Массовые движения в политической жизни: феминистское, пацифистские, антивоенные, экологические

В послевоенные годы почти во всех странах шел отток из традиционных политических партий и профсоюзов. Разочаровавшиеся члены этих организаций стремились обрести больше свободы, не хотели мириться с жесткими идеологическими установками. Особенно это было характерно для студенческой молодежи. Появилось множество различных групп, которые на добровольной основе объединялись в движения, не связанные ни строгой дисциплиной, ни общей идеологией. В условиях кризисных явлений в социально-экономической и политической сферах в 70-е годы возникли новые движения, охватившие людей различных социальных слоев, разных возрастов и политических взглядов.

Массовые общественные движения в 70 – 80-е годы имели различную направленность. Наиболее распространенными и оказавшими значительное влияние на общественно-политическую жизнь западного мира были экологические и антивоенные движения.

Представители экологического движения во многих странах активно выступают против сверхиндустриализации, нерациональной эксплуатации природных ресурсов. Особое внимание уделяется проблемам, связанным с опасностью перерастания экологического кризиса в экологическую катастрофу, которая может привести к гибели человеческой цивилизации. В связи с этим экологическое движение выступает за запрещение испытаний ядерного оружия, ограничение и прекращение военной деятельности, разоружение. Экологическое движение рассматривает разоружение и связанную с ним конверсию военного производства как важнейший потенциальный источник дополнительных ресурсов, материальных и интеллектуальных, для решения экологических проблем. Среди массовых общественных движений экологические течения являются наиболее организованными и развитыми в теоретическом и практическом планах. Они создали во многих странах свои политические партии «зеленых» и международные организации (Гринпис), единую фракцию в Европарламенте. Движение «зеленых» поддерживает активное сотрудничество в рамках ООН, многими неправительственными организациями.

Среди массовых движений в западных странах важное место занимает антивоенное движение. Еще в годы второй мировой войны оно консолидировалось на демократической антифашистской основе, ставшей в послевоенный период базой массового движения сторонников мира. На II Всемирном конгрессе в Варшаве (1950 г.) учреждается Всемирный Совет Мира (ВСМ), который организует кампанию по подписанию Стокгольмского воззвания, квалифицировавшего атомную войну как преступление против человечества. В середине 50-х годов в странах Запада широкое развитие получил антиядерный пацифизм.

Во второй половине 50-х годов во многих странах Запада создаются массовые антиядерные организации или их коалиции. В начале 70-х особый размах получило движение против войны во Вьетнаме. Во второй половине 70-х – начале 80-х годов участники антивоенного движения активно выступали против нейтронной бомбы, размещения американских и советских ракет средней дальности в Европе.

В 60–70-e годы усилилось женское движение. В русле молодежного бунта возникло неофиминистское движение, выступавшее с позиций новейших концепций «смешанного», а не «сексуально разделенного» общества, и «социального сознания полов», преодоления «насилия над женщиной». Представители женского движения в странах Запада активно выступают против монополии мужчин на власть в обществе, за равное представительство женщин во всех сферах деятельности и всех социальных институтах.

В последние десятилетия возросла гражданская активность женщин. Они все большее влияние оказывают на политику, избираются в парламенты многих стран, занимают высокие государственные посты. Повысился интерес женщин к глобальным проблемам современности. Женщины активно участвуют в антивоенном движении. Все это говорит о наметившейся тенденции возрастания роли женщин в жизни своих стран и превращении женского движения во влиятельную силу современной демократии.

На рубеже 60-х годов в США и других странах Запада возникло движение молодежного протеста (хиппи). Это движение возникло как реакция на специфические черты современного бюрократизма и тоталитаризма, на стремление поставить все сферы жизни индивидуума под бюрократический контроль, противоречие между демократической идеологией и тоталитарной практикой, все растущее обезличивание бюрократической структуры. Стиль и лозунги хиппи получили довольно широкое распространение в 70 – 80-е годы, оказав сильнейшее влияние на ценностный мир Запада. Многие идеалы контркультуры стали составной частью массового сознания. Поколение хипстеров пустило в оборот увлечение рок-музыкой, ставшей ныне существенным элементом традиционной культуры.

В ряде западных стран в 60 – 80-е годы получил развитие экстремизм, который традиционно делится на «левый» и «правый». Левые экстремисты апеллируют обычно к идеям марксизма-ленинизма и другим левым взглядам (анархизм, левый радикализм), объявляя себя наиболее последовательными борцами «за дело пролетариата», «трудящихся масс». Они критиковали капитализм за социальное неравенство, подавление личности, эксплуатацию. Социализм – за бюрократизацию, забвение принципов «классовой борьбы» («Фракция Красной Армии» в Германии, «Красные бригады» в Италии). Правые экстремисты обличают пороки буржуазного общества с крайне консервативных позиций за упадок нравов, наркоманию, эгоизм, потребительство и «массовую культуру», отсутствие «порядка», господство плутократии. И для правого, и для левого экстремизма характерен антикоммунизм («Итальянское социальное движение» в Италии, Республиканская и Национально-демократическая партии в Германии, различные праворадикальные и откровенно фашистские группы и партии в США). Часть «левых» экстремистских организаций находится на нелегальном положении, ведет партизанскую войну, совершает террористические акты. В 60–70-е годы в западном мире получили развитие и такие движения, как «Новые левые» и «Новые правые». Представители «Новых левых» (преимущественно студенческая молодежь и некоторая часть интеллигенции) отличались разной критикой всех современных ему форм социально-политического устройства и организации экономической жизни с позиций крайнего радикализма (включая терроризм) и анархизм. «Новые правые» (в основном, интеллигенция, технократы и некоторые другие привилегированные слои развитых западных стран) опирались на идеологию неоконсерватизма.

Современные массовые общественные движения являются важнейшей частью демократического процесса. Приоритетными для них являются идеи мира, демократии, социального прогресса, спасения человеческой цивилизации. Общественные движения в подавляющем большинстве являются сторонниками ненасильственных действий, считая, что гуманные цели не могут быть достигнуты негуманными средствами.

В 90-е годы ХХ в. в сознании широких народных масс получило развитие критическое отношение к современным процессам глобализации. В дальнейшем оно переросло в мощное сопротивление особенно экономической глобализации, выгоды от которой получают наиболее развитые страны Запада. Занимая передовые позиции в мировой экономике и новейших технологиях, они ограждают свои интересы, проводя политику двойных стандартов. В то же время экономические, социальные и другие издержки глобализации тяжелым бременем ложатся на слабые экономики развивающихся стран и на беднейшие социальные слои населения даже в развитых странах. В этих условиях новое социальное движение, направленное против политики глобализации, стали называть «антиглобалистским». Транснациональное по своим масштабам и характеру, оно включает представителей самых различных движений протеста, которых объединяет неприятие глубочайшего социально-экономического неравенства современного мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: