double arrow

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ. 1. Перечислите поколения развития ИС


1. Перечислите поколения развития ИС.

2. Какие средства вычислительной техники были положены в основу первого поколения ИС?

3. В чем кардинальное отличие ИС второго поколения от ИС первого поколения?

4. Укажите основную движущую силу перехода к ИС третьего поколения.

5. Перечислите основные особенности ИС четвертого поколения.


1.5. Классификация ИС

Автоматизированные информационные системы разнообразны и могут быть классифицированы по ряду признаков (рис. 1.2).

Так как классификация систем по сфере функционирования объекта управления очевидна, рассмотрим следующие признаки. По видам процессов управления автоматизированные информаци­онные системы подразделяются на:

АИС управления технологическими процессами – это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологически­ми устройствами, станками, автоматическими линиями.

АИС управления организационно-технологическими процессами представляют собой многоуровневые системы, сочетающие АИС управления технологическими процессами и АИС управления предприятиями.

Для АИС организационного управления объектом служат произ­водственно-хозяйственные, социально-экономические функцио­нальные процессы, реализуемые на всех уровнях управления эко­номикой, в частности:

• банковскиеАИС;

• АИС фондового рынка;

• финансовые АИС;

• страховые АИС;

• налоговые АИС;

• АИС таможенной службы;

• статистические АИС;

• АИС промышленных предприятий и организаций (особое ме­сто по значимости и распространенности в них занимают бухгалтерские АИС) и др.

 
 


Рис. 1.2.

АИС научных исследований обеспечивают высокое качество и эффективность межотраслевых расчетов и научных опытов. Методической базой таких систем служат экономико-математичес­кие методы, технической базой – самая разнообразная вычис­лительная техника и технические средства для проведения экс­периментальных работ моделирования. Как организационно-технологические системы, так и системы научных исследований могут включать в свой контур системы автоматизированного проектирования работ (САПР).

Обучающие АИС получают широкое распространение при под­готовке специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников разных отраслей.

В соответствии с третьим признаком классификации выделяют отраслевые, территориальные и межотраслевые АИС, которые од­новременно являются системами организационного управления, но уже следующего – более высокого уровня иерархии.

Отраслевые АИС функционируют в сферах промышленного и агропромышленного комплексов, в строительстве, на транспорте. Эти системы решают задачи информационного обслуживания ап­парата управления соответствующих ведомств.




Территориальные АИС предназначены для управления админи­стративно-территориальными районами. Деятельность террито­риальных систем направлена на качественное выполнение управленческих функций в регионе, формирование отчетности, выдачу оперативных сведений местным государственным и хо­зяйственным органам.

Межотраслевые АИС являются специализированными система­ми функциональных органов управления национальной экономи­кой (банковских, финансовых, снабженческих, статистических и др.). Имея в своем составе мощные вычислительные комплексы, межотраслевые многоуровневые АИС обеспечивают разработку экономических и хозяйственных прогнозов, государственного бюд­жета, осуществляют контроль результатов и регулирование деятельности всех хозяйств, а также контроль и распределение ресурсов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Как классифицируются АИС по видам процессов управления?
  2. Дайте определение АИС управления технологическими процессами.
  3. Дайте определение АИС управления организационно-технологическими процессами.
  4. Перечислите основные АИС организационного управления.
  5. Перечислите основные АИС по уровням управления.

1.6. Последовательность разработки ИС

Важнейшим понятием для ИС является жизненный цикл– интервал времени от момента зарождения замысла до момента «утилизации» последствий его реализации. Жизненный цикл (ЖЦ) разбит на стадии, для которых характерны длительность (временной интервал), содержание работ, состав требуемых ресурсов:



1. Спецификация состава, структуры и характеристик компонентов ИС.

2. Проектирование компонентов ИС.

3. Эксплуатация ИС.

4. Сопровождение ИС.

5. Утилизация ИС.

Последовательность разработки ИС приведена в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Код стадии Стадии Код этапа Этапы работ
Формирова-ние требова-ний к ИС 1.1 Обследование объекта и обоснование необходимости создания ИС
1.2 Формирование требований пользователей к ИС.
1.3 Оформление отчета о выполненной работе и заявки на разработку ИС (тактико-техническое задание)
Разработка концепции ИС 2.1 Изучение объекта
2.2 Проведение необходимых научно-исследовательских работ
2.3 Разработка вариантов концепции ИС, удовлетворяющих требованиям пользователей
2.4 Оформление отчета о выполненной работе
Техническое задание 3.1 Разработка и утверждение технического задания на создание ИС
Эскизный проект 4.1 Разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям
4.2 Разработка документации на ИС и ее части
Технический проект 5.1 Разработка проектных решений по системе и ее частям
5.2 Разработка документации на ИС и ее части
5.3 Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования ИС и (или) технических требований на их разработку
5.4 Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации
Рабочая документация 6.1 Разработка рабочей документации на систему и ее части
6. Разработка или адаптация программ
Ввод в действие 7.1 Подготовка объекта автоматизации к вводу ИС в действие
7.2. Подготовка персонала
7.3 Комплектация ИС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами и информационными изделиями)
7.4 Строительно-монтажные работы
7.5 Пусконаладочные работы
7.6 Проведение предварительных испытаний
    7.7 Проведение опытной эксплуатации
7.8 Проведение приемочных испытаний
Сопровождение 8.1 Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами
8.2 Послегарантийное обслуживание

Наиболее динамичная часть ИС – это программное обеспечение (ПО), которое может быть как «покупным», так и разрабатываемым «под заказ». Процесс разработки ПО включает: анализ и спецификацию требований к ПО, проектирование архитектуры ПО, детальное проектирование ПО; кодирование ПО; тестирование и отладку ПО; установку и приемку ПО. При разработке ПО используются каскадная и спиральная модели ЖЦ ПО.

1. Каскадная модель, разработана в 70-е годы 20 века. Каждая стадия должна заканчиваться получением результатов, являющихся исходными данными для выполнения работ следующей стадии, переход на следующую стадию выполняется последовательно, после завершения всех работ предыдущей стадии. Документирование работ каждой стадии выполняется как на предварительной, так и на окончательной фазе их выполнения. Каскадная модель идеально подходит для небольших, «монолитных» проектов, не имеющих развитой структуры, и не подходит для структурно-сложных или многокомпонентных проектов. Проекты, отличающиеся новизной или неопределенностью своих требований, не могут быть жестко регламентирована на всех стадиях ЖЦ ИС. В реальных разработках выполняются возвраты к предыдущим стадиям, вносятся коррективы и вновь повторяются стадии ЖЦ.

2. Спиральная модель разработки ПО появилась в 80-е годы 20 века, обеспечивает итерационный подход, постепенное уточнение требований и спецификаций ПО; структурную организацию ПО; использование «прототипов» для ПО. В рамках спиральной модели разработан специальный подход к разработке ПО – «быстрая разработка приложений» (Rapid Application Development – RAD), ориентированный на создание готовых частей ПО на основе прототипов, получаемых с использованием CASE-технологий.

Методы проектирования ИС реализуется через технологию проектирования, которая определяется как «совокупность технологических операций проектирования в их последовательности и взаимосвязи». Существует две концепции разработки проекта ПО (см. рис. 1.3. и рис. 1.4):

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7