Программа создания «общества всеобщего благосостояния» в США

На протяжении всего послевоенного периода социально-экономические программы были всегда в центре внутриполитического развития США. Демократы, находясь у власти, стремились продолжать и совершенствовать социальную политику, заложенную еще в середине 30-х годов Ф. Рузвельтом. Республиканцы же стремились пересмотреть социальную политику с консервативных позиций. В конце 40-х годов администрация Г. Трумэна провозгласила широкую программу социальных реформ. С ее помощью правящие круги надеялись найти выход из экономического кризиса. Часть предложений Президента Г. Трумэна нашла поддержку в конгрессе. В результате был повышен минимум почасовой оплаты труда. Значительные средства выделялись на строительство жилья для малоимущих. Увеличивались страховые выплаты, росло количество лиц, получавших их. Но наиболее быстрое развитие социальные программы получили в 60-е - первой половине 70-x гг. XX в. К середине 70-х гг. социальные расходы государства достигли 20% ВНП.

В 60-е годы в политике президентов Дж. Кеннеди и Л. Джонсона получила дальнейшее практическое воплощение социал-реформистская тенденция. Программа Кеннеди-Джонсона, известная как программа создания «общества всеобщего благосостояния», привела к самым глубоким структурным изменениям в социальной сфере.

В основу концепции «государства благосостояния» были положены идеи английского экономиста Дж. Кейнса. Он считал, что в эпоху массового производства добиться экономического подъема можно, стимулируя платежеспособный спрос широких масс населения. Для этого надо было повышать заработную плату трудящимся или увеличивать государственные социальные выплаты. Население сможет тратить больше денег на различные товары – возникнет стимул для развития производства. В этих условиях правительство должно было регулировать отношения в экономической сфере через государственные расходы, налоги и установление банковского процента.

Впервые были созданы государственные системы социальной защиты не только работающих, но и нетрудоспособных граждан, так же, как и бедных, многосемейных и иных «наименее приспособленных» американцев. Тем не менее, в 70-е годы в условиях экономических трудностей замедлились темпы роста личных доходов американцев. В то же время увеличивались налоги, росла стоимость жизни, обострилась проблема безработицы, которая приняла застойный характер. По официальным данным, среднемесячный уровень безработицы в 70-е годы составил около 6,2%. Потребительские цены почти удвоились. Это стало подлинным бедствием для пенсионеров. Еще больше пострадало негритянское население, представители других этнических групп. Число черных семей, получавших доходы ниже «уровня бедности», в 1977 г. составило 28% всех семей афро-американцев. В 80-е годы были предприняты попытки ограничения деятельности государства в социальной сфере. Однако провести в жизнь свою социальную стратегию полностью республиканцам не удалось из-за мощного сопротивления американской общественности. Наиболее сильной оказалась поддержка системы социального страхования. Республиканская администрация все же урезала ряд социальных программ и ассигнований на них. Сокращения коснулись систем вспомоществования, образования, здравоохранения, социальных услуг.

Начиная с 60-х годов, происходят глубокие качественные изменения в социальной и профессиональной структурах американского общества. Под воздействием НТР быстро увеличивалось число лиц, занятых нефизическим и умственным трудом. Рост количества занятых в сфере управления, в наукоемких отраслях и других современных секторах экономики привел к увеличению численности среднего класса Америки, появлению новых элитных социальных групп. Изменился характер безработицы. Наукоемкие производства требуют высокого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки. Трудно найти работу тем категориям работников, которые имеют низкую профессиональную квалификацию. От этого страдают многие представители цветного населения, испано-язычные американцы, эмигранты из слаборазвитых стран.

В 80-е годы в сложном положении оказались профсоюзы. Республиканская администрация президента Р. Рейгана усиливала постоянный нажим на них, вмешивалась в трудовые конфликты. Давление на профсоюзы приобретало разнообразные способы с целью ослабить их влияние на трудящихся. Это привело к сокращению численности профсоюзов до 17% от количества работающих по найму. Национальный профцентр США - АФГ - КПП, тем не менее, играет важную роль в социальной защите населения. Администрация Б. Клинтона объявила главным приоритетом социальную сферу. Расходы на здравоохранение, образование, переподготовку рабочей силы, государственное вспомоществование предполагалось значительно увеличить. К концу 90-х годов социальные расходы федерального правительства по планам администрации должны составить 1,24 трлн. долларов, или почти 1/3 всех федеральных расходов. На социальные нужды по бюджету 1995 финансового года было выделено более 60% федеральных ассигнований (примерно 936 млрд. долларов). Самыми значительными в социальном бюджете стали расходы на здравоохранение и социальное обеспечение. США тратят на здравоохранение 14,1% ВВП, на образование – 7,6%, на науку – 2,6%. Американские расходы на НИОКР (научные исследования и опытно-конструкторские разработки) - свыше 173 млрд. долларов. Однако после промежуточных выборов 1994 г., когда обе палаты конгресса оказались под контролем республиканцев, социальные программы Б. Клинтона оказались под угрозой. Большая часть внутриполитических инициатив администрации демократов была заблокирована осенью 1994 г., еще до промежуточных выборов. Во второй срок пребывания администрации Б. Клинтона у власти развитию социальной сферы уделялось еще большее внимание. Около 2/3 общей суммы федеральных расходов направлялось на развитие человеческих ресурсов.

Вступив в XXI век, США стремятся стать социальным государством. Если будут реализованы намеченные программы, то в ближайшие 5 лет на социальную сферу планируется расходовать 72% федерального бюджета. Теперь США уже не являются единственным лидером западного мира в экономической области. Их конкурентами стали государства Западной Европы и Япония. (Источник: https://www.xserver.ru/user/espvm/index.shtml).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: