Занятие 8 Две поэмы Пушкина: «Кавказский пленник» и «Медный всадник»

План

Цель

Занятие 7

План

Оценка образов Онегина и Татьяны в критике и литературоведении

Занятие 6

Научная литература

Тексты

План

Занятие 5

Критическая и научная литература

План

1. Что можно сказать об особенностях комедии, основываясь на афише (списке действующих лиц)

2. Художественное время и пространство действия комедии. В чем своеобразие ее хронотопа в сравнении с организацией времени и пространства в комедиях классицизма? Внесценическое пространство «Горя от ума».

3. Развитие сюжета, его основные этапы. Кто из героев комедии определяет движение сюжета, его повороты? Каково соотношение динамики и нравоописательности в структуре произведения? Чем объяснить особенности поведения Чацкого? Софьи? Как истолковывает И. А. Гончаров «мильон терзаний» Чацкого? Согласны ли Вы с его точкой зрения?

4. Принцип индивидуализации речи и его проявление в комедии. «Вольный» стих, его особенности и художественная необходимость.

5. В чем смысл названия комедии? Чем продиктовано изменение названия в процессе работы над произведением? Является ли Чацкий alter ego автора?

1. Гончаров И. А. Мильон терзаний (любое издание) (конспект)

2. Медведева И. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. М., 1974 (выписки по теме занятия)

3. Фомичев С. А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. М.,1983 ((выписки по теме занятия)

4. Пиксанов Н. К. Творческая история «Горе от ума». М., 1971 (общее знакомство, выписки по теме занятия).

Две поэмы Пушкина: «Кавказский пленник» и «Медный всадник»

Цель:

Осмыслить художественный мир поэм в творчестве Пушкина, выявить пути эволюции жанра

1. Поэма Пушкина «Кавказский пленник» (1821). Романтический конфликт, его преломление. Пленник и черкешенка. Роль любовной темы в раскрытии основного конфликта поэмы. Автор и герой в поэме. Идейно-композиционная роль «Посвящений».

2. В чем своеобразие конфликта «Медного всадника» в сравнении с конфликтом «Кавказского пленника»? Проблема «личность/государство» и особенности ее развертывания в сюжете.

Литература:

Пушкин А.С. «Кавказский пленник» «Медный всадник»

1. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин: Из истории романтической поэмы. Л., 1978.С. 43 – 50, 51-66, 78 – 90,134 – 141, 161 –167 (выписки)

2 Архангельский А.Н. Стихотворная повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». М., 1990 (выписки)

3. Скатов Н. Н. Русский гений. М., 1987 (выписки).

4. Соколов А.Н. Очерки по истории русской поэмы ХVIII – первой половины ХIХ века. М., 1956 (выписки).

Цели:

1. Совершенствовать навыки работы с критической статьей и монографией, умение четко выделять основную мысль авторов;

2. Развитие способностей самостоятельного прочтения текста, умения видеть сильную и слабую сторону критической или исследовательской концепции.

1.Оценка образов Онегина и Татьяны Белинским и Достоевским. Основные линии спора.

2.Выделите основные точки зрения, существующие в отечественной науке в истолковании образов Татьяны и Онегина.

3.Опираясь на текст романа, оцените существующие трактовки. Выскажите свою точку зрения.

Литература:

1. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. Ст. 8, 9 (любое издание) (выписки, раскрывающие суть оценок критика

2. Достоевский Ф. М. Речь о Пушкине (выписки, раскрывающие позицию Достоевского)).

3. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957 (выписки).

4. Лебедев Ю. В. Русская литература ХIХ века: В 2 ч. Ч. 1. М., 2002 (выписки из раздела о «Евгении Онегине», обоснование своей точки зрения на характер взаимоотношений Онегина и Татьяны).

6. Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине. М., 1983 (выписки).

«Герой нашего времени» как философско-психологический роман

раскрыть своеобразие жанровой природы романа «Герой нашего времени» как философско-психологического произведения

1. Художественная структура романа. Почему Лермонтов отказывается от линейно-биографической организации материала? Философское и психологическое начало произведения, их проявление в композиции.

2. Печоринские представления о человеке и смысле жизни. Нравственно-философские поиски героя.

3. Формы психологического анализа в романе.

Литература:

1. Белинский В.Г. «Герой нашего времени» (любое издание).

2. Эйхенбаум Б.М. Герой нашего времени // История русского романа. М.;Л. 1962. Т. 1 (выписки).

3. Виноградов И. Философский роман М. Ю. Лермонтова // Русская классическая литература. Разборы и анализы. М., 1969 (конспект).

4. Уманская М. «Роман судьбы» или «роман воли»?// Русская литература. 1967. № 1 (выписки).

5. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман ХIХ века. Л., 1982.С. 33–45 (выписки).

«Мертвые души» Н. В. Гоголя

(проблематика, жанровое своеобразие, композиция, стиль)

Цели:

1. Постижение особенностей художественного мира «Мертвых душ».

2. Формирование навыков анализа эпического произведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: