Тема 2.1. Феномен российского постмодернизма

Раздел 2. Литература 1990-2000 гг.

Тема 1.3. Литература в эпоху перестройки

Тема 1.2. Литературный андеграунд 1970-1980 гг

Содержание учебного курса

Раздел 1. Литература 1970-1980 гг. как прообраз современной литературы

Тема 1.1. Литература 1970-х годов: проблема нового художественного языка

Изменение ценностного поля советского общества. Повседневность как основное пространство существования. Семья и работа: изменение приоритетов. Пространство частной жизни. Категория жизненного успеха. Драматургия А. Вампилова. Изменения в структуре драматургического конфликта. Новый тип героя. Ю.Трифонов – историк современности. История и быт в «городских повестях». Роль бытовой детали. Средний человек как фокус видения. Проблема авторской позиции. Рассказы В. Маканина. Сюжет как история частной жизни. Тяготение к архетипическим моделям. Анализ рассказа «Ключарев и Алимушкин». Образ среднего человека-горожанина. Экзистенциальная постановка нравственных проблем. Человек как функция судьбы. Повествователь как свидетель. Повести «Отдушина» и «Река с быстрым течением». Образ «отдушины», «норы», «лаза»: лакуна восстановления личностной идентичности. Повесть «Стол, покрытый сукном с графином посередине» (1995) как притчевый образ судилища. Сглаживание примет эпохи как способ постановки антропологических проблем. Одиночество как антропологическая характеристика современного человека.

Социально-философские проблемы научной фантастики. Творчество бр. Стругацких. Прблема тоталитарного общества в творчестве Стругацких. Возможность контакта с иным и проблема нравственной ответсвенности. Фантастическая литература сегодня.

Возникновение другой литературы.История понятия «другая литература». Поиск нового художественного языка. Работа с советской мифологией. Повесть В. Аксенова «Затоваренная бочкотара» (1969) как одно из первых произведений «другой литературы». Новая концепция реальности. Слово-миф и сюжет произведения. Игровое овладение миром. Направления внутри «другой литературы»: аналитическая проза, фантастический реализм, мифологический реализм. История альманаха «Метрополь» (1978). Принцип эстетического плюрализма. Состав авторов. Концепция «неуютности культуры» (Л.Баткин) как новая эстетическая позиция. Многообразие дискурсивных практик. Скандал вокруг «Метрополя». Анализ рассказа В. Ерофеева «Едрена Феня».

«Колымские рассказы» В.Шаламова и начало новой прозы. Жанровая природа «Колымских рассказов». Критика классического гуманизма. «Литература» и опыт колымских лагерей («Боль», «Шерри бренди», «Марсель Пруст»). Концепция письма как документа. Проблема вымысла. Проблема ответственности художника. Художественное время и пространство рассказов. Повествователь и герой в рассказах В.Шаламова. Эссе «О прозе».

Неподцензурная поэзия. Основные направления и имена.«Лианозовцы». Творчество И.Холина. Темы и стиль. Классические формы в советском мире: поэзия Г.Сапгира. «Конкретизм». Поэзия Вс.Некрасова. «Лианозовцы» и современная актуальная поэзия.

Поэзия Т. Кибирова. Жанровая игра. Центонность. Работа с советским литературным пространством. Лирический герой. Культ мещанства как вызов советскому проекту.. Советская история в цикле «Сквозь прощальные слезы». Послания. Поэмы Кибирова. Своеобразие лирического сюжета.

Борьба идей. Роль литературно-художественных журналов. Социальный критицизм. Литература о «белых пятнах советской истории». Художественная проза как другая история. «Культовые произведения». Феномен возвращенной литературы. «Шестидесятники» и «восьмидесятники». Споры о будущем литературы. Альманах В. Ерофеева «Русские цветы зла». Принцип подбор текстов. Стилевое многообразие.

Жанр антиутопии в перестроечную эпоху. Споры вокруг моделей прошлого и будущего. Антиутопии Е.Замятина, А.Планова, бр.Стругацких, О.Хаксли, Дж. Оруэла, В.Войновича и др. в контексте идейной борьбы перестройки.

Концепция сопротивления в романе Ю.Домбровского «Факультет ненужных вещей.

Российкая рок-поэзия. Темы и образы в творчестве Б.Гребенщикова, М.Науменко, В.Цоя, Э.Шклярского, Е.Летова и др.

История понятия «постмодернизм». Постмодернизм как характеристика культурного периода. Постмодернизм как художественный код. Постмодернизм «западный» и «российский». Теоретические «версии» российского постмодернизма. Концепции М. Липовецкого, В. Курицина, М. Эпштейна, В. Линецкого, Б. Гройса, М. Берга, И. Яркевича. Русский постмодернизм как деконструкция соцреализма. Постмодернизм как завершение проекта модернизма. Постмодернизм и авангард. Вопрос о границах русского постмодернизма. Художественные течения русского постмодернизма. «Образцовые» тексты «героического периода» (В. Курицын) «российского постмодернизма. Поэма Вен. Ерофеева «Москва- Петушки». Жанровое своеобразие. Композиция. Образ Венички. Символика пьянства. Трагикомическое изображение советского семиотического пространства. Проблема карнавальности поэмы. Мотивы «двойничества». Христианская символика. А. Битов «Пушкинский дом». История создания. Жанровая природа. Интертекстуальность. Образ «романиста». Многовариантность сюжета. Образ Левы Одоевцева и система персонажей романа. Литературоведение как материал романа. Функции комментария. Литература и жизнь в повести Вяч. Пьецуха «Новая московская философия». «Большая история» и «частная жизнь» в прозе Евг. Попова. Постмодернизм и «метафизика» в прозе Вик. Ерофеева. Роман «Русская красавица». «Поток сознания». Художественная функция эротики. Тело как метафора души. Трилогия И.Яркевича «Как я и как меня». Метафоры письма и метафоры тела. Аллегорическая природа повествования. Концепция «эстетического сопротивления» и полемика с традициями «большой русской прозы». Художник и деспотизм языка. Поэзия «эпохи постмодернизма». «Метаметафористы»: А. Парщиков, И. Жданов. Ироническая поэзия. Куртуазные маньеристы. «Пародическая личность» в поэзии В.Степанцова.

Концептуализм и соцарт. Происхождение понятий. Новая концепция языка. Статус художника в культуре. Творческая рефлексия форм культуры. Акции и перформансы. Группа «Коллективные действия». Течения внутри концептуализма. Художественная практика и эстетические манифесты. Концептуализм и традиции русского авангарда. Влияние концептуализма на другие течения. Поэзия Д.А. Пригова. Образ «поэта-демиурга». Рефлексия концепта «высокая поэзия». Работа с различными художественными языками. Приговская строка. Цикл о Милиционере. Жанры «предисловий» и «предуведомлений». Поэзия Д.А. Пригова и жанр перформанса. Творчество Л. Рубинштейна. Жанр «текстов». Отсутствие «прямого слова» и специфика авторской позиции. Художественная функция паузы. Специфика лиризма. Проза В.Сорокина. В.Сорокин и соцарт. Этапы творчества. Жанровый состав. Работа с властными дискурсами. Концепция сюжета. Художественная функция насилия. Визуализация дискурса. Реализация метафоры. Цикл рассказов «Первый субботник». Деконструкция педагогического сюжета. Гипертекстуальная природа текстов В. Сорокина. Концепт «нормы». «Норма»: композиция, жанровое своеобразие. Критика «постмодернистской утопии» в романе В.Сорокина «Голубое сало». Композиция романа. Хронотоп. Литературные мотивы. Работа с массовым сознанием. «Младоконцептуалисты». Группа «Инспекция «Медицинская герменевтика». Художественное письмо в жанре теории. Работа со «слабыми» дискурсами «коммунальной повседневности». Роман С.Ануфриева и П. Пепперштейна «Мифогенная любовь каст». Интерпретативная стратегия письма. Концепция языкового «галлюциноза».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: