Цели обучения как систематизирующий фактор

ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Лекция № 2

Цели образования - один из определяющих компонентов педагогической системы. Они зависят от современных условий, социального заказа общества на образование граждан.

Основные цели обучения математике (в широком смысле):

· овладение всеми учащимися элементами мышления и деятельности, которые наиболее ярко проявляются в математической ветви человеческой культуры и которые необходимы каждому для полноценного развития в современном обществе;

· создание условий для зарождения интереса к математике и развития математических способностей одаренных школьников. Соответственно целям обучения выделяются уровни обучения математике: 1 - общекультурный; 2 - общеобразовательный; 3 - творческий.

Цели обучения математике (в узком смысле):

общеобразовательные: овладение учащимися системой математических знаний, умений и навыков, дающей представление о предмете математики, о математических приемах и методах познания, применяемых в математике;

воспитательные: воспитание активности, самостоятельности,

ответственности; нравственности, культуры общения; эстетической культуры, графической культуры школьников;

развивающие: формирование мировоззрения учащихся, логической и эвристической составляющих мышления, алгоритмического мышления; развитие пространственного воображения.

Цели обучения могут формулироваться по разному в зависимости от их ориентации. Например, можно определить цель обучения через деятельность учителя; через учебную деятельность учащихся.

Достижение целей обучения математике определяется функциями обучения математике.

Определенное соотношение развивающих, образовательных воспитательных целей существенным образом определяет систему обучения. Изучение одного и того же учебного материала может быть построено один раз таким образом, что на первый план окажутся выдвинуты развивающие цели, другой раз - образовательные цели, третий раз - воспитательные цели, четвертый раз - определенна комбинация этих целей. В дидактике и методиках обучения различным учебным предметам получены значительные результаты, свидетельствующие в пользу развивающих систем обучения. С позиции современной теории и практики обучения образование оправдывает себя лишь в том случае, если оно служит эффективным средством развития и воспитания учащихся. Прямой связи между образованием и развитием не существует. Еще Выготский отмечал, что не всякое обучение приводит к развитию. Больше того, обучение, осуществляемое на плохом профессиональном уровне, способно тормозить развитие учащихся. Обеспечение образовательного процесса развивающими качествами - достаточно сложная задача, требующая от учителя высокого профессионализма. В массовой практике обучения, вопреки теории и опыту учителей-новаторов, чаще можно видеть, что в основном ведется работа по формированию знаний, умений и навыков и совершенно недостаточно уделяется внимание развитию учащихся. Такое обучение, как правило, является излишне «будничным», малоэффективным, а его развивающие цели оказываются не более чем формальными декларациями. Наряду с субъективными, существуют и значительные объективные трудности. Дело в том, что развивающий процесс по своей предсказуемости и технологичности во многом уступает образовательному процессу. Если, например, обозначена некоторая последовательность учебных тем, то, как правило, в этой последовательности видна определенная логика и целесообразность. Если же мы скажем, что сегодня будем «развивать» наблюдательность, завтра - сообразительность, а в конце четверти - критичность мышления, то кроме недоумения, ничего другого такая «последовательность» вызвать не может. Трудности в интеграции образовательного и развивающего процессов, недостаток профессионализма порождают иной раз предложения, сводящиеся к отказу от систематических учебных курсов. Для развития учащихся предлагается учебный материал, имеющий нередко мало общего с научными основами учебного предмета. Такие предложения глубоко ошибочны и способны привести, в лучшем случае, лишь к поверхностному развитию и образованию учащихся. Реально они означают отказ от полноценного образования для большинства учащихся. Современная дидактика акцент делает на «триединство» образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения. Такой подход методологически является верным, однако, требуется серьёзная разработка механизмов (технологий) его осуществления. В противном случае «триединство» окажется обычной декларацией. Прежде всего, должна быть устранена имеющая место неопределенность в истолковании смысла этого важнейшего понятия. Если принять, что «триединство» означает равноправие образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения, то придем к одной системе обучения. Если отказаться от равноправия целей обучения, то придем к иным системам обучения. В любом случае необходимо иметь в виду, что воспитанность, развитость и образованность — три самые важнейшие компоненты личности. Независимо от того, каким образом устанавливается главенство тех или иных целей обучения, отметим, что воспитательные и развивающие цели не могут быть достигнуты в «обход» образовательных целей. Планомерное, эффективное развитие и воспитание возможно только на базе образования, при его помощи. Образование является не только важнейшей самостоятельной целью, но и средством развития и воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: