Основные дидактические принципы в обучении математике

Лекция № 3. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

СОДЕРЖАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание математического школьного образования отражается в ряде нормативных документов, учебниках, учебных планах, учебных программах, методических пособиях. Базисный учебный план является обязательным для всех учебных заведений, дающих среднее образование. Это основной документ для разработки учебных программ, учебно-тематического планирования. Учебные программы по математике включают перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, перечень знаний, умений и навыков п предмету.

Существуют три варианта расположения математического материала в учебных программах:

· линейное (материал располагается последовательно);

· концентрическое (некоторые разделы изучаются с повтором на новом уровне);

· спиральное (материал располагается последовательно по циклам). Составными частями содержания образования являются: знания, умения, навыки.

Знания - это понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять на практике основные научные факты и теоретические обобщения.

Любое знание выражается в понятиях, категориях, принципах, законах, закономерностях, фактах, идеях, символах, концепциях, теориях, гипотезах. Математические знания представляют собой математические понятия, законы, символику, математический язык и т.д.

Умения - это владение способами, приемами применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают знания и навыки. Формирование знаний, умений и навыков зависит от способностей человека.

Навыки - элементы умения, т.е. автоматизированные действия, доведенные до высокой степени совершенства.

Содержание образования строится с учетом факторов, доминирующих на современном этапе развития общества. К ним относятся:

— соответствие логике математики как науки;

— соответствие таким принципам обучения, как научность, последовательность, системность и др.;

— учет психологических возможностей и возрастных особенностей школьников разных ступеней обучения (младший, средний, старший школьник);

— адекватность потребности личности в образовании (дифференцированное обучение, коррекционное обучение и т,д,);

— формирование профессиональной направленности школьников.


Дидактика (от греч. didaktikos - поучающий) - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Предметом дидактики являются закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы и средства обучения.

Задачами дидактики являются: описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации; разработка более совершенной организации процесса обучения, новых обучающих систем и технологий. В дидактике обобщены те положения в обучении учебной дисциплине, которые имеют универсальный характер.

Принципы обучения - это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы обучения - это система важнейших требований, соблюдение которых у обеспечивает эффективное и качественное развитие учебного процесса.

Дидактические принципы обучения математике представляют, по существу, совокупность единых требований, которым должно удовлетворять обучение математике, и включают принципы: научности; воспитания;

наглядности; доступности; сознательности и активности; прочности усвоения знаний;систематичности; последовательности; учета возрастных особенностей; индивидуализации обучения; воспитывающего обучения.

В основу концепции математического образования положены принцип:

— научности;

— сознательности, активности и самостоятельности;

— доступности;

— наглядности;

— всеобщности и непрерывности математического образования на всех ступенях средней школы;

— преемственности и перспективности содержания образования, организационных форм и методов обучения;

— систематичности и последовательности;

— системности математических знаний;

— дифференциации и индивидуализации математического образования, создания таких условий, при которых возможен свободный выбор уровня изучения математики;

— гуманизации;

— усиления воспитательной функции;

— практической направленности обучения математике;

— применения альтернативного учебно-методического обеспечения;

— компьютеризации обучения и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: