Научная литература
Тексты
Литература
План
1. Социальная и духовно-нравственная проблематика «Мертвых душ». Идея противоречия «действительности русской жизни» ее «плодовитому зерну». Гоголь о замысле своего произведения в «Четырех письмах к разным лицам по поводу "Мертвых душ"».
2. Композиция поэмы. Способ развития сюжета. «Миражная интрига». Дорога как композиционный стержень повествования. Роль «Повести о капитане Копейкине» в структуре произведения.
3. Творческий метод и стиль Гоголя: сочетание конкретности художественного анализа с духовно-историческими обобщениями. Характер обрисовки персонажей в поэме. Однозначность внешнего облика и его внутренняя нюансировка (покажите на материале эпизода «Чичиков у Собакевича»).
4. Жанровая природа «Мертвых душ». Романные и поэмные начала, их проявленность в тексте произведения. Стилевое выражение «поэмного» начала в финале первого тома (авторское отступление о Руси-тройке).
Гоголь Н. В. Мертвые души. Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ».
1. Мочульский К. Гоголь, Соловьев, Достоевский. М., 1995. (выписки о своеобразии Гоголя-писателя, его месте в русской литературе).
2. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1978.С. 274–353.
3. Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». Л., 1987 (выписки).
Примечание. Проблема жанра встала еще перед современными Гоголю критиками, точки зрения которых обстоятельно рассматриваются в курсе «История русской литературной критики». На данном этапе различные критические позиции кратко излагаются преподавателем.
1. Проблема периодизации русской литературы первой трети XIX века. Факторы, определившие ее расцвет и развитие.
2. Романтизм, его исторические, философские, эстетические предпосылки. Типологические признаки романтизма. Национальное своеобразие русского романтизма.
3. Своеобразие поэзии Жуковского (мироощущение, жанровый диапазон, стиль).
4. Становление и развитие жанра элегии в творчестве В.А. Жуковского. «Философия» прошлого в элегиях Жуковского.
5. Место жанра баллады в творчестве В.А. Жуковского. Особенности баллад Жуковского.
6. Анализ монографии Г.А. Гуковского «Пушкин и русские романтики».
7. Басни И.А. Крылова. Творческое переосмысление зарубежных и отечественных традиций, проблематика и поэтика басен.
8. Поэзия К.Н. Батюшкова, ее художественное своеобразие (жанры, темы, стиль).
9. А.С. Грибоедов как драматург. Художественное своеобразие комедии «Горе от ума». Оценка комедии современниками. Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний».
10. Гражданский романтизм декабристов. Творчество К.Ф. Рылеева.
11. Место А.С. Пушкина в истории русской литературы. Периодизация творчества.
12. А.С. Пушкин. Лирика лицейского и петербургского периодов. Тематическое и стилистическое разнообразие творчества.
13. А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила», ее своеобразие. Чем определяется художественный уровень поэмы?
14. А.С. Пушкин. Лирика периода южной ссылки: мотивы изгнания, разочарования, стремления к свободе. Духовный кризис Пушкина, его выражение в лирике южного периода.
15. «Южные поэмы» А.С. Пушкина.
16. А.С. Пушкин. Михайловский период и его значение в жизненной и творческой судьбе поэта. Основные мотивы лирики.
17. Переосмысление романтического героя в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».
18. Художественное своеобразие трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Национально-историческая и нравственно-философская проблематика. Народ и власть в пьесе.
19. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина: проблематика, жанровое, сюжетно-композиционное, стилевое своеобразие.
20. Проблематика, образная система романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Онегин и Татьяна в последних главах романа.
21. Образ Петра Первого в творчестве А.С. Пушкина. Поэма «Полтава».
22. А.С. Пушкин. Лирика Болдинской осени.
23. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина как единое художественное целое. Проблематика и система образов.
24. «Повести Белкина» А. С. Пушкина. Своеобразие сюжета и композиции.
25. А.С. Пушкин. Лирика последних лет. Социальная и философская проблематика поэмы «Медный всадник».
26. Реальность и фантастика в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Образ Петербурга. Тема власти денег. Германн как новый тип героя.
27. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина: глубина исторической, философской и социальной проблематики. Центральные образы.
28. Литературно-общественное движение 1825 – 1842 годов, его своеобразие.
29. Творчество поэтов «пушкинской поры». Анализ творчества одного из поэтов (по выбору студентов)
30. А.В. Кольцов, своеобразие его поэтической индивидуальности.
31. Место М.Ю. Лермонтова в истории русской литературы. Личность и особенности художественного мировосприятия, их выражение в лирике поэта.
32. «Песня про царя Ивана Васильевича…» М.Ю. Лермонтова: жанровое своеобразие, центральные образы, трагизм конфликта.
33. Драматургия М.Ю. Лермонтова. Проблематика и художественное своеобразие драмы «Маскарад».
34. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение.
35. Романтический конфликт и особенности его художественного воплощения в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».
36. Развитие реализма в творчестве М.Ю. Лермонтова. Сатирическая поэма «Тамбовская казначейша». Жанровое своеобразие романа «Княгиня Лиговская».
37. М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» как философско-психологический роман. Особенности сюжета и композиции.
38. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Система образов. Образ Печорина.
39. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя. Художественное своеобразие сборника.
40. «Миргород» Н. В. Гоголя как цикл. Проблематика и художественное своеобразие.
41. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя: проблематика и поэтика.
42. Драматургия Н.В. Гоголя. Жанровое своеобразие комедии «Женитьба».
43. Н.В. Гоголь. «Ревизор». Новаторство драматургических принципов. Система характеров. Образ Хлестакова. «Хлестаковщина» как черта других персонажей.
44. Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». Замысел и творческая история. Своеобразие жанра, композиции, стиля.
45. Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Система образов первого тома. Чичиков как тип и характер.
46. Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Система образов второго тома. Чем, на Ваш взгляд, объяснить то, что поэма осталась незавершенной?
47. Духовные и эстетические искания Н.В. Гоголя 1840-х годов. Книга «Выбранные места из переписки с друзьями».
48. Русская литература первой трети XIX века в литературоведческих исследованиях.
Примечание. Каждый билет состоит из двух вопросов и задания по конкретному анализу текста, которое выдается непосредственно на экзамене.
Автор-составитель ___________________ Н.В. Капустин