Символ – это эхо, намек, указание, он передает сокровенный смысл

Поэзия символистов – это поэзия для избранных, для аристократов духа.

Символизм как литературное направление. «Младшие» символисты.

Наиболее значительным течением в русском модернизме был символизм. Он возник в начале 90-х годов XIX века и просуществовал два десятилетия. Художественным и публицистическим органом символистов был журнал «Весы» (1904-1909).

К старшим символистам (90-е годы), утвердившим название и принципы нового искусства, принадлежали В. Брюсов, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, К. Бальмонт. Второе поколение символистов пришло в литературу уже в начале XX века — А. Блок, A. Белый, С. Соловьев, Эллис.

В основе платформы “младших” символистов лежит идеалистическая философия Вл. Соловьева с его идеей Третьего Завета и пришествия Вечной Женственности. Вл. Соловьев утверждал, что высшая задача искусства – “... создание вселенского духовного организма”, что художественное произведение это – изображение предмета и явления “в свете будущего мира”, с чем связано понимание роли поэта как теурга, священнослужителя. В этом заключено, по разъяснению А. Белого, “соединение вершин символизма как искусства с мистикой”.

Идеологом, вдохновителем символистов был поэт и философ B. Соловьев (1853—1900). Символистам оказалась близка его идея Души Мира, Вечной Женственности, Духа Музыки. Младшее п околение символистов ориентировалось и на позицию И. Анненского

(1856—1909), его «муки идеала».

В основе мира символисты видели не материальную, а идеальную сущность. В окружающей реальности — лишь знаки, символы этой сущности. Истоки такого восприятия они находили в философии. Так, Платон сравнивал реальность с пещерой, куда проникают только блики, тени подлинного ирреального мира. Человек может лишь догадываться по этим теням-символам о том, что происходило за пределами пещеры. В этом же ключе звучали рассуждения И. Канта.

Существуя в бытовом, реальном мире, человек ощущает свою связь с миром бытийным, ирреальным, пытается проникнуть в него, выйти за пределы «пещеры». Подчеркнем в этой позиции признание первостепенной роли духовного мира человека.

Требует уточнения понятие символ. Мы достаточно часто встре¬чаем символическое значение образов в реалистической литературе прошлого. Символикой пронизан фольклор. Модернисты вклады¬вали в это слово новый смысловой оттенок. Символ противопостав¬лялся аллегории, иносказанию. Как главное в символе подчеркива-лись его многозначность, многообразие ассоциативных связей, целая система соответствий.

Символисты в музыке видели высшую форму творчества, особое внимание уделяли мелодичности. Характер звучания произведения был не менее важен, чем его смысл. А в постижении смысла суще¬ственна установка на недоговоренность. Текст должен был оставать¬ся загадкой, а художник чувствовал себя творцом, теургом.

Творчество символистов изначально было обращено к избран¬ным, посвященным. Поэт рассчитывал на читателя-соавтора, не стре¬мясь быть понятым всеми. В одном из лирических стихотворений 3. Гиппиус рефреном звучало признание неопределенности желаний, стремления к тому, «чего нет на свете». Это была определенная про¬граммная установка, отказ от внимания к реальной, «настоящей» жизни.

Отказываясь от изображения конкретного мира, символисты об¬ращались к проблемам бытия. Однако именно реальная жизнь вно¬сила свои коррективы. Неудовлетворенность современностью рож¬дала мотив конца мира, была толчком к поэтизации смерти.

В работах литературоведов прошлых лет эти мотивы, как уже говорилось, объяснялись растерянностью перед надвигающейся ре¬волюцией. Вместе с тем революционные события 1905 года многие символисты восприняли как начало обновления. Приветствуя раз¬рушение старого мира, символисты не наполняли конкретным со¬циальным содержанием свои признания. «Ломать я буду с вами, стро-ить — нет!» — утверждал в стихах В. Брюсов. Стихия революции принималась как символ свободы, дальнейшее казалось ее ограни¬чением и уже потому отвергалось.*

Старшие символисты:

-приоритет духовных идеалистических ценностей (Мережковский)

-стихийный характер творчества (Бальмонт)

-искусство как наиболее достоверная форма познания (Брюсов)

Младшие символисты:

-необходимость соединить искусство и религию (Белый) – мистические и религиозные настроения

-«трилогия вочеловечевания» (Блок) – движение от музыки запредельного через преисподнюю материального мира и круговерть стихий к «элементарной простоте» человеческих переживаний

Поэзия символистов – это поэзия для избранных, для аристократов духа. «В то время как поэты-реалисты рассматривают мир наивно, как простые наблюдатели, подчиняясь вещественной его основе, поэты-символисты, пересоздавая вещественность сложной своей впечатлительностью, властвуют над миром и проникают в его мистерии»

Философия символизма:

-восприятия двоемирия дано только избранным

-софийность, женское начало, соборность

-новая религия – неохристианство (единение души с Богом без посредства с церкви)

Особенности стиха:

-торжественность, высокий стиль

-музыка стиха, эмоциональная ценность звуков

-сложная абстрактная иррациональная метафора

«Символизм делает самый стиль, самое художественное вещество поэзии одухотворенным, прозрачным, насквозь просвечивающим, как тонкие стенки алебастровой амфоры, в которой зажжено пламя»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: