double arrow

Образ оратора


В публичных выступлениях

Методы изложения материала

1. Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему.

2. Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному (от тезиса к его доказательствам).

3. Метод аналогии – изложение от частного к частному (переход от известного к новому, на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов, рассуждение и описание по аналогии с известным).

4. Ступенчатый метод – последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей.

5. Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности (разновидность ступенчатого).

6. Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному его рассмотрению.

Образ оратора – это система свойств личности, которая позволяет говорящему вызвать доверие аудитории, а речь делает более действенной, эффективной. Складывается она из многих качеств. А.К. Михальская выделяет следующие свойства:

а) Обаяние. Естественное поведение оратора сразу же располагает к нему слушателей. Ошибкой следует считать попытку говорящего перед аудиторией нарочито играть роль знающего, компетентного человека или наоборот – надевать на себя маску «своего парня». Как писал Аристотель, «речь человека должна соответствовать его возрасту, полу, национальности, темпераменту».




б) Артистизм. Внешне артистизм противопоставлен обаянию. Без творческой установки, без некоторой игры речевое общение теряет свою неповторимость, становится шаблонным, неестественным, механическим. Для оратора артистизм заключается в умении общаться с аудиторией непринужденно, легко, с некоторой игровой установкой. Особенно это необходимо оратору в публичной речи, а также любому, чья деятельность связана с речевой деятельностью, следует учиться играть самого себя в предлагаемых обстоятельствах.

в) Уверенность. Оратор, стоящий перед аудиторией, получает «право на речь». Это означает, что говорящий имеет определенную власть над слушающими. Следует повести аудиторию за собой – достойно сыграть роль «главного в ситуации». Уверенность оратора – это способность контролировать свои проявления, удерживать аудиторию и вести ее за собой.

г) Дружелюбие. Уверенность в поведении говорящего вовсе не означает, что оратор должен демонстрировать пренебрежение к аудитории. В любой ситуации следует находить возможность выказывать дружелюбие по отношению к слушателям: сделать пристойный комплимент, использовать в начале речи «дружескую увертюру», а также средства диалогизации. Если же ситуация такова, что аудитория изначально настроена враждебно, а вы тоже не чувствуете к ней никакого расположения, рекомендуется найти, разглядеть в конкретном человеке, слушающем вас, хотя бы одну черту, которая вам импонирует, даже если сам он вам несимпатичен, и говорить, словно обращаясь именно к этой черте, качеству.



д) Искренность. Искренность в данном смысле не что иное, как ораторская честность, то есть способность говорящего в любой ситуации не кривить душой. Заинтересованность, вера оратора в то, о чем он говорит, непременно передается слушателям. И даже если держащему речь не удалось убедить оппонентов, если адресат речи остался при своем мнении, проявляя искренность, вы обязательно сохраните доверие и уважение слушателей.

е) Объективность. С искренностью связана объективность оратора. Как бы оратор ни был убежден в своей правоте, всегда следует помнить, что существует и другое мнение, которое надо уважать. Старайтесь демонстрировать достоинства и сильные стороны другой точки зрения: вы не только покажете свою компетентность в вопросе, но и свою объективность. Не рекомендуется открыто и излишне эмоционально проявлять нетерпимость к чужому мнению.

ж) Увлеченность. Совершенно объективен тот факт, что сухая, неинтересная самому говорящему речь весьма трудно воспринимается любой, даже самой подготовленной аудиторией. И наоборот, оратор, увлеченный, как будто заново для себя открывающий хорошо известный ему вопрос, способен и зажечь своей речью, и показать, насколько интересен для познания ее предмет. Другая сторона увлеченности – избегание безвкусных, неинтересных тем: попросту не говорите о том, что вам самим кажется неинтересным.







Сейчас читают про: