double arrow

Предмет и объект риторики


ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ

Лекция № 4. ОСОБЕННОСТИ

Функционально-смысловые типы речи

Функционально-смысловые типы речи (ФСТР) – коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи, к числу которых традиционно относятся описание, повествование и рассуждение.

Развитие функциональной стилистики, специальное обращение ученых к проблеме ФСТР, привлечение в качестве объекта исследования всего многообразия общественно значимых функциональных разновидностей речи привело к вычленению подтипов внутри ФСТР, выделению новых типов речи. К ним следует отнести предписание и констатацию – типы речи, характерные в первую очередь для официально-деловых текстов.

ФСТР составляют доминанту одного или нескольких функциональных стилей (в результате анализа текстов можно убедиться, что в научной речи преобладают рассуждение и описание, в официально-деловой – предписание и констатация, в публицистической – повествование и рассуждение, в разговорной – повествование).

Суть любого ФСТР можно выразить в виде краткого определения и формулы:

Описание – это словесное изображение кого-либо или чего-либо:

Описание = Признак1 + Признак2 + Признак3…

Повествование– это рассказ о событиях. Создать текст-повествование – значит передать последовательность различных действий, событий:

Повествование = Событие1 + Событие2 + Событие3…

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли:

Рассуждение = Суждение1 + Суждение2 + Суждение3…

Предписание используется для выражения директив, рекомендаций:

Предписание = Указание1 + Указание2 + Указание3…

Констатацияреализует типовое коммуникативное задание удостоверения того или иного факта действительности вплоть до установления этого факта в статусе закона:

Констатация = Факт1 + Факт2 + Факт3…

План:

1. Предмет и объект риторики.

2. Виды ораторского искусства.

3. Последовательность подготовки к выступлению.

4. Логико-композиционное оформление ораторской речи.

5. Методы изложения материала в публичных выступлениях.

6. Образ оратора.

7. Взаимодействие оратора и аудитории.

В отечественной литературе встречается довольно значительный разброс мнений в определении того, что такое риторика. Наиболее характерным является взгляд на риторику как на науку об убеждении, о формах и методах речевого воздействия на аудиторию. Современная трактовка понятия «риторика» получила наиболее верное отражение в работах В. И. Аннушкина, А. К. Авеличева и С. И. Гиндина. Так, А. К. Авеличев во вступительной статье в книге «Общая риторика» дает такое определение: «Риторика — это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественного языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта» (Авеличев, А.К. Возвращение риторики (Предисловие) / А.К. Авеличев // Ж. Дюбуа, Ф. Эделин и др. Общая риторика. — М.: Прогресс, 1986. – 14 с.).

Вместе с тем, как замечает С. И. Гиндин, «учитывая практику риторических исследований последних десятилетий, целесообразно, по-видимому, закрепить за термином «риторика» два смысла — узкий и широкий. С одной стороны, у нас по-прежнему нет другого термина для названия комплексной науки, изучающей ораторское искусство. Оно — предмет «риторики» в узком понимании. С другой стороны, объектом риторики могут быть любые разновидности речевой коммуникации, но рассмотренные под углом зрения осуществления некоторого (для каждого жанра своего) заранее выбираемого воздействия на получателя сообщения. Иначе говоря, риторика есть наука об условиях и формах эффективной коммуникации» (Гиндин, С.И. Внутренняя организация текста (элементы теории и семантический анализ) / С.И. Гиндин. – Автореф. канд. дис. — М., 1972. – 24 с.).

В литературе по проблемам риторики существуют разные точки зрения на понятие «риторика» и понятие «красноречие», через которые очень часто определялась специфика риторики. Чаще всего красноречие определяется как природный дар человека. Но можно констатировать, что, как и любая человеческая способность, «красноречивость» развивается и совершенствуется, о чем свидетельствует опыт обучения риторике во многих странах мира.


Сейчас читают про: