«Мизантроп» (1666) был признан строгим Буало подлинно «высокой» комедией, это — сатира на общество XVII в, Мольер показал несправедливость социального строя, нравственный упадок членов такого общества и мятеж сильной благородной личности против общественного зла, а также противопоставил две философии, два мировоззрения.
Главный герой Альцест, наблюдая жизнь, доходит до полного отчаяния. Видя полное отсутствие искренности, низкую лесть, корысть, Альцест отвергает искусство удобно жить с помощью лжи, лести, денег. Он верит в возможность улучшения жизни людей и хочет воплотить эту веру в действие; как порядочный человек, видя зло, он испытывает чувство протеста против этого зла. Комизм в этой трагической по своей сути пьесе связан с характером самого героя, который наделен Мольером многими человеческими слабостями. Альцест вспыльчив, лишен чувства меры и такта, он читает нравоучения ничтожным людям, идеализирует недостойную женщину Селимену, любит ее, все ей прощает, страдает, но надеется, что сможет возродить утраченные ею хорошие качества. Он заблуждается, ибо Селимена испорчена, развращена, злоязыка, она своя в той среде, которую отвергает Альцест.
Филинт — полная противоположность Альцесту и по характеру, и по моральным воззрениям, и по образу мыслей. Терпимый к людским слабостям, он — сторонник вежливости любой ценой. Философским источником взглядов Филинта становится его глубокое убеждение в том, что природа человека исконно несовершенна. Его позиция — принимать людей такими, каковы они суть, прощать им и, ничего с них не требуя, приспосабливаться к ним.
Филинт умен, он прекрасно понимает, что в мире много зла, корысти, зависти. Филинт не мирится с низкими поступками, не дружит с опозорившими себя личностями. Холодный и рассудительный, Филинт словно воплощает в себе две личности: он — свой в светском обществе, и он же — друг Альцеста, которого любит и высоко ценит, которому всячески помогает и старается выручать. Но сдержанный, никого не оскорбляющий Филинт— это воплощение компромисса: благодаря людям, которые видят пороки и принимают их, и существует общественное зло.
Главная же потребность Альцеста — это потребность протеста. Мольер выносит приговор аристократии, показывая, насколько она никчемна, презренна, ибо пользуется своими привилегиями во вред другим сословиям, пресмыкается перед королем. Осуждает автор и государственные учреждения, прежде всего несправедливый суд и судей, берущих взятки. Альцест, чтобы избежать опалы, а то и, Бастилии, вынужден покинуть Париж. Он уезжает, испытывая явное тяготение к простому народу, безгласному и бесправному. Он верит, что в деревне живут люди, не утратившие честности, свободные ото лжи.
В образе Альцеста воплощен нравственный и гражданский идеал Мольера. Ему свойственны требовательность, стремление к делу, гражданские добродетели. И хотя драматург никого из своих героев не назвал мизантропом (ученые и поныне спорят, кто же в комедии человеконенавистник), но очевидно, что именно Альцест стал выразителем философских и гражданских убеждений своего создателя.
15. Н.Буало как теоретик классицизма. Трактат «Поэтическое искусство» Своеобразным манифестом французского классицизма становится дидактическая поэма Н. Буало "Поэтическое искусство" ("Art poetique"), обращенная, правда, к поэзии, но оказавшая общепризнанное влияние на становление художественного метода классицизма в целом. Знаменитый призыв Буало "любить мысль в стихах", по существу, являет собой кредо классицистской эстетики XVII в. с ее культом рационально-интеллектуального начала.
Теоретик французского классицизма Н. Буало, выделяя основные эстетические требования, отмечал следующие:
- подражание античным образцам как следствие утверждения абсолютности идеала прекрасного;
- разум как главный критерий художественной правды: "Учитесь мыслить вы, потом уже писать";
- абстрактность художественного образа;
- дидактическая (поучительная) направленность произведения и искусства в целом;
- соблюдение правил трех единств (времени, места, действия) и др.