Основным преимуществом фреймов как модели представления знаний является их способность отражать концептуальную основу организации памяти человека, а также гибкость и наглядность

Рис. 6.4.2. Сеть фреймов

Рис. 6.4.1. Семантическая сеть

Достоинствами сетевых моделей являются: большие выразительные возможности; наглядность системы знаний, представленной графически; близость структуры сети, представляющей систему знаний, семантической структуре фраз на естественном языке; соответствие современным представлениям об организации долговременной памяти человека. К недостаткам можно отнести то, что сетевая модель не содержит ясного представления о структуре предметной области, которая ей соответствует, поэтому ее формирование и модификация затруднительны; сетевые модели представляют собой пассивные структуры, для их обработки используется специальный аппарат формального вывода. Проблема поиска решения в базе знаний типа семантической сети сводится к задаче поиска фрагмента сети, соответствующего некоторой подсети поставленной задачи, что, в свою очередь, говорит еще об одном недостатке модели – сложности поиска вывода на семантических сетях.

Сетевые модели являются наглядным и достаточно универсальным средством представления знаний. Однако их формализация в конкретных моделях представления, использования и модификации знаний представляет достаточно трудоемкий процесс, особенно при наличии множественных отношений между понятиями.

Термин фрейм (от анг. frame – каркас, рамка) предложен для обозначения структуры единицы знаний, которую можно описать некоторой совокупностью понятий, для ее пространственного восприятия. Фрейм имеет определенную внутреннюю структуру, состоящую из совокупности элементов, называемых слотами. Каждый слот, в свою очередь, представляется определенной структурой данных, процедурой, или может быть связан с другим фреймом. Фреймовая модель представляет собой систематизированную в виде единой теории технологическую модель памяти человека и его сознания. В отличие от других моделей во фреймах фиксируется жесткая структура.

Важным свойством фреймов является наследование свойств, заимствованных из теории семантических сетей. Наследование происходит по АКО – связям (A-Kind-Of= это). Слот АКО указывает на фрейм более высокого уровня иерархии, откуда неявно наследуется, т.е. переносятся значения аналогичных слотов. Например, в сети фреймов на рис. 4.4.2. «конструктор» наследует свойства фреймов «инженер» и «человек», которые стоят на более высоком уровне иерархии. Модель фреймов достаточно универсальна, позволяет отобразить все многообразие знаний о мире через:

· Фреймы – структуры, для обозначения объектов и понятий (лекция, конспект, кафедра);

· Фреймы – роли (студент, преподаватель, декан);

· Фреймы – сценарии (сдача экзамена, празднование именин, получение стипендии);

· Фреймы – ситуации (тревога, рабочий режим учебного дня) и др.

Человек

  АКО   умеет
млекопитающее
Инженер

    АКО     Возраст   Имеет
Конструктор

             
   
человек
 
 
мыслить
 
   
От 22 лет
 
 
   
Высшее техническое образование
 


Обобщая анализ моделей представления знаний, можно сделать следующие выводы:

· Нельзя дать универсальных рекомендаций по выбору модели. Этот выбор определяется возможностью и удобством представления исследуемой предметной области с учетом необходимости использования знаний.

· Наиболее мощными являются смешанные модели представления знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: