Программные средства мультимедиа

Настольные издательские системы

Данный класс программ включает программы, обеспечивающие информационную техноло­гию компьютерной издательской деятельности:

• форматирование и редактирование текстов;

• автоматическую разбивку текста на страницы;

• создание заголовков;

• компьютерную верстку печатной страницы;

• монтирование графики;

• подготовку иллюстраций и т.п.

ППП Adobe Page Maker 6.0 обеспечивает подготовку многостраничных цветных пуб­ликаций, гибкий дизайн страниц, высококачественную печать. Формат печатной страни­цы — А2, допустим максимальный размер публикации более 1060 мм.

Расширены возможности по верстке: неограниченное число страниц-шаблонов, кото­рые могут использоваться в одной публикации; применение различных эффектов к цветным изображениям; настройка резкости и регулировка цветов в импортированных файлах; воз­можно закрепление расположения объектов на странице, автоматическое выравнивание объектов.

Разработаны и включены новые цветовые библиотеки, используются новые техноло­гии HiFi Color и PANTONE Hexachrome, которые расширяют цветовую гамму традицион­ной офсетной печати.

Этот класс программных продуктов является относительно новым, он сформировался в связи с изменением среды обработки данных, появлением лазерных дисков высокой плот­ности записи с хорошими техническими параметрами по доступным ценам, расширением состава периферийного оборудования, подключаемого к персональному компьютеру, разви­тием сетевой технологии обработки, появлением региональных и глобальных информаци­онных сетей, располагающих мощными информационными ресурсами. Основное назначение программных продуктов мультимедиа — создание и использование аудио- и ви­деоинформации для расширения информационного пространства пользователя.

Программные продукты мультимедиа заняли лидирующее положение на рынке в сфере библиотечного информационного обслуживания, процессе обучения, организации до­суга. Базы данных компьютерных изображений произведений искусства, библиотеки звуко­вых записей и будут составлять основу для прикладных обучающих систем, компьютерных игр, библиотечных каталогов и фондов.

Взаимодействие пользователя и операционной системы всегда осуществляется по специальным правилам, особым для каждой операционной системы способом. Эти правила образуют интерфейс пользователя, который является частным случаем общего понятия интерфейса.

Совокупность стандартных соглашений, средств, методов и правил взаимодействия пользователя с той или иной программной системой называется пользовательским интерфейсов (или интерфейсом пользователя) системы.

Существуют следующие разновидности пользовательского интерфейса операционных систем:

· текстовый;

· табличный;

· графический.

Текстовый интерфейс пользователя

Разберем основные особенности текстового интерфейса пользователя, который используется в таких операционных системах как MS-DOS, UNIX и некоторых других. Взаимодействие между пользователем и операционной системой происходит в форме диалога. Это означает, что операционная система после загрузки подает некоторый сигнал о своей готовности к приему указаний, команд пользователя. В операционной системе MS-DOS этот сигнал представляет собой выводимое на экран дисплея приглашение к вводу. Обычно приглашение представляет собой символ >, слева от которого может быть выведена некоторая служебная, вспомогательная информация, например, имя некоторого дискового устройства, текущее время, текущая дата и некоторые другие данные. Так, в приглашении

07-04-03 C:\>

показано, что текущая дата - это 7 апреля 2003 года, а текущим дисковым устройством является устройство C:. Для запроса на выполнение какой-либо функции операционной системы пользователь должен ввести с клавиатуры справа от символа > указание. команду операционной системе. Например, узнать версию установленной на компьютере операционной системы можно с помощью следующей команды:

07-04-02 C:\>ver

Напоминаем, что команда находится справа от знака приглашения >. В данном случае команда - это слово "ver" (от version - версия). Если, например, на машине установлена операционная система MS-DOS версии 6.22, то выполнение этой команды приведет к выводу на экран дисплея ответа

MS DOS Version 6.22

После завершения выполнения команды операционная система вновь выводит на экран приглашение и ожидает следующей команды пользователя. Таким образом, диалог пользователя и операционной системы протекает в виде обмена текстовыми фразами, поэтому интерфейс такого типа называют текстовым. Так как приглашение вместе с командой пользователя обычно занимает на экране дисплея одну строку, эту строку стали называть командной строкой, а текстовый интерфейс приобрел еще одно название - интерфейс командной строки.

Табличный интерфейс пользователя

Практика работы с операционной системой MS-DOS очень быстро показала, что для большинства пользователей текстовый интерфейс сложен и неудобен, так как приходится запоминать правила записи достаточно большого количества необходимых в работе команд. Поэтому стали разрабатывать всевозможные вспомогательные программы, которые должны обеспечивать более удобный для пользователя способ взаимодействия с операционной системой. Такие программы получили название оболочек. Являясь по сути дела надстройками над операционной системой, оболочки изменяют стиль и правила взаимодействия пользователя и операционной системы, обеспечивая при этом доступ к ее основным возможностям.

Еще раз подчеркнем, что оболочки не являются независимыми программами, они могут функционировать только совместно с операционной системой, для которой они разработаны.

Различные оболочки используют разный интерфейс пользователя. Так, оболочки типа Norton Commander или Far используют табличный интерфейс, отличительной особенностью которого является указание или выбор команды или ее элементов в готовой таблице, а не ввод текста команды. Обычно наряду с выбором из таблиц при использовании табличного интерфейса сохраняется возможность использовать и текстовый интерфейс - в нижней части видна командная строка с приглашением текстового интерфейса.

Графический интерфейс пользователя

В настоящее время наибольшую популярность завоевал графический интерфейс. Его особенностью является широкое использование условных, легко запоминающихся значков, закрепленных за теми или иными действиями, программами, устройствами и т.д. Пользователю достаточно определенным образом указать на нужный значок, и операционная система выполнить связанное с ним действие. Графический интерфейс является основным для подавляющего большинства современных операционных систем, в том числе семейства Windows.

Мультимедиа представляет собой совокупность аппаратных и программных средств, обеспечивающих создание звуковых и визуальных эффектов, а также влияние человека на ход выполнения программы, предусматривающей их создание.

Первоначально компьютеры умели "работать" только с числами. Немного позднее они "научились" работать с текстами и графикой. И лишь в последнем десятилетии XX века компьютер "освоил" звук и движущееся изображение. Новые возможности компьютера получили название мультимедиа (multimedia - множественная среда, то есть среда, состоящая из нескольких компонентов различной природы).

Ярким примером применения мультимедийных возможностей являются различные энциклопедии, в которых вывод текста той или иной статьи сопровождается показом связанных с текстом изображений, фрагментов кинофильмов, синхронным озвучиванием выводимого текста и т.д. Мультимедиа широко применяется в обучающих, познавательных, игровых программах. Эксперименты, проводившиеся над большими группами обучаемых, показали, что в памяти остается 25% услышанного материала. Если материал воспринимается зрительно, то запоминается 1/3 увиденного. В случае комбинированного воздействия на зрение и слух доля усвоенного материала повышается до 50%. А если обучение организовано при диалоговом, интерактивном (interaction - взаимодействие) общении обучаемого и мультимедийных обучающих программ, усваивается до 75% материала. Эти наблюдения свидетельствуют об огромных перспективах применения мультимедийных технологий в области обучения и во многих других аналогичных областях применения.

Одной из разновидностей мультимедиа считается так называемое кибернетическое пространство.

Развитием гипертекстовых и мультимедийных систем являются гипермедиа системы.

Гипермедиа системы - системы, в которых принципы гипертекста комбинируются с возможностями мультимедийной среды и распространяются на тексты, создаваемые не в одной и той же, а в различных программных средах, которые, к тому же, могут находиться на разных машинах компьютерной сети.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: