экспертизой, но ужесуществующего и действующего хозяйственного объекта.В связи с этим понятно, что для успешной работы в области экологическойэкспертизы и ОВОС специалисты, экологи-эксперты должны свободноориентироваться во всех проблемах и аспектах, функциях, процедурах и методах,объектах и субъектах конкретной хозяйственной деятельности и экологическихпоследствиях ее воздействий на элементы окружающей среды и здоровье человека,а также владеть знаниями материалов законодательно-правовой и нормативнойбазы, на которой основаны организационно-процедурные принципы и правилаэкологической экспертизы и ОВОС.Таким образом, данная разработка раскрывает ранее изданные программные иучебно-методические материалы, сохраняя характер не только учебного, но исправочного издания, которые могут быть использованы на очном и заочномотделениях экологического факультета при изучении курса с аналогичнымназванием (читается 2-3 раза в год, начиная с 1994 года), а также в работеФПК и аспирантуры МНЭПУ. Она несколько дифференцирует очное и заочноеизучение предлагаемого спецкурса и делает возможным его преподавание вкачестве общефакультетского курса для студентов всех кафедр экологическогофакультета, а также (частично и с некоторой адаптацией содержания) намежфакультетских направлениях специализаций других факультетов (экономикаприродопользования, экологический менеджмент, экологическое право и др.)МНЭПУ и других ВУЗов экологической направленности.Курс в целом также может быть использован в структуре профессиональнойпереподготовки и повышения квалификации кадров государственных служащих,прежде всего ‑ системы Госкомэкологии России и других природоохранныхведомств.Авторы надеются, что данное учебное пособие принесет свою пользу и явится ихпосильным вкладом в дело развития экологического образования в России,подготовки экологов-экспертов. Глава 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС) Тема № 1. ПРАВОВАЯ ИНОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОВОС В РОССИИ Правовое регулирование эколого-экспертной деятельности как одного из видовэкологического менеджмента ‑ управления охраной окружающей среды ирациональным природопользованием является одной из основ знаний студента(слушателя), опирающихся на соответствующие законы и подзаконные акты органоввласти и управления Российской Федерации. При этом нормативно-методическоерегулирование, в свою очередь, опирается на соответствующие нормативные(стандарты, нормы, правила и т.д.) и методические (пособия, инструкции,рекомендации, методики и др.) документы и материалы, разрабатываемыеспециализированными ведомствами и научными учреждениями. Изучение ипоследующий комментарий существующей системы нормативно-правовых российских идействующих в России международных документов в области экологическойэкспертизы и ОВОС составляют первоначальный этап подготовки эколога-эксперта. Структура российского законодательства в области экологической экспертизы. В настоящее время систему российского законодательства в области экологическойэкспертизы и ОВОС составляют: статьи 41 (п.3) и 42 Конституции РФ, целевойфедеральный закон "Об экологической экспертизе" и ряд статей (ст. 35-39)базового закона РФ "Об охране окружающей природной среды", являющегосяфактически "Основами российского экологического законодательства". Помимофедеральных законов действуюет ряд конкретизирующих их постановленийПравительства, а также несколько дополняющих указов Президента РФ. На основеКонституции и указанных законов федерального уровня представительными иисполнительными органами власти и управления субъектов федерации, а такжеорганами местного самоуправления постепенно разрабатываются проекты ипринимаются на своем уровне соответствующие законы (например, в республикеКарелия или в Татарстане), другие правовые акты и административныенормативно-правовые документы соответствующего уровня. Однако данный процесснаходится пока в самом начале своего развития.Оба выше указанных закона регулируют в основном государственную ЭЭ, в меньшейстепени ‑ общественную ЭЭ и практически не касаются ОВОС. Закон "Об охране окружающей природной среды" содержит специальныйраздел (разд. V), посвященный в основном государственной ЭЭ, её цели ипринципам (ст.35), в т.ч. принципу обязательности (ст.36), объектам (ст.37) иответственности за невыполнение требований ГЭЭ (ст.38). Специальная статьязакона посвящена общественной ЭЭ (ст.39), которая практически нерегламентируется им, хотя и ставится в зависимость от государственнойэкспертизы. Помимо указанных статей закона, напрямую посвященных ЭЭ, в немприсутствует ещё несколько, косвенно относящихся к данной области. Это статьираздела IV о нормировании качества окружающей среды (ст. 25-34), а также статьиразделов VI и VII (ст. 40-57), посвященные экологическим требованиям,учитываемым в ходе ЭЭ. Федеральный закон "Об экологической экспертизе" развивает нормыпредыдущего, более подробно регулирует отношения в области ЭЭ и уже целикомпосвящен этому вопросу. В законе впервые дается определение экологическойэкспертизы вообще, а не только государственной (ст.1), более подробнораскрываются принципы (ст.3) и указываются виды ЭЭ (ст.4). Глава II закрепляетполномочия органов государственной власти и местного самоуправления, в т.ч.Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ (ст.5), вопросы ведениясубъектов РФ (ст.6) и полномочия органов местного самоуправления в области ЭЭ(ст.9). Кроме того, данная глава, впервые упоминает понятие "специальноуполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы"распределяет их полномочия, права и обязанности между федеральным (ст.7) итерриториальным (ст.8) уровнями.Глава III закона полностью посвящена государственной экологическойэкспертизе, конкретизирует объекты ГЭЭ федерального уровня (ст.11) и уровнясубъектов федерации (ст.12), дает юридическое определение понятия "специальноуполномоченные государственные органы в области экологическойэкспертизы"(ст.13), закрепляет самый общий порядок проведения ГЭЭ (ст.14),определяет статус и обязанности экспертной комиссии (ст.15), её эксперта(ст.16) и председателя (ст.17), а также юридическую силу заключенийэкспертной комиссии и государственной экологической экспертизы (ст.18). Болееподробно, хотя не с должной степенью глубины, глава IV данного законарегламентирует общественную ЭЭ (ст.20), её объекты (ст.21), порядок (ст.22) иусловия (ст.23) проведения, правила регистрации ОЭЭ (ст.24), статусзаключения (ст.25) и права граждан, а также общественных организаций в этойобласти (ст.19). В специальной главе (гл.V) закреплены права (ст.26) иобязанности (ст.27) заказчиков документации, подлежащей ЭЭ. В общих чертахглавой VI определен порядок финансирования ГЭЭ (ст.28) и ОЭЭ (ст.29).Важнейшую роль в механизме реализации данного закона играет глава VII,закрепившая соответствующие виды нарушений (ст.30) и виды ответственности занарушения законодательства РФ об экологической экспертизе: уголовную (ст.31),административную (ст.32), материальную (ст.33) и гражданско-правовую (ст.34).В общем виде описывается порядок разрешения споров в области ЭЭ (ст.35).Закрепляется принцип верховности международного законодательства в области ЭЭнад российским национальным (ст.36), а также содержатся нормы (ст.38) оприведении в соответствии с данным законом всех правовых актов Президента,Правительства, ведомств и субъектов федерации, а также органов местногосамоуправления по вопросам ЭЭ и реализации объектов, подлежащих ей.Выше указанные фадеральные законы формируют "Основы законодательства в областиЭЭ", но практически, не являясь законами прямого действия, они требуют наличияконкретизирующих и дополняющих их подзаконных правовых актов Правительства РФ,ведомств, субъектов федерации и органов местного самоуправления. К даннойнормативно-правовой документации в области ЭЭ и ОВОС (имеющей общефедеральнуююридическую силу) относятся следующие подзаконные нормативно-правовыеакты, в числе действующих среди которых, отмечаются: постановления Правительства РФ "Об утвержденииПоложения о порядке проведения ГЭЭ", "Об утверждении норм оплаты труда членовэкспертных советов (комиссий) и внешних экспертов", "Об оплате труда внештатныхэкспертов ГЭЭ", "О государственной экспертизе градостро-ительной ипроектно-сметной документации и утверждении проектов строительства", "Обутвер-ждении Положения о государственной экологической экспертизе" (п.п.14 и15), "Об утверждении Временного положения о финансировании и кредитованиикапитального строительства на территории РФ", "Об утверждении Положения опорядке подготовки, рассмотрения и проведения государ-ственной экспертизытехнико-экономических и коммерческих предложений и обоснованийцелесо-образности, эффективности и возможности участия российских организаций встроительстве объектов за границей на основе межправительственных соглашений обэкономическом и техническом сотрудничестве", "Об органах, осуществляющихгосударственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической,экономической и экологической информации о представляемых в пользованиеучастках недр", “О порядке разработки, согласования, государственнойэкологической экспертизы, утверждения и реализации схем комплексногоиспользования и охраны водных ресурсов” и др.;в числе указов Президента РФ не отмечается напрямую регулирующихобласть ЭЭ и ОВОС, одноко все же заслуживают внимание два указа ‑ "Огосударственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечениюустойчивого развития" и "О концепции перехода РФ к устойчивому развитию".Первый документ в числе основных стратегических направлений деятельности пообеспечению экологически безопасного устойчивого развития приоритетным называет" экологическиобоснованное размещение производительных сил" (чтоподразумевает проведение ОВОС и экологической экспертизы). В Концепции такжесодержатся косвенные указания на необходимость развития ЭЭ и ОВОС: " оценка хозяйственной емкости экосистем и определение допустимого на нихантропогенного воздействия " относится к основным направлениям переходаРоссии к устойчивому развитию; государственное управдение процессом переходастраны к устойчивому развитию предполагает "разработку системы программных ипрогнозных документов" (являющихся по сути вариантами ОВОС, подлежащих ГЭЭ);"... механизмы разработки и принятия решений должны... учитыватьпоследствия реализации этих решений в экономической, социальной, экологической сферах..." (для чего и предназначено проведение ОВОС); нормативные документы специально уполномоченных государственных органов вобласти ЭЭ - Госкомэкологии (Минприроды) РФ и его территориальных органов ‑ приказы: "Об утверждении Инструкции по экологическому обоснованиюхозяйственной и иной деятельности”. "Об утверждении Положения об оценкевоздействия на окружающую среду в РФ", "О комплексной системе оценки инормирования качества окружающей среды", "Об утверждении формы заключения ГЭЭ","Об утверждении Руководства по проведению ОВОС при разработке обоснованийинвестиций в строительство, технико-экономических обоснований (ТЭО) и/илипроектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения,консервации или ликвидации хозяйственных и/или иных объектов и комплексов", "Обутверждении Требований к материалам, предъявляемым на ГЭЭ для отнесенияотдельных участков РФ к зонам чрезвычайной экологической ситуации илиэкологического бедствия", "Об утверждении Регламента проведения ГЭЭ", "Обутверждении Перечня нормативных документов, рекомендуемых к использованию припроведении ГЭЭ, а также при составлении экологического обоснованияхозяйственной и иной деятельности"; письма и разъяснения: "О государственнойэкологической экспертизе", "О ГЭЭ предприятий с иностранными инвестициями", "Обобязанности использования процедуры и результатов ОВОС при разработкепредплановой, предпроектной и проектной документации"; другие документы: "Обучете экологического фактора при приватизации государственных и муниципальныхпредприятий, организаций", Руководство по экологической экспертизепредпроектной и проектной документации; нормативные документы и материалов других ведомств, имеющих отношение к ЭЭ: документы строительных ведомств ‑ "Об утверждении Инструкции о порядкеразработки, согласования, утверждения и состав обоснования инвестиций встроительство предприятий, зданий и сооружений", Инструкция о порядкепроведения экспертизы проектов строительства (реконструкции) зданий исооружений, "О порядке проведения государственной экспертизы градостроительнойдокументации и проектов строительства в российской Федерации", Методика оценкивоздействия промышленных предприятий на окружающую средц по техногенныфакторам, Руководство по составлению раздела "Охрана природы и улучшениеокружающей среды градостроительными средствами в проектах планировки изастройки городов, поселков и сельских населенных пунктов", Природоохранныенормы и правила проектирования; документы Минздрава ‑ Санитарные правилапроектирования, строительства и эксплуатации полигонов захоронениянеутилизируемых промышленных отходов. Методические рекомендации. Гигиеническаяоценка утилизации твердых и концентрированных жидких отходов химическихпроизводств на предприятиях других отраслей промышленности; документыГосгидромета ‑ Рекомендации по составлению сводного тома "Охранаатмосферы и предельно допустимые выбросы (ПДВ)" города (населенного пункта) иего макет, Инструкция о порядке рассмотрения, согласования и экспертизывоздухоохранных мероприятий и выдачи разрешения на выброс загрязняющих веществв атмосферу по проектным решениям. ОНД 1-84, Сборник законодательных,нормативных и методических документов для экспертизы воздухоохранныхмероприятий, Методика обоснования экологических нормативов выбросов отстационарных источников, Типовая инструкция по организации системы контроляпромышленных выбросов в атмосферу в отраслях промышленности; документыГосатомнадзора ‑ Основные положения подготовки, рассмотрения и принятиярешений по изменениям проектной, конструкторской, технологической иэксплуатационной документации, влияющим на обеспечение ядерной и радиационнойбезопасности, Положение по организации и проведению экспертизы проектных идругих материалов и документации, обосновывающих безопасность ядерно- ирадиационноопасных объектов и производств; документы Госгортехнадзора и др.ведомств ‑ Положение о порядке выдачи специальных разрешений на видыдеятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств(объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользованиинедрами, Инструкция о порядке переоформления лицензий на пользование недрами; нормативные документы и материалы субъектов федерации в области ЭЭ: региональные правовые акты только формируются в соответствии с федеральнымзаконодательством. В большинстве субъектов федерации специально уполномоченныегосударственные органы в области ЭЭ имеют, готовят и утверждают натерриториальном и ведомственном уровнях соответствующие Положения оборганизации и проведении ГЭЭ, реже ‑ Регламенты ГЭЭ, ещё реже ‑документы по ОВОС. В числе "передовых" в этом деле субъектов федерации можноназвать Республику Татарстан, имеющую полный наиболее полный сборник документови г. Москву, подготовившую аналогичный пакет документов и материалов. Чтокасается Москомприроды, то специалисты данного комитета по ряду вопросовнаходятся впереди, в частности, первыми разработав предложения о введенииГосударственной экологической классификации намерений и деятельности исоответствующее Положение; Международные документы. Отдельную группу документов и материалов, невсегда входящих в число, относящихся к российскому законодательству в областиэкологической экспертизы и ОВОС, но являющихся его источниками, являются нормативные акты международных организаций (ЕЭК, ЮНЭП ИКАО, МАГАТЭ, МОТи др.), а также международные договора (конвенции),ратифицированные или подписанные Россией. Существуют и рекомендательныематериалы, которые в России не применяются, но берутся в качестве прототиповпри подготовке национальных документов в области ЭЭ и ОВОС.Одним из важнейших международных документов в изучаемой области является Международная конвенция об оценке воздействия на окружающую среду втрансграничном контексте. Конвенция, которую в 1991 году учредил ещё СССР,а Россия подтвердила своё участие в ней, хотя пока так и не ратифицировала её.В Конвенции впервые определяются на международном уровне обязанностиофициальных лиц и права общественности в тех ситуациях, когда на территорииодной страны планируется осуществление деятельности, которая может оказатьнеблагоприятное воздействие на среду обитания и население другой страны.Вторым, не менее важным для России, претендующей на вступление в Европейскоеэкономическое сообщество (ЕЭС), международным документом в области ЭЭ и ОВОС,является Директива ЕЭС № 337/85 об оценке воздействия некоторыхгосударственных и частных проектов на окружающую среду. Директива закрепилаосновные принципы ЭЭ и ОВОС, необходимость информирования общественности иактивного её участие на всех стадиях проведения ЭЭ, обязательность проведенияконсультаций между заинтересованными ведомствами, публикации результатовэкспертизы.Определенный интерес при изучении ОВОС представляет трехтомный Техническийдокумент Всемирного Банка ‑ Международного банка реконструкции иразвития (МБРР) "Справочное пособие по экологической оценке", описывающийпроцесс экологической экспертизы, рассматриваемые при этом глобальные,отраслевые и социально-культурные проблемы, применение при экологическоманализе метода "затраты-выгоды", способы стимулирования природоохранныхинститутов, участие общественности, а также конкретные инструкции к различнымвидам хозяйственной деятельности. Технические документы. Последней группой документов и материалов, такжене входящих в число правлвых, но учитываемых при проведении ЭЭ и ОВОС, являютсяГосударственные стандарты, нормы, правила и порядки, перечни и классификаторы(ГОСТы, ОСТы, СНиПы, СП, СанПиНы, СН, ОСП, ОНТП, НРБ, ПБТРВ, НВН и др.), атакже руководства, методики, методические и др. рекомендации, справочные и иныепособия (РД, РДС, ОНД, МУ, МР и т.д.). Это нормативно-технические документы, содержащие конкретные количественные нормативы, показатели и др. критерии дляпроверки предлагаемых решений на соответствие этим экологическим требованиям.Их число огромно, поэтому более подробно они разбираются в отдельной теме. Тема № 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОВОС Теория экологической экспертизы и проведения ОВОС находится в стадииразработки, однако её основы в любом случае должны составлять: цели, задачи(основные функции), принципы, типизация объектов и субъектов, вносящаяразличия в процедуру при её организации и проведении. Главным моментомявляется комплексность и разносторонность в рассмотрении данного явления,включающего в себя различные стадии, в том числе ОВОС, государственную иобщественную экологическую экспертизу намерений и проектных решений, экоаудитдействующих объектов, задачи которого во многом перекрываются с функциямиэкологического контроля (мониторинга). Понимание этих вопросов важно дляформирования основы знаний эколога-эксперта широкого профиля.Как было указано выше (см. введение), в традиционном (узком) смысле, всоответствии с российским законодательством и юридической литературой, экологическая экспертиза (ЭЭ) определяется как установлениесоответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическимтребованиям и определение допустимости реализации объекта ЭЭ в целяхпредупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на ОС, атакже связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализацииобъекта экологической экспертизы. Её принято рассматривать какпредварительную проверку соответствия хозяйственных проектов, предпроектнойдокументации, программ, изделий, материалов, сырья, продукции, стандартов,нормативов, и иных объектов, веществ, материалов, решений и т.д. требованиям экологической безопасности и охраны ОС. На самом деле это более широкое понятие, охватывающее область социально-экологической, информационно-управленческой практики, включающей в себя:оценку (исследование и прогноз) комплексного воздействия на окружающую среду,а также последствий намерений, планируемой или уже реализованнойдеятельности,контрольную проверку обоснованности материалов и документов, еёхарактеризующих, на соответствие экологическим требованиям, с учетомрезультатов оценки экологической ситуации и мнения общественности.Тем самым, экологическая экспертиза (ЭЭ), являющаяся эффективной организационно-правовой формой предупредительного контроля и самостоятельнымвидом управленческой деятельности, фактически сегодня включает в себя тринеравнозначных компонента: оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС),общественную (ОЭЭ) и государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ), которыевместе с экологическим обоснованием (ЭО) и экологическим аудитом (ЭА)представляют собой основные этапы процесса непрерывного учета экологическогофактора устойчивого развития. Данный процесс предложено называть экологическим сопровождением хозяйственной деятельности (ЭСХД), котороедолжно осуществляться на всех её стадиях от возникновения идеи, черезобоснование и реализацию замысла, до реабилитации и достижения приемлемогокачества окружающей среды (ОС) после завершения деятельности в рамках этогозамысла.Если государственная ЭЭ обеспечивает учет экологических требований на стадиипринятия управленческого решения, то ОВОС на стадии его подготовки (ещё вовремя пректирования). При этом общественная ЭЭ может сочетать и то и другое,обеспечивая компромисс интересов всех участников планируемой деятельности.В дальнейшем под термином "экологическая экспертиза" в данном пособии будетпониматься только государственная и общественная экспертиза, а оценкавоздействия (ОВОС) и другие, законодательно пока не закрепленные термины видыЭСХД (ЭО, ЭА и др.) будут рассматриваться как отдельные понятия.Теория экологической экспертизы и проведения ОВОС находится в России настадии разработки, однако её основы безусловно составляют: цели, задачи(основные функции), принципы, типизация объектов и субъектов, вносящаяразличия в процедуру при организации и проведении ЭЭ. Главное ‑ этокомплексность в подходах, применение на различных стадиях подготовки ипринятия управленческого решения соответствующих узаконенных процедур, в томчисле государственной и общественной экспертиз (для намерений и проектныхрешений), ОВОС (для всех стадий деятельности), а также экоаудита (длядействующих объектов), задачи которого во многом перекрываются с функциямисегодняшнего экологического контроля.Понимание этих вопросов особенно важно для формирования основы знанийэколога-эксперта, поэтому они довольно подробно разбираются в настоящемпособии. Цели экологической экспертизы и ОВОС в общем виде, принципиальносовпадают и по закону заключаются в предупреждении возможныхнеблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающуюприродную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствийреализации объекта экологической экспертизы, а также, в обеспеченииреализации конституционных прав граждан России на информацию, благоприятнуюприродную среду и экологическую безопасность.Зарубежное и международное природоохранные законодательства рассматривают цельэкологической экспертизы еще несколько шире, например в соответствии сДирективой ЕЭС №337/85 ЭЭ считается “ воплощением предупредительнойэкологической политики", подразумевающей оценку экологического воздействияпроектов хозяйственного развития на окружающую среду, активное участиеобщественности на всех стадиях проведения экологической экспертизы и принятиярешения об окончательной реализации этих проектов, широкое информирование орезультатах ЭЭ, проведение консультаций между заинтересованными ведомствами идругими юридическими лицами, а также публикацию конечных результатовпереговоров и консультаций.При этом ОВОС, в отличии от ГЭЭ, проверяющей соответствие ужеподготовленного решения экологическим требованиям, нацелена прежде всего на выявление недостатков проекта и принятие необходимых мер по его улучшению с т.з.экологических показателей. Цель ОЭЭ в явном виде до сих пор не определена,но по-видимому, именно она является прямым проявлением права граждан надостоверную экологическую информацию. Задачи экологической экспертизы и ОВОС в действующем российскомзаконодательстве до сих пор практически не раскрыты, но в общем виде их можносформулировать следующим образом:а) организация и проведение (на стадии подготовки решения) всесторонних,объективных, научных исследований и анализа объектов экспертизы спозиций эффективности, полноты, обоснованности и достаточности предусмотренныхв них мер, правильности определения заказчиком степени экологического риска иопасности намечаемой или осуществляемой деятельности, а также обеспечениеэкологического прогнозирования на основе информации о состоянии и возможныхизменениях экологической обстановки вследствие размещения и развитияпроизводительных сил, не приводящих к негативному воздействию на ОС, т.е.определение вероятности экологически вредных воздействий и возможных ихсоциальных, экономических и экологических последствий (задачи ОВОС);б) оценка соответствия экологическим стандартам экспертируемых объектов,намечаемых к реализации, на стадиях, предшествующих принятию решения об ихреализации, или соответствия названным стандартам уже осуществляемойдеятельности, обеспечение государственного экологического контроля закачеством подготовки инициатором (заказчиком) проектов решений о развитиинамечаемой им деятельности, а также подготовка объективных,научно-обоснованных выводов (заключений) и своевременная передача ихгосударственным и иным органам, принимающим решение о реализацииобъекта экспертизы (задачи ГЭЭ);в) информирование заинтересованных лиц, в т.ч. общественности о возможныхнеблагоприятных воздействиях на окружающую природную среду и связанныхс ними социальных, экономических и иных последствиях намечаемойдеятельности в целях нахождения баланса интересов и компромиссного решения дляснятия возникающих социально-психологических напряжений и предотвращенияконфликтов на данной почве (задачи ОЭЭ). Принципы экологической экспертизы и ОВОС в действующем российскомзаконодательстве довольно хорошо проработаны и закреплены в Законе "Об охранеокружающей природной среды" (ст.35), выделяющем среди них принципы: обязательности, научной обоснованности, независимости (вневедомственности) ворганизации и проведении, широкой гласности и участия общественности, атакже в законе “Об экологической экспертизе”, добавляющем принципы презумпции потенциальной экологической опасности и приоритета экологическойбезопасности, комплексности оценки, достоверности и полноты информации,гласности, ответственности. Кроме того в неявном виде существует идействует принцип "платности" экологической экспертизы.Принцип обязательности, являющийся ведущим, гласит что "ГЭЭ является обязательной мерой охраны окружающей природной среды,предшествующей принятию хозяйственного решения (ст. 36), афинансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производитсятолько при наличии положительного заключения ГЭЭ..." (ст. 70). Закон “Обэкологической экспертизе” добавляет и конкретизирует обязательность ГЭЭ моментом ее проведения до принятия решения о реализации объекта ЭЭ иобязательностью учета требований экологической безопасности. Кроме того онзакрепляет нормы, касающиеся обязательности заключения ГЭЭ и его исполнения(ст. 18): “... положительное заключение ГЭЭ является одним из обязательны х условий финансирования и реализации объектагосударственной ЭЭ...”, а также то, что “... правовым последствиемотрицательного заключения государственной ЭЭ является запрет реализации объектаГЭЭ”. Это касается и международно-правовой деятельности: “ ...несоблюдение требования обязательного проведения ГЭЭ проектамеждународного договора является основанием признания его недействительным” Правда на практике обязательность ЭЭ проявляется в основном по отношению к проектам и программам, осуществление которых может оказывать вредноевоздействие на окружающую природную среду. Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений ГЭЭ рассматривается в законах в связке и означает,что ЭЭ и ОВОС представляют собой научно-исследовательский процесс и должныпроизводиться на современном научно-техническом уровне, с использованиемновейших форм и методов научных исследований квалифицированнымиучеными-экспертами. При этом в результате должна быть осуществлена нестолько фиксация допущенных нарушений, сколько оценка их последствий,разработаны рекомендации органам или лицам, принимающим решения, а такжевыполнены необходимые прогнозы их реализации в действующих объектах.Принцип независимости и вневедомственности относится в основном к ГЭЭ и означает, что непременным условием ее эффективностиявляется функциональная и финансовая независимость организующих ЭЭ органов ипроводящих ее экспертов (преимущественно внештатный статус последних, ихнадлежащее финансовое, организационное, материально-техническое и другоеобеспечение). Эти условия призваны создавать условия для свободноговолеизъявления эколого-экспертной комиссии, которая должна руководствоватьсятолько фактами, научными методами их обоснования и действующими законами.Общественная ЭЭ в теории предполагает ещё большую её независимость, однако напрактике оказывается вдвойне зависимой: один раз - от ГЭЭ (поката не признает её результатов), а второй раз - от групповых общественныхинтересов (ведь её организуют и проводят как правило уже с заранеесформировавшейся целью - доказать невозможность принятия решения о реализацииобъекта). ОВОС также нельзя рассматривать как полностью независимую, т.к. лица,её проводящие, как правило, сами зависимы, причем финансово, от заказчикадокументации.Принцип широкой гласности и участия общественности предполагает доступность информации о ходе проведения экспертизы, принятыхрешениях и их учете органом управления при реализации объекта экспертизы,возможность общественных организаций и граждан получать такую информацию идоводить до сведения лиц, принимающих решения свою позицию, обязательность дляпоследних сообщать о принятых решениях и т.д. Этот принцип обеспечивается, вчастности, ст. 84 и 86 закона, предусматривающими административнуюответственность за отказ в предоставлении, или несвоевременное предоставление,или искажение экологической информации, а также возмещение причиненного такимправонарушением вреда. Гласность экологической информации тесно связана спривлечением общественности к участию в проведении государственной ЭЭ. Формытакого участия, подразумеваемые российским законодательством, многообразны:рассмотрение предложений граждан и общественных объединений о самом проведенииэкологической экспертизы, включение представителей общественности в составэкспертных комиссий, ознакомление населения с результатами государственной ЭЭ,проведение референдумов и т.д. Виды и типы экологической экспертизы в России находятся в стадииразвития. В законодательстве определены два вида ЭЭ - государственная и общественная. Что касается типов ЭЭ, то вРоссии они законодательно пока не закреплены, но могут быть классифицированы потипу объекта, субъекта и этапа проводимой экспертизы. Существуют испецифические типы ЭЭ и ОВОС (при приватизации, страховании, инвестиционнойдеятельности и т.д.).Не вдаваясь в подробности типов объектов экспертизы, можно выделить 3 основных"объектовых" групповых типа: ЭЭ и ОВОС предплановых, предпроектных и проектныхматериалов. Классификация по типу субъекта, уполномоченного проводитьэкспертизу или ОВОС, приводит к понятию ведомственной экспертизы.Учитывая, что по российскому законодательству таких ведомств, имеющих кромеГоскомэкологии России отношение к экспертизе и оценкам в данной области,насчитывается около десяти, следует отметить, что и типов ЭЭ в этом случаеоказывается также довольно много. Однако только "ведомственный" подход,оправданный при анализе отдельных видов ресурсов или воздействий на ОС,неприемлем в случае комплексной экологической экспертизы и ОВОС. Именно поэтомудля координирования организации и проведения ГЭЭ законодательством иадминистративно Госкомэкология (Минприроды) РФ определена в качестве органа,осуществляющего межведомственные связи и координацию в сфере экологическойэкспертизы.Отнесение типа ЭЭ или ОВОС к этапам хозяйственной деятельности ещё болеесложно, т.к. таких этапов может быть не менее 4-х (планирование,проектирование, строительство, выпуск оборудования, штатное или аварийноеосуществление деятельности и, наконец, её прекращение или ликвидацияматериальной структуры этой деятельности). Сложность типизации экспертизувеличивается тем, что на каждом этапе деятельности одновременно илипоследовательно могут проводиться несколько мероприятий, несущих в себеэкспертные функции: экомониторинг, экологическое обоснование, ОВОС,предварительный экоаудит и собствено ЭЭ (государственная и/или общественная).В итоге получается матрица "парных" типов ЭЭ, например, "ОВОС проекта", или"ГЭЭ программы ликвидации (пререпрофилирования и т.д.) предприятия", или"экоаудит предплановой документации" и т.д. Субъектами государственной экологической экспертизы законопределяет " государственные органы и экспертные комиссии...", а в законе“об экологической экспертизе” уточняются их полномочия на федеральном уровне иуровне субъектов Российской Федерации и вводится понятие “специальноуполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы ” (ст. 13). Таковыми являются: “федеральный специально уполномоченный на тогосударственный орган в области охраны окружающей природной среды -Госкомэкологии (Минприроды) РФ и его территориальные органы, которые имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы,и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения,специализированные в области организации и проведения ГЭЭ”. Помимо этого, в определении условий природопользования и, соответственно, ихсогласовании, предшествующем экологической экспертизе, участвуют следующиеорганы государственного контроля и надзора (на федеральном уровне):1. Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству(Роскомзем).2. Департамент санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава РоссийскойФедерации.3. Министерство природных ресурсов Российской Федерации (в части геологии ииспользованию недр, а также водных ресурсов).4. Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России).5. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности(Госатомнадзор России).6. Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз).7. Комитет Российской Федерации по рыболовству (Роскомрыболовство).8. Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсовМинистерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации(Департамент охотничьих ресурсов Минсельхозпрода России).9. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающейсреды (Росгидромет), с 30.05.98 г. подчиненная Госкомэкологии РФ. Примечание: Условия землепользования в обязательном порядке согласуются с основнымземлепользователем. При изменении условий природопользования в процессе проектирования или приистечении срока действия согласований необходимо провести дополнительныесогласования этих изменений до представления материалов в территориальныеорганы государственной экологической экспертизы. Закон “Об экологической экспертизе”, рассматривая субъекты ЭЭ, впервыеопределяет понятия “ экспертная комиссия государственной экологическойэкспертизы” (ст. 15) и “ эксперт государственной ЭЭ” (ст. 16). Крометого, этот же закон закрепляет конкретные полномочия в области ЭЭ Президента,Федерального Собрания, Правительства, а также органов судебной власти РФ (ст.5), определяет вопросы ведения субъектов РФ (ст. 6), а также полномочия, праваи обязанности федерального и территориальных специально уполномоченныхгосударственных органов в области экологической экспертизы (ст. 7 и 8).В учебно-правовой и другой литературе указывается, что субъектами ЭЭ иОВОС должны выступать, как правило, не одна, а как минимум три стороны:заказчик, подрядчик (исполнитель) и потребитель. Заказчиком являетсявластная государственная структура, наделенная соответствующим правом назначатьподобную ЭЭ или проводить ОВОС. Подрядчиком (исполнителем) обычноявляется НИИ или подобное ему учреждение, которому будет поручено провестиэкспертизу (ОВОС), или самостоятельная комиссия, подобранная компетентныморганом и утвержденная им. Потребителем в данной системеобщественных отношений следует считать предприятие (организацию, учреждение),объекты или документы которых стали предметом экспертного анализа, а такженаселение. В ходе дальнейшего развития экспертного процесса, например, приназначении дополнительной или повторной экспертизы, обжаловании заключенияэкспертной комиссии, т.е. расширении круга эколого-экспертных отношений, числосубъектов и их виды могут меняться. В соответствии с этим, в самом широкомсмысле, в качестве субъектов ЭЭ и ОВОС можно рассматривать следующие:- широкую общественность, если и не проводящую ОЭЭ, то хотя бы участвующую вГЭЭ или при проведении ОВОС в качестве наблюдателей;- представителей научно-исследовательских и проектных организаций, невходящих в состав экспертных комиссий, но создающих те самые материалы идокументы, подлежащие экспертизе, т.е., фактически проводящих первичнуюстадию - экологическое обоснование и/или ОВОС;- работников государственных органов контроля и надзора, а также другихорганизаций и учреждений, (в т.ч. ЕГСЭМ), выявляющих первичную информацию онарушениях законов, норм, правил и стандартов в отношении уже действующихобъектов экологической экспертизы или аудита (ЭА);- персонал, работающий на действующих объектах, подлежащих ЭЭ или ЭА. Объекты экологической экспертизы и ОВОС как правило совпадают. Взаконодательстве обозначены лишь общие типы объектов, подлежащих экологической экспертизе: все предплановые, предпроектныеи проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации натерритории РФ, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а такжеэкологические обоснования лицензий и сертификатов. К предплановыми материалам ( работам) относятся документы информационно-методического характера, содержащие экономические, социальные,собственно экологические и иные характеристики объекта планирования. Кпредплановым работам обычно относят: прогнозы развития отраслей хозяйства,территориальные комплексные схемы охраны природы и состояния окружающейприродной среды и т.д. К предплановой документации относятся: генеральные схемырасселения, схемы и планы развития городов и территорий, в т.ч. районнойпланировки (застройки) населенных пунктов, комплексные схемы охраны ииспользования отдельных природных ресурсов, схемы различных специальных зон итерриторий (в т.ч. зон экологического бедствия, свободных экономических иэколого-экономических зон).К предпроектным материалам относятся: материалы выбора площадкистроительства (трассы), технико-экономические обоснования (ТЭО), основныеположения на строительное проектирование и соответствующие задания, специальныеусловия на строительное проектирование и т.д.К проектным материалам относятся типовые и индивидуальные рабочиепроекты на строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение,ликвидацию предприятий, зданий, сооружений и др. объектов, а также иная рабочаяи сметная документация.Объектами ЭЭ являются также материалы экологических обоснований лицензий (см. раздел 3.3.1). К объектам экологической экспертизы законом отнесенытакже экологические обоснования сертификатов. Наиболее полно и подробно в действующем российском законодательстве объектыгосударственной ЭЭ определены в Законе “Об экологической экспертизе”. Кромевышеуказанных типов объектов экспертизы и оценки закон закрепляет в качествених следующие (ст. 11): проекты правовых актов РФ и ее субъектов, н

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: