double arrow

Рудько Александр Сергеевич


Вариант записи

Урок №30. Операторы ветвления в Basic.

Урок №31. Составление программ с использованием операторов ветвления. Два варианта решения задач.

Ранее мы рассматривали только те алгоритмы, в которых все действия совершаются одна за другим независимо ни от чего. Такие алгоритмы называются линейными. Для них характерна форма организации действий - последовательное выполнение.

Рассмотрим алгоритмы, в которых какое-либо действие совершается в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия.

Ветвление - это такая форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.

Простейшей командой, изменяющей естественный порядок выполнения программы, является команда GOTO (go to) (идти туда, перейти к…). Это команда имеет вид:

GOTO N, где N - номер строки программы

По этой команде компьютер переходит к выполнению команды с номером N.

Мы знакомы с двумя способами записи ветвлений – полной и неполной.

Ветвление в неполной форме

Да Нет

       
   
 
 





Q – здесь условие, а P – последовательность действий, которую надо выполнять в случае, когда условие верно. Ветвление в неполной форме записывается так:

Если Q то:

Р

Иначе - конец ветвления

Можно по разному перевести на язык BASIC эту форму записи. Если Р состоит из одного действия, то перевод такой:

IF Q THEN P

(слово if означает "если", а слово then "то"). Например:

10 IF X > 0 THEN Y = LOG (X)

20 ...

Если значение переменной х>0, то ЭВМ вычислит ln x и присвоит результат переменной Y, а затем будет выполняться команда с номером 20. Если же значение х не превосходит нуля, то сразу будет выполняться команда с номером 20.

Допустим теперь, что последовательность Р состоит из нескольких действий. Тогда неполная форма ветвления будет записываться сложнее.

Например: в Р содержатся 6 действий р1...р6, ветвление должно начинаться со 120 строки, а следующая после ветвления команда имеет номер 150. Это означает, что в случае невыполнения условия Q надо перейти к команде 150. в этой базовой структуре программа будет выглядеть так:

2 вариант записи:

Да Нет

       
   
 


.

.

.

           
 
 
   
   
 


120 IF NOT (Q) THEN GOTO 150

121 P1

122 Р2

. . . . .

126 P6

150 ...

Здесь NOT (Q) означает отрицание условие (Q), например NOT (x<y) означает x>y, а NOT (x=y) означает x<>y.

Отметим, что в строках вида: IF ... THEN GOTO N, где N номером строки, одно из слова GOTO или THEN можно не писать.

IF ... THEN N

IF ... GOTO N

IF ...THEN GOTO N

Означает одно и тоже

Например, алгоритм нахождения максимума из двух чисел



1. Запросить А, В

2. Присвоить М, значение А

3. Если М<В, то

4. Присвоить М значение В

5. Конец ветвления

6. Сообщить М

M max = a

 
 


Да Нет

 
 


Mmax = b

 
 


 
 


На языке BASIC:

10 INPUT A, B

20 M = A

30 IF M < B THEN M = B

40 PRINT M

50 END

Тот же алгоритм можно перевести на BASIC и иначе:

10 INPUT A, B
20 M = A

30 IF NOT M < B THEN 50

40 PRINT M

50 END

Покажите теперь, как записать на языке BASIC команду ветвления в полной форме:

Если Q то

P

Иначе:

Т

Конец ветвления Да Нет

       
   
 
 


Аналогично предыдущему, если Р и Т состоят из одного действия, то удобно переводить так:

IF Q THEN P ELSE T

Если же Р и Т из нескольких действий, то удобнее переводить следующим образом (для примера, пусть Р состоит из трех, Т - из четырех команд, ветвление начинается с 530 строки, следующая за ветвлением строка имеет номер 600).


530 IF Q THEN 536

531 T1

532 T2

533 T3

534 GOTO 600

535 P1

536 P2

537 P3

600 ...

Исполняя этот фрагмент ЭВМ выполнит команды Р1, Р2, Р3 если условие Q выполняется и команды Т1...Т4, если Q не имеет место. А затем, после выполнения соответствующей серии команд ЭВМ перейдет к выполнению команды записанной в строке 600.

Рассмотрим программы для вычисления значения функций по следующему правилу:

10 INPUT X

20 IF X>=2 THEN Y = SQR (X) ELSE Y = ABS (X)

30 PRINT "Y="; Y

40 END

можно записать эту программу и так:

10 INPUT X

20 IF X >= 2 THEN 50

30 Y = ABS (X)

40 GOTO 60

50 Y = SQR (X)

60 END

Практическая работа №16

Тема: "Решение задач с использованием оператора IF THEN GOTO" (1 вариант)



Задание №1

Найти максимальное из двух чисел a и b

Составить алгоритм, блок-схему и программу на языке BASIC

Задание №2

Составить алгоритм, блок-схему и программу на языке BASIC. Сделать анализ показателей деятельности Кошкинского райпо за 1998г., путем сравнения суммы доходов за отчетный год So с суммой доходов за прошлый год Sn, сделать вывод. Используйте таблицу показателей.

Практическая работа №17

Тема: "Решение задач с использованием оператора IF THEN GOTO" (2вариант)

Задание №1

Составьте алгоритм, блок-схему и программу на языке BASIC, используя операторы REM, IF THEN GOTO. Для расчета уровня динамики, если уровень динамики рассчитывается по формуле: D = (So/Sn) * 100%

D – показатель уровня динамики

So – сумма дохода за отчетный год в тыс. руб.

Sn – сумма доходов за прошлый год в тыс. руб.

Найдите разницу: R = D-100%

Если R – величина положительная, т.е. R>0, то уровень доходов за отчетный год увеличился на R%

Если R – величина отрицательная, т.е. R <0, то уровень доходов снизился на R%

Практическая работа №18

Тема: "Решение задач с использованием оператора IF THEN ELSE" (1вариант)

Задание №1

Составить алгоритм, блок-схему и программу на языке BASIC для нахождения значений функции Y

 
 


Y = если х< 2, если х >2

Задание №2

Составить алгоритм, блок-схему и программу на языке BASIC для нахождения значений функции Y

Y = x2 – если x <2

Y = 2x2 – если x>2

Практическая работа №19

Тема: "Решение задач с использованием оператора IF THEN ELSE" (2вариант)

Задание №1

Составить алгоритм, блок-схему и программу на языке BASIC для решения уравнения. Используя правило математики «делить на ноль нельзя»

Y = (x+8) / (x-5), если х = 5

Задание №2

Составить алгоритм, блок-схему и программу на языке BASIC для решения уравнения. Используя правило математики «делить на ноль нельзя»

Y = (х2 - 3х) / (х – 3) , если х = 3

Урок №36,Тема: Операторы цикла в языке BASIC. Составление программ с использованием операторов цикла

Ранее рассмотренные алгоритмы обладают общими свойствами при их выполнении каждое действие совершается один раз, но иногда необходимо один и тот же набор действий выполнять несколько раз.

Определение: циклом называется фрагмент алгоритма или программы, повторяющийся более одного раза.

Существуют циклы с заранее известным числом повторений (детермированный) и циклы, число повторений которое заранее не известно (итерационный).

Сформировать циклический процесс можно при помощи известных вам операторов IF и GOTO.

Цикл «Пока»

1. Итерационный цикл с заранее неизвестным числом вычислений

пока условие Q

повторять действие P

конец цикла

Цикл «Для каждого»

2. Детермированный цикл, когда заранее известно число повторений

Для каждого I от L до R

Для каждого I от L до R

Р

конец цикла по I

(I – счетчик цикла, L – начальное значение счетчика, R – конечное значение, Р – тело цикла)

На языке BASIC цикл для каждого оформляется

10 FOR I = L TO R

20 P

30 NEXT I

Обычное начальное значение счетчика меньше конечного, тогда STEP >0, но бывают случаи, когда начальное значение больше конечного, тогда STEP <0

Если STEP отсутствует, то по умолчанию ЭВМ берет шаг = 1.

Цикл выполняется до тех пор, пока счетчик не достигнет конечного значения. Оператор NEXT передает управление на заголовок цикла и только при достижении конечного значения выполняется NEXT.

Практическое значение №20

Тема: Решение задач с использованием оператора цикла FOR NEXT (детермированный) для нескольких райпо с использованием таблицы показателей деятельности

Задание №1

Используя таблицу показателей деятельности райпо за 1997 год рассчитайте выработку на одного рабочего в год для нескольких райпо: В = То / Q:

Т – товарооборот

Q – численность рабочих

Составьте циклическую программу, используя операторы цикла

Решение:

Итерационный цикл с заранее неизвестным числом вычислений.

Пусть требуются неоднократные вычисления В – выработки на одного рабочего в год. Для подсчета количества вычислений значений В используйте переменную целого типа N%. До начала вычислений ее значение должно быть равно нулю, N% = 0 Для хранения ответа пользователя «Да» или «Нет» на вопрос компьютера о необходимости продолжения вычислений используйте, например, переменную Т$.

       
 
   
    10 REM «Циклическая итерационная программа» 20 N% = 0 30 REM «Начало цикла» 40 INPUT To, Q 50 N% = N% +1 60 B = T / Q 70 PRINT N, T, Q, B 80 INPUT «Будем продолжать вычисления да или нет?»; T$ 90 IF T$ = «ДА» THEN GOTO 40 100 END
 


Практическое занятие №21

Тема: Решение задач с использованием операторов цикла (итерационный) для нескольких райпо с использованием таблицы показателей деятельности

Задание №1

Используя таблицу показателей деятельности райпо за 1997 год рассчитайте среднюю заработную плату на одного рабочего в год:

Sc = F / Q

Sc – средняя заработная плата

F – фонд заработной платы

Q – численность рабочих

Показатели численности рабочих, фонд заработной платы возьмите из таблицы.

Составьте для решения данной задачи алгоритм, блок-схему, программу на языке BASIC, используя операторы цикла.

Практическое занятие № 22

Тема: Составление и решение задач цикл в цикле

Задание №1

Вычислите значение функции sin x в интервале от -3 до 3 с шагом 0.5

y = sin x

Задание №2

Вычислите N! N принять с экрана. Составить алгоритм, программу

N! = 1 * 2 * 3 …N (K=K * I)

Практическое занятие №23

Тема: «Составление и решение задач цикл в цикле с символьными переменными

Задание №1

Вычислите значение 2 в степени N, N принять с экрана

(K = 2 ^ I)

Задание №2

Вычислите функцию у на отрезке от -2 до 10 с шагом 1

 
 


у =

Урок 42, 43. Тема: Графика в языке QBASIC

см. методическую разработку

Практическое занятие №24

Тема: «Составление линейных программ с использованием операторов графики LINE и PAINT (рисование флагов)

1. флаг Японии

10 SCREEN 7

20 LINE (10, 10) – (70, 50), 8, B

30 PAINT (20, 30), 7, 8

40 CIRCLE (40, 30), 10, 4

50 PAINT (40, 30), 4, 4

2. флаг Молдавии

10 LINE (10, 10) – (55, 40), 7, B

20 LINE (25, 10) – 25, 40), 7

30 LINE (40, 10) – (40, 40), 7

40 PAINT (20, 30), 9, 7

50 PAINT (30, 30), 14, 7

60 PAINT (50, 30), 4, 7

3. флаг Румынии

10 LINE (10, 50) – (55, 80), 7, B

20 LINE (25, 50,) – (25, 80), 7

30 LINE (40, 50) – (40, 80), 7

40 PAINT (20, 65), 1, 7

50 PAINT (30, 60), 14, 7

60 PAINT (50, 70), 4, 7

4. флаг Чехии

10 LINE (60, 10) – (100, 40), 7, B

20 LINE (60, 10) – (80, 25), 7

30 LINE (60, 40) – (80, 25), 7

40 LINE (80, 25) – (100, 25), 7

50 PAINT (65, 30), 1, 7

60 PAINT (80, 20), 15, 7

70 PAINT (90, 35), 4, 7

5. флаг России

10 LINE (60, 50) – (100, 80), 7, B

20 LINE (60, 50) – (100, 60), 7

30 LINE (60, 70) – (100, 70), 7

40 LINE (60, 80) – (100, 80), 7

50 PAINT (80, 55), 15, 7

60 PAINT (80, 65), 1, 7

70 PAINT (80, 75), 4, 7

6. флаг Бразилии

10 LINE (110, 10) – (150, 40), 7, B

20 LINE (115, 25) – (130, 35), 7

30 LINE (130, 15) – (115, 25), 7

40 LINE (130, 15) – (145, 25), 7

50 LINE (145, 25) – (130, 35), 7

60 CIRCLE (130, 25), 5, 7

70 PAINT (120, 15), 2, 7

80 PAINT (132, 19), 14, 7

90 PAINT (131, 26), 1, 7

7. флаг Швеции

10 LINE (10, 10) – (55, 45), 1, B

20 PAINT (30, 20), 1, 1

30 LINE (20, 10) – (25, 45), 14, B

40 PAINT (23, 20), 14

50 LINE (10, 25) – (55, 30), 14, B

60 PAINT (30, 27), 14

70 PAINT (15, 26), 14

Практическое занятие № 25

Тема: «Составление циклических программ с использованием LINE и PAINT

Задание №1.

Используя операторы графики составьте линейную программу для рисунка

Алгоритм решения

10 SCREEN 7

20 LINE (80, 20) - (20, 80), 4

30 LINE (160, 20) - (240, 60), 5, BF

40 LINE (80, 80) - (200, 160), 4, B

50 LINE (80, 120) - (140, 80), 3

60 LINE (140, 80) - (200, 120), 3

70 LINE (200, 120) - (140, 160), 3

80 LINE (140, 160) - (80, 120), 3

Задание №2

Для предложенного рисунка составьте линейную программу с использованием операторов графики LINE, PAINT, SCREEN

Алгоритм решения задачи

10 SCREEN 7

20 LINE (100, 50) - (200, 80), 2, B

30 LINE (100, 80) - (200, 110), 2, B

40 LINE (100, 110) - (200, 140), 2, B

50 LINE (100, 50) - (200, 80), 2

60 LINE (100, 110) - (200, 80), 2

70 LINE (100, 110) - (200, 140), 2

80 PAINT (180, 70), 3, 2

90 PAINT (120, 70), 4, 2

100 PAINT (120, 100), 6, 2

110 PAINT (180, 100), 7, 2

120 PAINT (180, 120), 8, 2

130 PAINT (120, 130), 9, 2

Практическое занятие №26

Тема: Составление линейных программ с использованием операторов CIRCLE и PAINT (рисование дуг, овалов)

Для предложенного рисунка составьте линейную программу с использованием операторов графики CIRCLE, PAINT, SCREEN

Алгоритм решения задачи

"Цветок"

10 SCREEN 7

20 CIRCLE (70, 120), 10, 14

30 CIRCLE (70, 90), 20, 4, 4.71, 1.57, 2

40 CIRCLE (70, 90), 20, 4, 1.57, 4.71, 2

50 CIRCLE (70, 150), 20, 4, 4.71, 1.57, 2

60 CIRCLE (70, 150), 20, 4, 1.57, 4.71, 2

70 CIRCLE (40, 120), 20, 4, 3.14, 6.28, .5

80 CIRCLE (40, 120), 20, 4, 6.28, 3.14, .5

90 CIRCLE (100, 120), 20, 4, 3.14, 6.28, .5

100 CIRCLE (100, 120), 20, 4, 6.28, 3.14, .5

110 CIRCLE (70, 120), 80, 2, 6.28, 1.57, 4

Практическое занятие №27

Тема: Составление циклических программ с использованием операторов CIRCLE и PAINT

Для предложенного рисунка составьте линейную программу с использованием операторов графики CIRCLE, PAINT, SCREEN

Алгоритм решения задачи

"Зонт"

10 SCREEN 7

20 CIRCLE (220, 140), 80, 1, 6.28, 3.14

30 CIRCLE (160, 140), 20, 1, 6.28, 3.14, .5

40 CIRCLE (200, 140), 20, 1, 6.28, 3.14, .5

50 CIRCLE (240, 140), 20, 1, 6.28, 3.14, .5

60 CIRCLE (280, 140), 20, 1, 6.28, 3.14, .5

70 CIRCLE (180, 100), 10, 5

80 CIRCLE (220, 90), 10, 7

90 CIRCLE (220, 120), 10, 6,

100 CIRCLE (270, 110), 10, 11

110 LINE (220, 140) - (220, 180), 1

120 CIRCLE (210, 180), 10, 1, 3.14, 6.28

Практическое занятие №28

Тема: Составление линейных программ с использованием операторов DRAW и PAINT

Для предложенных рисунков составьте линейные программы с использованием операторов графики DRAW, PAINT, SCREEN

Алгоритм решения задачи

"Утка"

10 SCREEN 7

20 DRAW "C5 BM 10,80 D70 R10 D10 R10 D10 R10 D10 R60 U10 R50 U10 R10 U10 R10 U50 L10 U20 L20 U20 R20 U10 R20 U10 L30 U10 L10 U10 L30 D10 L10 D10 L10 D20 R10 D10 R10 D20 L60 D10 L20 U10 L10 U10 L10"

30 DRAW "C14 BM 130,50 U10 R10 D10 L10"

40 END

"Робот"

10 SCREEN 7

20 DRAW "C12 BM 110,90 D60 R20 U30 R20 D70 L20 D20 R40 U70 R10 D70 R40 U20 L20 U70 R20 D30 R20 U60 L50 U20 R20 U40 L70 D40 R20 D20 L50"

30 DRAW "C12 BM 140,30 E10 R70 G10"

40 DRAW "C12 BM 220,30 D40 G10"

50 DRAW "C12 BM 110,90 E10 R40"

60 DRAW "C12 BM 200,70 D10 G10"

70 DRAW "C12 BM 200,80 R50 G10"

80 DRAW "C12 BM 250,80 D60, G10"

90 DRAW "C12 BM 210,120 D60 G10"

100 DRAW "C12 BM 210,180 R20 D20 G10"

110 DRAW "C12 BM 230,180 G10"

120 DRAW "C12 BM 140,120 D20, G10"

130 DRAW "C12 BM 130,190 E10 R10"

140 DRAW "C12 BM 170,210 E10"

150 END

Практическое занятие №29

Тема: Составление линейных программ с использованием операторов DRAW и PAINT, CIRCLE, LINE

Для предложенных рисунков составьте линейные программы с использованием операторов графики DRAW, PAINT, CIRCLE, LINE, SCREEN

Алгоритм решения задачи

"Крокодил"

10 SCREEN 7

20 DRAW "C2 BM 10,60 D5 F5 E5 F5 E5 F5 E5 F5 E5 R5 D10 H5 G5 H5 G5 H5 G5 H5 G5 D5 R40 G5 R10 E5 R30 G5 R10 E5 R30 E40 L15 G5 L5 D5 L5 G10 L20 H5 G5 H5 G5 H5 G5 L15 H10 D10 L40 H5 G5"

30 CIRCLE (65,60), 2,4

"Кошка"

10 DRAW "C9 BM30,40 D40 R20 D70 R30 U20 L20 U20 R30 D40 R30 U20 L10 U40 R10 D10 R20 D10 R20 U10 R20 U10 R10 U60 L10 D10 L10 D10 L10 D10 L40 U10 L10 U10 L10 D50 L60 U50 R10 U10 R20 U10 L30 D10 L10 D10 L10 D10 L10"

20 CIRCLE (140, 70), 7, 5

30 CIRCLE (180, 70), 7, 5

40 CIRCLE (160, 80), 5, 15, 6.28, 3.14, .5

50 CIRCLE (160, 80), 5, 15, 3.14, 6.28, .5

60 CIRCLE (160, 100), 7, 4

70 PSET (160, 100)

Практическая работа №30

Тема: Составление циклических программ с использованием операторов графики (RND)

"Окружности"

10 PRINT "круги"

20 INPUT "введите количество окружностей"; n

30 CLS: SCREEN 7

40 FOR K=1 TO n

50 X = RND * 300

60 Y = RND * 180

70 C = RND * 15

80 r = RND * 10

90 CIRCLE (x, y), r, c

100 PAINT (x, y), c, c

110 NEXT K

120 END

"Точки"

10 PRINT "точки"

20 INPUT "введите количество точек"; n

30 CLS: SCREEN 7

40 FOR K=1 TO n

50 X = RND * 300

60 Y = RND * 180

70 C = RND * 15

80 PSET (x, y), C

90 NEXT K

100 END

"Линии"

10 PRINT "Линии"

20 INPUT "введите количество линий"; n

30 CLS: SCREEN 7

40 FOR K=1 TO n

50 X = RND * 300

60 Y = RND * 180

70 C = RND * 15

80 LINE (x1, y1) - (x2, y2), C

90 NEXT K

100 END

"Прямоугольники"

10 PRINT "прямоугольники"

20 INPUT "введите количество прямоугольников"; n

30 CLS: SCREEN 7

40 FOR K=1 TO n

50 X = RND * 300

60 Y = RND * 180

70 C = RND * 15

80 LINE (x1, y1) - (x2, y2), C

90 NEXT K

100 END

Практическое занятие №31

Тема: Составление программ с ветвлением и циклом для операторов графики (LINE, PAINT)

Практическое занятие №32

Тема: Составление программ с ветвлением и циклом для операторов графики (CIRCLE и PAINT)

Практическое занятие №33

Тема: Построение графиков функций квадратной и кубической парабол

"Квадратная парабола"

SCREEN 7

WINDOW (-10, 10)-(10, -10)

LINE (-10, 0)-(10, 0)

LINE (0, 10)-(0, -10)

FOR X = -10 TO 10 STEP .01

Y = X ^ 2

PSET (X, Y), 4

NEXT X

"Кубическая парабола"

SCREEN 7

WINDOW (-10, 10)-(10, -10)

LINE (-10, 0)-(10, 0)

LINE (0, 10)-(0, -10)

FOR X = -10 TO 10 STEP .01

Y = X ^ 3

PSET (X, Y), 5

NEXT X

Практическое занятие №34

Тема: Построение графиков тригонометрических функций

Задание №1

Построить графики тригонометрических функций

y = sin x

y = cos x

y = tan x

Алгоритм решения задачи:

10 SCREEN 9

20 WINDOW (-10, 10)-(10, -10)

30 LINE (-10, 0)-(10, 0)

40 LINE (0, 10)-(0, 10)

50 FOR X = -10 TO 10 STEP .01

60 Y = SIN(X)

70 PSET (X, Y), 4

80 NEXT X

90 FOR X = -10 TO 10 STEP .01

100 Y = TAN(X)

110 PSET (X, Y), 10

120 NEXT X

130 FOR X = -10 TO 10 STEP .01

140 Y = COS(X)

150 PSET (X, Y), 6

160 NEXT X

Задание №2

Построить графики функций y = x^2, y = x ^3, при у = х, если х >=0

y = , если х <0

Алгоритм решения задачи:

10 SCREEN 9

20 WINDOW (-10, 10)-(10, -10)

30 LINE (-10, 0)-(10, 0)

40 LINE (0, 10)-(0, -10)

50 FOR x = -10 TO 10 STEP .01

60 y = x ^ 2

70 PSET (x, y), 15

80 NEXT x

90 FOR x = -10 TO 10 STEP .01

100 y = x ^ 3

110 PSET (x, y), 3

120 NEXT x

130 FOR x = -10 TO 10 STEP .01

140 IF x >= 0 THEN y = SQR(x) ELSE y = -x

150 PSET (x, y), 2

160 NEXT x

Практическое занятие №35

Тема: Составление линейных программ и блок-схем (подготовка к зачетному занятию)

Практическое занятие №36

Тема: Операторы ветвления, циклы, графики. Составление программ (подготовка к зачетному занятию)

Практическое занятие №37

Зачетное занятие

Вопросы для подготовки к зачетному занятию:

1. Программа облочка NC, основное назначение (NORTON COMMANDER)

2. Понятие каталога, имя каталога, правила задания имен каталогов.

3. Понятие файл, имя файла, правила задания имен файла.

4. Имена дисководов, правила задания имен для дисководов.

5. Алгоритмизация. Понятие алгоритма. Основные свойства алгоритмов.

6. Язык программирования BASIC, поколения языка. Алфавит языка, основные языковые конструкции.

7. Правила записи операций с переменными из программирования BASIC.

8. Правила представления тригонометрических функций. Правила представления чисел в BASIC.

9. Основные команды языка программирования BASIC. Действия "присвоить", "запросить", "пусть", правила записи с комментарием и без комментариев.

10. Символьные переменные и операции с ними (сложение двух слов, операции выделения части слова MID$ (...a,b).

11. Блок-схемы. Линейные, разветвляющиеся и циклические (цикл "До", цикл "Пока" и цикл с "Параметром").

12. Операторы ветвления IF ...THEN ... ELSE два варианта записи.

13. Операторы ветвления IF ... THEN... GOTO два варианта записи.

14. Понятие цикл. Виды циклов (итерационные, детермированные).

15. Операторы цикла искусственный цикл. Цикл с параметрами (FOR ... NEXT...WHILE).

16. Операторы графики. Операторы рисания точки.

17. Оператор рисования отрезка.

18. Оператор рисования прямоугольника и квадрата.

19. Оператор рисания закрашенного прямоугольника.

20. Оператор рисования окружности.

21. Оператор рисования эллипса сжатого по оси х.

22. Оператор рисования эллипса сжатого по оси у.

23. Оператор закрашивания внутренней поверхности.

24. Оператор вычерчивания дуг.

25. Оператор рисования пером.

26. Построение графиков функций тригонометрических и арифметических.

Урок №58 Тема: ОС WINDOWS.

Информационные процессы в управлении организацией.

1. Понятие, значение и требования к информационным ресурсам организации.

2. Информационные системы и технологии, их классификация

3. Особенности информационных технологий

1.

Федеральный закон об информации, информатизации и защиты информации определяет информацию как организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления на основе формулирования и использования информационных ресурсов.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов и массивы в информационных системах.

Особенности информационных ресурсов:

1. Своевременность

2. Достоверность

3. Достаточность

4. Адресность

5. Правовая корректность

6. Многократность использования

7. Высокая скорость сбора, обработки и передачи

Проблемы:

1) Затраты, связанные с подготовкой информационных ресурсов в организации

2) Эффективность использования ресурсов, в процессе управленческой деятельности в предприятии

Формирование информационных ресурсов на предприятии

финансовая информация

Бизнес бизнес экологическая информация

Проц. Проц.

       
   
 
 


Политико-социальная информация

Социально-культурная информация

2.

Современные развитие общества приводит к возрастанию объёма и усложнению задач, решаемых в области организации производства, процессов планирования и анализа, финансовые работы, связей с поставщиками и потребителями продукции, оперативное управление которыми не возможно без организации автоматизированной информационной системой.

Автоматизированная информационная система – совокупность информации экономико-математических методов и моделей, технических и программных, других технологических средств, и специалистов, предназначено для обработки информации и принятия управленческих решений.

АИС позволяет:

1) Повышать степень обоснованности принимаемых решений

2) Обеспечивать своевременность принятия решений

3) Добиваться роста эффективности управления за счёт своевременного предоставления информации руководителям всех уровней предприятия

4) Согласовывать решения, принимаемые на различных уровнях управления и в различных структурных подразделениях

5) Обеспечивать рост производительности труда, сокращения непроизводственных потерь за счёт информированности управленческого персонала о текущем состоянии экономического объекта

Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, направленный на достижение поставленной цели.

АИС

Уровень государственного управления виды процессов управления

- ИС федерального назначения - ИС управления техническим процессом

- территориальные ИС - ИС управления организационным технологическим процессом

- муниципальные ИС - ИС организации управления

- интегрированные ИС

- корпоративные ИС

- ИС научных исследований

- обучающие ИС

Степень автоматизации информационных процессов

- автоматизированные ИС

- автоматические ИС

Особенности информационных систем в различных организациях.

1. Малый бизнес

АРМ АРМ

АРМ сервер

АРМ – автоматизированное рабочее место

2. Средний бизнес

АРМ СЕРВЕР АРМ

СЕРВЕР СЕРВЕР

АРМ СЕРВЕР АРМ

Коммуникационная среда

Интернет АРМ АРМ

3. Крупный бизнес

АРМ СЕРВЕР АРМ

СЕРВЕР СЕРВЕР

АРМ Интернет АРМ

АРМ АРМ СЕРВЕР

Информационные связи в корпоративных системах.

Как показывает мировая практика малые предприятия обладают по сравнению с крупными рядом преимуществ:

1. Гибкость и оперативность действия, лёгкая приспосабливаемость (адаптация) к местным условиям.

2. Возможностью к более быстрой реализации идей

3. Высокой оборачиваемостью капитала

4. Невысокими расходами по управлению, что характеризуется достаточно простой организацией на таком предприятии АИС.

Однако, в условиях современных рыночных отношений широкое распространение получил крупный бизнес.

Основные преимущества крупного бизнеса заключаются в следующем:

1. Снижение издержек производства и сбыта продукции

2. Внедрение информационных технологий, позволяющие решать сложные задачи.

Корпоративная вычислительная сеть – это интегрированная многомашинная распределённая система одного предприятия, имеющая территориальную рассредоточенность, состоящая из взаимодействующих локальных вычислительных систем, структурных подразделений и подсистемы связи для передачи информации.

ИСФЗ

ИС решения функциональных задач

ИС поддержки принятия решений Базируется на информационных технологиях

Информационные технологии:

- математическое обеспечение

- лингвистическое обеспечение

- правовое обеспечение

-программное обеспечение

- техническое обеспечение

- эргономическое обеспечение

- информационное обеспечение

Информационное обеспечение – представляет собой совокупность проектных решений по объёмам, размещению, формами организации информации, циркулирующей в информационной системе.

Лингвистическое обеспечение – объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка в ходе общения пользователей со средствами вычислительной техники.

Техническое обеспечение – представляет собой комплекс технических средств обеспечивающих работу информационных технологий.

Программное обеспечение – включает в себя совокупность программ, реализующих функции и задачи информационных систем и обеспечивающих устойчивую работу комплекса технических средств.

Математическое обеспечение – совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач и в процессе автоматизации проектировочных работ.

Правовое обеспечение – представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при использовании и внедрении информационных систем.

Эргономическое обеспечение – совокупность методов и средств, предназначенных для создания оптимальных условий высококачественной работы человека.

Под бизнес-инжинирингом понимается выполнение комплекса проектировочных работ по разработке методов и процедур управления бизнесом, когда без изменения принятой структуры управления бизнесом, когда без изменения принятой структуры управления в организации достигается улучшение её финансового состояния.

Модель взаимодействия Миссия предприятия Бизнес потенциал Функционал

с внешней средой

Потоковые модели Модель структурных данных

       
   
 


Матрица коммерческой ответственности Матрица функциональной ответственности

Надо

Могу

Хочу

Компоненты менедж. этапы управления цикла Структура Финансы Учёт Персонал
Сбор информации        
Выработка решений       Иванов
Реализация        
Контроль        
Анализ        

Реинжиниринг направлен на перепроектирование действующей системы управления и создание на базе интегрированной информационной системы новой технологии управления бизнесом.

Информационное обеспечение организации.

1. Вне машинное ИО, делопроизводство

2. Внутренне машинное ИО

1. Вне машинное ИО - это бумажные документы организационного правового, распорядительного, справочного, и другого характера, циркулирующие в организации.

С целью организации работы с документами в организации создаётся делопроизводство.

Управленческие документы представлены следующими основными видами документации:

1. Организационно – правовая документация

2. Плановая документация

3. Распорядительная документация

4. Информационно – справочная и справочно – аналитическая документация

5. Отчётная документация

6. Договорная документация

7. Документация по обеспечению кадрами

8. Документация по обеспечению финансами

9. Документация по материально – техническому обеспечению

10. Документация по информационному обеспечению деятельности учреждения

Очень важно организовать правильную работу получения, отправку и хранение документов.







Сейчас читают про: