double arrow

Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля


Характерные черты философии немецкого классического идеализма (от Канта до Гегеля).

Философия Л.А. Фейербаха.

Философия немецкого классического идеализма (немецкая классическая философия) — ведущее направление германской и всей европейской философии со 2-й пол. XVIII примерно до сер. XIX в. Расцвет этого направления был непосредственно подготовлен трудами немецких просветителей — Г. В. Лейбни­ца (1646-1716), X. Вольфа (1679-1754), И. Г. Гердера (1744-1803) и др. В учениях И. Канта (1724-1804), И. Г. Фих­те (1762-1814), Ф.В. Шеллинга (1775-1854), Г.В.Ф. Гегеля (1770—1831) созданы классические образцы развитой филосо­фии Нового времени. Отметим ее наиболее характерные черты.

Философами данного направления сформирован тип фило­софии, выступающей как теоретическое самосознание культуры, как систематическое, всеохватное, обобщающее и ценностно ориентирующее знание. Для философии немецкого классиче­ского идеализма являются общезначимыми просветительские ценности прогресса человеческого рода, разума, свободы. Про­исходит предельное сближение ценности Божественного абсолюта и ценности развивающегося человечества. Явственно про­реживается тенденция к соединению прогрессизма и антропоцентризма.

Особую значимость приобретает духовно-практическая активность человека. В качестве глубинной ценностной ориентации принимается протестантская установка на целенаправленное освоение действительности индивидом, исполняющим таким образом свое высшее жизненное предназначение.

Немецкая классическая философия характеризуется особого рода соединением идеализма и диалектики: все сущее в ней представляется в виде системы, диалектически развивающейся на основе идеального первоначала, которое поступательно раз­ворачивается в мире и наиболее адекватно предстает в способах человеческой деятельности.

Человек понимается как деятельное культурно-историческое существо, т. е. создающее себя в обществе и в истории.

Разрабатывается идея историчности форм человеческого духа — религии, нравственности, искусства, права, науки самой философии (Гегель). В качестве сил человека представляются разум и труд. Развивается учение о практике, о ее ключевой роли в освоении внешнего и внутреннего мира, когда во взаимодействии субъекта и объекта преодолевается отчуждение и развиваются обе стороны; растет могущество человека, его свобод и ответственность (Фихте, Гегель). Ведущее место в практики отводится духовной активности субъекта. Изучаются различные способности души, выявляется ее творческий потенциал, в том числе в сфере бессознательного (Кант, Шеллинг).

Строится философское обоснование идеи объективной за­кономерности прогресса — общечеловеческого поступательного движения, смысл которого — в расширении сознания свободу (Гегель). Утверждается достоинство личности: «святость челове­чества в лице каждого» (Кант). Провозглашается гуманистиче­ский идеал: свободное развитие каждого как условие свободно­го развития всех (Кант).




Кроме того, надо отметить следующие достижения Канта, повлиявшие на последующее развитие философии. 1. Разгра­ничение ценности и бытия. 2. Создание этики долга как уче­ния о нравственной сущности личной свободы. 3. Построение эстетики как науки; понимание искусства в качестве области, располагающейся между наукой и нравственностью, теорией и практикой, а также соединяющей их.

2. «Коперниканский переворот» И.Канта.

Кант Иммануил (1724—1804) — немецкий философ, основатель школы немецкого классического идеализма. Родился и Кенигсберге, Восточная Пруссия, учился и преподавал в Кенигсбергском университете. Главные произведения Канта: «Критика чистого разума» (1781(I), 1787(II)), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1798).

Кант создал философскую систему, именуемую критическая философия или трансцендентальный идеализм. Центральная задача Канта — нахождение всеобщих и необходимых оснований человеческого познания и гуманистических ценностей, прежде всего свободы личности. Кант полагает, что главный вопрос философии антропологический: «Что такое человек?», который охватывает три кардинальных вопроса: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться?



Основательной критике подвергается Кантом вся предшествующая метафизика, опиравшаяся на то, что со времен Платона и Аристотеля считалось умозрительным постижением вечных и неизменных благих первосущностей. Кант считает, что их объективное существование теоретически недоказуемо, а важнейшие идеи прежней метафизики-—Бога, бессмертия души, свободы — относятся не к области сущего, но должного. Им придается статус регулятивных идей, высших целей, сообразуясь с которыми человек сознательно направляет себя по пути совершенствова­ния. Кант решительно развел ценности и бытие, до него миро­понимание покоилось на вере в то, что существование высших ценностей абсолютно.

В творчестве Канта было два основных этапа — докритический (до нач. 70-х гг.) и критический (с нач. 70-х гг. до конца жизни). В докритический период философия Канта развивает­ся под сильным влиянием идей Лейбница. Кант еще не сомне­вается, что порядок и связь идей соответствуют порядку и свя­зи вещей. Он разрабатывает философию как умозрительное знание в областях онтологии, гносеологии, этики, эстетики, философии природы. Плодотворно применяет идею развития в естествознании. Выдвигает гипотезу (позднее она вошла в те­орию Канта — Лапласа) о возникновении Солнечной системы, а возможно, и Вселенной естественным путем из облака разре­женных частиц, из их вращающихся масс. Намечает идеи гене­алогической классификации животных, естественной истории человеческих рас.

В критический период Кант предпринимает систематическое и критическое исследование способностей души, по-новому представляя образ человека как величественного и противоре­чивого творца собственного мира. В результате размышлений над основоположениями метафизики и доводами скептицизма Юма Кант, по его собственным словам, «пробуждается от догматического сна» и совершает «коперниканский переворот» от метафизических абсолютных первоначал к человеческому субъекту. Подобно Копернику, представившему в движение не звезды, а позицию наблюдателя, Кант утверждает, что не субъект вращается вокруг объекта, а, наоборот, объект — вокруг субъекта. Наше сознание придает предмету ту форму всеобщего и необходимого знания, в какой он только и может познаваться. Независимо от субъекта, вне его, предмет существует как непознаваемая «вещь в себе» или «вещь сама по себе». Сознанию доступны только явления вещи (феномены), представленные в заданных субъектом всеобщих и необходимых формах. Кант отличает феномены от ноуменов - умопостигаемых (интеллигибельных) предметов, не данных в опыте, но таких, какие мы можем помыслить.

Фундаментальной для гносеологии Канта является идея о том, что всеобщее и необходимое знание, которым так дорожит философ, не может вытекать из опыта, быть a posteriori (последующим по отношению к опыту), ведь опыт всегда не полон, не завершен; Напротив, оно должно быть доопытным, a priori (предшествующим опыту), Кант называет свою философию трансцендентальной (от лат. transcendere — переступать, переходить), поскольку исследует переход данных опыта в образуемую нашим сознанием систе­му, в результате чего существует всеобщее и необходимое зна­ние. Кант использует и термин трансцендентное для обозначе­ния того, что находится за пределами сознания и непознаваемо, трансцендентальное же внутренне присуще сознанию и познаваемо. Человек как субъект, способный конструировать в сознании свой объект, называется трансцендентальным субъектом. Его характеризует субъективное и объективное единство самосознания. Субъективное — трансцендентальное единство самосознания — сознание, «я мыслю», сопровождающее много­образие представлений об объекте, т. е. сознание целостности своего Я. Так Кант, по-своему интерпретируя Декарта, отвечает на сомнение Юма в существовании оснований понятия един­ства души, личности. Объективное — трансцендентальное един­ство апперцепции (узнавания, сопоставления), «благодаря кото­рому все данное в созерцании многообразие объединяется в понятие об объекте».

Кант изучает, как возможно всеобщее и необходимое знание в сфере действия трех основных позна­вательных способностей — чувственности, рассудка и разума, т. е. в соответствующих видах научного, теоретического (чисто­го) знания (в математике, естествознании и метафизике). Чис­тая математика возможна, поскольку основана на априорных (всеобщих и необходимых) формах чувственности — простран­стве и времени. Внешняя форма чувственного созерцания — пространство, на нем основана геометрия. Внутренняя форма — время, на нем базируется арифметика. Рассудок — способность к понятиям и суждениям — основа теоретического естествознания. Априорные понятия рассудка — категории (неизменные формы мышления, упорядочивают опыт). Они образуют систему из четырех групп: качество - реальность, отрицание, ограничение; количество - единство единица меры), множество (величина), цельность, совокуп­ность (целое); отношение — субстанция и свойство, причина действие, взаимодействие; модальность — возможность и невозможность, действительность и недействительность, необхо­димость и случайность. Внутри групп намечаются тезис, анти­тезис, но нет перехода между группами. Знание возникает на соединении форм чувственности и рассудка: «ощущения без понятий «слепы», понятия без ощущений «пусты». Научное естествознание возможно, так как в основе всех суждений есте­ственных наук лежат всеобщие и необходимые априорные за­коны: I. Закон сохранения субстанции. 2. Закон причинности. 3. Закон взаимодействия субстанций. Разум — способность, к умозаключениям, доходящим до идей (идея — понятие разума о безусловном единстве всех обусловленных явлений) в мета­физике. Но возможна ли метафизика как наука? Кант рассмат­ривает три идеи, центральные для традиционной метафизики: души — безусловной целокупности всех обусловленных психи­ческих явлений; мира — безусловной целокупности причинно обусловленных явлений; Бога — безусловной причины всех обусловленных явлений. Критика чистого разума показывает, что эти идеи внутренне противоречивы, их нельзя ни рациональ­но доказать, ни опровергнуть, пытаясь их обосновать, разум впадает в противоречия (антиномии). Дело в том, что понятие абсолютного, бесконечного приложимо только к миру ноуме­нов, а применяется к миру феноменов, где есть лишь преходя­щее, конечное, обусловленное. Бог, мир, душа - в качестве бе­зусловного целого мыслимы, умопостигаемы (интеллигибель­ны) — ноуменальны и рационально не верифицируемы. Метафизика как теоретическая наука возможна только в каче­стве критики чистого разума. Научное знание о предмете идей чистого разума невозможно, они не имеют конститутивного применения, но зато имеют регулятивное применение. Они дают рассудку системное единство, побуждают его к бесконечному Движению к совершенствованию, достижению полного знания. Самое главное: идеи Бога, мира, души несут ценностный смысл, необходимы для утверждения безусловного достоинства Личности, ее свободы. Данные идеи не подлежат рациональной проверке, они — предмет веры, первопринципы практического Разума, выражающие безусловные цели. Кант по-своему вос­станавливает значимость идей прежней метафизики, утверждая, что положительное содержание их — предмет не теорети­ческого, а практического разума.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — немецкий философ, последний крупный мыслитель школы немецкого классического идеализма. Преподавал в университетах Герма­нии. С 1818 по 1831 г. был профессором Берлинского университета.

Основные произведения: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812—1816), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1821).

Философия Гегеля — цитадель классической новоевропейской философии. Он стремится с помощью философии защитить и упрочить позиции классической культуры, уменьшить влияние романтизма, особенно — романтического иррационализма и индивидуализма. Гегель соединяет рационализм и диалектику, усматривая в осно­вании действительности систему развивающихся понятий. Он строит систему объективного диалектического идеализма со свойствами пантеизма, панлогизма и познавательного оптимиз­ма. Общество и историю Гегель ставит выше индивидуальности, он даже восхваляет войну за то, что она утверждает превосход­ство всеобщего, государственного интереса над частным и пока­зывает, что абсолютный господин индивидуального — смерть.

Идеалистическая система и диалектический метод в фило­софии Гегеля органично связаны, поскольку он понимает диа­лектику как способ существования абсолютного идеального начала, способ его саморазвития и самопознания. Мир есть развивающаяся абсолютная идея. Исходный принцип филосо­фии Гегеля — диалектическое тождество бытия и мышления. Поэтому Гегель пытается представить все сущее в понятийной взаимосвязи, философски выразить его на языке диалектиче­ской логики, фиксирующей движение противоположностей.

Обосновывая свой метод, Гегель различает три уровня логи­ческого мышления. Первый уровень — абстрактное рассудочное мышление. Оно негибкое, представляет предметы и их свойства статичными и жестко разграниченными, без перехода между ними. Такое «догматическое» мышление было характерно для прежней метафизики. Второй уровень — отрицательно-разумное Мышление — негативная диалектика. Она представляет предме­ты и их свойства текучими, относительными, при этом разум отрывается от рассудка и производит только голое отрицание, скептицизм. Третий, высший уровень — положительно-разумное, спекулятивное мышление — положительная диалектика, которая позволяет разуму, опирающемуся на рассудок, приходить к по­ложительному результату, устанавливая единство в многообразии сторон и изменений. «Разум без рассудка,— говорит Ге­гель,—это ничто, а рассудок без разума — нечто». Гегель пола­гает, что его диалектический метод (сам он называет его «спеку­лятивным») соответствует высшему уровню мышления, дающе­му понимание предмета системно и в развитии. Философ предельно сближает логику теоретического исследования (субъективную) и всеобщую формы существования действительности (логику объективную). В обоих случаях развития идет триадами: через раздвоение единого на противоположности (тезис, антитезис) и диалектическое снятие противоречия: (синтез). Синтез есть и отрицание, и, в определенном отношении, сохранение антитезиса. Общими закономерностями поступательного развития являются единство и борьба противопо­ложностей, переход количественных изменений в качественные-, и отрицание отрицания. Важнейший принцип диалектической логики — восхождение от абстрактного к конкретному, т. е. дви­жение от одностороннего, «бедного» состояния к многосторон­нему, полному, целому в развитии предмета и знания о предме­те. Теоретик, владеющий диалектическим методом, анализирует предмет, фиксируя в абстракциях различные его стороны, выяв­ляет сущностный элемент, отношения, с необходимостью свя­зывающие его с другими элементами. В результате получается богатый, полный теоретический конструкт, который совмещает в себе достоинства конкретности и всеобщности. Абсолютная идея есть абсолютная и полная истина. Истина — совпадение понятия и объективности, она имеет и гносеологический, и онтологический статус. В гносеологическом смысле истина есть соответствие понятия своему предмету. Истина конкретна и исторична: философская истина, достигающая наибольшей кон­кретности, представляет мир в системе диалектических категорий. Частная истина — односторонняя, относительная. Гегель, проводит принцип единства исторического и логического. На пример, в истории философии содержание — логическое, фор­ма — историческая; каждое последующее учение «снимает» прeдидущее, относительные истины «диалектически складываются» в абсолютную. Истина развивается, она есть не только резуль­тат, но и процесс, ведущий к результату (истина, говорит Гегель» не отчеканенная монета, которую можно готовой положить в карман). Истина в онтологическом плане есть соответствие предмета понятию. В этом смысле мы можем говорить об ис­тинном благодеянии, истинном произведении искусства. Быва­ют неистинные предметы — не соответствующие своему понятию: дурной (плохой) преподаватель, студент. О таком предмете далеко отстоящем от своего понятия, можно иметь правильное представление, но оно не будет истинным в понятийно-содержательном плане. Идея практики связывает между собой оба значения истины. Наша деятельность, направленная на преобразование непосредственно существующего, необходима для знания и осуществления истины. Истина предметна, она должна созреть, ее время должно прийти. Таким образом, истина в теоретическом и практическом виде. Практический - ценностно выше: он обладает достоинством всеобщности непосредственной действительности. Единство теории и практики, субъективного и объективного — в Абсолютной идей.

Система Гегеля строится диалектически, в виде триад, представляющих сферы развития абсолютной идеи: I) чистое мышление, логику, она исследуется в разделе философии «наука логики»; 2) природу, являющуюся предметом «философии пироды»; 3) дух, рассмотрению которого посвящена «философия духа». Внутри каждой из этих сфер обнаруживается не­сколько уровней, каждый из которых образуется по принципу триады. В «стихии чистого мышления» идея существует «в себе» — в системе развивающихся, взаимосвязанных, переходя­щих друг в друга категорий. Поскольку категории выражают связи предельной общности, их отношения, считает Гегель, выявляются не через родовидовое поведение, а через сопостав­ление. Движущая сила развития категорий — противоречие, форма развития — отрицание отрицания. Философ выделяет три основные сферы «чистого мышления» — бытие, сущность, понятие. В природе, где идея пребывает «вне себя», «в ином», она разворачивается в пространстве как внешнее проявление саморазвития логических категорий. Природа материальна и потому есть как бы самоотрицание идеи — идея «в форме инобытия», «окаменевший дух». Здесь нет свободы. По Гегелю, природа системна, но не эволюционирует. Материя реально существует в движении, в котором пространство и время пере­водят друг в друга. В природе выделяются три последователь­ные системы: 1) механика, 2) физика, 3) органика. В духе, т. е. в сознании и истории, абсолютная идея существует «в себе и для себя». Она возвращается из «инобытия» к себе в человеке (ее стихия — разум и свобода), постигает свое содержание в видах человеческого сознания и деятельности. Дух есть синтез (снятие) чисто логического и природного. Три основные области развития духа: 1) субъективный дух — в индивидуаль­ной жизни, 2) объективный дух — в общественной жизни, 3) абсолютный дух — в духовной жизни общества — в искусстве, религии, философии.

Фридрих Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» указывает на противоречие, существующее между «революционным» диалектическим методом Гегеля и его «консервативной», «догматической» философской системой. Согласно методу, совершенствование не имеет предела, остановка в развитии равнозначна гибели. Система же Гегеля претендует на завершенность, на нахождение абсолютно совершенных форм развития в различных областях, такими формами, по Гегелю, являются: в истории — герман­ский мир, в обществе — буржуазное гражданское общество в государственном устройстве — конституционная монархия с сословным представительством, в религии — протестантизм в философии — предложенный Гегелем тип философии.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7