В.Г.Короленко (1853-1921)

Своеобразие творчества Короленко заключается в соединении яркого субъективного начала и неприкрашенной «правды факта».

Впервые в литературе Короленко выступил в качестве репортера (заметки в газете «Новости»). Это сказалось на творческой манере Короленко. Опора на живой факт, на текущую действительность становится постоянной чертой его публицистической и беллетристической деятельности. Это определяет и жанры Короленко: очерк с такими его разновидностями, как «эскиз» («Река играет», «Фабрика смерти»), «этюд» («Не страшное»), «пейзаж» («Смиренные»). Подобные жанровые определения давал сам автор в качестве подзаголовков к своим произведениям. Причем очерковый характер он стремился придать и вещам, казалось бы, чисто художественным: «Слепой музыкант» создавался как «этюд» из области слепорожденного.

Излюбленной формой стал у писателя путевой очерк, дорожные зарисовки, возникновению которых способствовала и вся скитальческая жизнь Короленко. Ссылка Короленко в Вятскую губернию (в 1879 г.), в Восточную Сибирь (в 1881 г.). Он долгие дни и недели проводит в пути, открывая таежную природу, удивительные человеческие типы, быт коренных жителей Сибири и тех, кто попал туда не по своей воле. Возникли замечательные сибирские очерки писателя. По возвращении из Сибири Короленко много ездит по России, занося попутные впечатления и размышления в записные книжки. Так возникли великолепные очерки «В пустынных местах», родившиеся, как сказано в предисловии, «из поездки по Ветлуге и Керженцу», знаменитый очерк «Река играет», названный «эскизом из дорожного альбома».

«Река играет». Особая функция рассказчика («проходящего», как к нему обращается Тюлин). Интеллигент-наблюдатель, заинтересованно и сочувственно фиксирующий происходящее, но не вмешивающийся. Его мировосприятие раскрывается через пейзажные описания, через его отношение к мужикам, к народной песне. Главный прием характеристики рассказчика – прием самораскрытия (внутренний монолог).

В очерке противопоставлены «ветлужец» Тюлин и «уреневцы». Уреневские начетчики суровы и надменны. Держатся свысока, обособленно, на вопросы не отвечают. В черном. Староверы.

Пейзаж: звездное небо, огни, соловей поет.

Тюлин – крепкий, простодушный, открытый миру, ловкий перевозчик. Любит выпить, озорной. «Дело свое знает». Короленко пишет: «Подлец мужичок, будь он проклят! А и то надо сказать дело свое знает. Вот пойдет осень или опять весна: тут он себя покажет. Другому бы ни за что в водополь с перевозом не управиться».

Тема дороги звучит у Короленко едва ли не сильнее, чем у других русских писателей. Она разрабатывается и в путевых очерках, и в других жанрах Короленко. Жанр «святочного рассказа». «По пути» (1886). Дорога, сибирский тракт здесь не только излюбленное у Короленко место действия, на котором развертываются отношения двух ссыльных – «политического» Залесского и известного всей Сибири бродяги Фролова-Бесприютного. Дорога становится символом жизненного пути человека, несущего на себе груз страданий, социальной несправедливости.

«Сон Макара»(1883). Герой отправляется знакомой дорогой в тайгу, а оказывается на широкой бесконечной дороге, ведущей к самому Тойону. Он проходит ее всю, и в конце его ждет Божий суд, на котором подводится итог всей его жизни. Дорога Макара начинается с обмана, зависти, мести, когда он крадется к чужим ловушкам и гонится за чалганцем Алешкой, покушавшемся на его собственность. А завершается пробуждением человеческого сознания, чувством стыда за собственное существование и гневом на тех, кто гонял его всю жизнь и взвалил на него «ужасное бремя» изнурительного труда, невзгод и страданий. И венчается дорога великой жалостью к нему, несчастному Макару, который ведь «родился, как другие, - с ясными, открытыми очами, в которых отражались земля и небо, и с чистым сердцем, готовым раскрыться на все прекрасное в мире». От этой жалости плачет и старый Тойон, и старый попик Иван, свидетель горестной жизни героя, и молодые Божьи работники, плачет и сам Макар, чье ожесточенное сердце, наконец, отошло и смягчилось от того, что все-таки и для него нашлась правда».

С темой дороги у писателя неизменно связана идея целеустремленного движения – вечного, неустанного движения к лучшему, к будущему, к счастью. Эта идея символически воплощена в образе далеких огней, светящихся впереди на темном пути. Они возникают перед взором автора во многих произведениях.

В «Соколинце» они рождают тревожный вопрос: «Что это: родное пламя давно оставленного очага или блуждающий огонь над ожидающею во мраке могилой?» А в лирическом этюде «Огоньки» (1900) получают значение бесконечно далекой, но дающей надежду цели. Пусть она носит неопределенный, романтически-условный характер, важно, что к ней влечется душа. «Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится налегать на весла… Но все-таки…все-таки впереди – огни!..»

Синтез реалистического и романтического в «Слепом музыканте».

В очень сложные условия ставит Короленко своего героя, слепорожденного Петра, наделив его умом, талантом музыканта и обостренной восприимчивостью ко всем проявлениям жизни, увидеть которые он не сможет. С детства он знал один только мир, спокойный и надежный, где он всегда чувствовал себя центром. Он знал тепло семьи и доброе, дружеское участие Эвелины. Невозможность увидеть цвет, внешний облик предметов, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот знакомый мир усадьбы благодаря чуткому восприятию его звуков. Все изменилось после встречи с семьей Ставрученков: он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. К этим спорам, к бурному выражению мнений и ожиданий молодежи он сначала отнесся с восторженным изумлением, но вскоре почувствовал, «что эта живая волна катится мимо него». Он чужой, правила жизни в большом мире ему неизвестны, а также неизвестно, захочет ли этот мир принять слепого. Эта встреча резко обострила его страдания, посеяла сомнения в его душе. После посещения монастыря и знакомства со слепыми звонарями его не покидает мучительная мысль о том, что обособленность от людей, злоба и эгоизм – неизбежные качества слепорожденного человека. Петр чувствует общность своей судьбы с судьбой озлобленного звонаря Егора, ненавидящего детей. Но возможно и другое отношение к миру, к людям. Есть легенда о слепом бандуристе Юрке, участвующим в походах атамана Игната Карого. Эту легенду Петр узнал от Ставрученко: знакомство с новыми людьми и большим миром принесло юноше не только страдания, но и понимание того, что выбор пути принадлежит самому человеку.

Более всего помог Петру дядя Максим, его уроки. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит. Петр действительно вылечился, но не от физического, а от душевного недуга. На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать то главное о жизни, что так трудно понял он сам. Таков выбор слепого музыканта.

Не менее сложный выбор делает и Эвелина, подруга слепого. Перед ней открыт большой мир, мечты опьяняют ее, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра – и совершает «тихий подвиг любви»: она первая говорит о своем чувстве Петру. Решение создать семью тоже исходит от Эвелины. Это ее выбор. Проявление искренней и самоотверженной любви. Их любовь была вознаграждена. Родился сын. В течение долгих месяцев Петр боялся, что ребенок будет слепым. Но слова доктора: «Зрачок сокращается. Ребенок видит несомненно», - «будто прожгли в мозгу огненную дорогу». Повесть заканчивается эпилогом, в котором рассказывается, как в Киеве состоялся дебют слепого музыканта. В его музыке публика слышала и «живое чувство родной природы», и гремящую гулко бурю в небесах, и мелодию, счастливую и свободную, как степной ветер. И вдруг находящийся в зале Максим услышал песню слепых: «Подайте слепеньким… р- ради Христа». И вместе с Максимом Яценко и публикой мы чувствуем, что Петр Яценко действительно прозрел, потому что его искусство служит людям и напоминает «счастливым о несчастных…»

Роль пейзажа.

В решении сложной задачи, показать духовное становление обиженного судьбой человека, основную роль играет пейзаж. Первый контакт с ней происходит к концу третьей в жизни мальчика зимы. Короленко описал живую многообразную весеннюю природу при помощи звуковых образов. Писатель использует звукопись, редко употребляющуюся в прозе. Что придает особенную выразительность: «он слышал, как бегут потоки весенней воды, точно вдогонку друг за другом, прыгая по камням, прорезаясь в глубину размякшей земли; ветки бука шептались за окнами…»

Пейзаж дается и в восприятии «зрячих» героев, например, матери: «Был полдень. Солнце тихо катилось по синему небу. С холма, на котором они сидели, виднелась широко разлившаяся река…»

Роль музыки.

Петр представляет весь мир в звуках и ощущениях. Услышав замечательную игру конюха Иохима и своей мамы, у него появилось влечение к музыке. Музыка – вот способ выразить эмоции, которые захлестывают его со всех сторон. Дядя Максим и его сестра, мама Петра, помогают ему найти себя в жизни. Автор подмечает едва уловимые переживания, впечатления детской души. Благодаря тому, что герой родился в богатой семье и окружен любящими людьми, он получает возможность развить свой художественный дар.

На свирели играл Иохим. И эта игра на простой дудке положила начало превращению слепого мальчика в музыканта. И Петр каждый вечер приходил в конюшню слушать музыку Иохима. Долго пришлось матери на лучшем заграничном пианино «бороться с куском украшенной вербы». Мальчик не признавал ее игры. Своей душой он чувствовал родное и близкое в звуках свирели и пугался при исполнении шумной и хитрой пьесы. И только когда барыня поняла, что «у мужика Иохима истинное, живое чувство» и открыла и у себя такое же, она сумела заставить мальчика полюбить свою игру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: