Функции

Глава 5. Критерии, методы и средства оценки воздействия 49

Раздел 2. Оценка воздействия на окружающую среду 32

Раздел 1. Система административных методов управления природопользованием и охраной окружающей среды 12

Глава 1. Система управления природопользованием и охраной окружающей среды 12

1.1.Цели, методы и формы управления природопользованием и ох­раной окружающей среды 12

1.2.Функции государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды 13

1.3.Инструменты государственного управления природопользова­нием и охраной окружающей среды 16

Глава 2. Органы управления природопользованием и охраной окружающей среды 21

2.1.История формирования органов управления природопользо­ванием и охраной окружающей среды в России 21

2.2.Министерство природных ресурсов России.................... 23

2.3.Задачи и функции в области природопользования и охраны ок­ружающей среды Минсельхоза, Минздрава и соцразвития и МЧС 25

2.4. Задачи и функции в области природопользования и охраны окру­
жающей среды федеральных служб....................................... 26

Глава 3. Экологическая оценка в инвестиционном цикле 28

3.1. Этапы инвестиционного и проектного циклов..................... 28

3.2. Стадии и участники подготовки и утверждения инвестицион­ного проекта 29

3.3. Экологическая оценка в предпроектной документации 31

3.4. Экологическая оценка в проектной документации....... 31

Глава 4. Основы оценки воздействия на окружающую среду 33

4.1. Международное сотрудничество и документация ОВОС.. 33

4.2. Содержание ОВОС.................................................................. 38

4.3. Нормативно-правовая база ОВОС.................................... 39

4.4. Предпроектные и проектные материалы................................... 45

4.5. ОВОС по видам природных ресурсов и объектов.............. 48


на окружающую среду.......................................................

5.1. Критерии оценки воздействия на окружающую среду........... 49

5.2. Методы оценки воздействия на окружающую среду..... 53

5.3. Средства оценки воздействия на окружающую среду....... < 64

Раздел 3. Экологическая экспертиза............................ 74

Глава 6. Основы экологической экспертизы................................. 74

6.1.Закон «Об экологической экспертизе»................................... 74

6.2.Положение об экологической экспертизе..................... 78

6.3.Регламент экологической экспертизы........................... 79

Глава 7. Субъектно-объектные отношения в экологической

экспертизе........................................................................... 82

7.1. Субъекты и объекты экологической экспертизы........... 82

7.2. Экспертная комиссия, эксперт..................................... 84

7.3. Процедура и заключение экологической экспертизы.... 85

Глава 8. Методика и практика экологической экспертизы. 88

8.1.Экспертные оценки в экологической экспертизе.......... 88

8.2.Практика экологической экспертизы........................... 91

8.3.Развитие экологической экспертизы, перспективы и анализ 95

Раздел 4. Экологическое лицензирование и сертификация

Глава 9. Экологическое лицензирование...........,......................... 100

9.1.Система экологического лицензирования..................... 100

9.2.Лицензии на право пользования природными ресурсами 102

9.3.Лицензирование экологически значимой деятельности.......... 105

Глава 10. Экологическая сертификация....................................... 107

10.1.Содержание экологической сертификации.......................... 107

10.2.Система экологической сертификации....................... 109

Глава 11. Экологическая стандартизация............................ 112

11.1.Система стандартов в области охраны природы.......... 112

11.2.Международный стандарт ИСО 9000................................... 114

11.3.Международные стандарт ИСО 14000........................ 116

11.4.Аттестация и аккредитация Лабораторий.................... 118

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................... 122

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ЕА - Environmental Assessment, что можно перевести как экологическая

оценка.

EIA - environmental impact assessment (дословно - оценка воздействия на

окружающую среду; иногда переводят как - экологическая эксперти­за).

EIS - Environmental Impact Statement, заявления об оценке воздействия на

окружающую среду (ЗВОС).

NEPA - федеральный закон США о Национальной политике в области ок­ружающей среды.

SEA - Strategic Environmental Assessment, что можно перевести как стра-

тегическая экологическая оценка.

АЭС - атомная электрическая станция.

ГЭЭ - государственная экологическая экспертиза.

ЗВОС - Заявление о воздействии на окружающую среду.

КХА - количественный химический анализ.

МНТС - Межведомственный научно-технический совет по комплексным про­блемам охраны окружающей природной среды и рациональному ис­пользованию природных ресурсов.

МПР - Министерство природных ресурсов.

МЧС - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуаци­
ям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ. ^

НД - нормативный документ.

ОС - окружающая среда.

ОВОС - оценка воздействия на окружающую среду.

ООС - охрана окружающей среды.

ОПС - окружающая природная среда.

ПДК - предельно допустимая концентрация.

ПНДФ - природоохранный нормативный документ федерального уровня.

РСЧС - дословно российская система предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций, это аббревиатура Единой государственной сис­темы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РФ.

РФ - Российская Федерация.

СЭС - санитарно-эпидемиологическая служба.

ТЗ - техническое задание.

ТЭО - технико-экономическое обоснование.

ТЭЦ - тепловая электроцентраль.

ФЗ - федеральный закон.

ФС - федеральная служба.

ФСОЭС - федеральная система обязательной экологической еертификации.

ЦКП - Целевые комплексные программы.
ЭО - экологическая оценка.

ЭЭ - экологическая экспертиза.

ВВЕДЕНИЕ

Еще Петр I в своем указе писал: «Во время чищения кораблей и по­чинке всякий сор должно вывозить, дабы на дно ничего не упало, а кто из своих то учинит сам, то ежели офицер — за всякую лопату сору первый раз лишается месяц жалования, за второй — полгода, а за третий будет оштрафован отнятием чина и записан в рядовые.

А рядовых за первый раз бить кошками один раз, за второй — по три дня, а третий—на несколько лет в каторжные работы».

То есть уже в те века понимали, что человек в процессе своей дея­тельности активно влияет на окружающую природную среду. Результатом этого является изменение природной среды и деградация естественных экосистем. В настоящее время экологические последствия человеческой деятельности вплотную поставили вопрос: «быть иль не быть человечест­ву?»

Осуществляемые в экономике России рыночные реформы и переход страны на модель устойчивого развития оказали влияние на все стороны дея­тельности общества, в том числе и на систему управления природопользова­нием и охраной окружающей среды.

Принятые на рубеже 80-90-х годов XIX века важнейшие правовые ак­ты в области охраны окружающей среды и использования природных ре­сурсов позволили законодательно оформить основы системы экологиче­ского сопровождения хозяйственной и иной деятельности в новых эконо­мических отношениях.

Вместе с тем следует отметить, что действующая на сегодняшний день система управления качеством окружающей среды по прежнему со­храняет в себе признаки переходной модели. В ней продолжают сохра­няться «остаточные» звенья прежней административно-хозяйственной системы, а новые, зачастую заимствованные из зарубежной практики, ис­пользуются без должного опыта применения и критического осмысления. По-прежнему нет радикальной концепции экологизации хозяйственной деятельности, поэтому многие природоохранные программы и мероприя­тия носят разрозненный и несистемный характер.

Для правильного понимания проблемы управления качеством окру­жающей среды весьма полезным оказывается рассмотрение понятия «жиз­ненного цикла хозяйствующего объекта». Действительно, независимо от направления отрасли народного хозяйства любые хозяйствующие субъек­ты последовательно проходят сходные стадии (рис.1):

научные изыскания и обоснования;

технико-экономические расчеты и проектирование, включая рабочее проектирование;

строительство объекта и его эксплуатация;

реконструкция объекта и вывод его из эксплуатации с последующей утилизацией.

 

Рис. 1. Стадии жизненного цикла объекта

Суть управления охраной окружающей среды и рационального ис­пользования природных ресурсов (экологического менеджмента) заключа­ется в создании адекватной системы экологического сопровождения на всех стадиях жизненного цикла хозяйствующего субъекта, обеспечиваю­щей выбор наиболее правильного, с точки зрения рационального исполь­зования природных ресурсов и минимизации воздействия на окружающую среду, решения.

Механизм экологического сопровождения хозяйственной деятельно­сти в тоже время является реальным инструментом для снятия существенного противоречия между экологическими интересами хозяйствующего субъекта и экологическими интересами общества.

Данный механизм выполняет следующие функции, представленные на рис.2:

техническую (внедрение безопасных технологических процессов и технологий с минимизацией использования природных ресурсов и воздей­ствий на окружающую среду);

коммерческую (создание реального рынка экологических услуг);

финансовую (привлечение капитала в экологическую сферу);

административно-организационную (регулирование природопо­льзования).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: