double arrow

Учебно-методические материалы


  1. Содержание лекционного курса (по темам)

Тема 1 Своеобразие русской литературы первой трети ХIХ века

Емкость и универсальность созданных писателями художественных образов. Факторы, определившие развитие литературы рассматриваемого этапа. Выход эстетического сознания эпохи на культурно новый уровень, связанный с возрастанием национальной самоидентификации русского искусства и литературы. Осознание вопроса о языке, «слоге» как центральной проблемы допушкинской эпохи русской литературы. Борьба вокруг карамзинистских реформ литературного языка. Возникновение и деятельность литературных кружков и обществ, их программные установки. Возрастание роли журналистики в литературном процессе. Основные журналы, их общественные, литературные и эстетические программы, центральные вопросы журнальной полемики.

Соотношение «уходящих» и нарождающихся литературных направлений и течений: классицизма (поздний Державин, поэты-«радищевцы» – И. Пнин, И. Борн, В. Попугаев; эпигоны Хераскова и т. д.), сентиментализма (Н. Карамзин, И. Дмитриев, молодой В. Жуковский и др.), натуралистического бытописательства (В. Нарежный), романтизма (В. Жуковский, К. Батюшков, В. Каменев и др.), реализма (И. Крылов-баснописец, А. Грибоедов), «переплетение» их в творчестве отдельных писателей – В. Озерова (классицизм и сентиментализм), К. Батюшкова (классицизм и романтизм), В. Жуковского (сентиментализм и романтизм) и др. Доминантные линии движения литературы от первых десятилетий к началу сороковых годов.




Тема 2 Становление и утверждение русского романтизма

Исторические, социально-психологические и эстетические предпосылки формирования романтизма в западноевропейских литературах, определяющее влияние на этот процесс Великой французской революции 1789-1793 гг. и связанной с ней переоценки просветительской идеологии. Исторические события (война 1812 г. и последовавшая за ней внутренняя реакция) и условия (не оправдавшие себя надежды на отмену крепостного права, всеобщее разочарование, отсутствие «третьего сословия», радикализм дворянской революционности), повлиявшие, наряду с европейским влиянием, на формирование русского романтизма и его отличие от французского и германского.

Современные представления о временных рамках романтизма, его эволюции от первых романтических веяний до оформления романтизма как целостной эстетической системы. Основные параметры этой системы: идеал и действительность, характеры и обстоятельства, духовный мир романтического героя и эмпирика жизни, герой и характер, конкретность и абстрактность художественного изображения жизни и человека, «земное» и «небесное», слово и музыка, истолкование категорий историзма и народности, открытия в области психологизма, жанровое и стилевое новаторство. Основные течения в русском романтизме 1-й пол. XIX в. (гражданское, психологическое, лирико-созерцательное, философское, историческое и др.). Относительность определения этих направлений и возможность их совмещения в творчестве одного и того же художника-романтика.



Тема 3 Творчество В.А.Жуковского.

Личность поэта. Влияние биографических факторов (происхождение, положение в семье, учеба в Благородном университетском пансионе, история любви к Маше Протасовой) на формирование мироотношения и индивидуальных особенностей творчества. Участие в «Дружеском литературном обществе». Первые прозаические и стихотворные произведения («Мысли при гробнице», «Майское утро» и др.).

Элегии, песни-романсы и дружеские послания как основные жанры начального периода творчества Жуковского. Эволюция от сентиментальной элегии к романтической («Сельское кладбище» – «Вечер» – «Славянка»). Нарастание романтических тенденций в песнях и посланиях. Соотношение «словесных» и «музыкальных» (ритмико-интонационных) средств выразительности в поэзии Жуковского. Романтический психологизм Жуковского, метафоричность языка поэзии как средства расширения пределов внутренней жизни человека в поэзии, его «души». Личностный характер лирики (придание личностного смысла тому, что в старой поэзии считалось «внешним», «всеобщим»: истины, добра, морали, религии, гражданского долга, патриотизма). Анализ с этой точки зрения патриотических и гражданских стихотворений поэта («Певец во стане русских воинов», послание императору Александру I и др.). Медитативные элегии как выражение «поэзии мысли» («На кончину ее величества королевы Виртембергской» и др.). Поэтика таинственного и чудесного в лирике Жуковского и роль этих мотивов в становлении романтизма в его творчестве.



Баллады Жуковского как наиболее очевидное и яркое выражение его романтических устремлений, их роль в развитии описательного стиля молодой русской поэзии. Особенности Жуковского как переводчика: умение «чужое» сделать «своим».

Усиление мистических влияний в творчестве Жуковского после рокового 1817г., когда он «все потерял». Педагогическая деятельность Жуковского как воспитателя наследника престола. Работа над переводами эпических произведений («Слово о полку Игореве», «Одиссея» и др.), просветительское значение этих произведений. Сказки и «Ундина» Жуковского.

Роль Жуковского как предшественника Пушкина, как зачинателя романтического психологизма в русской поэзии. Участие Жуковского в жизненной судьбе Пушкина.

Тема 4 Творчество К.Н. Батюшкова

Культ личной свободы, жизненных радостей и связанные с ним эпикурейские и анакреонтические мотивы в лирике поэта. Оппозиционное звучание этих мотивов в 10-е годы XIX в.

Сквозной лейтмотив мечты («Мечтанье есть душа поэтов и стихов») как отражение романтических устремлений поэта. Батюшков и Жуковский: единство общей тенденции к романтизму и разные пути ее реализации, выражающиеся в том, что Батюшков, продолжая вместе с Жуковским элегическую линию сентиментализма, в то же время в своем стремлении к ясности и строгости поэтических форм опирался на достижения классицизма. В связи с этим – проблема творческого метода Батюшкова («неоклассик», «предромантик», «романтик»?), ее решения в современных исследованиях творчества поэта.

Влияние М.Н. Муравьева, впервые обосновавшего достоинство поэзии малых лирических форм и неофициальных, интимных тем («Опыт о стихотворстве») и создавшего их первые образцы, на формирование эстетического и структурно-содержательного феномена «легкой поэзии» Батюшкова. Преобладание в ней романтических представлений о поэте и поэзии, «благородной субьективности» (Белинский), независимости и неподкупности «певца». Интерес Батюшкова к французской «легкой поэзии» (Парни).

Элегии Батюшкова. Выражение в них сложных психологических состояний, трагически окрашенного чувства («Элегия», 1815 г.), психологизация пейзажей («Мечта», 1802, «Вечер. Подражание Петрарке», 1810). «Переходные» жанры в поэзии Батюшкова, содержащие элементы оды, баллады, элегии («На развалинах замка в Швеции», элегии-послания). Патриотические мотивы лирики Батюшкова, отражающие события войны 1812 г. («Переход русских войск через Неман», «Переход через Рейн» и др.).

Нарастание трагических мотивов в творчестве поэта в конце 10-х гг., связанных с духовным кризисом и болезнью.

Прозаические опыты Батюшкова, их значение как «материалов для поэзии» и влияние на становление стиля русской прозы.

Батюшков как непосредственный предшественник А.С. Пушкина.

Тема 5Гражданский романтизм декабристов. Поэзия К. Ф. Рылеева.

Связь мировоззрения, эстетических взглядов и творчества декабристов с русским и западноевропейским просветительским и романтическим движением. Гражданский романтизм декабристов. Утверждение ими национальной самобытности русской литературы. Особое понимание народности и историзма.

Особенности метода и стиля декабристской поэзии: соотношение элементов романтизма, классицизма и просветительского реализма. Характерные жанры, герои, конфликты декабристской поэзии.

Литературно-критическая деятельность декабристов (предисловие К. Рылеева к «Думам», годовые критические обзоры Н. Бестужева в «Полярной звезде», статья В. Кюхельбекера «О направлении нашей поэзии…»).

Значение творчества Рылеева в развитии русского романтизма. Ранняя лирика, политическая сатира, послания в его творчестве. «Думы» как особый жанр творчества Рылеева, их литературный генезис, специфика историзма в трактовке героев, особенности метода и жанрово-композиционной структуры. Поэма «Войнаровский» как типичный образец романтической декабристской поэмы; ее пафос, проблематика, образная система, композиционная структура. Особенности словоупотребления и стиха. Незавершенные поэмы Рылеева. Агитационные песни К. Рылеева и А. Бестужева. Место и значение творчества Рылеева в истории русской литературы.

Тема 6Басенное творчество И.А. Крылова

Значение драматургического опыта Крылова (комедии «Модная лавка», «Урок дочкам») для творчества поэта-баснописца. Басня как жанр. Традиции басенного творчества в мировой и русской литературе. Новаторство басен Крылова на фоне этой традиции. Проблематика крыловских басен, отражение в них событий общественно-политической и литературной жизни. Отечественная война 1812 г. в баснях Крылова. Народность басен: концентрация в них многовекового опыта народной жизни, народных представлений о добре и зле, народной морали и т. д. Реалистическая характерность образов, сюжетов, конфликтов, поэтической речи, своеобразие стиха. Значение басен Крылова для развития русского литературного языка.

Тема 7 А.С. Грибоедов. Художественный мир комедии «Горе от ума»

Личность. Учеба в университетском благородном пансионе и Московском университете. Отечественная война 1812 года и ее роль в формировании мировоззрения писателя. Дипломатическая деятельность Грибоедова, его связи с декабристским движением. Литературно-эстетические позиции Грибоедова, их своеобразие, отношение к «архаистам» и «новаторам». Участие в кружке «младоархаистов».

Ранние комедии Грибоедова («Своя семья, или замужняя невеста», «Студент» и др.), их значение для дальнейшего творчества.

«Горе от ума». Творческая история комедии. Ее жанровые особенности как «высокой комедии». Конфликт «Горя от ума» и его воплощение в системе персонажей и композиционной структуре, отражение в нем злободневных противоречий русской жизни 10-х – 20-х годов XIX в. Проблематика «Горя от ума». Образ Чацкого. Проблема ума в комедии.

Драматургическое мастерство Грибоедова. Особенности композиционной структуры, воспроизводящей развитие действия комедии «как в жизни» (ускорение и замедление темпа действия, психологическая мотивация мизансцен, взаимозависимость композиционных линий – «горя от ума» и «горя от любви» и т. д.). Афористичность языка и особенности свободного стиха комедии.

Сценическая жизнь грибоедовской комедии, ее роль в развитии русской драматургии и русского театра. Незавершенные драматургические произведения Грибоедова (замысел трагедии «1812 год», отрывки из трагедий «Грузинская ночь» и «Родамист и Зенобия»). Значение творчества Грибоедова в развитии русской литературы.

Тема 8 Новые тенденции в литературной жизни 1825– 1830-х годов

Восстание декабристов и его последствия. Царствование Николая I, его внутренняя политика и идеология. Теория официальной народности («православие, самодержавие, народность»).

Новые формы общественной и духовной деятельности: от тайных обществ и политики – к философским кружкам («любомудры»). Влияние немецкой идеалистической философии (Шеллинг, Гегель) на русскую интеллигенцию 1830– 40-х гг. Кате­гории «историзма» и «народности» в философии и культуре. Культурная роль Московского университета. Кружки Станкевича и Герцена. Проникновение идей утопического социализма. «Философические письма» П.Я. Чаадаева и их влияние на общественную и духовную жизнь 1830–40-х гг. За­падники и славянофилы.

Судьбы романтизма. «Величавый романтизм» как официозное искусство (Н.В. Кукольник). Изменение культур­ной среды и зарождение «массовой» литературы (Ф.В. Булгарин, О.С. Сенковский). Литература как отрасль промышленности. Пре­обладание прозы над поэзией. Реализм.

Тема 9 Творчество А. С. Пушкина

Основные этапы творческого пути Пушкина. Лицейские годы, их роль в становлении творчества поэта. Жанровое своеобразие. Литературные ориентации лицейского творчества Пушкина («Городок»). Вольнолюбивые и сатирические мотивы в лицейских стихах («Лицинию», «Воспоминания в Царском Селе» и др.). Элегические и анакреонические мотивы.

Первый петербургский период творчества (1817 – 1820). Активное участие в литературной жизни («Арзамас», «Зеленая лампа»). Отражение идеологии русского и французского просветительства в творчестве Пушкина этого периода (ода «Вольность»). Поэзия гражданского романтизма («Деревня», первое послание «К Чаадаеву», «К Ю.Я. Плюсковой», «Ноэль» и др.), ее проблематика и структурно-стилевые особенности. Поэма «Руслан и Людмила», ее фольклорно-сказочные истоки, демократизация языка, пародийность, литературно-эстетическая полемика вокруг поэмы.

Творчество Пушкина периода южной ссылки (1820-1824). Новые тенденции эволюции пушкинского романтизма: от усиления революционных настроений в духе декабристской идеологии («Кинжал», «К Давыдову», «Наполеон») до разочарования и переоценки ее в результате духовного кризиса 1823–24 годов («Кто, волны, вас остановил…», «Демон», «Свободы сеятель пустынный…», «Недвижный страж дремал на царственном пороге…», «Гречанка верная! Не плачь…»). Воплощение романтического мироотношения в психологической и пейзажной лирике этого периода («Погасло дневное светило…», «Я пережил свои желанья…», «Узник», «К морю» и др.). Антологические мотивы.

Юношеские романтические поэмы Пушкина. Проблемы пушкинского «байронизма» в них. Отражение общей для «молодежи XIX столетия» болезни «преждевременного старения души» в «герое века» Пленнике («Кавказский пленник»). Близость фабулы первой южной поэмы и «Евгения Онегина». Проблематика «Бахчисарайского фонтана» и «Братьев-разбойников». Особенности романтической характерологии и поэтики южных поэм, их оценка в критике 20-х гг. XIX в. Начало работы над «Евгением Онегиным». Творчество Пушкина в Михайловском. Продолжение работы над «Евгением Онегиным». Завершение работы над поэмой «Цыганы». Ее «переходной характер»: развенчание романтического байронического героя, осмысление руссоистского мотива «естественной» свободы, реалистический характер социально-психологической мотивации поведения и поступков героев. Романтическое и реалистическое начала в поэме. Трагедия «Борис Годунов». Споры о «главном лице», «главном герое» произведения. Современные трактовки этого вопроса. Размышления Пушкина о шекспировских характерах, «законах» драмы. Воплощение «судьбы человеческой, судьбы народной» в развитии действия «Бориса Годунова». Роль образов Пимена и юродивого Николки в трактовке проблем вины и кары. Реалистический историзм Пушкина в «Борисе Годунове». Смысловое наполнение заключительной ремарки «народ безмолвствует» (различие трактовок). Композиция, роль языка и стиха в трагедии. «Граф Нулин» и роль шутливой повести в становлении реалистического стиля Пушкина. Смысл «странных сближений» в свете пушкинского историзма.

Лирика «Михайловского» периода, отражение в ней общечеловеческих ценностей («Сожженное письмо», «Я помню чудное мгновенье», «Вакхическая песня»). Роман в стихах «Евгений Онегин» как первый русский реалистический роман. Образ «героя времени» и его соотношение с героями романтических поэм Пушкина (Пленник, Алеко). Герой и автор. Образ Татьяны и проблема национального народного характера. Реальное и художественное время в романе, эволюция пушкинского метода и характерологии от первой к последним главам. Противопоставление и соотношение, противоречия как конструктивный принцип Пушкина. Проблема «литературности» и «жизненности» в художественном целом романа. Концепция, жанр, поэтика, стиль, структура романа.

Возвращение из ссылки. Пушкин и Николай I. Отклики аудиенции у царя в стихотворениях «Стансы», «Герой», «К друзьям», «Послание в Сибирь», «Арион». Тема Петра I в творчестве Пушкина этого периода. Поэма «Полтава» и традиции историко-романтической поэмы XVIII в. о Петре I. Жанр, композиция, стиль поэмы. Незаконченный роман «Арап Петра Великого».

Творчество Пушкина 30-х гг. Лирический цикл о роли и назначении поэта. («Пророк», «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа», «Эхо», «Памятник»). Отражение в нем эстетического самосознания зрелого Пушкина. Философско – нравственная проблематика лирики этого периода, поиск нравственного идеала, осмысление идеи «самостояния человека» («Мирская власть», «Из Пиндемонти», «Странник», «Когда за городом задумчив я брожу…», «Не дай мне бог сойти с ума…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Безумных лет угасшее веселье…», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Пора, мой друг, пора…», «…Вновь я посетил…», «Я вас любил…», «Осень»). «Повести Белкина» – состав цикла, проблематика, особенности организации повествования в них, поэтики, жанра, творческого метода; «маленькие трагедии» – состав, проблематика, «европейский мир» и европейская история в изображении Пушкина. Особенности жанра, композиции, характерологии.

Поэма «Медный всадник». Философское осмысление эпохи Петра I и русской истории. Символика образов, функция фантастического в поэме. Образ Евгения в контексте «личность и государство». Сказки Пушкина, их народность и историчность, символика персонажей и образов. «Песни западных славян». Вопрос о протеизме поэта. Расцвет прозы Пушкина в 30-е годы. Проблема «русского бунта» в «Дубровском» и «Капитанской дочке», героя-дворянина и его роли в крестьянском восстании. Жанровые особенности и композиция романа. Повесть «Пиковая дама»: новый тип героя, особенности композиционной структуры, жанра и поэтики. Фантастическое и сновидное, их функции в повести. Тема поэта и светской «толпы» в «Египетских ночах». Исторические труды Пушкина («История Пугачева» и материалы к истории Петра I). Литературно-критическая и издательская деятельность поэта. Значение Пушкина в развитии русской и мировой литературы.

Тема 10. Творчество М. Ю. Лермонтова

Раннее творчество поэта: многожанровость (лирика, поэмы, драмы, роман). Романтическая субъективность, напряженность чувства, драматизм личности и ее противостояние обществу и миропорядку. Тип романтического героя лермонтовской ранней лирики, его близость героям поэм, драм, прозы (незавершенный роман «Вадим»).

Лирика Лермонтова: основные темы, мотивы, проблематика, характер лирического героя. Мотив преодоления одиночества в лермонтовской лирике: поиски пути выхода из одиночества в обретении «души родной» (любовная лирика и дружеские послания), в единстве с природой (пейзажная лирика), в религии (религиозные мотивы в лирике), в истории (историческая тема в лирике), в единении с народом и страной («простые люди» в лирике, «Родина»). Религиозные мотивы в творчестве поэта. Особенности эстетического самосознания Лермонтова в стихотворениях о назначении поэта и поэзии.

Поэмы Лермонтова: типы героев и конфликтов в зрелых романтических поэмах («Мцыри», «Беглец», «Демон»), особенности их проблематики, поэтики, жанра. «Демон» как образец романтической философской поэмы. Демонический герой Лермонтова и попытки преодоления демонизма в «Сказке для детей». Реалистические поэмы («Тамбовская казначейша», «Песня про купца Калашникова…»), особенности проблематики и поэтики каждой из них. Историзм Лермонтова в «Песне про купца Калашникова…», связь его с устным народным творчеством, проблема метода. «Тамбовская казначейша» как предтеча «натуральной школы».

Драматургия Лермонтова: близость ее проблематики к поэмам, типы героев и конфликтов, черты романтизма и реализма в «Маскараде». Символика масок, карточной игры, особенности драматургической композиции и поэтики.

Проза Лермонтова: опыт романтического исторического романа как этап разработки демонического образа («Вадим»). Незаконченный роман «Княгиня Лиговская». Многоплановость тематики и проблематики, сюжетно-композиционная структура, роль массовых сцен в романе. Печорин и Красинский. Женские образы. Вопрос о художественном методе романа. Роман «Герой нашего времени». Образ Печорина в системе персонажей романа и проблема «лишнего человека». Отражение эпохи 30-х годов в личности, мышлении, мировоззрении и судьбе Печорина, в философско-эстетической проблематике романа. Преемственность и принципиальное различие двух «героев времени» – Онегина и Печорина. Жизненная философия Печорина. Особенности повествования (система рассказчиков). Функции двух хронологических движений в композиции романа. Художественный психологизм. Проблема метода. Очерк «Кавказец» как предтеча «натуральной школы».

Тема 11 Творчество А. В. Кольцова, его своеобразие

Жизненная и литературная судьба поэта. Роль А. С. Пушкина, Н. В. Станкевича, В.Ф. Одоевского в становлении эстетики и поэтического мастерства Кольцова. Основные жанры его поэзии. Кольцов как классик песенного творчества, развитие и совершенствование им традиции «русских песен» (Нелединский-Мелецкий, Дельвиг, Цыганов). Крестьянская жизнь, труд, русская природа в песнях Кольцова («Песни пахаря», «Косарь», «Раздумье селянина», «Урожай» и др.). Стихотворения Кольцова о Пушкине («Лес», «Соловей»). Философские думы как отражение интеллектуальных и духовных исканий поэта («Великая тайна», «Молитва»), неорганичность этого жанра для его творчества. Особенности поэтики песен Кольцова: фольклорная образность, музыкальность, пластичность. Народные песни («Хуторок» и др.), романсы русских композиторов на тексты Кольцова (Глинка, Варламов, Римский-Корсаков, Рахманинов и др.). Традиции А.В Кольцова в творчестве Н. А. Некрасова, И.С. Никитина и других русских поэтов.

Тема 12 Творчество Н. В. Гоголя

Гоголь и Пушкин. Одновременное появление в печати первых прозаических циклов Пушкина («Повести И.П. Белкина», октябрь 1831г. и первая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки», сентябрь 1831г.) как свидетельство начавшегося в русской литературе перехода от поэзии к прозе и важный этап на пути перерастания романтической повести в реалистический роман. Общее и различное в философско-эстетических ориентациях Пушкина и Гоголя. Развитие и трансформация Гоголем пушкинского реализма.

Ранний романтический период творчества Гоголя. Поэтические опыты («Италия», «Ганс Кюхельгартен»). Успех «Вечеров на хуторе близ Диканьки», их оригинальность, сочетание в них «веселости, поэзии и народности» (Пушкин), их резкое отличие от «простонародных» повестей 30-х годов. Сказовая основа повестей, народное просторечие как средство и предмет изображения. Историческое, условное время и современность в «Вечерах…». Народно-поэтическая природа и художественные функции фантастики в гоголевских повестях. Особенности организации повествования (система рассказчиков) и художественного метода.

Украинские повести сборника «Миргород». Проблематика, нарастание реалистического осмысления действительности, средства сатирического ее изображения. Сюжетно-композиционная структура «Старосветских помещиков» и «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». «Тарас Бульба» как «эпизод эпопеи» героического прошлого украинского казачества. Отражение историософии Гердера и исторической романтики Вальтера Скотта в эпическом изображении героев и событий. Отголоски народно-героического эпоса в стиле повести.

«Петербургские повести» как цикл. Их место и значение в «петербургском тексте» русской литературы. Обманчивость внешнего блеска столицы – сквозная тема цикла. Жанровое своеобразие повести «Невский проспект», соотношение в ней автора, рассказчика и героя. Антиромантический ракурс решения проблемы художника и общества, искусства и действительности в повести «Портрет». «Записки сумасшедшего» и «Шинель». Фантастический эпилог «Шинели», его истолкование. Особенности сюжетно-композиционной структуры, хронотопа, характерологии, стиля и метода в «Петербургских повестях».

Драматургия Гоголя («Владимир III степени», «Женитьба»). Комедия «Ревизор»: история замысла, создания и сценического воплощения. Традиционность фабулы, типажа действующих лиц и оригинальность, глубина гоголевской «идеи» комедии. Ее сущность и художественное воплощение в сюжетно-композиционной структуре, системе образов, в гротесковых мизансценах, в развязке и «немой сцене». Хлестаков как идейный центр комедии, его «фантасмагоричность», отражение его сущности в других героях комедии (Городничий, Осип, Анна Андреевна). Совмещение в комедии «сборного города всей темной стороны» и «душевного города». Проблема зрителя в гоголевских суждениях о театре.

Поэма «Мертвые души». Замысел и воплощение. Проблема жанра. Связь социальной и нравственно-психологической проблематики. Особенности гоголевской характерологии. Автор, его функции в идейно-художественной структуре поэмы. Символические образы и их роль в воплощении авторского замысла. Композиция и поэтика «Мертвых душ». Значение гоголевской поэмы для последующего развития и самоопределения русского реализма.

«Выбранные места из переписки с друзьями» как выражение нравственно-религиозной программы обновления русского общества. Особенности истолкования «Выбранных мест…» в современной Гоголю критике и современном литературоведении. Духовная драма Гоголя, ее истоки и следствия. Значение творчества Гоголя для русской и мировой литературы.

2. Тематика практических занятий

1. Романтическое мироощущение и его выражение в поэзии В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова.

2. Жанр баллады в литературе первой трети ХIХ века (В.А. Жуковский, П.А. Катенин, А.С. Пушкин).

3. Жанр элегии в творчестве А.С. Пушкина.

4. Художественное своеобразие комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

5. Две поэмы Пушкина: «Кавказский пленник» и «Медный всадник»

6. Оценка образов Татьяны и Онегина в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (по материалам критических и литературоведческих работ).

7. «Герой нашего времени» как философско-психологический роман.

8. «Мертвые души» Н. В. Гоголя (проблематика, жанровое своеобразие, композиция, стиль)







Сейчас читают про: