double arrow

Повесть «Степь» (1888)


А.П.Чехов (1860-1904).

«Детство – начало духовного странничества».

«Упростив сюжет до такой степени, что ничего увлекательного в нем совершенно не осталось, Чехов освободил слово, его символику и поэзию, его историческую содержательность – память». (М.Громов. Книга о Чехове.)

В «Степи» отразились детские впечатления Чехова и то, что от характера воспоминаний зависит вся последующая жизнь. (Всю жизнь Чехову снились экзамены, похороны (т.е. страшное) и степь – как что-то огромное, титаническое, невозвратимо-непонятное).

Чеховскому Егорушке лет 9 . Его мать хочет, чтоб « все было по-благородному и чтоб из Егорки ученый вышел», потому мальчик оказался в дороге. Чехов сразу же показывает мальчика с сиюминутной, короткой памятью: едет Егорушка мимо острога – вспоминает, как ходил с мамашею в острожную церковь; едет мимо кладбища – вспоминает о смерти бабушки. Эти близкие воспоминания расположены в хорошо знакомом Егорушке мире, в тесном замкнутом пространстве. А ехал он куда-то. В незнакомое, чужое, распахнутое, необъятное, к какой-то Тоскуновой. Финальные слова повести «Какова-то будет эта жизнь?» Неведомое и незнакомое в финале «Степи» - Малая Нижняя улица, собственный дом Настасьи Петровны Тоскуновой (!), да и не дом даже, а казенная квартира. Пространство, мир снова сузились. Главное – тот промежуток, путь, который соединил начальный и конечный пункты путешествия Егорушки, т.е. сама степь. Для чеховского героя черта между известным и неизвестным – степь. Она – тот коридор, лабиринты которого приведут Егорушку к осознанию собственного «я» в этом бескрайнем мире, к отказу от обыкновенных, как бы взрослых, мыслей ради возрождения фантастических, сказочных образов. Благодаря таким сказочным образам, Егорушка приходит к следующим вопросам: кому нужен этот простор? Что такое смерть? К чему на свете женщины?




Степь – путешествие к прапамяти самой жизни, вечности. Вот мелькнул в бурьяне белый череп или булыжник. Вот выросла на мгновение серая каменная баба, поставленная бог ведает когда, или появился и пропал молчаливый старик-курган. А вот даль, как веками, мигнула бледным светом. И кажется, что с утра прошло сто лет. Времени как будто не существует, нет движения, но появляются неожиданно и исчезают какие-то фантастические, сказочные величественные картины, окаменевшие видения прошлого.

Степь – это и пробуждение картин Егорушкиной памяти, удлинение памяти. Но и расшифровка памяти планеты, Земли. И когда Чехов пишет о степи как об огромном, страдающем живом существе, «как будто степь сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные», - это вольно или невольно ассоциируется с тем периодом жизни, который зовется детством, с непознанными тайнами, богатством, красотой, быстрым натиском на него и победой взрослого, не сказочного мира.



Все подводчики в чеховской повести – странники. Жанр путешествия буквален в произведении. Слово «странники» появилось в контексте именно духовного, Божьего, угодного Богу странничества! Христа ради…

Егорушка из числа духовных скитальцев, духовных странников. Традиционно в русской литературе путь духовного странничества связан с людьми более зрелыми, взрослыми.

Детство – начало русского духовного странничества, точка , в которой сконцентрирована Вселенная, из которой все исходит и к которой все возвращается.

Своеобразие сюжета и композиции. По статье: Э.А.Полоцкая. Развитие действия в прозе и драматургии Чехова. //Страницы истории русской литературы. М.,1971.

Внешне - история деловой поездки (купец Кузьмичов и отец Христофор едут в город через степь продавать шерсть.) Егорушка едет в гимназию.

Основной конфликт – между живой степью и барышами, между степной природой и мертвой цифрой.

Гроза – символ самоочищения, бунта степи против ига.

Посмотрим, как развивается действие в повести. Уже в начале первой главы мы узнаем, что Егорушка отправился «куда-то поступать в гимназию». Это завязка. Остальная часть первой и следующие шесть глав знакомят нас со степными буднями (пейзаж, характеры, встречи, разговоры). В начале седьмой главы будничность повествования прерывается описанием необычайной ночной духоты. «Природа как будто что-то предчувствовала и томилась». Нервное напряжение Дымова, его ссора с девятилетним Егорушкой, исступленный крик Егорушки: «Бейте его! Бейте его!» - эта предгрозовая атмосфера сменяется грозой и началом болезни Егорушки. Перед нами – кульминационная глава повести. В последней, восьмой главе, после описания болезни Егорушки, наступает спад напряжения: Егорушка поправляется, и герои снова пускаются в путь. Наконец, приехали в город. Повесть кончается описанием первого вечера новой жизни Егорушки – в доме тетки. «В печке кричал сверчок, и едва слышно гудела горелка в лампе. Хозяйка говорила вполголоса…» Мыслью Егорушки: «Какова-то будет эта жизнь?» - повествование завершается.



Перед нами 4 этапа неприхотливого действия:1)завязка,2)будничное течение жизни,3)Кульминационный пункт, вскрывающий внутреннее беспокойство героев, 4)развязка, приносящая им нечто вроде успокоения.

Егорушка к концу пути уже не тот, что в начале: на его плечах уже опыт общения с людьми, которого у него не могло быть раньше. И впереди у него не дорога, а вся жизнь.







Сейчас читают про: