Поэзия символистов – это поэзия для избранных, для аристократов духа.
Символизм как литературное направление. «Младшие» символисты.
Наиболее значительным течением в русском модернизме был символизм. Он возник в начале 90-х годов XIX века и просуществовал два десятилетия. Художественным и публицистическим органом символистов был журнал «Весы» (1904-1909).
К старшим символистам (90-е годы), утвердившим название и принципы нового искусства, принадлежали В. Брюсов, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, К. Бальмонт. Второе поколение символистов пришло в литературу уже в начале XX века — А. Блок, A. Белый, С. Соловьев, Эллис.
В основе платформы “младших” символистов лежит идеалистическая философия Вл. Соловьева с его идеей Третьего Завета и пришествия Вечной Женственности. Вл. Соловьев утверждал, что высшая задача искусства – “... создание вселенского духовного организма”, что художественное произведение это – изображение предмета и явления “в свете будущего мира”, с чем связано понимание роли поэта как теурга, священнослужителя. В этом заключено, по разъяснению А. Белого, “соединение вершин символизма как искусства с мистикой”.
Идеологом, вдохновителем символистов был поэт и философ B. Соловьев (1853—1900). Символистам оказалась близка его идея Души Мира, Вечной Женственности, Духа Музыки. Младшее п околение символистов ориентировалось и на позицию И. Анненского
(1856—1909), его «муки идеала».
В основе мира символисты видели не материальную, а идеальную сущность. В окружающей реальности — лишь знаки, символы этой сущности. Истоки такого восприятия они находили в философии. Так, Платон сравнивал реальность с пещерой, куда проникают только блики, тени подлинного ирреального мира. Человек может лишь догадываться по этим теням-символам о том, что происходило за пределами пещеры. В этом же ключе звучали рассуждения И. Канта.
Существуя в бытовом, реальном мире, человек ощущает свою связь с миром бытийным, ирреальным, пытается проникнуть в него, выйти за пределы «пещеры». Подчеркнем в этой позиции признание первостепенной роли духовного мира человека.
Требует уточнения понятие символ. Мы достаточно часто встре¬чаем символическое значение образов в реалистической литературе прошлого. Символикой пронизан фольклор. Модернисты вклады¬вали в это слово новый смысловой оттенок. Символ противопостав¬лялся аллегории, иносказанию. Как главное в символе подчеркива-лись его многозначность, многообразие ассоциативных связей, целая система соответствий.
Символисты в музыке видели высшую форму творчества, особое внимание уделяли мелодичности. Характер звучания произведения был не менее важен, чем его смысл. А в постижении смысла суще¬ственна установка на недоговоренность. Текст должен был оставать¬ся загадкой, а художник чувствовал себя творцом, теургом.
Творчество символистов изначально было обращено к избран¬ным, посвященным. Поэт рассчитывал на читателя-соавтора, не стре¬мясь быть понятым всеми. В одном из лирических стихотворений 3. Гиппиус рефреном звучало признание неопределенности желаний, стремления к тому, «чего нет на свете». Это была определенная про¬граммная установка, отказ от внимания к реальной, «настоящей» жизни.
Отказываясь от изображения конкретного мира, символисты об¬ращались к проблемам бытия. Однако именно реальная жизнь вно¬сила свои коррективы. Неудовлетворенность современностью рож¬дала мотив конца мира, была толчком к поэтизации смерти.
В работах литературоведов прошлых лет эти мотивы, как уже говорилось, объяснялись растерянностью перед надвигающейся ре¬волюцией. Вместе с тем революционные события 1905 года многие символисты восприняли как начало обновления. Приветствуя раз¬рушение старого мира, символисты не наполняли конкретным со¬циальным содержанием свои признания. «Ломать я буду с вами, стро-ить — нет!» — утверждал в стихах В. Брюсов. Стихия революции принималась как символ свободы, дальнейшее казалось ее ограни¬чением и уже потому отвергалось.*
Старшие символисты:
-приоритет духовных идеалистических ценностей (Мережковский)
-стихийный характер творчества (Бальмонт)
-искусство как наиболее достоверная форма познания (Брюсов)
Младшие символисты:
-необходимость соединить искусство и религию (Белый) – мистические и религиозные настроения
-«трилогия вочеловечевания» (Блок) – движение от музыки запредельного через преисподнюю материального мира и круговерть стихий к «элементарной простоте» человеческих переживаний
Поэзия символистов – это поэзия для избранных, для аристократов духа. «В то время как поэты-реалисты рассматривают мир наивно, как простые наблюдатели, подчиняясь вещественной его основе, поэты-символисты, пересоздавая вещественность сложной своей впечатлительностью, властвуют над миром и проникают в его мистерии»
Философия символизма:
-восприятия двоемирия дано только избранным
-софийность, женское начало, соборность
-новая религия – неохристианство (единение души с Богом без посредства с церкви)
Особенности стиха:
-торжественность, высокий стиль
-музыка стиха, эмоциональная ценность звуков
-сложная абстрактная иррациональная метафора
«Символизм делает самый стиль, самое художественное вещество поэзии одухотворенным, прозрачным, насквозь просвечивающим, как тонкие стенки алебастровой амфоры, в которой зажжено пламя»