Парламентарная монархия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Формы правления, политические режимы и системы
· Автократия · Анархия · Аристократия · Бюрократия · Геронтократия · Демархия · Демократия [показать] · Деспотизм · Джамахирия · Диархия · Диктатура [показать] · Идеократия · Изократия · Клептократия · Коммуна · Корпоратократия · Критархия · Марионеточное государство · Матриархат · Меритократия · Милитократия · Монархия [показать] · Ноократия · Однопартийная система · Олигархия · Охлократия · Патриархат [показать] · Плутократия · Республика [показать] · Талассократия · Теллурократия · Теократия · Технократия · Тимократия · Тирания · Тоталитаризм · Хунта · Этнократия
Портал:Политика · править
Для улучшения этой статьи желательно?: · Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.  

Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх не обладает значительными властными полномочиями по сравнению с правительством и играет преимущественно представительскую или церемониальную роль. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха как юридически, так и фактически, ограничен во всех сферах государственной власти, в том числе, в законодательной и исполнительной. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах (таких, как конституция или статут), либо в прецедентных решениях, вынесенныхверховными судебными инстанциями. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству, которое несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом. Благодаря этому парламентарная монархия может сочетаться с парламентской демократией. В этом случае правительство формируется партией или коалицией из партий, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте. Глава такого правительства обычно называется премьер-министром.

Другой разновидностью конституционной монархии является дуалистическая монархия, где, в отличие от парламентарной монархии, монарх имеет обширные властные полномочия и фактически является главой исполнительной власти.

Парламентарные монархии

Примерами парламентарной монархии могут служить Великобритания, Нидерланды,Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Испания,Андорра, Гренада, Япония, Канада,Австралия, Новая Зеландия, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис и другие страны.

Категория:

· Формы государства

Навигация

· Создать учётную запись

· Войти

· Статья

· Обсуждение

· Читать

· Править

· Править вики-текст

· История

Начало формы

 

Конец формы

· Заглавная страница

· Рубрикация

· Указатель А — Я

· Избранные статьи

· Случайная статья

· Текущие события

Участие

· Сообщить об ошибке

· Портал сообщества

· Форум

· Свежие правки

· Новые страницы

· Справка

· Пожертвования

Инструменты

· Ссылки сюда

· Связанные правки

· Спецстраницы

· Постоянная ссылка

· Сведения о странице

· Цитировать страницу

Печать/экспорт

· Создать книгу

· Скачать как PDF

· Версия для печати

В других проектах

· Викиданные

На других языках

· Башҡортса

Править ссылки

· Последнее изменение этой страницы: 04:01, 19 января 2015.

 

 

Смешанная республика

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 января 2012; проверки требуют 48 правок.

Смешанные республики

Смешанная республика (также может называться президентско-парламентской, парламентско-президентской республикой) — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками.

Содержание

[убрать]

· 1 Характеристика

· 2 Примеры смешанных республик

· 3 Российская Федерация как смешанная республика

· 4 Примечания

· 5 Литература

Характеристика[править | править вики-текст]

Формы правления, политические режимы и системы
· Автократия · Анархия · Аристократия · Бюрократия · Геронтократия · Демархия · Демократия [показать] · Деспотизм · Джамахирия · Диархия · Диктатура [показать] · Идеократия · Изократия · Клептократия · Коммуна · Корпоратократия · Критархия · Марионеточное государство · Матриархат · Меритократия · Милитократия · Монархия [показать] · Ноократия · Однопартийная система · Олигархия · Охлократия · Патриархат [показать] · Плутократия · Республика [показать] · Талассократия · Теллурократия · Теократия · Технократия · Тимократия · Тирания · Тоталитаризм · Хунта · Этнократия
Портал:Политика · править

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Примеры смешанных республик[править | править вики-текст]

Первой республикой с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы)[ источник не указан 2157 дней ]. Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции(после 1958 года), Португалия, Финляндия, Польша, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Сербия, Хорватия, Черногория,Россия, Украина, Киргизия.

Российская Федерация как смешанная республика[править | править вики-текст]

Конституция Российской Федерации 1993 года[1] установила в России республиканскую форму правления.

Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская либо как полупрезидентская — данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.

Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).

Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).

Сове́т Федера́ции (также неофициально СФ, Совфед) — верхняя палата Федерального Собрания Российской Федерации. В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Общее число членов Совета Федерации (сенаторов) — 170. По два представителя от каждого субъекта России, которых насчитывается 85 (с 18 марта 2014 года). Количество членов Совета Федерации с 1993 года менялось несколько раз из-за объединения существующих и образования новых субъектов федерации.

Совет Федерации — «Палата регионов», представляющая интересы регионов на федеральном уровне и отражающая федеративную природу российского государства. Являясь институтом интеграции и консолидации регионов, Совет Федерации обеспечивает баланс общефедеральных и региональных интересов при принятии решений, направленных на реализацию стратегических целей развития страны. Каждый из представителей регионов выбирается по отдельности на 2 года. Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. В отличие от Государственной Думы, Совет Федерации, не может быть распущен Президентом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения вгосударственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту[2]. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Примечания[править | править вики-текст]

1. Конституция России

2. Федеральный закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» // Российская газета от 31 декабря 2008 года.

Литература[править | править вики-текст]

· Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Под ред. В. А. Четвернина. М., 1997.

· Симонишвили Л. Р. Республика со смешанной формой правления. М., 2005.

· Энтин Л. М. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1995.

· Страшун Б. А. О «Смешанной» форме правления в проекте Конституции Российской Федерации // Конституционное совещание. — № 2 (октябрь 1993 года). — С. 56.

· Волосникова Л. М. О смешанной форме правления // Государство и право на рубеже веков. Проблемы теории и истории. — М., 2001. — С. 189—193.

Категория:

· Формы государства

 

“Познавательные процессы. Особенности высшей нервной деятельности человека”

Средств для установления истины очень много. Это и человеческие органы чувств, и приборы, и теоретические разработки, и абстрактные конструкции. Это все то, что помогает человеку добывать информацию, необходимую для достижения цели познания – истины.

 

Действия для достижения цели характеризуются набором средств, которые есть у субъекта. В зависимости от выбранного метода и средств познания познающий человек совершает те или иные поступки, направленные на установление истины.

 

Познание в определенной мере опирается на интуицию. Именно благодаря интуиции человек движется в необъятном мире целей, идеи и понятий, а также выбирает средства, необходимые для достижения намеченного.

Труд

 

Не всякую человеческую деятельность допускается называть трудом. Можно целый день перекладывать камни с одного места в другое, но если такое перекладывание не имеет определенного самим человеком смысла, тогда нельзя сказать, что это человек целый день трудился. Наличие цели – главное отличие труда от нецелесообразных действий.

 

Цель труда – преобразование окружающей действительности для удовлетворения нужд и потребностей человека. Вся остальная деятельность, рассматриваемая через призму труда, является нецелесообразной.

 

Средства для достижения этой цели разнообразны по своей природе, содержанию и форме. Так, основные средства труда политика и адвоката – общение и ораторское искусство, тогда как средство труда крестьянина – трактор.

 

Трудовая деятельность разнопланова. Человек, который идет к своей цели, может оперировать многими средствами для её достижения. Тот же политик, который умеет сеять зерно или когда-то был обучен добывать новые знания в институтских лабораториях, смело может пользоваться не только ораторским искусством, а и навыками, полученными в других отраслях человеческой деятельности. Чем больше средств достижения цели доступны человеку, тем более высока вероятность, что эта цель будет достигнута.

Если познание во многом опирается на интуицию, то труд имеет четкие правила, регламентацию и технологии. Это связано с тем, что человек как основа трудовой деятельности – очень ценная для общества единица и его нужно беречь и развивать.

 

Поэтому всякие действия в рамках трудовой деятельности должны осуществляться с обязательным соблюдением:

 

усовершенствования средств труда;

контроля степени безопасности;

улучшения условий труда и климата в коллективе;

определенной степени творческой свободы и возможности общения.

В зависимости от формы труда (механический, интеллектуальный, групповой, конвейерный) необходимые условия существенно отличаются. Для интеллектуального труда особенно важна степень творческой свободы и общения с коллегами, для механической формы – безопасность условий.

 

Следование правилам ведения трудовой деятельности гарантирует получение необходимого результата в виде удовлетворения нужд и потребностей общества и отдельного человека.

Эстетическая деятельность

 

Загадка происхождения, существования и необходимости искусства в жизни человека и социума до сих пор не имеет ответа. Вряд ли кто-то возьмется уверенно утверждать, что знает, почему первобытный человек взял в руку кусочек угля и начал изображать на стене знаки, символы и схематические изображения.

 

Версий тех событий существует множество, но доподлинно известно, что во всю историю развития человечества искусство было одним из самых загадочных и почитаемых типов деятельности человека.

Цель искусства сложно определить в терминах самого искусства. Однако, пользуясь рациональными методами, философы определили, что цель искусства – трансляция смыслов при помощи создания художественных образов и форм.

 

Почему же человеческое общество так жаждет многообразия смыслов и образов? Почему ему недостаточно многообразия форм объективной реальности?

 

Творческое развитие человека обусловлено необходимостью прогрессивного движения общества. Только получение новых знаний, новой и смыслов способно поддерживать положительную динамику. Наука как способ генерирования новых знаний – относительно недавняя разработка человеческого общества. До эры научно-технического прогресса единственным двигателем цивилизации вперед было искусство.

Формирование социального мышления. Процесс общения общества и человека имеет сложно структурированную связь, которая зависит от огромного количества показателей. Но практически все эти показатели формируются с участием искусства и культуры.

Средства для достижения целей в творческой деятельности не менее разнообразны, чем в остальных типах деятельности.

 

Человек материализует свою эстетическую деятельность в форме художественных произведений. У этих художественных произведений может быть разная ценность (индивидуальная или социальная), но любое придание форме смысла – это художественная обработка этой формы и создание ее художественного образа.

 

Результат в искусстве – оценочная категория, которая определяется самим создателем художественного произведения.

Отличительные особенности типов человеческой деятельности друг от друга

 

Существование общей структуры для типов человеческой деятельности гораздо упрощает понимание основных различий между ними.

Как видно, основное различие заключается в целях каждой деятельности. Познание устанавливает истину, труд удовлетворяет потребности человека, искусство создает художественные образы. Отсюда вытекают различные средства и действия для достижения поставленных целей.

Однако у всех трех видов деятельности одинаковое отношение к результату: он должен соответствовать поставленной цели.

 

 

Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.

 

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на определённый статус. Ёе ещё называют динамической стороной статуса. Если статус указывает на позицию индивида внутри группы, то роль - на поведение присущую этому статусу.

 

Это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определённый статус»[1]. Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим, такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества — это невротик. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями.

 

Ирвин Гофман в своих исследованиях ритуалов взаимодействия, принимая и развивая базовую театральную метафору, обращал внимание не столько на ролевые предписания и пассивное следование им, сколько на сами процессы активного конструирования и поддержания «внешнего вида» в ходе коммуникации, на зоны неопределённости и двусмысленности во взаимодействии, ошибки в поведении партнёров.

 

Содержание [убрать]

1 Виды социальных ролей

2 Характеристики социальной роли

3 Ролевые конфликты

4 См. также

5 Библиография

6 Примечания

7 Ссылки

Виды социальных ролей[править | править вики-текст]

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

 

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределённые и предполагающие специфические способы поведения, закреплённые общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

 

Характеристики социальной роли[править | править вики-текст]

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:

 

По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.

По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определённом смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

 

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

 

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жёсткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

 

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребёнка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

 

Ролевые конфликты[править | править вики-текст]

Ролевые конфликты возникают при невыполнении обязанностей роли в силу субъективных причин (нежелание, неумение).

 

См. также[править | править вики-текст]

Стереотип

Гендерная роль

Библиография[править | править вики-текст]

«Игры, в которые играют люди» Э. Берн

 

 

Социа́льные но́рмы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены[1].

Содержание

[убрать]

· 1 Типы социальных норм

· 2 Функции социальных норм

· 3 См. также

· 4 Примечания

· 5 Литература

· 6 Ссылки

Типы социальных норм[править | править вики-текст]

1. Групповые привычки — нормы малых групп. Появляются и продолжают существовать только в малых группах (семьях, спортивных командах, дружеских компаниях).

2. Общие правила — нормы больших групп (общества в целом). Это манеры поведения, традиции, этикет. Каждая социальная группа обладает своими обычаями, правилами поведения, традициями. Существуют манеры поведения пожилых людей, национальные обычаи.

3. Нормативность социального поведения напрямую связана с ролевыми функциями человека в обществе в целом, социальной группе. Эти функции определены его статусом в такой группе. Социальная норма, прививаемая человеку, группе и обществу, диктует поведение, которое будет ожидаемо. Формируютсястереотипы, виденье человеком своего должного поведения.

Функции социальных норм[править | править вики-текст]

· интегрирование индивидов в группы, а группы в общество;

· регулирование общего хода социализации;

· контролирование девиантного поведения;

· формирование моделей, эталонов поведения.

Достижение этого при помощи социальных норм происходит следующим образом:

1. Социальные нормы — это обязанности одного человека по отношению к другому или другим людям. Ограничение учеников общаться с директором школы чаще, чем со своими учителями, обязывает каждого ученика выполнять требуемые нормы поведения, определённые обязательства с другими учениками, учителями и директором школы. Следовательно, социальные нормы определяют формирование сети социальных отношений группы, общества.

2. Социальные нормы — это ожидания малой группы, большой группы, общества в целом. От каждого человека, соблюдающего социальные нормы, окружающие ждут определенного поведения. Когда пассажиры общественного транспорта сначала выходят из него, а лишь затем другие входят, появляется организованное взаимодействие. При нарушении нормы возникают столкновения и беспорядок. Следовательно, социальные нормы определяют формирование системы социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, действие, ожидание, оценку и средства.

Социальные нормы выполняют собственные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

· как стандарты поведения (правила, требования, обязанности);

· как ожидания поведения (стереотипы, реакция других людей).

Социальные нормы имеют всеобщий характер[2]. Социальная норма, фиксируя какое-либо правило поведения, влияет не на конкретного индивида, а на всех людей, находящихся в аналогичных ситуациях. Для социальных норм характерны:

· неопределённость адресата (тому, кто находится в конкретном качестве, в конкретных условиях, предусмотренных социальными нормами);

· универсальность применения (в актах общественных отношений, производства, обмена, взаимодействия индивидов);

· многократная повторяемость (критерий исторического процесса, обозначающий закономерность развития).

Социальная норма фиксирует акт деятельности, который на практике утвердился в жизни. Следовательно, совершённые поступки становятся негласным правилом. Социальная норма определяет формирование целенаправленной деятельности каждого индивида, которая определена объективными факторами. Эти факторы придают социальным нормам так называемую «объективную властность».

Социальные нормы предполагают и относительную свободу человеческого поведения, которую каждый человек ощущает, когда поступает в соответствии с социальными правилами, хотя мог бы и пренебречь ими. В то же время, когда человек нарушает правила поведения, он должен быть готов подвергнуться определенного рода санкциям, применяя которые, общество обеспечивает уважительное отношение индивидов к общественным правилам.

При помощи социальных норм общество стремится обеспечить осуществление определённых общественных функций. Осуществление этих функций представляет общественный интерес. Этот общественный интерес не обязательно является, в полном смысле слова, интересом преобладающей части общества. Однако он является общественным в том смысле, что при помощи социальных норм обеспечивает координацию и согласование действий индивидов для того, чтобы успешно разворачивался, прежде всего, процесс общественного производства, обеспечивающий существование общества на данной ступени его развития.

См. также[править | править вики-текст]

· Регуляторы общественных отношений

Примечания[править | править вики-текст]

1. Толстых А. В. Норма социальная (недоступная ссылка с 09-11-2013 (507 дней)) — Статья из словаря «Социальная психология».

2. Гилинский Я. И. Творчество: норма или отклонение? // Социологические исследования. 1990. № 2.

Литература[править | править вики-текст]

· Аберкромби Н. А. Социологический словарь / Н. А. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономика, 2004. 620 с. — ISBN 5-282-02334-2

· Смирнова Е. Э. Социальная норма и возможности её измерения / Е. Э. Смирнова, В. Ф. Курлов, М. Д. Матюшкина // Социологические исследования. — 1999. — № 1. С. 97-101

· Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. 312 c.

Ссылки[править | править вики-текст]

· Норма социальная. Философская энциклопедия.

 

 

Социальные нормы

Слово «норма» имеет латинское происхождение и означает «правило, образец, стандарт, руководящее начало». В Древнем Риме «нормой» называли инструмент каменщиков — отвес, при помощи которого проверялась вертикальность стен. Позднее это слово стало обозначать любое средство, которое применялось для проверки соответствия какого-либо реального объекта установленным стандартам. Нормы представлены в различных предписаниях, приказах, установлениях, рекомендациях и т.д.

Норма (лат. norma — правило, образец, стандарт) указывает границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой.

Нормы могут быть техническими (например, нормы техники безопасности), естественными (экологические, медицинские нормы) и социальными.

Социальные нормы — общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

Социальные нормы определяют, что должен делать человек, как он должен это делать, наконец, каким он должен быть.

Социальные нормы имеют ряд разновидностей, основные из которых перечислены ниже:

обычаи и традиции — правила поведения, ставшие обязательными в силу привычки и повторяющиеся из поколения в поколение;

моральные нормы — оценка поступков по шкалам морально-аморально, добро-зло, хорошо-плохо. Санкциями за неисполнение моральных норм являются общественное осуждение и муки совести;

нормы этикета — совокупность формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях, в том числе нормы общения, деловой протокол и т.д.;

правовые нормы — требования, закрепленные в государственных законах. Соблюдение правовых норм обеспечивается государственным принуждением;

эстетические нормы — оценивание по шкале красиво-безобразно; применяется по отношению к искусству, природе, человеку и его поступкам;

политические нормы — регуляторы политической жизни, выраженные в международных договорах, декларациях, хартиях, политических принципах;

религиозные нормы — правила поведения, заповеди, содержащиеся в священных книгах и церковных установлениях;

корпоративные нормы — правила поведения, установленные в крупных организациях, и закрепленные в уставе, кодексах, соглашениях и идеологии организаций.

Для того чтобы социальные нормы оказывали реальное влияние на поведение человека, ему необходимо: знать нормы, желать следовать им, выполнять предписанные ими действия.

Соблюдение членами общества социальных норм необходимо для сохранения стабильности в обществе. В этом отношении социальные нормы так же важны, как правила дорожного движения для организации передвижения транспорта. Если водители не будут соблюдать основные правила, например будут ехать по встречной полосе или сядут за руль в состоянии алкогольного опьянения, то движение по дорогам станет невозможным или чрезвычайно опасным.

Система социальных норм

В жизни каждого человека постоянно возникают ситуации, когда нужно определить свою линию поведения на работе, дома, в семье, общественных местах и т. д. Ответ на вопрос о допустимом, желательном или должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем с помощью сложившихся в обществе социальных норм.

Система социальных норм — часть системы нормативного регулирования, так как в обществе действуют два вида норм:

технические (в широком смысле);

социальные.

Технические нормы используются для регулирования поведения человека в его отношениях с природой и техникой.

Технические нормы указывают на то, как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, реагировать на воздействие сил природы. Пренебрежение техническими нормами может привести к тяжелым последствиям. Технические нормы непосредственно связаны с уровнем развития производительных сил.

Современную систему технических норм составляют технологические правила, правила техники безопасности, пользования современными приборами и машинами, санитарии и гигиены, грамматики, педагогики, профессиональной деятельности. Словом, везде, где человек действует и создает какие-либо материальные и духовные блага, он должен знать и творчески применять соответствующие технические правила. Не составляет исключения профессиональная работа юриста, который должен в совершенстве владеть правилами подготовки юридических документов, современными методами учета, хранения и поиска правовой информации, приемами риторики, логики, грамматики, поиска и анализа доказательств.

Становится очевидным, что технические нормы — это разработанные на основе знания канонов техники и технологии правила работы с техническими и природными объектами.

Социальные нормы

Столь же важно в современном мире соблюдение социальных норм, которые регулируют отношения, возникающие в процессе осуществления экономических, политических, социально-культурных задач, стоящих перед обществом, государством и отдельной личностью.

Социальные нормы - это такие регуляторы, которые устанавливают конкретные, четкие рамки для поведения участников общественных отношений, содержат одинаковый масштаб (меру) повеления (норму).

Социальные нормы характеризуются неперсонифицированностью адресатов (относятся к тем, кого это касается), обязательностью исполнения и повторяемостью действия, наличием санкций за нарушение правил поведения. Их регулирующее воздействие направлено на то, чтобы добиться необходимого (установленного) состояния общественных отношений, в том числе, если это надо, с помощью механизма социального принуждения.

Социальные нормы обусловлены уровнем развития общества, и сферой их действия являются общественные отношения. Определяя должное либо возможное повеление человека, они создаются коллективами людей.

Следовательно, социальные нормы — это правила, регулирующие поведение людей и деятельность создаваемых ими организаций в отношениях друг с другом.

Социальные нормы характеризуются тем, что они являются:

правилами повеления людей, указывая на то, какими должны быть их поступки;

правилами поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил);

не только общими, но и обязательными правилами поведения людей в обществе, которые обеспечены для этого принудительными мерами воздействия.

Благодаря названным свойствах социальные нормы способны оказывать регулирующее воздействие на общественные отношения и сознание их участников.

Виды социальных норм

Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются но двум основным критериям:

способу их формирования (создания);

способу обеспечения их действия (охраны, защиты).

В соответствии с этими критериями различают следующие виды социальных норм.

Нормы морали (нравственности, этики) — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются от нарушения силой общественного мнения или внутренним убеждением.

Нормы обычаев - правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократного повторения в течение исторически длительного периода времени и вошедшие в привычку людей; они охраняются от нарушения естественной внутренней потребностью людей и силой общественного мнения.

Религиозные нормы - правила поведения, которые установлены различными вероучениями, используются при совершении религиозных обрядов и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными канонами этих религий.

Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) — правила поведения, которые устанавливаются такими организациями и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными уставами этих организаций.

Нормы права — правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

Отличительными чертами права как социального регулятора являются его формальный характер, т. е. его внешнее выражение в нормативных правовых актах, системность или четкая взаимосвязь правовых норм, общеобязательность предписаний, обеспеченность государственным принуждением в случае посягательства на нормы нрава.

Деление социальных норм возможно и по содержанию. По этому признаку выделяются экономические, политические, экологические, трудовые, семейные и иные нормы. Социальные нормы в их совокупности называются правилами человеческого общежития.

http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnye-normy.html

 

 

Социальная мобильность — это возможность смены социального слоя. Понятие социальной мобильности близко по значению к понятию социального лифта или карьеры.

 

Содержание [убрать]

1 Научное определение

2 Горизонтальная мобильность

3 Вертикальная мобильность

3.1 Социальный лифт

4 Поколенная мобильность

5 Теория социальной мобильности Питирима Александровича Сорокина

5.1 Групповая мобильность

5.2 Подвижные и неподвижные типы обществ.

5.3 Тестирование «ситом»

5.4 К чему приводит перепроизводство или недопроизводство элиты?

5.5 Список лифтов социальной мобильности

6 См. также

7 Примечания

8 Литература

9 Ссылки

Научное определение[править | править вики-текст]

Социальная мобильность — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.

 

Горизонтальная мобильность[править | править вики-текст]

Горизонтальная мобильность — переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: переход в другую религиозную общину, смена гражданства). Различают индивидуальную мобильность — перемещение одного человека независимо от других, и групповую — перемещение происходит коллективно. Кроме того, выделяют географическую мобильность — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции — перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).

 

Вертикальная мобильность[править | править вики-текст]

Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

 

Восходящая мобильность — социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).

Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Социальный лифт[править | править вики-текст]

Социальный лифт — понятие, похожее на вертикальную мобильность, но чаще употребляемое в современном контексте обсуждения теории элит в качестве одного из средств ротации правящей элиты или же в более широком контексте смена позиции в социальной иерархии, а не в служебной.[1]

 

Поколенная мобильность[править | править вики-текст]

Межпоколенная мобильность — сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).

 

Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) — изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые люди более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

 

Теория социальной мобильности Питирима Александровича Сорокина[править | править вики-текст]

Групповая мобильность[править | править вики-текст]

Делать карьеру можно в одиночку или группой. Существует индивидуальная и групповая мобильность. Когда действуют коллективные (кастовые, сословные, расовые и т. п.) привилегии или ограничения на мобильность, тогда представители низших групп могут попробовать устроить бунт, чтобы добиться отмены этих ограничений и всей своей группой подняться вверх по ступеням социальной лестницы. Примеры групповой мобильности:

 

В Древней Индии варна брахманов (священников) добилась превосходства над варной кшатриев (воинов). Это пример коллективного восхождения.

Большевики до октябрьской революции были незначимы, после неё они все вместе поднялись до статуса, который раньше занимала царская аристократия. Это пример коллективного восхождения.

Социальный статус Римского Папы и епископов за последние три столетия понизился. Это пример коллективного нисхождения.

Подвижные и неподвижные типы обществ.[править | править вики-текст]

В подвижном типе общества степень вертикальной мобильности очень велика, а в неподвижном типе общества очень мала. Пример второго рода — кастовый строй в Индии, хотя степень вертикальной мобильности никогда не равна 0, даже в Древней Индии. Степень вертикальной мобильности должна быть ограничена. На каждом «этаже» должно существовать «сито», просеивающее индивидов, иначе на руководящих постах могут оказаться непригодные для этой роли люди, и всё общество может из-за этого погибнуть во время войны или в результате отсутствия реформ. Степень вертикальной мобильности можно измерить, например, по доле «выскочек» среди правителей и высших чиновников, вычисленной в процентах. Эти «выскочки» начали свою карьеру из среды бедняков и закончили правителями. Сорокин показал различие между странами по степени вертикальной мобильности:

 

Западная Римская империя − 45,6 %

Восточная Римская империя − 27,7 %

Россия до Октябрьской революции − 5,5 %

Франция − 3,9 %

Англия − 5 %

США − 48,3 %

Тестирование «ситом»[править | править вики-текст]

В любом обществе есть много желающих продвижения наверх, но достичь этой цели удаётся немногим, так как этому препятствуют «сита» на каждом этаже социальной иерархии. Когда человек приходит устраиваться на работу, его оценивают по нескольким критериям:

 

Семейное происхождение. Хорошая семья способна дать своему ребёнку хорошую наследственность и хороший уровень образования. На практике этот критерий применялся в Спарте, Древнем Риме, Ассирии, Египте, Древней Индии и Китае, где сын наследовал статус и профессию отца. Современная семья нестабильна, поэтому, сегодня начинает складываться норма оценивать личность не по семейному происхождению, а по личным качествам. Ещё Пётр I в России ввёл табель о рангах, согласно которому продвижение по службе зависело не от «породы», а от личных заслуг.

Уровень образования. Функция школы состоит не только во «вливании» знаний, но и в том, чтобы при помощи экзаменов и наблюдений определить, кто талантлив, а кто нет, чтобы отсеять последних. Если школа тестирует интеллект учеников, то церковь — моральные качества. Еретиков и язычников не допускали до ответственных постов.

Профессиональные организации перепроверяют соответствие способностей человека записи в дипломе об образовании, они тестируют специфические качества людей: голос для певца, силу для борца и т. д. На работе каждый день и каждый час становятся для человека экзаменом на профессиональную пригодность. Этот тест можно считать окончательным.

 

К чему приводит перепроизводство или недопроизводство элиты?[править | править вики-текст]

Существует оптимальное соотношение между количеством людей в элите и всего населения. Перепроизводство количества людей в элите приводит к гражданской войне или революции. Например, султан в Турции имел большой гарем и много сыновей, которые безжалостно начинали уничтожать друг друга после смерти султана в борьбе за престол. Перепроизводство элиты в современном обществе приводит к тому, что неудачники из элиты начинают организовывать подпольные организации с целью организовать вооружённый захват власти.

 

Недопроизводство элиты из-за низкой рождаемости среди высших слоёв приводит к необходимости отдать часть элитарных позиций людям, не прошедшим селекцию. Это вызывает социальную нестабильность и глубокие противоречия внутри элиты между «вырожденцами» и «выскочками». Слишком строгий контроль при отборе элиты часто приводит к полной остановке «лифтов», к вырождению элиты и к «подрывной» деятельности низко стоящих правителей по призванию, которые не могут сделать легальную карьеру и стремятся физически уничтожить «вырожденцев» и занять их элитарные позиции.

 

Список лифтов социальной мобильности[править | править вики-текст]

Выбор лифта социальной мобильности имеет большое значение при выборе профессии и при подборе персонала. Сорокин назвал восемь лифтов вертикальной мобильности, по которым люди перемещаются вверх или вниз по ступеням социальной лестницы в процессе своей персональной карьеры:

 

Армия. 36 римских императоров (Юлий Цезарь, Октавиан Август и др.) из 92 достигли своего положения благодаря службе в армии. 12 византийских императоров из 65 достигли своего статуса по той же причине.

Религиозные организации. Значение этого лифта достигло апогея в Средние века, когда епископ был одновременно лендлордом, когда Римский Папа мог отправлять в отставку королей и императоров, например, Григорий VII (папа римский) в 1077 г. низложил, унизил и отлучил от церкви императора Священной Римской империи Генриха IV. Из 144 римских пап 28 были простого происхождения, 27 вышли из средних классов. Институт целибата запрещал католическим священникам жениться и иметь детей, поэтому после их смерти освободившиеся позиции занимали новые люди, что препятствовало образованию потомственной олигархии и ускоряло процесс вертикальной мобильности. Пророк Мухаммед сначала был простым купцом, а затем стал правителем Аравии.

Школа и научные организации. В древнем Китае школа была главным лифтом в обществе. По рекомендациям Конфуция была построена система образовательной селекции (отбора). Школы были открыты для всех классов, лучших учеников переводили в высшие школы, а затем в университеты, оттуда лучшие ученики попадали в правительство и на высшие государственные и военные посты. Наследственная аристократия отсутствовала. Правительство мандаринов в Китае было правительством интеллектуалов, которые умели писать литературные сочинения, но не разбирались в бизнесе и не умели воевать, поэтому Китай не один раз становился лёгкой добычей для кочевников (монголов и маньчжуров) и европейских колонизаторов. В современном обществе главными лифтами должны быть бизнес и политика. Школьный лифт имел большое значение и в Турции при Сулеймане Великолепном (1522—1566 гг.) когда талантливых детей со всей страны отправляли в специальные школы, затем в корпус янычар, а затем — в гвардию и государственный аппарат. В древней Индии низшие касты не имели права на получение образования, то есть школьный лифт двигался только по верхним этажам. Сегодня в США нельзя занимать государственную должность без университетского диплома. Из 829 британских гениев 71 были сыновьями неквалифицированных рабочих. 4 % академиков России вышли из крестьян, например, Ломоносов.

Политический лифт, то есть правительственные группы и партии.

Искусство. Среди самых известных литераторов Франции 13 % были из рабочей среды.

Пресса, телевидение, радио. Газеты и телевидение могут обеспечить известность и продвижение.

Экономические организации. Накопление богатств — это самый надёжный путь наверх в условиях соблюдения законности, в условиях социальных катаклизмов богатство можно легко отобрать. Нищий аристократ не способен сохранить социальный престиж. В Древнем Риме огромным влиянием пользовались такие богатые предприимчивые рабы, как Тримальхион, Палладий, Нарцисс. Царь Нумидии Югурта путём подкупа должностных лиц Рима добивался поддержки Рима в своей борьбе за престол в конце 2 в. до н. э. Изгнанный, в конце концов, из Рима, он называл «вечный» город продажным городом. Р. Греттон писал о восхождении английской буржуазии: «Пока аристократия и земельное дворянство в 15 в. уничтожали и разоряли друг друга, средний класс шёл в гору, накапливая богатства. В результате нация однажды проснулась, узрев новых хозяев». Средний класс за деньги покупал все желаемые титулы и привилегии.

Семья и брак. По древнеримскому закону если свободная женщина выходила замуж за раба, то её дети становились рабами, сын рабыни и свободного человека становился рабом. Сегодня существует «притяжение» богатых невест и бедных аристократов, когда в случае брака оба партнёра получают взаимную выгоду: невеста получает титул, а жених — богатство.

См. также[править | править вики-текст]

Принцип Питера

Примечания[править | править вики-текст]

↑ http://www.sigma-econ.ru/.files/5401/ElSpero.pdf

Литература[править | править вики-текст]

Питирим Сорокин Человек. Цивилизация. Общество. М. 1992. Социальная стратификация и мобильность.

Социальная мобильность — статья из Новейшего философского словаря

Sоrоkin Р. Α. Social and cultural mobility. — N. Y. — L., 1927.

Glass D. V. Social mobility in Britain. — L., 1967.

 

Какой статус относится к предписанному статусу?

Татьяна Ученик (130), Вопрос на голоcовании 1 год назад

 Нравится

ГОЛОСОВАНИЕ ЗА ЛУЧШИЙ ОТВЕТ

Арина Профи (825) 1 год назад

статус принца, например

2/2

 Нравится Пожаловаться

Незнайка-Ю Мудрец (11301) 1 год назад

СТАТУС ПРЕДПИСАННЫЙ

 - статус, получаемый на основе принадлежности к соц. группе и определяющийся не индивидуальными способностями, умениями, квалификацией и достоинствами индивида или группы, а статусом, унаследованным от родителей.

 

Дворянин например

0/2

 Нравится Пожаловаться

Ни один из ответов не является правильным0/2

ПОХОЖИЕ ВОПРОСЫ

Какой статус относят к предписанному статусу? 1) француз 2) студент 3) мужчина 4) депутат

Оля Валешина в «Общество»,1 год назад• 1 ответ

к какому статусу относятся пол, национальность, раса???

Zhanara Omarova в «Общество»,2 года назад• 2 ответа

помогите найти ответы на вопросы((

sonya kordzaya в «Прочие социальные темы»,3 года назад• 2 ответа

Помогите с обществом! Умоляю.

 

 

Скажите предписанный статус. а) олимпийский чемпион; б) мужчина; в) безработный; г) ученый.

ERICA Знаток (327), Вопрос закрыт 3 года назад

Дополнен 4 года назад

я тоже думала, что ответ МУЖЧИНА, НО НАШЛА ВОТ ЭТО-----

 

Естественный статус – это статус, который опирается на относительно постоянный, как правило, биологический признак человека (например, статус «мужчины»). Ему противопоставляются профессионально-правовые статусы, то есть собственно-социальные статусы, которые существуют только в виде соглашения, как конвенции, и не имеют какого-то «измеримого» биологического и, шире, природного основания.

 

И КАК БЫТЬ?

 Нравится

ЛУЧШИЙ ОТВЕТ

Иноходец Оракул (78314) 4 года назад

Предписанный статус личности - статус, определенный обществом независимо от усилий и заслуг личности. Предписанный статус обусловливается происхождением, местом рождения т. д.

Очевидно, что олимпийский чемпион, безработный, ученый - это статусы, приобретаемые в результате неких усилий (действий) самой личности.

А вот мужчина - это статус, приобретенный опосредованно, без усилий самой личности. Он и является предписанным статусом.

 1 Нравится Пожаловаться

Поиск по другим вопросам.

 

 

Унитарное государство — это форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве одноуровневая система государственной власти и одноуровневая система законодательства.

 

Признаки унитарного государства:Править

1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;

 

2. Единые для всей страны высшие органы власти;

 

3. Единая система законодательства;

 

4. Единое гражданство;

 

5. Единая денежная единица;

 

6. Единый государственный язык;

 

7. Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом.

 

РЕКЛАМА

 

 

Виды унитарных государствПравить

1. централизованные: во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления (Туркменистан).

 

2. децентрализованные: местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни (Испания).

 

Иногда также выделяют:

 

• государства с одной автономией,

 

• государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))

 

• государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

 

Помогите пожалуйста, тест по обществознанию

Саша Варлаков Ученик (194), Вопрос закрыт 6 месяцев назад

10. А 24. Что относится к институтам политической системы?

1) политические организации, главной из которых является государство

2) совокупность отношений и форм взаимодействия между социальными группами и индивидами

3) нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества

4) совокупность различных по своему содержанию политических идей

 

11. А 26. Государство в отличие от политической партии

1) имеет сформулированные цели своей деятельности

2) является объединением людей

3) создает правовые нормы

4) является институтом подсистемы

 

12. А 29. Укажите форму правления, которая соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства

1) унитарное государство

2) президентская республика

3) парламентская республика

4) федеративное государство

 

13. А 33. Отличительной чертой демократического режима является (-ются)

1) наличие разветвленной системы законов

2) существование средств массовой информации

3) верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной

4) гарантии свободы средств массовой информации

 

1. А 4 Что является характерной чертой тоталитарного политического режима?

1) концентрация власти в руках выборных органов

2) наличие единой идеологии, насаждаемой государством

3) свободные от цензуры средства массовой информации

4) развитое гражданское общество

 

2. А 10.Верны ли следующие суждения о формах государства?

А. Термины «монархия» и «республика» обозначают формы государственного правления и характеризуют порядок устройства высших органов власти.

Б. Термины «федерация» и «конфедерация» обозначают формы политического режима и характеризуют степень политических прав и свобод граждан.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

 

3. А 8. К отличительным признакам правового государства относится

1) наличие армии и полиции

2) разделение и независимость ветвей власти

3) деятельность по поддержанию общественного порядка

4) суверенитет государства

 

4. А 13. Любую политическую партию характеризует

1) широкий круг сторонников

2) наличие в партийных рядах членов правительства

3) близость политических позиций

4) критика правительственного курса

 

5. А 14. Отличительным признаком тоталитарного режима является

1) монополия на власть одной политической партии

2) обязанность граждан подчиняться законам

3) невмешательство государства в дела гражданского общества

4) осуществление выборов в органы государственной власти на альтернативной основе

 

6. А 17. Любое государство характеризуется

1) верховенством права

2) наличием аппарата управления

3) политическим плюрализмом

4) соблюдением прав человека

 

7. А 20.Верховная власть в государстве N передается по наследству. Какая дополнительная позволит сделать вывод о том, что государство N является абсолютной монархией?

1) монарх утверждает главу кабинета министров

2) парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора

3) власть монарха не имеет законодательных ограничений

4) монарх является верховным главнокомандующим

 

8. А 21 Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Задачей любого современного государства является защита интересов страны на международной арене.

Б. Задачей любого современного государства является завоевание новых территорий и борьба за сферы влияния в мире.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждений

4) оба суждения не верны

 

9. А 23. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике – это

1) политический режим

2) форма правления

3) форма административного устройства

4) государственный суверенитет

 

10. А 25. В коммуникативную подсистему политической системы входят

1) политические организации и учреждения

2) отношения между государством и гражданином

3) нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества

4) политические идеи, взгляды, представлений

 Нравится


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow