double arrow

Мещанин во дворянстве


Мольер

Мольер (настоящее имя — Жан Батист Поклен, 1622— 4673) — создатель национальной французской комедии, по отзывам современников, был и гениальным комическим актером, режиссером-новатором, использовавшим реалистические принципы для постановки спектаклей.

Вместе с труппой актеров-любителей Мольер создает и возглавляет так называемый «Блистательный театр» (1643), который просуществовал менее двух лет. У театра не было своего репертуара, ставились, главным образом, трагедии, хотя Мольер и его товарищи по труппе были прирожденными комиками. Театр распался, а труппа Мольера стала бродячей (1645—1658). Эти годы оказались очень плодотворными.

Мольер понял природу своего дарования и товарищей: они актеры комические; а поскольку комедий явно недоставало, он начал писать их сам.

Сатирой на ложную светскую культуру является комедия «Смешные жеманницы» (1659). Дочь и племянница парижского буржуа Горжибюса Като и Мадлон усвоили из романов прециозную манеру поведения и язык, став смешными нелепыми жертвами обмана. Задачей Мольера было осмеять нормы прециозной литературы и способы деликатного обхождения в повседневном быту потому, что они отличались не непосредственностью и простотой, а вычурностью. Мольер осмеивает не конкретный литературный салон, не противопоставляет истинных прециозников их подражателям, а выступает против прециозности как мировоззрения. Он показывает, что это ложная философия и в основе ее лежит ложный взгляд на мир.

Кроме того, в пьесе ставится серьезная проблема отношений в буржуазной семье. Бессмысленное, скучное, серое существование толкает девушек к чтению прециозных романов с их приключениями и возвышенными чувствами. Мольер говорит и о праве на свободную любовь, об условиях счастливого брака и семейного благополучия.

В «Школе жен» (1662) главный герой Арнольф, богатый буржуа, купивший себе дворянское поместье, уверенный в себе и своей правоте, решает жениться. Боясь оказаться рогоносцем, он вынашивает хитроумный план. Арнольф берет на воспитание девочку-сиротку Агнессу и держит ее в чрезвычайной строгости.

Характер Арнольфа, раскрытый Мольером с позиций социальных и нравственных, сложен и многогранен. Однако эгоизм — основная черта натуры этого неглупого человека: в его отношении к Агнессе нет ни любви, ни понимания, он думает только о своем спокойствии.

Мольер наказывает Арнольфа: столь наблюдательный, когда речь идет о других людях, в своем собственном деле он оказался плохим психологом. Вполне достойный любви, он не стремится к тому, чтобы Агнесса его полюбила, а рассчитывает только на суровость и запугивание. Но постепенно у Арнольфа появляется настоящее чувство, которое усиливается из-за отчаяния. Характер комического персонажа Мольер делает драматическим. Муки Арнольфа — нравственное возмездие за неправедные поступки. Пьеса стала художественным воплощением философии Гассенди: природа непременно восторжествует над всяким насилием, природные инстинкты погасить невозможно, человеческая личность должна развиваться свободно.




Эта комедия нравов и характеров отличалась глубоким общественным содержанием, ибо выступала против отживших, уродующих условий существования. Она готовила «Тартюфа». В «Школе жен» Мольером соблюдены все требования поэтики классицизма. Ее задачей было поучать, морально воспитывать зрителя.

Мольер писал комедии двух типов; они различались по содержанию и интриге, характеру комизма, художественной структуре. Первый тип — это комедии бытовые, с сюжетом, напоминающим фарсовый, как правило, одноактные или трехактные, написанные прозой, основанные на комизме положений («Смешные жеманницы», 1659; «Сганарель, или Мнимый рогоносец», 1660; «Брак поневоле», 1664; «Лекарь поневоле», 1666; «Проделки Скапена», 1671); второй — «высокие комедии», посвященные важным общественным задачам, в пяти актах, написанные стихами, с полным соблюдением правил трех единств, комизм которых — это комизм характера, комизм интеллектуальный («Тартюф», 1664—1669; «Мизантроп», 1666; «Ученые женщины», 1671 и др.). Свои лучшие комедии, где подвергнуты критике все сословия, Мольер создает в середине 60-х гг.



В комедии «Мещанин во дворянстве» (1670) главным героем является буржуа Журден, для которого желание стать дворянином — прекрасная мечта. Поддавшись ей, он ни о чем не может рассуждать здраво, поэтому Журдена дурачат все окружающие, в том числе кормившиеся у него учителя лингвистики, философии, танцев, фехтования. Журден хочет усвоить манеры дворян, чтобы внешне походить на них. .Комическое заключается в сопоставлении неисправимой грубости ничему не учившегося человека, его наивного невежества, вульгарности языка и манер и его претензий на дворянское изящество.

Журдену противостоит его семейство. Госпожа Журден — истинная мещанка, вполне довольная своим положением.

Рисует Мольер и тех, кому так хочет подражать Журден. Это — титулованный дворянин граф Дорант, у которого высокое происхождение, безупречные, изысканные манеры, но он настоящий мошенник, циник и авантюрист. Он обворовывает доверчивого Журдена и ради денег готов на любой подлый поступок, даже на сводничество. При всем своем изяществе и прелести маркиза Доримена вместе с Дорантом обманывает Журдена. Постепенно автор подводит зрителя к важному выводу: туповатый, грубый и смешной Журден — человек честный, незлой и добродушный, презирать его не за что, над ним можно только смеяться. В нравственном отношении аристократы гораздо ниже доверчивого и простодушного Журдена.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: