double arrow

Теория познания Канта


Как возможно познание? Человек не может понять – Бог, свобода, вера – это вещь в себе, то, что существует независимо от человека. Человек может познать явления. Хаос природы может упорядочить человеческое мышление (связывает пространство и время). Пространство и время – то, что человек приписывает природе, их по сути не существует. Эти понятия присущи человеку с рождения априори («до опыта»). Мышление синтезирует знания априори и знания постериори («после опыта»), что помогло ему создавать образы конкретных предметов. Мышление обладает некоторыми категориями, свои наблюдения он вписывает в категории à упорядочивание хаоса природы.

В теоретической сфере разум определяется в виде рассудка. Существует человек и окружающий мир. Человек обладает разумом, который делится на практический разум и рассудок.

3. Эстетика Канта – учение об искусстве.

Кант выделяет чувство прекрасного в человеке, это чувство априори более высокое чувство – художественный вкус, его Кант связывает с понятиемсинтеза.

В немецкой философии человек как индивид сводится к мышлению.

Философия Гегеля

Георг Гегель (1770-1831).




Гегель, строя свое учение, исследуя мышление индивида, он создает свою философию в других условиях, чем Кант. Кант в период установления феодализма, а Гегель в эпоху Французской революции и наполеоновских войн. Гегель не мог выводить истоки мышления изпонятия категорического императива. Гегель искал прочных оснований, за которыми возникала общечеловеческая культура à Философская система и метод Гегеля – ДИАЛЕТИКА.

Философская система Гегеля. Рассуждая об истоках мышления, Гегель считал, что оно воплощено не только в сознании, но и в практической действительности: в зданиях, технике, произведениях искусства. Т.е. человек есть результат его собственной активности, т.е. культуры.

Но возникает вопрос: что является источником активности и культуры? Рассмотрим историю человечества, что все это – результат развития à всё происходит из истории. Но что движет историю? Источником не может быть деятельность сверхъестественных существ, т.к. Гегель не верит в Бога. Источником не могут быть и действия самих людей и люди, так как в истории всегда получалось не то, что они задумали, а нечто иное. В истории есть логика, т.е. история подчиняется разумным принципам.

Источником исторического развития является некий ни божественный, ни человеческий разум. Гегель назвал его АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ – некий принцип развития, который реализуется через деяния людей, но помимо их воли и сознания. АД – культура, отчужден от людей, т.е. создаваемая ими и противоположная им. По Гегелю исторический процесс – стадии познания духом самого себя, которое воплощается в сменяющих друг друга образах культуры и реализуется как принцип развития.



Процесс познания проходит 3 стадии:

1. Существование АД в стихии чистого мышления в качестве идеального принципа («Философия духа»).

2. Воплощение духа в первую форму своего конкретного инобытия в природу (объект) («Философия природы»)

3. Развитие идей через воплощение в мышлении человека и истории («Философия истории»). Дух просыпается в человеке в виде слова, речи, языка, в орудиях труда…

Гегель утверждает, что реально видел АД в образе Наполеона. Наиболее совершенным воплощением Д. Гегель считал не Наполеона и политиков (они оставались марионетками АД), а мыслителей и самого себя (как человека, который разгадал все хитрости АД), а также всех людей, которые перечитали «Науку логики». Дойдя до стадии конечного развития, Дух остановился и созерцает результаты своей активности à история останавливается на современной Гегелю стадии – буржуазной демократии в форме конституционной монархии. За эти выводы Гегель был назначен ректором Берлинского университета.

2). ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ

Диалектика – учение о развитии в наиболее общем виде. До Гегеля представления о развитии без ограничений было известно только то, что «всё течет». Заслуга Гегеля – конкретизация учения о развитии и превратил его в главный метод философского познания, создав «Диалектику Гегеля». Конкретизируя учения о развитии Гегель опирается на следующие принципы:



А). Развитие происходит по спирали, т.е. с повторением пройденных этапов на более высоком уровне;

Б). Развитие совершается как движение от абстрактного к конкретному;

В). Развитие совершается согласно трём законам диалектики Гегеля:

· закон единства и борьбы противоположностей;

· закон отрицания: предшествующие этапы развития не исчезают, а становятся источником последующих этапов, которые сменяются новыми этапами;

· закон перехода количественных изменений в качественные.

Диалектика Гегеля осталась недостаточно конкретной, так как она дает слишком общее описание явлений à является ретроспективной: ученый в своей конкретной области проводит исследования, опираясь на знания своей науки, но не привлекая законы Гегеля, и только потом можно сделать вывод, что конкретные закономерности его сферы соответствуют законам диалектики. Диалектика Гегеля нуждается в дальнейшей конкретизации.







Сейчас читают про: